|
Реприза как вербальный компонент комического в эстрадном номереиза — краткий юмористический сюжет, «заход» на следую- 6м номер или «выход» из предыдущего. реприза — неотъемлемое свойство разговорных жанров эст-i Она может находиться внутри как монолога, так и парно-конферанса, она может быть разыграна как маленькая, совсем похотная сценка. Но даже разыгранная, она всегда содержит ударный вербальный момент, что и делает ее собственно репризой Вот, к примеру, одна из известных реприз В. Гущинского: «Гущинский вдруг распахивал полы пиджака, так, чтобы всем была видна подкладка. А там — господи! — у него, как на витрине, на веревочках висели колбасы, окорока, сосиски, из одного внутреннего кармана торчали бутылки водки, из другого куры... словом, не пиджак, а Елисеевский магазин. Выждав, пока ошеломленная публика все это как следует разглядит, он говорил: — Я молчу, потому что у меня все есть. А вы чего молчите?»2 Реприза может звучать в куплете или музыкальном фельетоне. К таким репризам часто прибегал известный конферансье П. Муравский: «Как будто невзначай прервав фельетон, Муравский с иронической улыбкой застенчиво говорит: — Сейчас я буду петь. И дальше — после короткой паузы: — А что вы удивляетесь? Теперь все поют. Голоса не надо»3. Реприза может существовать и самостоятельно в виде отдельной реплики конферансье. Некоторые известные деятели и исследователи искусства эстрады (в частности В. Ардов) считают, что репризу в обязательном порядке характеризует следующее качество: она смешна сама по себе вне контекста номера. «Любая шутка и острота, любой действенный трюк, способные вызвать смех аудитории вне дальнейшего или предшествующего контекста или действия, называется репризой... Реприза — это не всякий комический узел, а лишь тот, который имеет самостоятельность в теме, в сюжете»4. Это действительно так. Но ведь мы знаем немало примеров, к°гда реприза успешно встраивается в сюжетный и смысловой Контекст происходящего. Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера Определение репризы как самостоятельной смеховои единицы верно, но не ограничивает возможности ее использования только отдельной ее подачей, вне общего контекста. Конечно, реприза — это в какой-то степени есть игра слов. Однако если она остается только игрой слов, то может превра-1 титься в весьма плоскую, глупую, а зачастую и пошлую шутку.] Настоящая реприза — это в первую очередь — игра ума, которая] находит выражение в игре слов. Ведь именно от выражения «ocl трый ум» и происходит понятие «остроумие». Когда публика] слышит хорошую репризу, она в первую очередь ценит в ней! интересную мысль, поданную при помощи игры слов, неожидан-! но, с интересным поворотом, с остроумным сочетанием слом Поэтому здесь действует общее правило: вначале мысль, потом ~М слово. Чистое же зубоскальство, которое, к сожалению, имеет меЯ то на эстраде, как бы оставляет качество ума за скобками. ЗнаЛ менитое «на улице идет дождь, а у нас идет концерт» есть при-1 мер такой формальной игры слов, за которой нет никакого смыс-1 ла (поэтому эта реприза и использовалась в «Необыкновенном! концерте» С. Образцова в качестве пародийной). При таком строении «репризы» очень трудно соблюсти хороший вкус. Режиссеру важно понимать: Слово не может быть комичным само по себе. Оно становится ким только тогда, когда отражает черты духовной жизни. Чаще всего для построения репризы используются три вида словесных комических конструкций: каламбур, парадокс, ирония! Каламбур Каламбур представляет собой один из видов острот^ В «Словаре русского языка» Ожегова находим следующее опре! деление: «Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов»5. Каламбур стро' ится на «звуковом сходстве при различном смысле»6. ' Глава 5. Реприза как вербальный компонент комического в эстрадном номере Именно двусмысленность во многом и вызывает смеховой эффект. Вот пример одной студенческой шутки: ВОПРОС: Что общего между Остапом Бендером и белкой? ОТВЕТ: То, что стул у них ореховый. Здесь обыгрывается одинаковое по звучанию, но разное по смыслу в данном контексте слово «стул». Возникает двусмыслица. И вот здесь-то сочинителя каламбуров подстерегает серьезная опасность. Этот пример был приведен как раз, для того чтобы эту опасность продемонстрировать: двусмыслица очень часто тянет нас на дурновкусие, а этого артист эстрады должен всячески избегать. Подобная реприза может вызвать смех, но при этом как-то неловко становится за артиста, который ее произносит. Вместе с тем, множество каламбуров основано на простоватом народном юморе: «Мне неоднократно приходилось слышать, — замечает И. Виноградский, — что каламбур — это низший вид юмора. Не желая обсуждать сам вопрос о праве навешивать ярлыки на то или иное реально существующее в жизни явление, хочу обратиться к самой сути дела. Даже беглый взгляд показывает, что игра слов, принимающая на себя ту или иную смысловую нагрузку, существовала во все времена в любом языке. Что касается русского народного творчества — песен, частушек, анекдотов, сказок — то их просто не существовало бы без каламбуров, перевертышей самого различного рода»7. В каламбуре проявляется важное качество остроумия вообще — умение быстро находить и применять узкий, конкретный, буквальный смысл слова и заменять им более обширное и широкое значение. Чаще всего каламбур не преследует цели вскрыть какие-то недостатки. Это скорее безобидная шутка. Однако каламбур может иметь не только характер добродушной шутки, но может стать резким и чрезвычайно действенным орудием. Как насмешка каламбур способен убивать. Он может иметь и оскорбительный характер, чего артист эстрады не может себе позволить. ам по себе каламбур не может быть ни нравственным, ни безнрав-ственным: все зависит от способа его употребления, от личностной каламбуриста, от того, на что направлен каламбур. Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера т Так, направленный против отрицательных явлений жизнц! он становится острым и метким оружием сатиры. Еще одно важное обстоятельство: Как бы ни был каламбур-реприза хорош сам по себе, он должен соответствовать обстановке, времени и происходящему событию. Вот пример того, как при несоблюдении этого условия ка-Ц ламбур выглядит совершенно неуместным. «Петр Андреевич Каратыгин, — пишет М. Шевляков, — буквально никогда и нигде не мог обойтись без остроты или калам-1 бура. Даже при похоронах своего брата, знаменитого трагика В. А. Каратыгина, несмотря на всю печальную обстановку, он не мог удержаться от каламбура и сказал, пробираясь сквозь толпу нароЛ да: „Позвольте, господа, добраться до братцах"»8. Парадокс Второй вид эстрадной репризы — реприза-парадокс, которая довольно близко примыкает к каламбуру. Но есть и отличие. 1 Парадокс — это такое суждение, в котором сказуемое противоречит подлежащему или определение определяемому. «Все умники дураки, и только дураки умны». На первый взгляд, такие суждения лишены смысла. Но часто оказывается, j что путем парадокса как бы зашифрованы некие особо тонкие^ мысли. Вот примеры парадоксов О. Уайльда (которые, кстати, показывают, насколько парадокс близок к каламбуру): «Все говорят, что Чарльз — ужасный ипохондрик, А что этШ собственно говоря, значит? — Ипохондрик — это такой человек, который чувствует себя хорошо только тогда, когда чувствует себя плохо. Холостяки ведут семейную жизнь, а женатые — холостую. ] Ничего не делать — самый тяжкий труд. Эта женщина и в старости сохранила следы изумительногв своего безобразия. Самая большая опасность — быть совращенным на путь добя родетели. Лучшее средство избавиться от искушения — поддаться I в а 5. Реприза как вербальный компонент комического в эстрадном номере В форме парадокса могут быть выражены едкие и насмеш-ie мысли. Известны блистательные парадоксы Б. Шоу: «Филантроп — это паразит, живущий нищетой. Разумный человек приспосабливается к миру, а неразумный пытается приспособить мир для себя. Поэтому прогресс зависит от людей неразумных. Революции еще никогда не облегчали бремени тирании: они только перекладывали его с одних плеч на другие»10. Чехов: «Всякому безобразию есть свое приличие!»11. Или сатирический парадокс Салтыкова-Щедрина из «Истории одного города»: «В это же время, словно на смех, вспыхнула во Франции революция, и стало всем ясно, что „просвещение" полезно только тогда, когда оно имеет характер непросвещенный»12. На парадоксе основан целый фельетон Добролюбова «Опыт отучения людей от пищи». Вообще русская классическая литература, в особенности сатирическая, чрезвычайно щедра на репризы-парадоксы. Причем репризы эти остаются современными до сих пор, ибо при всех переменах российской общественной и политической жизни многие проблемы столь же актуальны, как и 150 лет назад. Например, парадокс вынесен в заголовок фельетона Н. Чернышевского «Вредная добродетель» (1859 год). Материал этого памфлета был использован в программе В. Гра-ницына «500 лет русской водке» в Санкт-Петербургском государственном театре эстрады в 1998 году.
Ирония Очень близка к парадоксу ирония — третий тип построения эстрадной репризы. В парадоксе — понятия, которые исключают друг друга, объединяются, если можно так сказать, вопреки их несовместимости. Ирония словами высказывает одно понятие, а подразумевает ^оневысказывает) совсем другое, противоположное. На словах высказывается положительное, а понимается отрицательное. То есть иносказательно раскрываются недостатки Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера того, о чем (о ком) говорят. «Ирония есть, когда через то, что ска-1 зываем, противное разумеем»,13 — говорил М. Ломоносов. Почему ирония особенно ценна для артиста эстрады разгЛ ворного жанра? Дело в том, что ирония бывает особенно выра- зительва в устной речи, когда средством ее служит особая на-j смешливая интонация. Поэтому по-настоящему передать иронию ' может только актерски одаренный человек. Прекрасные примеры иронии можно найти в классической литературе («Похвала глупости» Эразма Роттердамского), пол-1 ны иронии многие строки Гоголя. Например: «Удивительная лужа! Единственная, которую только вам удЛ валось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. ПрекрасЛ ная лужа!»14. Иногда реприза, построенная на иронии, возникает от сме-1 щения ударения (в том числе и смыслового) в слове или в соче-j таниях слов. Е. Альпер (победитель в жанре конферанса на VIH всесоюзном конкурсе артистов эстрады) однажды импровиза-] ционно произнес репризу: «Для артиста вопрос „быть или на быть?" — не вопрос. — Вот в чем (Альпер точно давал понять, чтсй имел в виду костюм артиста) — вопрос!». Здесь смещено смыс-1 ловое ударение при полном соответствии известной начальной шекспировской фразе монолога Гамлета, отчего возник новый] иронический смысл знаменитой фразы. Намек В иронии всегда присутствует намек. Наибольший эффект намека достигается не словом, а умолчан* ем, намеком на недозволенное слово или понятие. Для эстрады эт очень важный прием. Нет ничего хуже выхолощенной, стерильной, «правильной», академично-сухой эстрады. Искусство это родилось на площади, оно очень демократично и народно. А народ любит и щекотливую ситуацию, и двусмысленную реплику, и крепкое словцо. Сама народная, демократическая природа искусства эстрады такова, что в ней должен содержаться элемент простонародног Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|