|
Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период 37Во-вторых, есть еще одно немаловажное обстоятельство, соблюдение которого помогало нам сделать внутренний проход в ротовую полость шире, чем в носовую. Большинство детей-ринолаликов говорят сквозь зубы, почти не открывая рта. В своей работе мы требовали от детей, чтобы они широко открывали рот на всех гласных звуках, особенно при произношении звуков у, и, утрируя опускание нижней челюсти, так как это наиболее трудные звуки. Утрированное, четкое раскрытие рта давало нам более широкий проход воздуха в рот и более четкое сужение глотки. Известно, что в речи полость рта и полость глотки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем шире ротовая полость при произнесении звука, тем уже глотка. Следовательно, хорошую речевую воздушную струю обеспечивало напряжение мягкого неба и задней стенки глотки, опущенная спинка языка и широко открытый рот. Нашей задачей было спрограммировать действия учеников, научить ребят тому, что помогает создать условия для получения хорошего речевого выдоха. Обучение и обыгрывание этих условий в разных группах детей проводилось по-разному, но четкое и последовательное требование соблюдения их было одинаковым и обязательным во всех группах. Постепенно ребенок сам начинал понимать, что ему легче говорить, придерживаясь этих правил, и начинал их вводить в самостоятельную речь. При соблюдении всех этих правил мы постоянно контролировали направление воздушной струи в рот. Нашим контролером-помощником в этих упражнениях служил маленький кусочек ваты, который при произнесении любого звука наш пациент пытался сдуть. Кусочек ваты использовался на всех занятиях, от первого до последнего, и с каждым разом при тщательном соблюдении необходимых условий воздушная речевая струя становилась все лучше и лучше. Как уже было ранее сказано, в своей работе с детьми-ринолаликами мы придерживались принципа одновременной отработки дыхания, голоса и артикуляций. Отработку дыхания проводили не на упражнениях-играх по сдуванию бумажек, надуванию игрушек и т. д., а на речевой гимнастике по вызыванию звуков. Упражнения-игры на развитие дыхания не требуют особых знаний со стороны проводящего их, 38 И. И. Сереброва они не программируют поведение ребенка, а всецело построены на эмоциональном интересе и служат теми упражнениями, которые мы поручаем родителям, воспитателям до начала коррекционной работы или во время ее. На занятиях старались учить детей соблюдать те условия, при которых получается хорошая воздушная речевая струя, и с первых упражнений ребята должны были напрягать мягкое небо, держать кончик языка у зубов, широко открывать рот и воздушной струей сдувать ватку. Одновременно с тренировкой речевого дыхания проводилась работа над голосом. Чем лучше было поставлено речевое дыхание, тем чище становился голос. Несколько слов об артикуляционных упражнениях. В большинстве своем дети-ринолалики не нуждаются в глобальном развитии мышц языка, так как обследования показали, что движения языка у них свободные. Однако в силу условий язык был лишен возможности развить тонкие дифференцированные движения для речи. Таким образом, если при обследовании артикуляционного аппарата не отмечалось наличие парезов, мы не делали упражнений для развития подвижности языка, а ежедневно проводили речевую зарядку (вызывание звуков), при которой необходимо наличие правильного речевого выдоха и голоса. Вызывание звуков проводилось по схеме А. Г. Ипполито-вой. Это позволило нам, во-первых, ежедневно проводить речевую зарядку. Во-вторых, дало возможность индивидуально подходить к каждому ребенку. Если при обследовании речи было отмечено, что фонематический слух ребенка не нарушен, то вызывали все звуки речи, при этом особенно заостряли внимание на тех звуках, которые хорошо получились в изолированном положении, и начинали их отрабатывать в слогах, словах, текстах. За время автоматизации ранее вызванного звука в речевой зарядке появлялись другие чистые звуки, которые включались в отработку. В-третьих, некоторые звуки, вызванные в речевой зарядке по схеме, часто не требовали особенной работы по автоматизации, а самостоятельно вводились в речь. По нашим наблюдениям, это относится особенно к звукам л, ч. Вызывание звука по схеме совсем не предполагало только индивидуальную работу. Наоборот, мы предпочитали ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|