Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Философия средних веков





1.Общая характеристика средних веков:

Философия Средних веков – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты). Обращенность к догматом Библии через «причещенный» разум. Человек рожден в истине и постигает ее не ради себя, а ради ее самой,так как истиной является Бог.

Основные темы средневековой философии:

1) теоцентризм – принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений;

2) монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных богов;

3) креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще в Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;

4) символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;

5) средневековый антропоцентризм – согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья, – не Космос, а человек. Величайшая добродетель – не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этическим правилам, изложенным Христом в Нагорной проповеди;

2.Основные этапы средневековой философии:

1. Апологетика называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.

2.Патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Это направление христианской философии, основной целью которого является утверждение, обоснование и подтверждение силы веры.

3.Схоластика – это философское направление средних веков, которое синтезировало христианское богословие и логику Аристотеля. Главной задачей данного направления было оправдание веры посредством разума. Другими словами, рациональное обоснование веры в Бога и христианское учение. Цель схоластики - упорядочить догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами» (неграмотными людьми). Основным средством упорядочения христианской догматики по следующим причинам была признана философия:

-при помощи разума легче проникнуть в истины веры;

-используя философские аргументы, можно избежать критики святых истин;

-при помощи философии можно придать религиозным истинам систематическую форму и создать полностью доказательную систему философского вероучения.

Философы и их учения:

· Аврелий Августин — крупнейший религиозный мыслитель раннего Средневековья. Августин создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века, заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Важнейшие темы его философского учения: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.

«Бог выше всяких определений.»

«Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, – раб, даже если он король.»

«Тот, кто не ревнует, тот не любит.»

«Бог создал нас без нас, но спасти нас без нас не сможет»

· Фома Аквинский - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автортомизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал, что философская теология является высшим выражением философской рефлексии.Согласно представлениям Фомы, предметом философии являются истины разума, а предметом теологии — истины откровения. Согласно учению Фомы, люди и животные обладают душами, но человеческие души отличаются от душ животных, так как первые являются разумными, а вторые чувственными.

 

«То, что ты не хочешь иметь завтра, отбрось сегодня, а то, что хочешь иметь завтра, - приобретай сегодня.»

«Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.»

«Как может настоящее счастье проистекать из богатства, если для приобретения богатства приходится претерпеть страдания?»
«Правителям необходимы мудрецы в большей степени, чем мудрецам правители.»

 

· Пьер Абеля́р -один из основоположников и представителей концептуализма. Католическая церковь неоднократно осуждала Абеляра за еретические воззрения. Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание. По его мнению, даже апостолы и отцы Церкви могли заблуждаться. Это означало, что любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, в принципе могла быть ложной. Абеляр, утверждал права свободной мысли, ибо нормой истины объявлялось мышление, которое не только делает понятным для разума содержание веры, но в сомнительных случаях приходит к самостоятельному решению. Абеляр призывает к веротерпимости, утверждая, что в каждой религии есть доля истины и даже христианство не обладает всей полнотой истины. Всю полноту истины может постичь только философия.

«Любовь одно из зол, которых нельзя скрыть; одно слово, один нескромный взгляд, иногда даже молчание выдают ее.»

«Фальшивое никогда не бывает прочным.»

«Нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял.»

 

Оболенцев Семён, Мустафаев Азиз

Семинар №5

Тема: Философия эпохи Возрождения

1.Общая характеристика философии эпохи возрождения:

Возрождение – период в истории философии, что припадает на 15-16 века, характеризуется гуманистическими направленностями, отходом от церкви, переключением внимания на светские науки, зарождения практического критерия истины, то есть соотношения опыта и пользы, что породило новую основу методологии естественных наук.

Причиной возникновения философии Возрождения послужили следующие факторы: усиление светской власти на фоне укрепления и централизации европейских государств, снижение зависимости объединений в государстве от Церкви, кризис схоластической философии, деградация ее знаний, научно-технические открытия, которые, явно, разбивали в прах систему христианских учений, великие географические открытия, кризис феодальной системы власти, повышения уровня образования, развитие торговли и ремесла.

Известные философы эпохи Возрождения.

Один из выдающихся представителей Возрождения, Мишель Монтень, в своем научном труде «Опыты» анализировал тонкие, душевные переживания человека. Также философия М. Монтеня пронизана идеей скептицизма – философ не отрицал познаваемость мира, а лишь относился скептически к путям познания природы, считая, что нужно постоянно совершенствовать свое мышление.

Теолог Николай Кузанский крайне четко показывал познаваемую силу человека, цитирую: «человек есть его мозг». Широко распространял свои представления о гелиоцентрической системе вселенной, после чего эти знания повлияли на Джордано Бруно, Галилея и Коперника.

Джордано Бруно – один из известнейших философов эпохи Возрождения. Был приверженцем пантеизма, согласно с которым Бог – это и есть мир. Бог кроется в вещах, по мнению Джордано Бруно, поэтому его не следует искать за границей реального, ведь Бог находиться в природе, он в ней растворен. Впервые в философии именно Джордано Бруно появляется идея монад, которая потом будет развита таким философом, как Ляйбниц.

2.Натурфилософия

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.
Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали БернардиноТелезио(1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

 

Исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

 

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548— 1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе «О бесконечности. Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...»

Никколо Макиавелли

В истории по его мнению три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

Основные черты его учения:
1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории".
2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.
3. Реализм. Описывал то, что есть.


Суть трактата "Государь" - учение о политике.
А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.
Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.
В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.
Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.
Д) Политика автономна по отношению к религии.
Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.
Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.

Томас Мора

1. Гордыня и жажда суетной славы и власти — вот та ядовитая змея, которая, раз проникнув в вельможные сердца, внедряется в них до тех пор, пока разобщением и рознью не сокрушит всего, что есть: ибо каждый стремится быть сначала вторым после первого, потом равным первому и наконец — главным и выше первого.

2. Вкусы людей весьма разнообразны, характеры капризны, природа их в высшей степени неблагодарна, суждения доходят до полной нелепости.

3. Я считаю, что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира.

 

Томмазо Кампанелла

1. Истинно лишь то, что соответствует разуму и природе.

2. Критерием истины является опыт.

3. Не подобны ли священнослужители пользующимся особым почетом жонглерам, призывающим нас взирать на небо, опустошая тем временем наши карманы?..

4. Не существует ни ада, ни рая, ни дьяволов, так как их никогда и никому не приходилось видеть; это басни, сочиненные для устрашения.

5. Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели. Палачей и ликторов у них нет, дабы не осквернять государства. Иным дается право самим лишать себя жизни: тогда они обкладывают себя мешочками с порохом и, поджегши их, сгорают, причем присутствующие поощряют их умереть достойно.

 

 

Селиванова Анастасия, Проциков Никита, Овчаренко Артем

Семинар №6

Тема: Философия Нового Времени и Просвещения

Философия Нового времени охватывает период XVI- XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки В центре внимания новой философии – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.