Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приемы логопедической работы 11





Приемы логопедической работы 11

нёбную занавеску», «удержи ее в таком положении», «опус­ти нёбную занавеску». Такую тренировку нёбной занавески вначале упражняю без голоса и только в дальнейшей логопе­дической работе использую этот навык с голосовыми упраж­нениями. Постепенно в эти упражнения вводятся паузы на удержание нёбной занавески.

Схематически это можно отобразить так.

А. 1) Подними нёбную занавеску.

2) Опусти н. з.

Б. 1) Подними и удержи н. з.

2) Опусти н. з.

Длительность удержания нёбной занавески постепенно увеличивается от 2 до 5 секунд.

Положение надутых щек перевожу постепенно в выдува­ние воздуха губами, как постепенный, замедленный выдох, а затем как прерывистое выдувание.

Схематически это задание можно изобразить так:

а) постепенный замедленный выдох:
()->... до полного выдоха.

б) прерывистое выдувание:

() —> () —> ... до полного выдоха

а) нёбная занавеска удерживается в продолжение всего времени до полного выдоха, б) нёбная занавеска удержива­ется в продолжение всего времени до полного выдоха и при выдувании, и во время пауз.

Эти упражнения удобны для контроля при помощи зер­кала, никелированного шпателя или ватки, приставленных к носу, и могут быть включены в домашние задания для са­мостоятельной работы.

В дополнение к упражнениям нёбной занавески при раз­личных видах вдоха и выдоха провожу активную гимнасти­ку нёбной занавески и стенок глотки, начиная с произволь­ного покашливания. Оно производит сильные толчки нёбной занавески и включает в работу стенки глотки, развивает их подвижность и напряженность; кроме того, при сильных толчках происходит полный затвор между носом и полостью рта, с одной стороны, движением мягкого нёба, с другой — участием в этом акте стенок глотки. Эта смычка ощущается тактильно (приложением руки к гортани) и кинестетически самим ребенком. Произвольное покашливание тренируют от




12 А. Г. Ипполитова

2-3-кратного до возможно большего количества самих толч­ков на один выдох, чтобы ребенок использовал весь запас воздуха на упражнение, почти не прерывая смычки нёбной занавески с задней стенкой глотки. Это позволяет получить воздушный поток только через ротовую полость. Воздушный поток должен быть достаточно сильным. Его силу можно проверить при помощи ваты или бумажки. Для избежания смычки корня языка с нёбом вначале это упражнение про­изводится с высунутым языком.

Добившись значительного количества толчков за каждый выдох, перевожу непрерывное покашливание в прерывистое с произвольными паузами и с сохранением во время пауз смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Таким путем приучаю ребенка ощущать кинестетически смычку более дли­тельное время, направлять воздушную струю исключитель­но через рот, контролируя утечку воздуха через нос.

Все эти упражнения служат для понимания и ощущения работы нёбной занавески, для ее упражнения, готовят ее к активному участию в акте дыхания и одновременно слу­жат целям по развитию правильного пользования дыха­нием, так как основой речевого дыхания является ротовое дыхание с быстрым и глубоким вдохом и медленным, посте­пенным и дифференцированным выдохом.

Выработанный навык управления нёбной занавеской со­здает нужные предпосылки к воспитанию правильной речи у ринолаликов.

В легких случаях (при вялости нёбной занавески, при суб-мукозных щелях) такие упражнения полностью ликвидиру­ют гнусавый оттенок речи, логопедические же занятия про­должаются для закрепления новых условных связей в речи (если до занятий была только гнусавость без косноязычия). При наличии косноязычия они создают возможность пере­хода к постановке звуков речи родного языка, как и в случа­ях сложного косноязычия.

В тяжелых случаях одновременно проводится следующая гимнастика языка и губ.

Гимнастика языка: высовывание языка вперед «лопатой», «жалом»; оттягивание языка назад; движение кончика язы­ка вправо, влево, вверх, вниз; круговые движения языка по губам и за губами; прикосновение кончиком языка к верх-


Из опыта работы

С детьми-ринолаликами

В послеоперационный период

<...> При планировании работы мы учитывали не только то, что в процессе занятий улучшается подвижность мягко­го нёба, задней стенки глотки, сокращается расстояние меж­ду ними, но и то, что намного сократить это расстояние нам не удастся. Не приходится пока в этом вопросе рассчитывать на помощь хирургов, которые много сделали в ураностафи-лопластике, понимая, что главная их цель — создать усло­вия проведения коррекции речи, и в большинстве случаев добились положительных результатов. Вопрос о сужении носоглотки вставал в их практике, проводились операции, но они не дали положительных результатов. Следовательно, при проведении логопедических занятий мы должны были хорошо оценивать имеющиеся возможности ребенка и созда­вать наилучшие условия для коррекционной работы.

Прежде всего для коррекции речи необходимо было разра­батывать подвижность мягкого нёба и задней стенки глотки, чтобы расширить проход для речевой струи воздуха в ротовую полость. Но решение вопроса постановки голоса без гнусавого оттенка и вызывания звуков ставило перед нами задачу исполь­зования еще каких-то дополнительных возможностей артику­ляционного аппарата, чтобы еще более уменьшить проход воз­духа в нос и увеличить проход его через рот.

Это обеспечивалось, во-первых, правильным положени­ем языка (опущенная спинка и кончик языка, лежащий у зубов). Из литературы известно, что необходимость при­спосабливаться к порочным анатомическим условиям раз­вивает язык в мощности и объеме... Очень часто при этом язык смещается назад к задней стенке глотки, может быть, этим усиливая препятствия воздушному столбу. Вытягива­нием языка вперед мы уменьшаем объем корня и спинки языка и расширяем тем самым проход воздуха в рот. Этот прием хорошо разработан у А. Г. Ипполитовой.


Основные принципы

Логопедической работы

При открытой ринолалии

Принципы логопедической работы при открытой ринола­лии вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

1. В основу методики положен принцип использования
физиологического дыхания,
которое постепенно перевоспи­
тывается в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится
одновременно с формированием артикулем звуков речи.
Такая параллельность в формировании дыхания и артику­
лем
позволяет уже на первых занятиях получить правильные
звуки речи.

3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение зву-
копроизношения. В связи с этим в логопедической работе не­
обходимо формировать правильное произношение всех зву­
ков речи заново.
Некоторые звуки в речи могут показаться
правильными по звучанию, но это впечатление обманчиво, так
как общая напряженность мышц артикуляционного аппара­
та и неправильное положение языка не обеспечивают нор­
мальной артикуляции. Поэтому эти кажущиеся правильны­
ми звуки нельзя использовать в логопедических занятиях.

Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказать­ся от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

4. Последовательность работы над звуками при ринола­
лии определяется подготовленностью артикуляционной
базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие полноценных звуков одной группы является произ­водным базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки являются производными для других. Артикулемы имеющихся звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть использованы разные опорные звуки.


I. Анкетные данные

1.Фамилия, имя ребенка.

2. Возраст. Возраст ребенка необходимо знать для того,
чтобы правильно оценить уровень развития и рационально
планировать логопедическую работу.

3. Национальность. Обратить внимание на наличие или
отсутствие в семье двуязычия, т. к. последнее затрудняет
работу над речью.

4. Посещает или посещал ребенок дошкольное или школь­
ное учреждения.


II. Данные анамнеза

1.Жалобы больного или его родственников.

2. Наследственность (по прямой и косвенной линии). Нуж­
но выяснить, сколько детей в семье, есть ли у других детей
или у родителей патология губы и нёба; не встречался ли этот
дефект у других родственников обследуемого.

3. Как протекала беременность матери, особенно в первые
три месяца, чем болела мать во время беременности?

4. Как проходили роды (быстрые, затяжные), не родился
ли ребенок в асфиксии (если асфиксия имела место, то в те­
чение какого времени)?

5. Раннее общее развитие ребенка (когда начал держать
головку, сидеть, ползать, вставать, ходить).

6. Раннее речевое развитие (было ли гуление, лепет и ка­
кой в количественном и качественном отношении; когда по­
явились первые слова, фразы, звуки и какие в количествен­
ном и качественном плане). Речевая активность.

7. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство,
по поводу какого дефекта (расщелина губы, твердого нёба,
мягкого, односторонняя, центральная, субмукозная щель и
т. д.) и каковы результаты восстановительной хирургии?

8. Занимался ли с логопедом, где, когда, в течение какого
времени и были ли положительные результаты?

9. Отношения ребенка к своему дефекту (речи и внешнего
облика). Выяснение этого вопроса имеет очень большое зна­
чение, т. к. дети с нёбной патологией часто бывают крайне
травмированы дефектами своей речи и внешности, что отра­
жается на их характере, поведении, затрудняет логопедичес­
кое воздействие.

10. Отношение к ребенку в семье, в детском саду, в школе
и характер воспитания дома (необходимо выяснить, ограни­
чивали ли родители речевое общение ребенка или, наоборот,
стимулировали его. Многие родители считают, что не сле­
дует закреплять назализованную, малопонятную речь малы­
ша и стимулируют «язык жестов», стараются ограничить его


82 Т.Н. Воронцова

речевую практику, вплоть до хирургического вмешатель­ства).

III. Обследование педиатра

Взаключении педиатра должны быть указаны общее со­матическое состояние ребенка и противопоказания, если таковые имеются, к проведению логопедических занятий.

Приемы логопедической работы 11

нёбную занавеску», «удержи ее в таком положении», «опус­ти нёбную занавеску». Такую тренировку нёбной занавески вначале упражняю без голоса и только в дальнейшей логопе­дической работе использую этот навык с голосовыми упраж­нениями. Постепенно в эти упражнения вводятся паузы на удержание нёбной занавески.

Схематически это можно отобразить так.

А. 1) Подними нёбную занавеску.

2) Опусти н. з.

Б. 1) Подними и удержи н. з.

2) Опусти н. з.

Длительность удержания нёбной занавески постепенно увеличивается от 2 до 5 секунд.

Положение надутых щек перевожу постепенно в выдува­ние воздуха губами, как постепенный, замедленный выдох, а затем как прерывистое выдувание.

Схематически это задание можно изобразить так:

а) постепенный замедленный выдох:
()->... до полного выдоха.

б) прерывистое выдувание:

() —> () —> ... до полного выдоха

а) нёбная занавеска удерживается в продолжение всего времени до полного выдоха, б) нёбная занавеска удержива­ется в продолжение всего времени до полного выдоха и при выдувании, и во время пауз.

Эти упражнения удобны для контроля при помощи зер­кала, никелированного шпателя или ватки, приставленных к носу, и могут быть включены в домашние задания для са­мостоятельной работы.

В дополнение к упражнениям нёбной занавески при раз­личных видах вдоха и выдоха провожу активную гимнасти­ку нёбной занавески и стенок глотки, начиная с произволь­ного покашливания. Оно производит сильные толчки нёбной занавески и включает в работу стенки глотки, развивает их подвижность и напряженность; кроме того, при сильных толчках происходит полный затвор между носом и полостью рта, с одной стороны, движением мягкого нёба, с другой — участием в этом акте стенок глотки. Эта смычка ощущается тактильно (приложением руки к гортани) и кинестетически самим ребенком. Произвольное покашливание тренируют от


12 А. Г. Ипполитова

2-3-кратного до возможно большего количества самих толч­ков на один выдох, чтобы ребенок использовал весь запас воздуха на упражнение, почти не прерывая смычки нёбной занавески с задней стенкой глотки. Это позволяет получить воздушный поток только через ротовую полость. Воздушный поток должен быть достаточно сильным. Его силу можно проверить при помощи ваты или бумажки. Для избежания смычки корня языка с нёбом вначале это упражнение про­изводится с высунутым языком.

Добившись значительного количества толчков за каждый выдох, перевожу непрерывное покашливание в прерывистое с произвольными паузами и с сохранением во время пауз смычки мягкого нёба с задней стенкой глотки. Таким путем приучаю ребенка ощущать кинестетически смычку более дли­тельное время, направлять воздушную струю исключитель­но через рот, контролируя утечку воздуха через нос.

Все эти упражнения служат для понимания и ощущения работы нёбной занавески, для ее упражнения, готовят ее к активному участию в акте дыхания и одновременно слу­жат целям по развитию правильного пользования дыха­нием, так как основой речевого дыхания является ротовое дыхание с быстрым и глубоким вдохом и медленным, посте­пенным и дифференцированным выдохом.

Выработанный навык управления нёбной занавеской со­здает нужные предпосылки к воспитанию правильной речи у ринолаликов.

В легких случаях (при вялости нёбной занавески, при суб-мукозных щелях) такие упражнения полностью ликвидиру­ют гнусавый оттенок речи, логопедические же занятия про­должаются для закрепления новых условных связей в речи (если до занятий была только гнусавость без косноязычия). При наличии косноязычия они создают возможность пере­хода к постановке звуков речи родного языка, как и в случа­ях сложного косноязычия.

В тяжелых случаях одновременно проводится следующая гимнастика языка и губ.

Гимнастика языка: высовывание языка вперед «лопатой», «жалом»; оттягивание языка назад; движение кончика язы­ка вправо, влево, вверх, вниз; круговые движения языка по губам и за губами; прикосновение кончиком языка к верх-









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.