|
Глава 2. Жанры эстрадного номераСтр 1 из 4Следующая ⇒ их номеров в большой степени зависит от совершенства и соты теЛосложения молодой артистки, круговые и быстрые движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто. ВРАЩАЮЩИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ) -номера этого жанра строятся следующим образом: исполнитель на нескольких тростях (рекорд — 22), которые установлены на подставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных причин постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручивает трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителей переживать - упадут или не упадут тарелочки, успеет или не успеет он подкрутить трости. СВЕРХМЕТКИЕ СТРЕЛКИ — артисты этого жанра демонстрируют уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обязательно огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль». По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности. Инструментальная музыка на эстраде СОЛЬНОЕ и АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО — выделено в отдельный эстрадный жанр, так как отличается рядом особенностей от филармонического инструментального исполнительства; в первую очередь — подбором исполняемого репертуара, который по преимуществу составляют эстрадные обработки небольших популярных классических произведений (крупные музыкальные формы не исполняются), сюиты и фрагменты из оперетт и мюзиклов, сюиты из музыки к фильмам, попурри на темы популярных песен и танцевальных мелодий, обработки народных мелодий; в ансамблевом исполнительстве часто используется необычный, по сравнению с филармоническим, состав инструментов оркестра или ансамбля; в сольном исполнительстве часто используются необычные и редкие музыкальные инструменты — гусли, рожки, флейты Пана, ксилофоны, виброфоны, концертино и др.; чаще всего исполня- Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера емые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инстру^ ментом; театрализация в этом жанре — редкость, но известнц успешные примеры даже оркестрового исполнительства в теат-j рализованной форме. Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инст-1 рументальном исполнительстве занимает джаз, но подробная характеристика его — прерогатива музыковедов. Впрямую темы данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, от-| личительной особенностью которого является, помимо репертуар ра, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная Mai нера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальных элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных. Танец на эстраде Это короткий номер, который проявляется в разновидностях жанров собственно хореографического искусства: классический, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, мо| дерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто использу-j ется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенна акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стре-1 мится ввести в структуру номера трюк. Нередко эстрадный нец выстраивается в форме сюжетной сценки. В этой книге не будут подробно рассматриваться жанры инструментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстраД1 ный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекции] отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) на эстраду. И работа над номерами этих жанров — дело специалист тов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер| над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного теат^ ра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, може! быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализирую ются общие законы создания эстрадного номера (особенно драматургии), которые одинаковы во всех жанрах. Глава 2. Жанры эстрадного номера Основные положения для конспектирования: понятие «жанр» на эстраде имеет двойственное толкование: первое — объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный образ, второе — объединение номеров по характеру их эмоционального воздействия; режиссер номера создает художественный образ посредством специфических выразительных средств определенного жанра, а также определяет характер эмоционального воздействия номера; q традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр в первую очередь как специфику выразительных средств номера; О синтетический эстрадный номер следует определять как номер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный номер, режиссер должен выделить главное выразительное средство жанра, отводя другим вспомогательную роль; О актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского искусства и технологии выразительных средств эстрадного жанра; | О специфика отдельных жанров, представленная и классифицированная во 2-й главе, отражает специфику подхода режиссера к постановочной работе над номером определенного жанра в отборе выразительных средств. Г Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т.1. Л., 1980. С. 173. I2 Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 424. Г Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 19. Г Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 3. ' влитии С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. С. 58. I Петров А. Песня // Эстрада России. XX век. Лексикон. М., 2000. С. 440. [ Каштелян С. Право на эксперимент // СЭЦ. 1969. № 1. С. 8. Макаров С. Цирковые жанры // Эстрада России.... С. 645. ГЛАВА 3 Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера
Одной из особенностей эстрадного искусства выступает то! обстоятельство, что зачастую актеры* и режиссеры сами являют] ся авторами (драматургами) своих номеров и программ, сами coi здают для них сценарии. Такова практика. Но это объясняется 1 объективной спецификой эстрады, обусловленной чрезвычайно! персонифицированностью ее как вида искусства. Эстрадный номер всегда создается не просто для конкретного ист полнителя (исполнителей): индивидуальность артиста служит от] правной точкой в возникновении эстрадного номера. Роль режиссера как автора сценария номера в разных жанрах неодинакова. Естественно, что отправной точкой в созданш номеров на основе монолога, фельетона, куплета, песни служит авторский и музыкальный текст. Но даже в этих случаях неред' ки ситуации, когда режиссер принимает на себя функции созда теля сценария (либретто) номера, а не ограничивается режиссер ской разработкой предложенного автором текста или музыки ма| териала. Часто режиссер вместе с автором работает над текстов и в этом случае становится соавтором произведения. В некото; рой части речевых жанров (например, в пародии) эта тенденцш проявляется в большей степени. И практически всегда режиссе] становится создателем драматургии номера в вокально-эстрад ном, оригинальных и эстрадно-цирковых жанрах, режиссер балетмейстер — в эстрадной хореографической миниатюре. Спа цифику драматургии номера в театре миниатюр точно определи А. Райкин: «Материал должен быть актуальным, лаконичным, об разным, смешным и в то же время облагораживать душу и созна * Роль актера в создании драматургии номера весьма значительна, но ана лиз этой темы выходит за рамки данного учебного пособия. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|