Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период 37





Во-вторых, есть еще одно немаловажное обстоятельство, соблюдение которого помогало нам сделать внутренний про­ход в ротовую полость шире, чем в носовую. Большинство детей-ринолаликов говорят сквозь зубы, почти не открывая рта. В своей работе мы требовали от детей, чтобы они широ­ко открывали рот на всех гласных звуках, особенно при про­изношении звуков у, и, утрируя опускание нижней челюс­ти, так как это наиболее трудные звуки. Утрированное, четкое раскрытие рта давало нам более широкий проход воз­духа в рот и более четкое сужение глотки. Известно, что в речи полость рта и полость глотки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем шире ротовая полость при произнесении звука, тем уже глотка.

Следовательно, хорошую речевую воздушную струю обес­печивало напряжение мягкого неба и задней стенки глотки, опущенная спинка языка и широко открытый рот. Нашей задачей было спрограммировать действия учеников, научить ребят тому, что помогает создать условия для получения хо­рошего речевого выдоха. Обучение и обыгрывание этих ус­ловий в разных группах детей проводилось по-разному, но четкое и последовательное требование соблюдения их было одинаковым и обязательным во всех группах. Постепенно ребенок сам начинал понимать, что ему легче говорить, при­держиваясь этих правил, и начинал их вводить в самостоя­тельную речь.

При соблюдении всех этих правил мы постоянно контро­лировали направление воздушной струи в рот. Нашим конт­ролером-помощником в этих упражнениях служил малень­кий кусочек ваты, который при произнесении любого звука наш пациент пытался сдуть. Кусочек ваты использовался на всех занятиях, от первого до последнего, и с каждым разом при тщательном соблюдении необходимых условий воздуш­ная речевая струя становилась все лучше и лучше.



Как уже было ранее сказано, в своей работе с детьми-ри­нолаликами мы придерживались принципа одновременной отработки дыхания, голоса и артикуляций. Отработку ды­хания проводили не на упражнениях-играх по сдуванию бу­мажек, надуванию игрушек и т. д., а на речевой гимнастике по вызыванию звуков. Упражнения-игры на развитие дыха­ния не требуют особых знаний со стороны проводящего их,


38 И. И. Сереброва

они не программируют поведение ребенка, а всецело пост­роены на эмоциональном интересе и служат теми упражне­ниями, которые мы поручаем родителям, воспитателям до начала коррекционной работы или во время ее. На занятиях старались учить детей соблюдать те условия, при которых получается хорошая воздушная речевая струя, и с первых упражнений ребята должны были напрягать мягкое небо, держать кончик языка у зубов, широко открывать рот и воз­душной струей сдувать ватку. Одновременно с тренировкой речевого дыхания проводилась работа над голосом. Чем луч­ше было поставлено речевое дыхание, тем чище становился голос.

Несколько слов об артикуляционных упражнениях. В боль­шинстве своем дети-ринолалики не нуждаются в глобальном развитии мышц языка, так как обследования показали, что движения языка у них свободные. Однако в силу условий язык был лишен возможности развить тонкие дифференци­рованные движения для речи. Таким образом, если при об­следовании артикуляционного аппарата не отмечалось на­личие парезов, мы не делали упражнений для развития подвижности языка, а ежедневно проводили речевую заряд­ку (вызывание звуков), при которой необходимо наличие правильного речевого выдоха и голоса.

Вызывание звуков проводилось по схеме А. Г. Ипполито-вой. Это позволило нам, во-первых, ежедневно проводить ре­чевую зарядку. Во-вторых, дало возможность индивидуаль­но подходить к каждому ребенку. Если при обследовании речи было отмечено, что фонематический слух ребенка не нарушен, то вызывали все звуки речи, при этом особенно заостряли вни­мание на тех звуках, которые хорошо получились в изолиро­ванном положении, и начинали их отрабатывать в слогах, словах, текстах. За время автоматизации ранее вызванного звука в речевой зарядке появлялись другие чистые звуки, которые включались в отработку. В-третьих, некоторые зву­ки, вызванные в речевой зарядке по схеме, часто не требова­ли особенной работы по автоматизации, а самостоятельно вво­дились в речь. По нашим наблюдениям, это относится особенно к звукам л, ч.

Вызывание звука по схеме совсем не предполагало толь­ко индивидуальную работу. Наоборот, мы предпочитали









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.