Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль экономической теории в развитии общества.





Роль экономической теории в развитии общества.

 

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия.

Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. Жизнь людей охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

 

Как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название — политическая экономия. Это наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

 

Первой теоретической школой был меркантилизм. Главный предмет своей науки его представители видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле. Представитель школы — Томас Ман (1571-1641). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современной экономике.

 

Позже появляется теоретическое учение физиократов. Основатель – Франсуа Кенэ (1694-1774). Физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы.

 

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Рикардо (1772-1823), Адам Смит (1723-1790) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве. А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнул роль производительного труда.

Русскими представителями классической школы принято считать Н. С. Мордвинова, Н. Тургенева, М. М. Сперанского (1772–1839) и др. В XVIII – XIX в. России было важно найти способы и средства, которые помогли бы «вытянуть» страну из отсталости, избавить от крепостничества и направить на путь развития свободного предпринимательства. Концепция А. Смита предполагала развитое промышленное государство. Именно это подкупало его русских поклонников, к числу которых примкнули С. Ю. Витте (1849–1915), П. А. Столыпин (1862–1911) и др.

 

В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца».

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление. Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость – это неоплаченный труд рабочего), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Маркс полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как рыночный механизм не сможет справиться с его противоречиями. Марксистское направление занимает особое место в истории российской экономической мысли. Оно господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия.

 

Теория маржинализма (К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас) основывалась на использовании в экономическом анализе предельных величин, широком применении математики и использовании системы общего экономического равновесия. Изучалось поведение хозяйствующих субъектов.

 

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

 

Неоклассическое направление изучает механизм функционирования национальной экономики как единого целого. А. Маршалл дополнил теорию маржинализма отдельными элементами теории трудовой стоимости. Д. Б. Кларк предложил теорию «специфической производительности» и вывел «естественный закон распределения».

Неоклассической теории, отстаивала свободу предпринимательства и ограничивала вмешательство государства в экономику.

 

Кейнсианство. Дж. Кейнс (1883-1946). Предмет исследования – народное хозяйство в целом. Кейнсианство признает и обосновывает необходимость и значимость государственного регулирования рыночной экономики.

 

Представителями институционально-социологического направления являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль. Институционально-социологическое направление – это система, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических составляющих.

 

Таблица научных школ

Научные школы Представители Характеристика (что изучали, выводы)
Меркантилизм (XVI - XVIII вв.) Томас Ман Процессы товарного и денежного обращения. Источник богатства – деньги. Государственное вмешательство.
Физиократы (XVIII в.) Франсуа Кенэ Источник богатства – только земледельческий труд и сельское хозяйство.
Классическая политическая экономия (конец XVIII – 1-я половина XIX вв.) Адам Смит Давид Рикардо Источник богатства – труд во всех сферах производства. Экономика развивается по определенным объективным законам.
Марксизм (2-я половина XIX - XX вв.) Карл Маркс Исследование законов развития капиталистического общества.
Маржинализм (2-я половина XIX – XX вв.) К. Менгер У. Джевонс Л. Вальрас Поведение хозяйствующих субъектов.  
Неоклассическая школа (конец XIX - XX вв.) А. Маршалл Д. Кларк Механизм функционирования национальной экономики как единого целого. Ограничение вмешательства государства в экономику.
Кейнсианство (XX – начало XXI вв.) Дж. Кейнс Народное хозяйство в целом. Значимость государственного регулирование экономики.
Институционально-социологическое Т. Веблен Дж. Коммонс У. Митчелл Характер экономического развития определяет система экономических институтов (социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством).

 

 

Большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека.

Также экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук:

· отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т.д.);

· функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.);

· межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

 

 

Билет № 2. Объект, предмет, цель и задачи экономической теории как науки.

 

Предмет экономической теории – это совокупность экономических отношений, которые включают производственные, организационно-экономические и социально-экономические отношения общества.

С их помощью выявляются возникающие в процессе воспроизводства внутренние противоречия и вырабатываются пути эффективного использования имеющихся ресурсов, методы экономического роста, наиболее рациональные формы хозяйствования.

Основная задача экономической теории — дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность

 

Экономическая теория изучает законы ведения хозяйства и рациональное поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях. Ее объектом является смешанная социально ориентированная экономика.

Экономические законы – это устойчивые многократно повторяющиеся явления, независящие от воли и сознания человека, выражающие причинно-следственные связи.

Рациональное поведение – это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.

Смешанная экономика – это такой тип рыночных отношений, в основе которых лежит частная собственность, все больше превращающаяся в различные ассоциированные формы, и ее разновидности: собственность различного рода институтов, а также страховых, пенсионных, инвестиционных и иных фондов.

 

Из определения предмета экономической теории следует, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

В микроэкономике за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица – отдельная фирма, объединение и т. п. Ее выводы адресованы коммерсанту и бизнесмену.

Мезоэкономика изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики (военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).

В макроэкономике исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Мегаэкономика изучает законы и поведение мировой экономики в целом.

 

Экономическая теория выполняет несколько важных функций:

1. Методологическая -это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем экономическим наукам. Назначение этой функции – отделить предмет экономической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами. Например, «конкуренция» как социальное и экономическое явление уходит корнями в круг интересов и экономической теории, и социологии, и юриспруденции.

2. Идеологическая. Все течения экономической мысли имеют определенные социально-классовые и национально-государственные корни.

3. Познавательная. На нее существенно влияет идеология, которая определяет, как правило, односторонний характер познания. С помощью познавательной функции изучается экономическая действительность, разрешение экономических противоречий и определяются факторы повышения эффективности функционирования субъектов экономики.

4. Практическая. Поиск наиболее эффективных форм использования экономических законов. Дает возможность разрабатывать экономическую политику.

 

Методы решения задач экономической теории:

1. Метод научной абстракции – отвлечение в процессе познания от внешних явлений, которые не важны для данного процесса.

2. Метод анализа и синтеза разделяет изучаемые процессы на составляющие части и рассматривает каждую из них по отдельности.

3. Метод индукции и дедукции. Переход от изучения единичных процессов к общим – индукция. От общего к частному – дедукция.

4. Метод единства исторического и логического исследует экономические процессы в той последовательности, в которой они исторически возникают.

5. Метод единства политического и качественного анализа.

Билет № 3. Производство в экономическом развитии общества. Виды производства.

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

 

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов:

Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных духовных благ и услуг.

Предмет труда – это то, на что воздействует человек своим трудом в целях создания готового продукта.

Средства труда – это орудия, с помощью которых человек воздействует на предметы труда.

Предметы и средства труда образуют средства производства.

 

Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы, во-вторых, взаимодействие людей в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами, второй – производственными отношениями.

Производительные силы – это средства производства и рабочая сила в тесном взаимодействии.

Производственные отношения – это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг.

 

Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ/услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.).

Соотношение между этими видами производства предполагает гармоничное развитие общества. В процессе производства в исходной основе формируется экономический рост, который в масштабах общенационального развития превращается в один из главных макроэкономических показателей.

 

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Эти отношения представлены производственным ресурсами. Их виды:

1. Природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (иными словами, дары природы). Например, полезные ископаемые, солнечная энергия, водные ресурсы.

2. Трудовые ресурсы представлены рабочей силой, т.е. населением в трудоспособном возрасте. Их часть, занятая в материальной и непроизводственной сфере, образует экономически активное население.

3. Инвестиционные ресурсы включают в себя производственные, энергетические мощности, систему складских и транспортных средств, сеть бытовых организаций. Процесс накопления этих ресурсов называется инвестированием.

4. Под предпринимательским ресурсом понимаются организационные и управленческие способности, необходимые в производстве товаров и услуг.

Производство предполагает взаимодействие различных факторов. Факторы производства – это все то, что производит товары и услуги.

Классическая школа выделяет три основные группы факторов:

1. Труд – совокупность умственных, физических и интеллектуальных затрат, которые несет человек в процессе трудовой деятельности.

2. Капитал – средства производства и денежные накопления. Это совокупность зданий, станков, сооружений, машин, оборудования. По монетарному подходу, капитал – это совокупность денежных средств, необходимых для приобретения основного капитала (то, с помощью чего производят) и оборотного (то, из чего производят).

3. Земля – совокупность земли, водных, лесных, энергетических ресурсов и полезных ископаемых.

Марксистская теория выделяет вещественные факторы (средства производства) и личный фактор (рабочая сила).

Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

В экономической теории постиндустриального общества выделяют еще информационный, экологический факторы и время.

4. Характеристики блага, товара, услуги

Потребности людей многообразны. Человек, имея малое всегда стремится к большему, ставит цели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менее многообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.

Благо – это всё то, что заключает в себе определённый положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определённую человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. По своим натуральным характеристикам блага подразделяются на вещественные и информационные объекты, частные и коллективные действия. Благо, имеющее вещную форму, называют продуктом, а если оно становится предметом сделки на рынке – товаром. Любое действие, направленное на удовлетворение человеческих потребностей, называют услугой. И продукты, и услуги в целом обозначают термином «продукция». Так же, благами считаются ресурсы, необходимые для производства потребительских благ.

Классификация

 

1-й подход

1) Материальные -представляющют собой блага имущественного характера. Включают: естественные дары природы, продукты с/х, здания, машины, инструменты, паи гос. и частных компаний

2) Нематериальные -лишённые экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выражения. К ним относятся: имя, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя

 

2-й подход

1) настоящее

2) будущее

3-й подход

1) предметы 1-й необходимости

2) роскошь

4-й подход

1) экономические -это совокупность материальных предметов и услуг, которые являются предметом производственной деятельности и обмена, используются для удовлетворения человеческих потребностей и количество которых ограничено по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют.

2) неэкономические – блага имеющиеся в природе в достаточном количестве, не создаваемые человеком

 

Товар – это продукт труда, способный удовлетворять потребности и произведенный для обмена. К. Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром не зависимо от его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его для продажи, от его материальности, от характера его как продукта труда, но обязательно предназначено для обмена. Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость, а способность товара к обмену в определённых количественных пропорциях - меновую стоимость. История развития общества позволяет выделить две главные формулы общественного хозяйства: натуральную и товарную.

Натуральная – это такая форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Эта форма отражает такой уровень развития производства, который обуславливает крайне ограниченную его цель, а именно удовлетворение незначительных по объему и однообразных по качественному составу потребностей, что в конечном счете определяет инертность общественного хозяйствования, низкие темпы его развития.

Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. Товарная форма хозяйствования зародилась как противоположность натуральной, сначала в отношениях между общинами, а затем проникая внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный, и отмирающий элемент экономической жизни общества. Предпосылкой возникновения рынка стало общественное разделение труда.

стоимость товара есть эквивалент общественно-необходимых затрат труда на его производство.

 

1) Меновая стоимость –

--согласно марксистской экономической доктрине: способность товара быть обмененным на другой товар в определенной пропорции, находящая свое выражение в денежной стоимости, в цене товара. М.С. отличается от потребительной стоимости, характеризующей товар как предмет потребления.

-- рыночная стоимость

-- политология, Количественное соотношение, выражающее стоимость одного товара через стоимость другого.

 

2) Потребительская стоимость -способность товара удовлетворять потребности покупателя

 

Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.Специфика услуг как товара выражается в следующем.

1. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.

2. Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда.

3. Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент производства.

 

Виды товаров

Все товары можно подразделить на две большие группы:

1. материально-вещественные (физические товары); невещественные (неосязаемые) — различные услуги, консультации.

Среди них выделяются: наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги, информация, права, услуги.

Наличные и безналичные деньги, валюта и ценные бумаги (акции, облигации, векселя, государственные казначейские обязательства), являющиеся объектом сделок в финансовом предпринимательстве. Главная особенность этих товаров заключается в подверженности быстрому изменению курса в зависимости от многих условий (как связанных, так и не связанных с деятельностью предпринимателя).

Информация которая нередко становится самым востребованным и дорогим товаром, оцениваемым в зависимости от ее содержания, новизны, достоверности и своевременности. Предприниматель сталкивается с первичной и вторичной информацией. Первичную он добывает сам в результате каких-либо исследований, пользуется ею и может выступать её продавцом; вторичную получает от других лиц и организаций (научно-исследовательских, аналитических, статистических и др.) на платной основе.

Информация выступает в качестве специфического товара. Эта специфичность определяется неделимостью информации и ее относительностью (не всегда приносит прибыль своему владельцу). При передаче информации ее владелец не лишается права собственности. Экономически эффективна лишь достоверная, полная и оперативная информация.

Услуги различного рода - любое мероприятие или выгода, которые оказывает одна сторона (поставщик) другой стороне (клиенту). Полезность делает услугу предметом торговли, т.е. товаром. Производство услуг может быть связано с товаром в его материальном виде, а может и не связываться с ним.

2. материально-вещественные (физические товары);

Материальные товары — товары, имеющие вещественную форму:

  • твердые материалы — сталь, древесина, уголь;
  • жидкие материалы — лак, нефть, бензин;
  • газообразные материалы — водород, углекислый газ, гелий.

Среди всех признаков классификации основным признаком является назначение.

По назначению товары подразделяются на роды:

  • товары индивидуального (конечного) потребления
  • товары промежуточного потребления;
  • товары промышленного (производственного) назначения —

Потребительские товары с учетом характера потребления (от степени долговечности):

  • товары длительного пользования,;
  • товары краткосрочного пользования,
  • товары одноразовые
  • услуги

По сырьевому признаку (в зависимости от сырья, из которого изготовлены):

  • продовольственные (рыбные, молочные, бакалейные);
  • непродовольственные (трикотаж, обувь, хозяйственные товары, галантерея).

По взаимозаменяемости:

  • взаимозаменяемые, имеющие одно и то же целевое назначение и пригодные для использования или потребления одного товара вместо другого
  • совместимые — товары, одновременное хранение, потребление или использование которых не вызывает нежелательных взаимодействий
  • взаимодополняющие — товары, применение одного из которых требует одновременного использования и другого товара

по характеру вторичного использования товара:

  • утилизируемые, т.е. подлежащие переработке после использования;
  • не утилизируемые — подлежат уничтожению, захоронению.

по характеру взаимодействия между собой:

  • товары-заменители, которые удовлетворяют одну потребность, но отличаются по составу;
  • товары-близнецы, удовлетворяющую одну потребность;
  • товары-производные — схожие на базе основного предшественника, более эффективно удовлетворяющие потребности.

 

Конкурентный анализ

· Анализ деятельности конкурентов: выявление действующих и потенциальных конкурентов; анализ показателей деятельности конкурентов; изучение сильных и слабых сторон конкурентов

· Изучение конкурентных стратегий: лидера рынка; претендентов на лидерство; последователей лидеров; обитателей рыночных ниш

 

Модели рыночной экономики.

 

Все без исключения постиндустриальные страны и новые индустриальные страны - страны с рыночной экономикой. При однотипности общих признаков они имеют свои особенности, обусловленные национальными, культурными традициями, историческими условиями формирования рыночной экономики. В одних странах капитализм возник в результате сравнительно плавной эволюции (Англия), в других - в результате бурных революционных преобразований (Франция), в третьи страны он был привнесен извне вместе с эмигрантами (США, Австралия, ЮАР). В одних странах капитализм развивался скорее "снизу", в других он насаждался сверху (Германия). Весьма своеобразно формировался капитализм на Востоке: в Японии, Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и др. Все это предопределило "национальные" модели рынка. Можно выделить три основные модели рыночной экономики:

  1. Либеральная (американская). Модель наиболее полно реализует идеи экономического либерализма. Личный успех, расчет прежде всего на свои силы - основа такой модели. Здесь меньше доля социальных расходов государства. Но и меньше налоговое бремя.
  2. Социально-ориентированная модель (европейская, корпоративная). Наиболее полно эта модель реализована в Германии. В близких формах она реализована в таких странах, как Швеция, Дания, Голландия, Австрия, Бельгия, Франция и др. Эти страны преимущественно однородные по национальному составу, с довольно развитым чувством национальной общности, свойственным их гражданам. Здесь большую роль играет приоритет нации, общенациональных интересов. В этих странах более значительна степень социальной защиты населения государством. Но и значительно налоговое бремя, что особенно противоречиво проявило себя в Швеции, Дании и др.
  3. Японская модель. Своеобразная модель капитализма сложилась в ряде стран Востока, прежде всего в Японии. В основе ее лежат свойственные японцам чувство коллективизма, преданности фирме, хозяину и забота последнего о персонале, трудолюбие. Эту модель условно можно назвать патерналистской. Именно здесь родились кружки качества. Государство и крупные компании согласовывают экономическую политику, особенно на внешних рынках, но в то же время государство не навязывает им свою волю. Здесь меньше налоговое бремя, но и меньше социальные расходы государства.

 

18. Конкуренция, виды конкуренции

Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:

  • совершенная конкуренция — характеризуется множеством продавцов и покупателей однородного (стандартизированного) продукта, отсутствием рыночной власти, свободной конкуренцией участников сделок в условиях равнодоступности информации, отсутствием дискриминации и отсутствием неценовой конкуренции (реклама, форма обслуживания и т. п.). Ни один из участников сделок не способен влиять на рыночную цену. Также на данном рынке отсутствуют барьеры входа и выхода;
  • монополистическая конкуренция — характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;
  • олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;
  • монополия возникает, если на рынке действует единственный продавец, его рыночная власть полная, барьеры для других предприятий непреодолимы, конкуренция продавцов отсутствует;
  • монопсонии соответствует множество продавцов при единственном покупателе, которому принадлежит вся рыночная власть. Конкуренция между покупателями отсутствует.

Во избежание вредного воздействия монополии на рыночную конкуренцию их деятельность регулируется антимонопольным государственным законодательством.

Функции конкуренции Конкуренция на рынке имеет свои функции:
-Выявление или установление рыночной стоимости товара;
Выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
-Регулирование перелива средств между отраслями и производствами.
Конкуренция в сфере маркетинга бывает нескольких видов. Предприниматель должен уметь выбирать требующийся в данный момент вид конкуренции и уметь сочетать ее виды при необходимости.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ возникает, поскольку любую потребность можно удовлетворить по-разному. Следовательно, товары, с помощью которых возможно удовлетворение, выступают конкурентами друг другу. Функциональная конкуренция может возникнуть даже при производстве уникальной продукции.
ВИДОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – это результат того, что имеются товары, обслуживающие одну и ту же потребность, но различающиеся между собой по каким-то существенным характеристикам.
Например, к таким товарам можно отнести легковые автомобили одного класса с разными по мощности двигателями.
ПРЕДМЕТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – возникает потому, что производители создают практически одинаковые товары, различающиеся только качеством, а нередко одинаковые и по качеству.
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
-какие аналогичные товары конкурируют с товарами вашей фирмы и кто их производит (выявление конкурентных конкурентов); существуют ли товары, способные заменить ваш при удовлетворении данной потребности; не угрожают ли вашему товару со стороны смежных или совсем других товаров те конкуренты, которые могут удовлетворить данную потребность за счет создания товара заменителя;
-возможно ли исчезновение самой удовлетворяемой потребности.

Изокоста.

Изокоста – линия, ограничивающая комбинацию ресурсов денежными расходами на производство, поэтому ее часто называют линией равных затрат. С ее помощью определяются бюджетные возможности производителя.

Бюджетные ограничения производителя можно рассчитать:

C = r + K + w + L,
где C– бюджетное ограничение производителя; r– цена услуг капитала (часовая арендная плата); K – капитал; w – цена услуг труда (часовая оплата труда); L– труд.

Даже если предприниматель использует не заемные, а собственные средства – это все равно затраты ресурсов, и их следует считать. Соотношение цен факторов r/w показывает наклон изокосты:


Изокоста и ее сдвиг
K – капитал; L – труд.

Рост бюджетных возможностей предпринимателя сдвигает изокосту вправо, а снижение – влево. Тот же эффект достигается в условиях неизменности расходов при снижении или росте рыночных цен на ресурсы.

 

Комбинация ресурсов, обеспечивающая минимальный уровень совокупных издержек фирмы, называется оптимальной и лежит в точке касания линий изокосты и изокванты:

 

 

34. Понятие оптимума фирмы-производителя.

Производственная функция отражает разные способы соединения факторов для производства определенного объема продукции. Информация, которую несет производственная функция, может быть представлена графически с использованием изоквант.

Изокванта представляет собой кривую, на которой расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска (рис. 11.1).

Рис. 11.1. График изоквант

В долгосрочном периоде, когда фирма может изменить любой фактор производства, производственная функция характеризуется таким показателем, как предельная норма технологического замещения факторов производства (MRTS)

,

где DK и DL – изменения капитала и труда для отдельной изокванты, т.е. для постоянного Q.

Фирма сталкивается с проблемой как достичь определенного объема производства с минимальными издержками. Предположим, что цена труда равна ставке заработной платы (w), а цена капитала равна арендной плате за оборудование (r). Издержки производства можно представить в виде изокост. Изокоста включает все возможные сочетания труда и капитала с равными валовыми издержками

NC=wL+rK.

Рис. 11.2. График изокост

Перепишем уравнение валовых издержек, как уравнение для прямой линии, получим

.

Из этого следует, что изокоста имеет угловой коэффициент, равный

.

Он показывает, что, если фирма отказывается от единицы трудозатрат и экономит w (у.е.), чтобы приобрести единицу капитала по цене r (у.е.) за единицу, то валовые издержки производства остаются неизменными.

Равновесие фирмы возникает тогда, когда она максимизирует прибыль на определенном объеме производства при оптимальном сочетании факторов производства, минимизирующих издержки (рис.11.3).

На графике равновесие фирмы отражает точка касания T изокванты с изокостой при Q2. Все другие сочетания факторов производства (A, B) могут дать меньший объем выпуска продукции.

Рис. 11.3. Равновесие потребителя

Учитывая, что в точке Т изокванта и изокоста имеют одинаковый наклон и что наклон изокванты измеряется MRTS, условие равновесия можно представить как

.

Правая часть формулы отражает полезность для производителя каждой единицы фактора производства. Эта полезность измеряется предельным продуктом труда (MPL) и капитала (MPК)

.

Последнее равенство является равновесием производителя. Данное выражение показывает, что производитель находится в равновесии, если 1 рубль, вложенный в единицу труда, равен одному рублю, вложенному в капитал.

 

35. Понятие отдачи от масштаба.

Эффект масшта







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.