Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 6. Работа режиссера с конферансье





му (необходимо время для оценок, пристроек и т. п.). Поэтому заботиться о лаконичности выступлений конферансной пары нуж­но всегда в большей степени, чем при работе с конферансье-соли­стом.

Инсценированный конферанс

Если конферанс сам по себе является одним из самых слож­ных жанров эстрады, если дополнительные трудности появляют­ся в парном конферансе, то инсценированный конферанс — еще сложнее. Имеется в виду ситуация, когда конферансье выступа­ет не от собственного лица, а от лица какого-то персонажа. Клас­сическим примером конферанса в маске является творчество К. Гибшмана, создавшего образ неуклюжего, стесняющегося че­ловека, которому очень неловко на эстраде.

Импровизировать в общении с публикой от собственного лица уже достаточно сложно. Импровизировать же от лица ха­рактера, персонажа, маски — еще сложнее. Здесь реприза будет выражать не только отношение самого артиста, но и его персо­нажа. Это будут уже не слова конферансье вообще, а речь персо­нажа с присущей ему характерностью, внешним видом, профес­сией, возрастом, отношением к жизни и так далее.

Анализ специфики инсценированного конферанса нужно начинать с эстрадного образа конферансье (маски), потому что это один из главных приемов такого конферанса.

Солист-конферансье очень редко может прибегнуть к ис­пользованию драматургии, так как у него нет партнера. Нет парт­нера — нет конфликта (или — гораздо труднее его найти и выра­зить). Свой конфликт конферансье в этом случае выстраивает зачастую со зрительным залом в прямом общении.

В инсценированном конферансе больше театрально-вырази­тельных возможностей в использовании реквизита, элементов де­корационного оформления, костюма, грима. «Зрители всегда с Удовольствием воспринимают комический образ конферансье, °снащенный театральными атрибутами (гримом, костюмом и Др.). Чаще, конечно, появляются в качестве ведущего бытовые типы, но встречаются и литературные персонажи: Хлестаков, дед

i

Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

Щукарь, Василий Теркин и т. д. На детских концертах — доктор Айболит, дядя Степа, Буратино. До войны блистательно вел кон­церты А. Корзаков в образе театрального пожарного»13.

Вместе с тем, инсценированным мы называем также конферанс, который использует драматургию в построении концерта.

Таким образом, сборный концерт сразу превращается в ревю (обозрение), так как связки между номерами и сами номера объе­диняются единым сюжетом.

Режиссер эстрады всегда должен помнить, что сюжет эстрад­ного представления — дело очень условное, часто схематичное.

Главным в любой форме эстрадного представления остает­ся эстрадный номер. Если сюжетное построение будет сильнее и выразительнее номеров, — исчезнет основной признак эстрадного искусства. Связки станут важнее содержания. А наличие инте­ресного сюжета в связках всегда грозит заслонить собой выступ­ления артистов в эстрадных номерах.

Многое здесь решает чувство меры и профессионализм ре­жиссера концерта. Он должен не только отвести надлежащее «служебное» место сюжетному построению, но и, по возможно­сти, подобрать и выстроить номера таким образом, чтобы они тоже в какой-то мере находились в канве драматургического построения театрализованного эстрадного представления.

Основные положения для конспектирования:

О конферанс является искусством импровизированного обще­ния со зрительным залом; импровизированное общение с пуб­ликой отличает конферансье от ведущего;

О основной формой конферанса является доверительная бесе­да со зрительным залом;

О конферанс подразделяется на сольный, парный и инсцениро­ванный;

О режиссерская работа с конферансье в основном сводится к педагогической составляющей, за исключением подготовки собственного номера конферансье, где роль режиссера гораз­до значительнее;

Глава 6. Работа режиссера с конферансье

О режиссеру принадлежит важная роль в нахождении маски конферансье, в инсценировании конферанса, в определении конфликта в конферансной паре;

q режиссерская работа с артистом-конферансье включает в себя создание «домашних заготовок», которые импровизационно проявляются в ведении концерта;

q ведущей функцией конферансье является информационная;

О важной частью конферанса является создание праздничной ат­мосферы концерта, раскрытие его темы (если такая имеется);

О конферансье является посредником между артистами и зри­тельным залом, в связи с чем одним из его ведущих качеств становится приспособляемость к аудитории;

О важным профессиональным качеством конферансье являет­ся проявление его гражданской и нравственной позиции в сво­ем выступлении;

О термин «предлагаемые обстоятельства» имеет на эстраде двой­ственное толкование: как состав и реакция зрительного зала, так и собственно предлагаемые обстоятельства рассказа, моно­лога и т. д.; режиссерская работа с конферансье должна учиты­вать этот специфический фактор эстрадного искусства, необ­ходимо добиваться от артиста-конферансье проявления навы­ка постоянной смены позиции рассказчика и собеседника;

О конферансье часто является режиссером концерта, особенно в его сборной форме, что требует от него режиссерских навы­ков; к частному приему конферанса относится «провокация» зрительного зала;

О работа режиссера с конферансье включает в себя оказание ему помощи в подготовке обязательных аспектов выступления: вступительного фельетона, собственного номера конферансье, финала концерта.

1 Райкин А. Воспоминания. СПб., 1995. С. 167.

2 См.: Немирович-Данченко В. Театральное наследие. В 2 т. Т. 1. М., 1952. С. 256.

3 Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. С. 157.

4 Райкин А. Указ соч. С. 168.

Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

5 Дудник Г. «Я встретил вас...» // СЭЦ. 1984. № 6. С. 26.

6 Райкин А. Указ. соч. С. 166-167.

7 Гершуни Е. Указ. соч. С. 166.

8 Мороз Н. Право на общение // СЭЦ. 1984. № 4. С. 5.

9 См.: Цицерон М. Три трактата об ораторском искусстве. Книга первая. С. 103.

10 Милявский О. О конферансе // СЭЦ. 1984. № 4. С. 5.

11 Цит по: Гершуни Е. Указ. соч. С. 160.

12 Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987

13 Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. М., 1968. С. 112.

14 Алексеев А. Серьезное и смешное. М, 1973. С. 258-259.

15 Ардов В. Указ. соч. С. ПО.

М, 1972.

С 179.

ГЛАВА 7

Эстрадный фельетон

Слово «фельетон» ассоциируется в первую очередь с газет­ной или журнальной публикацией. Действительно, первоначаль­но фельетоном назывался листок-вкладыш в газету, в котором печатались наиболее злободневные, сатирические, публицисти­ческие материалы (в таком виде фельетон впервые появился во Франции, и в дословном переводе это слово означает «листок»).

Исторически эстрадный фельетон сохранил многие харак­терные черты и приемы своего газетного прародителя.

Эстрадный фельетон — это всегда выступление на какую-то акту­альную тему (или несколько тем, связанных между собой), в нем, как правило, предстает сатирическое отношение автора и рассказ­чика к тем или иным событиям общественно-политической жиз­ни. Таким образом, эстрадный фельетон, как и газетный, несет в себе публицистическое начало, но создается он автором специаль­но для произнесения с эстрады.

«Характерно, — писал В. Ардов, — что когда на эстраде ис­полняются лучшие из наших печатных фельетонов (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова, М. Кольцова, Д. Заславс­кого, Г. Рыклина и других), их всегда относят к жанру художе­ственного чтения, а не к репертуару эстрадных фельетонистов. Печатный фельетон на эстраде практически расценивается как явление литературы, а не как чисто эстрадный репертуар»1.

Отличие фельетона от монолога

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что смеши­ваются понятия «фельетон» и «монолог». Так, к примеру, в оби-ХоДе иногда говорят: «Конферансье выступил со вступительным

Раздел второй. Режиссура эстрадных номеров различных жанров

монологом». Путаница происходит, оттого что формы подачи фе­льетона и монолога очень похожи. Действительно, выходит на] эстраду артист и начинает разговор со зрителем. По форме это! всегда (или почти всегда, исключение составляют фельетоны, исполняемые конферансной парой) — монолог, то есть речь од­ного лица. Но сходство это формально и не несет в себе сущно­стного признака эстрадного фельетона.

В чем же существенное отличие эстрадного фельетона от эс­традного монолога?

«Эстрадный фельетон, — отмечал В. Фролов, — рассчитан на 15—20 минут сценического времени (сегодня короче. — И. Б.). Он; должен, как передовая статья газеты, вобрать в себя самые акту­альные проблемы, которые необходимо подать в яркой, порой за­остренно-сатирической, порой гиперболизированной форме. Это как бы короткое международное обозрение или отклик на собы­тия внутренней жизни страны. Искусство эстрадного фельето­ниста должно быть гибким, целенаправленным по отбору фак­тов, отточенным по меткости их подачи, оно сродни искусству журналиста. Исполнителю необходимо обладать всесторонним образованием, высокой эрудицией, острым классовым чутьем и быстрой реакцией на события»2.

Фельетон обязательно публицистичен. В нем артист от собствен­ного лица выражает свои оценки тех или иных актуальных собы­тий, говорит от своего лица зрительному залу о своем отношении к тому или иному явлению. И, несмотря на то, что фельетоны для артистов пишут эстрадные авторы, этим произведениям придает­ся такая форма изложения, которая создает впечатление, что вы­сказывается личная позиция артиста.

«В других разновидностях репертуара тема, идея произведе­ния, как правило, выражаются исключительно беллетристичес­ки — стихами или в драматургической форме, — писал В. Ар­дов. — А фельетонист вправе сообщать своей аудитории опреде­ленные мысли о явлениях общественной и частной жизни, oj событиях за рубежом и у нас в стране... При этом он, конечно, т острит, и шутит, рассказывает смешные истории и вообще пользуется всей палитрой драматургии, поэзии, сатиры и юмо­ра. Но это не отменяет того факта, что в зримой и доступной для всех основе фельетона лежит публицистика. Фельетон без оби-

Глава 7. Эстрадный фельетон

няков называет отрицательные явления, с которыми он борется. g этом жанре исполнитель (и автор) без опосредовании, свой­ственных художественной литературе, говорит о социальных явлениях современности. Фельетонист в такой же мере оратор, пропагандист и агитатор, как и артист»3.

Этот важный момент должен учитывать режиссер в работе с автором эстрадного фельетона: нужно добиваться такой струк­туры и формы литературного материала, которая могла бы со­здать подобное впечатление у публики.

То, что фельетон должен содержать личную позицию артис­та к тому, о чем он говорит, совершенно логично заставляло многих из них быть авторами своих эстрадных фельетонов. На­иболее ярким примером в этом смысле является творчество Н. Смирнова-Сокольского, который сам был автором своих фе­льетонов. Безусловно, одним из условий его успеха как эстрад­ного фельетониста было то, что он соединял в себе искусство ли­тератора и искусство артиста в одном лице. Он сам выбирал тему выступления, волнующую его лично, он сам отыскивал слова для ее выражения, и он же сам своими же словами предъявлял эту собственную позицию публике.

Вообще такое явление, как артист-автор, очень часто нахо­дит выражение именно в эстрадном фельетоне. При этом совсем не обязательно, что исполнитель заранее пишет текст своего фе­льетона. Довольно часто он только выбирает тему выступления (или эту тему подсказывают ему обстоятельства концерта). А да­лее эстрадный фельетон возникает импровизационно. Артист им­провизирует на тему.

Это очень высокий класс профессионального мастерства. Но известные конферансье не раз демонстрировали блестящие при­меры такого рода. Так известный петербургский конферансье Г. Баскин на концерте в Центральном концертном зале «Россия», посвященном Дню учителя, импровизационно произнес прекрас­ный публицистический фельетон. Тема была подсказана самим праздником, к которому был приурочен концерт. А вот разработ­ка ее и конкретное воплощение были сделаны в импровизаци­онной манере. В этом фельетоне у артиста нашлись слова и о про­блемах, которые волнуют учительский корпус, и об отношении власти к учителю, и об огромной важности работы учителя, и о том, что все мы в неоплатном долгу перед нашими учителями;







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.