Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 45





Во время таких упражнений необходимо приучать ребен­ка к ощущению проходящей по слизистым оболочкам рото­вой и глоточной полости направленной струи воздуха во вре­мя вдоха и выдоха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха конт­ролируется движением ватки, положенной на гладкую по­верхность бумаги или ладони, поднесенной ко рту при вы­дохе, чтобы ребенок мог видеть направление ее движения и корригировать это направление в соответствии с указания­ми логопеда. Такой выдох, ни в коем случае не отождеств­ляемый с выдуванием, формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

Мы не считаем нужным проводить какие-либо специаль­ные упражнения по развитию дыхания (сдувание ватки, на­дувание мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применя­емые в логопедической практике, так как все виды такого дыхания к речи отношения не имеют. Кроме того, эти уп­ражнения часто выполняются ребенком с напряжением, ко­торое для речи вредно, так как оно может иррадировать на весь мышечный комплекс речевого аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направле­нии речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдохе.

Для организации правильного ротового выдоха необходи­мо изменить положение языка в полости рта.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ре­бенка сразу же обращается на положение органов артикуля­ции: при ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов, рот открывать как при позевывании. При этом корень языка должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к нижним резцам недостаточно снижает ко­рень языка, можно временно допустить высовывание языка между зубами или нажать на корень языка шпателем (после­дний применяется в крайнем случае).



Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии и во всей речи.

Б. Развитие орального праксиса.Параллельно с работой по развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика


46 Л. Г. Ипполитова

артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и со­гласных звуков (II этап работы).

На четкость речи в большой мере влияет характер произ­ношения гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Особое внимание уделяется положению кончика языка, ко­торый на первых порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке артикул ем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить объем ротовой полости и тем са­мым обеспечить возможности для прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности, естествен­ным путем приведет язык к правильному положению для каждого отдельного звука. Гимнастика начинается с изуче­ния артикуляции гласных звуков.

В подготовительном периоде главная задача состоит в организации ротового выдоха, поэтому все артикуляцион­ные упражнения осуществляются без включения голоса. Ребенок еще не знает, что выполняемые им упражнения яв­ляются артикулемами гласных звуков. В это время логопе­ду представляется возможность уточнять и улучшать уклад артикулем. Формируемые артикуляции запоминаются ри-нолаликом кинестетически, устанавливаются условнореф-лекторные связи между артикулемой и ее рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепотом звук, ориенти­руясь на рисунок. Объяснения логопеда знакомят ребенка с точным положением органов произношения, с направле­нием воздушной струи через рот.

При формировании артикулем следует обращать внима­ние на выполнение упражнений без напряжения и предуп­реждать появление синкинезий лицевых и мимических мышц.

При развитии орального праксиса нужно предусмотреть некоторые специфические пути воздействия, которые ока­зываются необходимыми особенно в случаях комбиноза ринолалии с другими речевыми нарушениями.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает применение дополнительных артикуляционных упражнений (не создающих непосредственно артикулем ре-









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.