Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Жанры эстрадного номера





их номеров в большой степени зависит от совершенства и

соты теЛосложения молодой артистки, круговые и быстрые

движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по

себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в

комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто.

ВРАЩАЮЩИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ) -номера этого жанра строятся следующим образом: исполнитель на нескольких тростях (рекорд — 22), которые установлены на подставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных причин постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручива­ет трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителей переживать - упадут или не упадут тарелочки, успеет или не успеет он подкрутить трости.

СВЕРХМЕТКИЕ СТРЕЛКИ — артисты этого жанра демонстриру­ют уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обяза­тельно огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль». По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности.

Инструментальная музыка на эстраде

СОЛЬНОЕ и АНСАМБЛЕВОЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИ­ТЕЛЬСТВО — выделено в отдельный эстрадный жанр, так как от­личается рядом особенностей от филармонического инструмен­тального исполнительства; в первую очередь — подбором испол­няемого репертуара, который по преимуществу составляют эстрадные обработки небольших популярных классических про­изведений (крупные музыкальные формы не исполняются), сю­иты и фрагменты из оперетт и мюзиклов, сюиты из музыки к фильмам, попурри на темы популярных песен и танцевальных мелодий, обработки народных мелодий; в ансамблевом исполни­тельстве часто используется необычный, по сравнению с филар­моническим, состав инструментов оркестра или ансамбля; в сольном исполнительстве часто используются необычные и ред­кие музыкальные инструменты — гусли, рожки, флейты Пана, ксилофоны, виброфоны, концертино и др.; чаще всего исполня-

Раздел первый. Общие вопросы режиссуры эстрадного номера

емые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инстру^ ментом; театрализация в этом жанре — редкость, но известнц успешные примеры даже оркестрового исполнительства в теат-j рализованной форме.

Особое место в эстрадном вокальном и музыкальном инст-1 рументальном исполнительстве занимает джаз, но подробная характеристика его — прерогатива музыковедов. Впрямую темы данного учебного пособия касается эстрадный джаз-оркестр, от-| личительной особенностью которого является, помимо репертуар ра, общение оркестрантов и дирижера с публикой, раскованная Mai нера поведения на эстраде вплоть до исполнения танцевальных элементов, разыгрывание небольших сценок, даже сюжетных.

Танец на эстраде

Это короткий номер, который проявляется в разновиднос­тях жанров собственно хореографического искусства: классичес­кий, народный, историко-бытовой, характерный, бальный, мо| дерн, джаз-танец, стэп и т. д. В эстрадном танце часто использу-j ется выразительный арсенал других жанров эстрады, особенна акробатики и пантомимы. Поэтому эстрадный танец часто стре-1 мится ввести в структуру номера трюк. Нередко эстрадный нец выстраивается в форме сюжетной сценки.

В этой книге не будут подробно рассматриваться жанры ин­струментальной эстрадной музыки, куклы на эстраде и эстраД1 ный танец. Каждый из этих жанров отражает мощную проекции] отдельных видов искусств (кукольный театр, танец, музыка) на эстраду. И работа над номерами этих жанров — дело специалист тов в этих жанрах. Балетный номер ставит всегда балетмейстер| над музыкальным номером работает дирижер. Номер с куклой может поставить только специалист в области кукольного теат^ ра. Однако первый раздел учебного пособия, думается, може! быть полезен и для этих специалистов, так как здесь анализирую ются общие законы создания эстрадного номера (особенно драматургии), которые одинаковы во всех жанрах.

Глава 2. Жанры эстрадного номера

Основные положения для конспектирования:

понятие «жанр» на эстраде имеет двойственное толкование: первое — объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный об­раз, второе — объединение номеров по характеру их эмоцио­нального воздействия; режиссер номера создает художествен­ный образ посредством специфических выразительных средств определенного жанра, а также определяет характер эмоцио­нального воздействия номера;

q традиции эстрадного искусства определяют эстрадный жанр в первую очередь как специфику выразительных средств но­мера;

О синтетический эстрадный номер следует определять как но­мер определенного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств; создавая синтетический эстрадный номер, режиссер должен выделить главное выразительное средство жанра, отводя другим вспомогательную роль;

О актерское мастерство исполнителя номера не должно затуше­вывать выразительные средства жанра, а естественным обра­зом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерско­го искусства и технологии выразительных средств эстрадно­го жанра;

| О специфика отдельных жанров, представленная и классифици­рованная во 2-й главе, отражает специфику подхода режис­сера к постановочной работе над номером определенного жан­ра в отборе выразительных средств.

Г Товстоногов Г. Зеркало сцены. Т.1. Л., 1980. С. 173.

I2 Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. С. 424.

Г Кузнецов Евг. Из прошлого русской эстрады. М., 1958. С. 19.

Г Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 3.

' влитии С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987. С. 58.

I Петров А. Песня // Эстрада России. XX век. Лексикон. М., 2000. С. 440.

[ Каштелян С. Право на эксперимент // СЭЦ. 1969. № 1. С. 8. Макаров С. Цирковые жанры // Эстрада России.... С. 645.

ГЛАВА 3

Режиссер как создатель драматургии эстрадного номера

 

Одной из особенностей эстрадного искусства выступает то! обстоятельство, что зачастую актеры* и режиссеры сами являют] ся авторами (драматургами) своих номеров и программ, сами coi здают для них сценарии. Такова практика. Но это объясняется 1 объективной спецификой эстрады, обусловленной чрезвычайно! персонифицированностью ее как вида искусства.

Эстрадный номер всегда создается не просто для конкретного ист полнителя (исполнителей): индивидуальность артиста служит от] правной точкой в возникновении эстрадного номера.

Роль режиссера как автора сценария номера в разных жан­рах неодинакова. Естественно, что отправной точкой в созданш номеров на основе монолога, фельетона, куплета, песни служит авторский и музыкальный текст. Но даже в этих случаях неред' ки ситуации, когда режиссер принимает на себя функции созда теля сценария (либретто) номера, а не ограничивается режиссер ской разработкой предложенного автором текста или музыки ма| териала. Часто режиссер вместе с автором работает над текстов и в этом случае становится соавтором произведения. В некото; рой части речевых жанров (например, в пародии) эта тенденцш проявляется в большей степени. И практически всегда режиссе] становится создателем драматургии номера в вокально-эстрад ном, оригинальных и эстрадно-цирковых жанрах, режиссер балетмейстер — в эстрадной хореографической миниатюре. Спа цифику драматургии номера в театре миниатюр точно определи А. Райкин: «Материал должен быть актуальным, лаконичным, об разным, смешным и в то же время облагораживать душу и созна

* Роль актера в создании драматургии номера весьма значительна, но ана лиз этой темы выходит за рамки данного учебного пособия.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.