Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Работа над голосом и постановка звуков





С первых же занятий приступаю к работе над голосом и к постановке гласных звуков.

Начинаю с гласных звуков, артикуляция которых наи­более проста, а выход воздушной струи через рот не встре­чает препятствий в виде артикуляционных смычек или су­жений. Самыми простыми в артикуляционном отношении являются гласные А и Э. При звуке А язык находится в состоянии покоя, рот широко открыт, при звуке Э язык несколько поднимается в своей средней части, рот открыт и растянут. Эти два звука наиболее целесообразно взять в начале работы по постановке гласных звуков у ринола­ликов с последующим переходом к звукам О, Ы, У, И, Я, Е, Ё, Ю.

Первоначальная работа по постановке гласных звуков А, Э, О, Ы, У очень близка к покашливанию. Эти звуки ставят­ся при твердой атаке (звук дается отрывисто, коротко, чет­ко), с подачей воздушного толчка через рот, который прове­ряется колебаниями кусочка ваты перед ртом (гласный звук записывается ребенку в тетрадь заданий так: А<А<АХ и за­тем упражняется этот звук от двух-, трехкратного повторения

1 < Этот знак напоминает ребенку о необходимости подачи сильной голосовыдыхательной струи через рот.


14 А. Г. Ипполитова

до возможного количества повторений на один выдох. При за-падении корня языка назад упражнения проходят с высуну­тым языком, а после проведения этих упражнений язык при­нимает нормальное положение. Перед началом работы над гласным звуком предупреждаю ребенка, чтобы он раньше под­нял нёбную занавеску, а затем произносил звук (при записи это отмечаю черточкой вверху над буквой А (2). Кроме того, гласный звук упражняется с надуванием щек (~ А (3) и с выду­ванием воздуха ртом (~ А () —>4).

От непрерывного повторения звука в этих упражнениях перехожу к повторению его с паузами, во время которых нёбная занавеска удерживается беззвучно.



При упражнениях со звуками происходит развитие голо­са. Чтобы добиться хорошего звучания гласных звуков, а также понижения или повышения голоса, прибегаю к лич­ному примеру, обращаю внимание на то, как должен звучать голос и, таким образом, перевоспитываю резкое неестествен­ное его звучание у ринолаликов, а затем перехожу к плавно­му произнесению гласных звуков.

Как тренировочное упражнение в работе над голосом и над звуком воспитываю умение произносить звук на различной высоте, повышая и понижая голос. Каждый гласный звук упражняю в произнесении с повышением или с понижени­ем голоса в пределах музыкальной гаммы. ААА ААА ААА до ре ми фа соль ля си до

Хорошим и интересным упражнением для ребенка может служить: воспроизведение голосов Михаила Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки и девочки из сказки о «Трех медведях». Записывая в тетрадь задание* можно и буквы писать различной величины в соответствии с характеристи­кой действующего лица.

А Ааа


Приемы логопедической работы -| 5

Кроме указанных упражнений, ринолаликов необходимо учить петь и заставлять упражняться в пении. Пение с ними можно начинать в самом начале занятий, когда они только осваивают первые гласные звуки. Упражняя гласный звук в мелодии (напевая мелодию), ринолалик невольно прислуши­вается к своему голосу, стремится придать ему большую звон­кость, а, следовательно, и активизировать нёбную занавеску. На занятиях он часто отмечает сам, что сегодня он спел луч­ше, чем в прошлое занятие. Это развивает его внимание к соб­ственной речи, к голосу. Постепенно приучаю ринолалика к оценке выполненного задания не только при зрительном кон­троле, но и на слух. Я прошу его послушать, как он сказал, спрашиваю, с чем он должен еще бороться, чтобы речь его ста­ла лучше. Такое слуховое восприятие собственной речи про­вожу в продолжение длительного времени, пока ринолалик научится себя слышать и таким образом контролировать.

Вся работа с ринолаликом проводится перед зеркалом. Перед зеркалом отмечаются излишние движения лицевых мышц, и ринолалик следит, чтобы эти излишние движения снимались, и не допускает их при выработке новых речевых навыков.

Проверку голосовыдыхательной струи провожу при помо­щи никелированного шпателя, приставляя его к носу и обра­щая внимание ребенка на появление налета на плоскости шпателя как на признак неправильного направления воздуш­ной струи через нос. Контроль через шпатель очевиден и доступен для пользования в самостоятельной работе ребен­ка. Такой контроль мною проводится почти непрерывно в течение всех занятий с ринолаликом и даже при переходе к чтению стихов и т. п. Я держу шпатель у носа в продол­жение чтения всего стихотворения, ребенок должен в это время пользоваться только ротовым дыханием, то есть по­явления налета на шпателе быть не должно (носовые зву­ки мин в общем потоке речи мгновенны и следа почти не оставляют). Шпатель в работе с ринолаликом очень скоро превращается в условный раздражитель, достаточно бы­вает его взять в руки, как ребенок уже начинает лучше держать нёбную занавеску.

В случае поверхностного дыхания проверка глубокой по­дачи воздушной струи для образования голоса (на основе


16 А. Г. Ипполитова

диафрагмального дыхания) контролируется нажимом руки в области диафрагмы, а в практической работе часто напо­минает ребенку, чтобы подача звука была из глубины, то есть при диафрагмальном дыхании.

В процессе подготовительных упражнений, при надува­нии щек уже появляется возможность к постановке соглас­ных звуков, а именно к постановке звука ф. После предва­рительной установки правильной артикуляции при подаче воздушной струи получается согласный звук ф. Озвончив ф, получаю звук в.

Звук ф часто появляется без утечки воздуха через нос даже раньше гласных звуков. Включая в работу гласные звуки с согласным звуком, мы легче получаем их без носового зву­чания. Например, в упражнении одних гласных а, э, и, у утеч­ка через нос еще отмечается на шпателе, а в упражнениях аф, эф, оф, афа, афэ и т. д. нет никакой утечки.

Это наблюдение в работе с ринолаликами позволило мне раньше начинать работу по постановке согласных звуков, а следовательно, быстрее накапливать активный словарь у ринолалика для речевого общения, что укорачивает сроки автоматизации речи ринолалика.

Порядок постановки согласных звуков мною берется не­сколько иной, чем у других авторов.

Е. Ф. Pay рекомендует следующий порядок постановки согласных звуков: п, б, м, т, д, н, ф, л, к, г, с, з, х т. д.

М. Е. Хватцев: n, m, к, л, б, д, г, с, з,ш,ж т. д.

3. Г. Нелюбова: п, б, ф, в, т, д, л, к, г, с,з, х т. д.

Я считаю более целесообразным постановку согласных звуков в следующей последовательности: ф, в, с, з, п, б, т, д, к, г, л, ш, ж, ц, ч, щ, х, р.

В то время как Е. Ф. Pay, 3. Г. Нелюбова и М. Е. Хват­цев начинают постановку согласных звуков со смычных (я, б) и переднеязычных (д) я считаю, что на основании всего подготовительного периода, указанного мною выше, легче и эффективнее начинать работу со щелевых соглас­ных (ф и в).

Мой метод работы с ринолаликами, при котором я доби­ваюсь управления нёбной занавеской и опираюсь на упраж­нение выдувания воздушной струи при раздутых щеках, позволяет вести занятия с ринолаликом при меньшем голосо-









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.