|
Упражнения по теме «Местоимение»1.Выполните тест, определив разряд выделенного местоимения:
1. Представим себе, как в зале на пять тысяч человек набраться решимости, пойти на трибуну и там, когда за спиной весь президиум, отстаивать своё мнение. (Г.Бакланов) 2. Очень хочется побольше знать о людях, кто по-настоящему за перестройку, кто хочет что-то сделать практически для нашей страны. (Из газеты) 3. Кто подводит? Конструкторское бюро приборостроения, что в Ульяновске? (Из газеты) 4. И нам, если мы на митинге ревём, рамки арифметики, разумеется, узки - всё разрешаем в масштабе мировом. (В.Маяковский). 5. Все здоровались со мной за руку и рассаживались на стулья, причём ни разу не получилось так, чтобы кто-то оставался без стула. (В. Аграновский) 6. Если бы ты имел какую-то цель, что-нибудь да хотел, чего-то добивался. Но ведь ты ровно ничего не хочешь... (Ю.Домбровский) 7. Там, где право заменено зыбкой категорией классовой целесообразности, никто не чувствует себя в безопасности. (Ф.Искандер) 8. Вот лёгкий груз, который мне по силу с собою взять... (А.Ахматова) 9. Откуда было знать, что он уже съездил в МГУ, забрал из-под стекла, что лежало на письменном столе, фотографии, сложил в одну стопку листочки со стихами, посвящёнными жене... (Из газеты) 10. Что это - неисполнение желаний или сознание того, что невозможно выполнить задуманное? (Из газеты) 11. Мы знаем, есть ещё семейки, где наше хают и бранят. (С.Михалков) 12. Как же они могут что-то делать против воли народа? (Ю.Домбровский) 13. Сомневаюсь, чтобы кто-либо с этим согласился. (Из газеты) 14. Многих из тех, кто давал показания, я знаю, и оттого за скупыми строками встают лица и глаза людей... (Из газеты) 15. И никто ничего толком не может объяснить, что случилось с людьми. (Ю.Домбровский) 16. За что вы унижаете меня? (Ю.Домбровский) 17. Тебе что, очень дорог этот Корнилов? (Ю.Домбровский) 18. А вы ничего замечать не хотите? (Ю.Домбровский) 19. По стенам висели африканские маски не подлинной, конечно, старины, а нечто, что для современных туристов африканцы строчат со скоростью конвейера. (С.Есин) 20. Выпить как следует нельзя, еда - самая обычная, день потерян, но может возникнуть нечто. (С.Есин) 21. Подправлю так, что он и сам не узнает себя. (С.Есин) 22. Может, ей, Сусанне, тоже мировой славы захотелось? (С.Есин) 23. Кем я был до этой женитьбы? (С.Есин) 24. Но жизнь меня научила: карт нельзя открывать никому никогда. (С.Есин) 25. Благодарность - это, милый мой, то, что тебе не дано перешагнуть. (С.Есин) 2. Выпишите местоимения, распределяя их на 3 группы: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные. Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана... какие-то тёмные холмы, похожие на спящих медведей. Я пробираюсь по ним, с одного камня на другой, лошадь лязгает подковами, с трудом влезает за мною, - и вдруг я замечаю, что дорога снова начинает медленно подниматься в гору! Тогда я останавливаюсь, и меня охватывает отчаяние. Я весь дрожу от напряжения и усталости, одежда моя вся промокла от снега, а ветер так и пронизывает её насквозь. <…> Сколько уже было в моей жизни этих трудных и одиноких перевалов! Но странно - моё отчаяние начинает укреплять меня! Я начинаю шагать смелее, и злобный укор кому-то за всё, что я выношу, радует меня. Он уже переходит в ту мрачную и стойкую покорность, что надо вынести, при которой сладостна безнадёжность... (По И.Бунину)
3. Определите разряд выделенных местоимений. Под гербовой моей печатью я кипу грамот схоронил... Иной в нас мысли нет, и жаль зимы-старухи. Кума ни в чём не прекословит... Конь передо мной скребёт копытом, весь огонь. Чем, бедный, я Вас награжу? Все, подбочась, обозревают его довольное лицо. (Из произв. А.С.Пушкина) Они с поклоном молвили: «Что скажешь нам ещё?» Какое в нашем городе начальство? Поделом его пожар загнал в острог! Жил некто господин Долгов с женой и дочкой Надей. Ничьего не прошу сожаленья, да и некому будет жалеть! (Из произв. Н.Некрасова) Был Николай Терехин одним из таких ребят, которым легче погибнуть, чем отступить назад. (К.Симонов). «Да ведь не всякого возьмёшь», - пробурчал Лукьянов... (Б.Горбатов). Всяк молодец на свой образец. (Поговорка). Кто в лес, кто по дрова. (Поговорка). 4. Прочитайте. Укажите, в каком числе и форме какого падежа употреблены личные местоимения. 1. Шагала музыка к реке, отсвечивая тускло. За нею, как на поводке, тянулася частушка. (Рожд.) 2. И потом - сколько тут желудей! И все они принадлежат мне. Их не надо искать, опусти руку в сухую, тёплую листву - и сразу ощутишь под пальцами маленькие гладкие тельца. (Наг.) 3. Что во власти у нас, то приятнее нам, хоть мы ищем другого порой, но в час расставанья мы видим ясней, как оно породнилось с душой. (Л.). 4. А вам всё дано, молодым, - с вас народ взыщет побольше, чем с нас. (Пауст.). 5. Мы до старости старели, нас не купишь за пятак. (Рожд.). 5. Раскройте скобки. С (он), с (они), к (она), между (они), вопреки (она), навстречу (они), о (он), сквозь (оно), насчёт (они).
6. Прочитайте фразеологизмы, которые включают возвратное местоимение. Что они обозначают? Определите, в форме какого падежа в них употреблено местоимение себя. Составьте и запишите 2-3 предложения с любым из приведённых оборотов. Не по себе; держать при себе; набивать себе цену; давать себе отчёт; вбивать себе в голову; держать себя в рамках; выходить из себя; показывать себя; владеть собой; оставаться самим собой; само собой. 7. Вставьте в нужной форме местоимение себя и обозначьте его падеж. Для … жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. Не кричи о …, пусть другие о тебе хоть тихо скажут. Нет лучше шутки, чем над …. Кто только о себе хлопочет, тот о других и знать не хочет. 8. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите притяжательные местоимения; укажите, в каком роде, числе и падеже они употреблены. 1. В этом вашем заливе добывают глауберову соль. 2. Но моё предварительное представление о Крыме заставило меня увидеть его с гораздо большей зоркостью чем если бы я приехал в Крым без всякого понятия о нём. 3. Даже мой романтически настроенный отец не одобрял этого чрезмерного увлечения географическими картами. 4. Но у каждого рассказа своя история и свой материал. 5. Их [драгоценных камней] красота нам всё же кажется необъяснимой. 6. В прозрачной его [аквамарина] глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. (К.Г.Паустовский) 9. Прочитайте отрывки из поэтических произведений русских поэтов. Найдите притяжательные местоимения, определите их падеж и синтаксическую роль. 1) Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень, Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день! Буду поливать цветы, Думать о своей судьбе, Буду до ночной звезды Лодку мастерить себе... (Н.М.Рубцов) 2) На коньках начнём кататься Мы на звонком льду. Будут смех наш раздаваться В парке на пруду. (К.Д.Бальмонт)
3) Родимая земля... Земля моих отцов, Земля родных людей, Печаль моя, забота и награда. Наверно, земли есть и краше, и теплей, Наверно, есть, Но мне других не надо. (Р.И.Рождественский) 10.Найдите вопросительные местоимения. Определите, каким членом предложения является каждое из них. 1. Но кто там, близ пещеры, в густой траве лежит? (П.) 2. А позвольте вас спросить, дорогой Антон Сергеевич, который теперь час? (Наб.) 3. Чем была для вас опера? Развлечением? Удовольствием? Нет, чем-то неизмеримо большим. (Наг.) 4. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? зависть ли тайная? злоба ль открытая? (Л.). 5. - Что ты знаешь? - удивился я. - Про Сашу-то!- Какую Сашу? - не зная что сказать, спросил я и сам почувствовал, что сказал страшную глупость. (Б.) 6. Что значат радостные лики и песни поселян? (П.) 11.Поставьте вопросы к выделенным словам, оформляя полное вопросительное предложение и правильно используя вопросительные местоимения какой, который, сколько, чей. Мой брат 1985 года рождения. Поезд отходит в восемнадцать часов. Пешеходы шли без отдыха два часа. В конкурсе ансамбль занял третье место. Ты седьмой в очереди. Мишино изложение оказалось лучшим. Посёлок расположен в шестидесяти километрах от моря. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|