Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Различные классификации местоимений





МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение как часть речи

Термин «местоимение» произошел от лат. pronomen, что означает «вместо имени». Сам термин «местоимение» указывает на то, что слова этого типа употребляются вместо имён, т.е. вместо имён существительных, прилагательных, числительных и наречий.

Но содержание местоимений значительно шире их замести­тельной функции. Об этом еще в конце XIXв. писал российский филолог, востоковед и русист Г. П. Павский: «Местоиме­ния не заменяют имён, а служат только указанием на них или напомина­нием об них, вовсе не выражая качества, вида, числа вещей... только намекают на них».

Проблема выделения местоимений как особой части речи представляет собой одну из наиболее сложных проблем русской грамматики. По вопросу о положении местоимений в системе частей речи современного русского языка существуют две противоположные точки зрения: одни учё­ные считают местоимения частью речи (А.X. Востоков, А.Н. Гвоздев и др.), другие отказывают в самостоятельности и распределя­ют по знаменательным частям речи (А.А. Потебня, А.М. Пешковски;, В.Н. Мигирин и др.).

Автор Учебное пособие Определение Составные части
Е.И.Диброва   А. Н. Тихонов   Под ред. Н. Ю. Шведовой «Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц»   «Современный русский язык»     «Русская грамматика» Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки предметов, на количество предметов, на признаки признаков и действий, но не называет их. Местоимения - склоняемые именные слова, которые не назы-вают предметов, их признаков и количеств, а только указы-вают на них. Местоимения - широкий круг слов, объединённых общей указательной функцией или её разновидностью - функцией заместительной  

Задание:

1)Выделите составные части определений и заполните четвёртую часть таблицы.

2) Сравните определения, выявите общее и различное и создайте своё определение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различные классификации местоимений

 

Традиционная классификация местоимений - по значению и грамматическим особенностям (в большинстве учебных пособий и в школьных учебниках) По функцио-нальному прин-ципу (широкое понимание мест.: по соот-ношению с другими час-тями речи) (В.В.Бабайце-ва) По изменяемости   По значению (по семантичес-ким качествам и грамматичес- ким свойствам)  
1. Личные 2.Возвратные 3.Вопросительные 4.Относительные 5.Неопределённые 6.Отрицательные 7.Определительные 8.Указательные 9.Притяжательные     1. Местоимения – существитель-ные (я, мы, ты, вы, он, кто, что, никто, что-то, себя и др.) 2. Местоимения – прилагатель-ные (мой, твой, наш, ваш, какой, этот, свой, каков, чей и др.) 3. Местоимения - числительные (сколько, столько, несколько, много, мало, немного и др.) 4. Местоимения - наречия (где, когда, куда, так, там, потому, так, как, тут, почему, зачем, затем и др.) 5. Местоимения - слова категории состояния или безлично - предикативные слова (каково, таково, некогда). 1. Изменяемые ( мест.-сущ, мест.-прил, мест.-числ). 2. Неизменяемые (местоимения-наречия). 1. Субстантив-ные (заместитель-ные: замещают в речи семанти-чески самостоя-тельные слова): личные, притяж., возвр., вопрос., указ., отн. 2. Автосеман-тические (не обозначают четких явлений действитель-ности, а несут идею неопреде-ленной или отрицательной предметности) - неопределён-ные (субстантивные, количествен-ные) - отрицательные (адъективные, субстантивные).  

Классификации местоимений, заложенные в школьных учебниках.

Учебник под ред. Т.А.Ладыженской Компл. В.В.Бабайцевой Учебник под ред. М.М.Разумовской
По значению и грамм. особенностям:   1.Личные: я, ты   2.Возвратное: себя 3.Притяжательные: мой, ваш 4.Указательные: этот, такой 5.Определительные: сам, каждый   6.Вопросительные: кто?, чей?   7.Относительные: что, сколько 8.Отрицательные: никто, нечего   9.Неопределённые: некто, некоторый 1.По соотношению с другими частями речи: Мест.-сущ.: я, ты Мест.-прил.: мой, твой Мест.-числ.: сколько, несколько Мест.-нар.: где, когда 2.Изменяемые/Неизмен. Неизм.- мест.-нар (так, там), изм.- все ост .(что, никто, какой, несколько).   3.По значению и грамм. особенностям Личные: я, мы Возвратное: себя Притяжательные: ваш, свой Вопросительные: что?, где? Относительные: куда, когда Неопределённые: что-то, кое-кто Отрицательные: ничей, никуда, Определительные: всякий, другой Указательные: тогда, оттуда   По значению и грамм. особенностям: 1.Личные: ты, оно 2.Возвратное: себя 3.Притяжательные: мой, ваш 4.Указательные: этот, столько 5.Определительные: сам, каждый 6.Вопросительно-относительные: кто, что 7.Отрицательные: никто, нечего   8.Неопределённые: некто, чей-нибудь

Задание:

1. Проанализируйте классификации местоимений и укажите, в чём вы видите разницу.

2. С какими научными классификациями соотносятся классификации школьных учебников?

Как вы понимаете значения данных устойчивых словосочетаний? Составьте с некоторыми из них предложения.

Нечего греха таить, от нечего делать, крыть нечем, всего ничего, ничего не попишешь, никакими силами, нечего сказать, ничего себе.

20. Восстановите пословицы. Найдите указательные местоимения.

1...., то и пожнёшь. 2...., таков и ответ. 3. В работе язык не в зачёт:..., работает, тому почёт. 4...., с того много и спросится. 5...., тому больше не поверят.

21. Найдите указательные местоимения. Укажите их падеж и число. Найдите в тексте предложения, которые связаны с помощью указательных местоимений.

Книга-великан

Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибётесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

22.Найдите определительные местоимения. Укажите, в какой форме они употреблены.

 

В июле, в самый зной, в полуденную пору, сыпучими песками, в гору, с поклажей и семьёй дворян, четвёркою рыдван тащился. (И.А.Крылов) Ветхая избушка вся в снегу стоит. (А.А.Блок) Я всё ведь проиграл!.... Ах, дайте мне совет. (М.Ю.Лермонтов) С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. (И.С.Тургенев) Да что же вы делали? Что могло быть другого? (В.В.Набоков) Каждую минуту мне кажется, что перевал в двух шагах от меня, а голый и каменистый подъём не кончается. (И.А.Бунин)

 

23. Прочитайте текст. Найдите определительные местоимения и определите их число, падеж и род.

Было ли у вас так: ищешь книгу, перероешь весь шкаф и наконец найдёшь её где-нибудь на самом верху?

А в Исторической публичной библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме. И чтобы только перебрать все эти книги по одной, нужно потратить много времени. А ведь каждый день сюда приходят самые разные читатели. И находят нужные им книги очень быстро. Это возможно потому, что каждая книга имеет свой постоянный точный адрес (шифр).

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

(Не, ни)что её (не)занимает души её (не)шевелит. Нигде (не, ни) в чём ей нет отрад. (А.С.Пушкин) (Не, ни)чего было делать мы приютились у огня и закурили трубки. Я ещё коменданта не видел а мне надо...дать кое(какие) казённые вещи. Луна уже к...тилась по небу и мне пок...залось что кто(то) в белом сидел на берегу. (М.Ю.Лермонтов)

Роль местоимений в речи.

Мир местоимений широк и многообразен. В своей речи мы постоянноими пользуемся, поэтому неслучайно по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди девяти тысяч самых частотных слов насчитывается около четырёх тысяч, глаголов - около двух с половиной тысяч, а местоимений- всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений. Вот эти местоимения: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.

?Зачем нам нужны местоимения в речи?

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Текст № 1

 

А.С.Пушкин «Она»

«Печален ты, признайся, что с тобой».

- Люблю, мой друг! – «Но кто ж тебя пленила?»

- Она...

- ... «Кому ж ты жертвуешь душой?»

- Ах! ей! – «Ты скромен, друг сердечный!

Но почему ж ты столько огорчён?

И кто виной? Супруг, отец, конечно...»

- Не то, мой друг! – «Но что ж?» - Я ей не он

 

 

Текст №2

«... Он успел напечатать <…> начало одного глубочайшего исследования – кажется, о причинах необычного нравственного благородства каких-то рыцарей в какую-то эпоху или что-то в этом роде. По крайней мере проводилась какая-то высшая и необыкновенно благородная мысль<…> Прекратил же он свои лекции <…> потому, что перехвачено было как-то кем-то <…> письмо к какому-то с изложением каких-то «обстоятельств», вследствие чего кто-то потребовал от него каких-то объяснений.

(Ф.М.Достоевский «Бесы»)

Текст №3

 

Проснуться было так неинтересно,

настолько не хотелось просыпаться,

что я с постели встал,

не просыпаясь,

умылся и побрился,

выпил чаю,

не просыпаясь,

и ушёл куда-то,

был там и там,

встречался с тем и тем,

беседовал о том-то и о том-то,

кого-то посещал и навещал,

входил,

сидел,

здоровался,

прощался,

кого-то от чего-то защищал,

куда-то вновь и вновь перемещался,

усовещал кого-то

и прощал,

кого-то где-то чем-то угощал

и сам ответно кем-то угощался...

(Ю.Д Левитанский «Песочные часы»)

 

Текст №4

М.А.Волошин «В вагоне»:

 

Снова дорога. И силой магической

Всё это вновь охватило меня:

Грохот, носильщики, свет электрический,

Крики прощанья, свистки, суетня…

Снова вагоны, едва освещённые,

Тусклые пятна теней,

Лица склонённые

Спящих людей.

Мерный, вечный,

Бесконечный,

Однотонный

Шум колёс.

Шёпот сонный

В мир бездонный

Мысль унёс…

Жизнь… работа…

Где-то, кто-то

Вечно что-то

Всё стучит.

Та-та… то-та

Вечно что-то

Мысли сонной

Говорит…

Текст №5

Читая текст, следите за тем, какой смысл вы вкладываете в личное местоимение она. Совпало ли ваше предположение с выводом автора?

Моя «она»

 

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная... За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю...Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать её имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли...

Её зовут – Лень (А.П.Чехов)

 

Покажите, что прочитанный вами текст А.П.Чехова построен на приёме «обманутого ожидания». В чём смысл этого приёма? Попробуйте сами сочинить небольшой текст юмористического содержания, используя этот приём.

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимение как часть речи

Термин «местоимение» произошел от лат. pronomen, что означает «вместо имени». Сам термин «местоимение» указывает на то, что слова этого типа употребляются вместо имён, т.е. вместо имён существительных, прилагательных, числительных и наречий.

Но содержание местоимений значительно шире их замести­тельной функции. Об этом еще в конце XIXв. писал российский филолог, востоковед и русист Г. П. Павский: «Местоиме­ния не заменяют имён, а служат только указанием на них или напомина­нием об них, вовсе не выражая качества, вида, числа вещей... только намекают на них».

Проблема выделения местоимений как особой части речи представляет собой одну из наиболее сложных проблем русской грамматики. По вопросу о положении местоимений в системе частей речи современного русского языка существуют две противоположные точки зрения: одни учё­ные считают местоимения частью речи (А.X. Востоков, А.Н. Гвоздев и др.), другие отказывают в самостоятельности и распределя­ют по знаменательным частям речи (А.А. Потебня, А.М. Пешковски;, В.Н. Мигирин и др.).

Автор Учебное пособие Определение Составные части
Е.И.Диброва   А. Н. Тихонов   Под ред. Н. Ю. Шведовой «Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц»   «Современный русский язык»     «Русская грамматика» Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки предметов, на количество предметов, на признаки признаков и действий, но не называет их. Местоимения - склоняемые именные слова, которые не назы-вают предметов, их признаков и количеств, а только указы-вают на них. Местоимения - широкий круг слов, объединённых общей указательной функцией или её разновидностью - функцией заместительной  

Задание:

1)Выделите составные части определений и заполните четвёртую часть таблицы.

2) Сравните определения, выявите общее и различное и создайте своё определение.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различные классификации местоимений

 

Традиционная классификация местоимений - по значению и грамматическим особенностям (в большинстве учебных пособий и в школьных учебниках) По функцио-нальному прин-ципу (широкое понимание мест.: по соот-ношению с другими час-тями речи) (В.В.Бабайце-ва) По изменяемости   По значению (по семантичес-ким качествам и грамматичес- ким свойствам)  
1. Личные 2.Возвратные 3.Вопросительные 4.Относительные 5.Неопределённые 6.Отрицательные 7.Определительные 8.Указательные 9.Притяжательные     1. Местоимения – существитель-ные (я, мы, ты, вы, он, кто, что, никто, что-то, себя и др.) 2. Местоимения – прилагатель-ные (мой, твой, наш, ваш, какой, этот, свой, каков, чей и др.) 3. Местоимения - числительные (сколько, столько, несколько, много, мало, немного и др.) 4. Местоимения - наречия (где, когда, куда, так, там, потому, так, как, тут, почему, зачем, затем и др.) 5. Местоимения - слова категории состояния или безлично - предикативные слова (каково, таково, некогда). 1. Изменяемые ( мест.-сущ, мест.-прил, мест.-числ). 2. Неизменяемые (местоимения-наречия). 1. Субстантив-ные (заместитель-ные: замещают в речи семанти-чески самостоя-тельные слова): личные, притяж., возвр., вопрос., указ., отн. 2. Автосеман-тические (не обозначают четких явлений действитель-ности, а несут идею неопреде-ленной или отрицательной предметности) - неопределён-ные (субстантивные, количествен-ные) - отрицательные (адъективные, субстантивные).  






Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.