|
Понятие маркетинга, цели, принципы и функции маркетинга.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Вопрос 5. Планирование маркетинговой деятельности Планирование маркетинга в различных организациях осуществляется по-разному. Это касается содержания плана, длительности горизонта планирования, последовательности разработки, организации планирования. Так, диапазон содержания плана маркетинга для различных компаний различен: иногда он лишь немного шире плана деятельности отдела сбыта. Отдельные организации вообще могут не иметь плана маркетинга, как цельного документа. Единственным плановым документом для таких организаций может быть бизнес – план, составленный или для организации в целом, или для отдельных направлений ее развития. В общем случае можно говорить о разработке стратегических, как правило, долгосрочных планов и тактических (текущих), как правило, годовых и более детальных планов маркетинга. Стратегический (долгосрочный) план маркетинга, разрабатываемый на 3-5 и более лет, характеризует сложившуюся маркетинговую ситуацию, описывает стратегии достижения поставленных целей и те мероприятия, реализация которых приводит к их достижению. План маркетинга разрабатывается для каждой стратегической хозяйственной единицы организации и с точки зрения формальной структуры обычно состоит из следующих разделов: аннотация для руководства, текущая маркетинговая ситуация, опасности и возможности, цели маркетинга, стратегия маркетинга, программа действий, бюджет маркетинга и контроль. Аннотация для руководства – начальный раздел плана маркетинга, в котором представлена краткая аннотация главных целей и рекомендаций, включенных в план. Текущая маркетинговая ситуация – раздел плана маркетинга, который описывает целевой рынок и положение организации на нем. Включает следующие подразделы: описание рынка (до уровня главных рыночных сегментов), обзор продуктов (объем продаж, цены, уровень прибыльности), конкуренция (для главных конкурентов содержится информация относительно их стратегии в области продуктов, рыночной доли, цен, распределения и продвижения), распределение (тенденции изменения сбыта и развитие главных каналов распределения). Опасности и возможности – раздел плана маркетинга, в котором указываются главные опасные возможности, с которыми продукт может столкнуться на рынке. Оценивается потенциальный вред каждой опасности, т.е. осложнения, возникающего в связи с неблагоприятными тенденциями и событиями, которые при отсутствии целенаправленных маркетинговых усилий могут привести к подрыву живучести продукта или даже к его гибели. Каждая возможность, т.е. привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором организация может получить преимущества над конкурентами, должно быть оценено с точки зрения ее перспективности, и возможности успешно ее использовать. Маркетинговые цели характеризуют целевую направленность плана и первоначально формулируют желаемые результаты деятельности на конкретных рынках. Цели в области продуктовой политики, ценообразования, доведения продуктов до потребителей, рекламы и т.п. являются целями более низкого уровня. Обычно цели стараются выразить количественно. Однако далеко не все из них можно определить таким образом. Примерами качественных целей могут служить следующие формулировки: выжить в условиях конкурентной борьбы, поддержка высокого престижа фирмы и т.п. Маркетинговая стратегия включает конкретные стратегии деятельности на целевых рынках, используемый комплекс маркетинга и затраты на маркетинг. В стратегиях, разработанных для каждого рыночного сегмента, должны быть рассмотрены новые и выпускаемые продукты, цены, продвижение продуктов, доведение продукта до потребителей, должно быть указано, как стратегия реагирует на опасности и возможности рынка. Программа действий (оперативно – календарный план), иногда называемая просто программой, детальная программа, в которой показано, что должно быть (5,6) сделано, кто и когда должен выполнять принятые заказы, сколько это будет стоить, какие решения и действия должны быть скоординированы в целях выполнения плана маркетинга. Можно выделить три типа программ маркетинговой деятельности: 1. Программа перевода предприятия в целом на работу в условиях маркетинга. 2. Программа по отдельным направлениям комплекса маркетинговой деятельности, и, прежде всего программа освоения определенных рынков с помощью определенных товаров. 3. Программа освоения отдельных элементов маркетинговой деятельности, например, проведение рекламной компании. На взгляд отечественных маркетологов, наибольший интерес для руководителей белорусских предприятий представляют программы выхода на рынок с определенной продукцией. Обычно в программе кратко охарактеризованы также цели, на достижение которых направлены мероприятия программы. Другими словами, программа – это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана. Бюджет маркетинга – раздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли. Величины дохода обосновывается с точки зрения прогнозных значений объема продаж и цен. Затраты определяются как сумма издержек производства, товародвижения и маркетинга, последние в данном бюджете расписываются детально. В практике используются различные методы определения бюджета маркетинга; рассмотрим наиболее распространенны: 1) «Финансирование от возможностей». Этот метод применяется фирмами, ориентированными на производство, а не на маркетинг. Единственное преимущество – это отсутствие каких – либо серьезных конфликтов с производственными подразделениями из–за их безусловного приоритета. Несовершенство же метода в абсолютной произвольности выделения конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и как следствие – невозможность разработки долгосрочных маркетинговых программ, планирование комплекса маркетинга и всей деятельности фирмы. 2) Метод «фиксированного процента» основан на отчислении определенной доли от предыдущего или предполагаемого объема сбыта. Этот метод достаточно прост и часто применяется на практике. Однако он же и наименее логичен, поскольку ставит маркетинг в зависимость от объема сбыта. При ориентации на результаты завершившегося периода развитие маркетинга становится возможным только при условии его предыдущих успехов. Если же налицо рыночная неудача и объем продаж уменьшается, то вслед за этим и пропорционально падает также и величина отчислений на маркетинг. В результате фирма оказывается в тупике. 3) Метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг необходимо расходовать как можно больше средств. При всей видимой «прогрессивности» такого подхода, его слабость – в пренебрежении способами оптимизации расходов. Более того, с учетом длительного времени между осуществлением затрат на маркетинги достижением результатов использование этого метода может слишком быстро привести фирму к трудно преодолимым финансовым затруднениям, и, как следствие, к отходу от маркетинговой концепции. 4) Метод учета программы маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга. Принимая во внимание недостатки, присущие каждому из приведенных методов в отдельности, следует отметить, что наиболее обоснован будет бюджет, составленный на основе применения интегрированного подхода с использованием отдельных элементов всех рассмотренных приемов. Такой способ формирования бюджета может строиться, к примеру, на ориентации на выполнение поставленной задачи, с учетом действий конкурентов и средств, которые фирма может выделить на маркетинг. Раздел – контроль - характеризует процедуры и методы контроля, которые необходимо осуществить для оценки уровня успешности выполнения плана. Для этого устанавливаются стандарты (критерии), по которым измеряется прогресс в реализации планов маркетинга. Измерение успешности выполнения плана может осуществляться и для годового интервала времени, и в квартальном разрезе, и для каждого месяца или недели. Все указанные выше разделы характеризуют как стратегические, так и тактические планы, главное же различие между ними заключается в степени детальности проработки отдельных разделов плана маркетинга. Планирование маркетинга все шире применяется многими фирмами в РБ, хотя и встречает немало противников. Известны случаи, когда предприятия, взяв на вооружение этот мощный инструмент рыночного хозяйства, впоследствии отказывались от него. Таким фактам есть вполне логичное объяснение. Дело в том,что система планирования вообще и стратегического в частности, не подлежит слепому копированию, что наблюдалось в большинстве случае. У любого предприятия есть индивидуальные особенности, связанные с организационной структурой, ценностями, технологией, кадровым, научным потенциалом и т.п. Таким образом, организации, чтобы добиться максимального экономического эффекта, требуется адаптировать существующую систему маркетингового планирования к среде, в которой она действует. Вопрос 6.Стратегическое планирование, характеристика основных подходов стратегии маркетинга. Планирование маркетинга в условиях рынка состоит из 2-х частей: - стратегическое планирование; - тактическое (текущее) планирование (планирование маркетинга).Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между усилиями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.Оно опирается на четко сформулированную программу фирмы и включает следующие этапы 1-й этап "Программа" содержит конкретную цель. Она должна ответить на вопросы: - Что представляет собой наше предприятие? - Кто является нашими клиентами? - Что ценно для этих клиентов? - Каким будет (6,7,8) предприятие? - Каким оно должно быть? Hа вопросы нужно отвечать с точки зрения удовлетворения нужд и запросов клиентов. Программа должна быть не слишком широкой и не слишком узкой. 2-й этап: Программа фирмы, изложенная на предыдущем этапе, развертывается в подробный перечень вспомогательных усилий и задач для каждого уровня руководства. 3-й этап: План развития хозяйственного портфеля разрабатывается на основе оценки привлекательности каждого товара, производимого фирмой на конкретном рынке. Для этого учитываются следующие показатели: - размеры и емкость рынка; - темпы роста рынка; - размеры получаемой на нем прибыли;- интенсивность конкуренции;- цикличность и сезонность деловой активности; - возможность снижения себестоимости. Главный планируемый показатель на этом этапе - это объем продаж каждого вида товара. (Хозяйственный портфель - сумма этих товаров). 4-й этап: Стратегия роста фирмы разрабатывается на основе анализа,основанного на трех аспектах: Интенсивный рост оправдан, когда предприятие не до конца использовало возможности, присущие ее товарам и рынкам. Поэтому планируются конкретные мероприятия по увеличению сбыта на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга (стимулирование потребителей, установление более низких цен, использование рекламы...). Расширение границ рынка осуществляется за счет внедрения товаров на новые рынки. Совершенствование товара заключается в попытках предприятия увеличить сбыт за счет разработки нового или усовершенствованного товара на существующих рынках. Интеграционный рост оправдан, когда предприятие может получить долю выгоды за счет перемещения в рамках своей отрасли вперед, назад или по горизонтали. Регрессивная интеграция заключается в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль поставщиков (перемещение в отрасли назад); например, фирма покупает предприятие поставщиков. Прогрессивная интеграция заключается в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль систему распределения (перемещение вперед), например, можно купить предприятие по оптовой торговле товарами своей фирмы. Горизонтальная интеграция - попытки фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий конкурентов (перемещение по горизонтали). Диверсификационный рост оправдан, когда отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста, или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее и фирма может использовать свой накопленный опыт. Существует 3 разновидности диверсификации: - концентрическая - расширение номенклатуры товарами, похожими на существующие; - горизонтальная - пополнение ассортимента товарами, не связанными с уже существующими, но могущими вызвать интерес у существующей клиентуры; - конгломератная - пополнение ассортимента товарами, не имеющими отношения ни к применяемой технологии, ни к существующим рынкам. 7.Содержание плана маркетинга. Важным моментом реализации стратегии является “оформление” принятых решений в план маркетинговой деятельности. Этот документ должен описывать конкретные мероприятия, которые должны быть реализованы в краткосрочной перспективе. Маркетинговый план может детализироваться до нескольких уровней: для компании в целом, для ее функциональных подразделений, а также для конкретных продуктов и рынков. Примерная структура плана маркетинга: 1. Анализ текущей ситуации(а) Текущий уровень эффективности работы(б) Анализ текущей ситуации(в) Возможности и перспективы2. Цели и задачи маркетинга3. Краткий обзор стратегии маркетинга(а) Целевые сегменты рынка(б) Позиционирование4. Программа маркетинга-микс(а) Товар(б) Цена(в) Продвижение(г) Распределение(д) Услуги (е) Персонал5. План действий6. Бюджет7. Организационные предпосылки 8.Взаимосвязь между планированием, организацией маркетинга и системой контроля. Стратегическое планирование. Многие фирмы работают, не имея официально принятых планов. В фирмах-новичках управляющие оказываются настолько занятыми, что у них просто нет времени заниматься планированием. В зрелых фирмах многие управляющие заявляют, что до сих пор они прекрасно обходились и без формального планирования, а стало быть, оно не может иметь существенного значения. Они не хотят тратить время на подготовку плана в письменном виде. По их словам, ситуация на рынке меняется слишком стремительно, чтобы от плана была какая-то польза, и в конце концов он будет просто пылиться на полке. Именно по этим и ряду других причин многие фирмы и не применяют у себя формального планирования. А ведь формальное планирование сули г немало выгод. Мелвилл Бранч перечисляет эти выгоды в следующем порядке. 1. Планирование поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно. 2. Оно ведет к более четкой координации предпринимаемых фирмой усилий, 3. Оно ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля. 4. Оно заставляет фирму четче определять свои задачи и политические установки. 5. Оно делает фирму более подготовленной к внезапным переменам. 6. Оно более наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц Этапы стратегического планирования Программа фирмы Организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей ее среды, Конкретная цель или программа фирмы обычно ясна с самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации и (8,9) появления у нее новых товаров и рынков программа может потерять свою четкость. Возможно, программа останется четкой, но перестанет интересовать часть руководства. А может, сохранив четкость, она перестанет соответствовать новым условиям среды. Почувствовав, что фирма начинает плыть по воле волн, руководство должно вновь заняться поисками цели. Пора спросить себя2: «Что представляет собой наше предприятие? Кто наши клиенты? Что ценно для этих клиентов? Каким будет наше предприятие? Каким оно должно быть?» Эти простые па вид вопросы относятся к числу самых трудных, на которые когда-либо придется отвечать фирме. Преуспевающие фирмы постоянно ставят их перед собой и дают вдумчивые, обстоятельные ответы. Многие фирмы в качестве ответа на эти вопросы разрабатывают официальные программные заявления в письменном виде. Хорошо проработанное программное заявление позволяет сотрудникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижения. В программном заявлении должна быть четко указана сфера (или сферы) деятельности фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов. Фирмы обычно характеризуют сферы своей деятельности с точки зрения производимых товаров, например: «Мы выпускаем логарифмические линейки»,-или с точки зрения технологии: «Мы - химическая компания». Несколько лет назад Теодор Левитт заявил, что, по его мнению, характеристика предприятия со стороны рыночной деятельности оказывается точнее и полнее, нежели его характеристика с товарной или технологической точек зрения3. Он.утверждает, что на предприятие нужно смотреть как на удовлетворителя нужд и запросов клиентов, а не как на производителя тех или иных товаров. Товары и технологии в конечном счете устаревают, тогда как основные нужды и запросы рынка могут оставаться неизменными вечно. Так, производитель логарифмических линеек обанкротится вскоре после появления на рынке электронных калькуляторов, если будет рассматривать свое занятие как изготовление логарифмических линеек, а не как удовлетворение людских потребностей в производстве расчетов. Программное заявление с позиций рыночной ориентации определяет предприятие с точки зрения его деятельности по обслуживанию конкретных групп потребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов. Жизненный цикл товара. Жизненный цикл товара — период времени, в течение которого товар обращается на рынке, начиная от момента выхода его на рынок и заканчивая его уходом с рынка. Одно из фундаментальных понятий концепции современного маркетинга. Графики, характеризующие изменение показателей в различные фазы жизненного цикла. 1-Фаза выхода на рынок; (28,29,30)
2-Рост; 3-Зрелость; 4-Упадок. А - продажи; B - прибыль. Различные варианты кривой жизненного цикла товара: 2 - повторный цикл; 3 - "гребешковая" кривая Согласно маркетинговой концепции любой товар проходит жизненный цикл, то есть существует определённый период времени, когда он присутствует на рынке. В типичном жизненном цикле товара выделяют четыре фазы, четыре этапа: Выведение товара на рынок. Первое появление товара на рынке. Характерным является небольшой рост объёмов продаж и соответственно прибыль минимальна или её вообще нет. Рост. Период быстрого роста объёма продаж, если товар принят рынком и спрос на него растёт. Прибыль также возрастает по мере увеличения объёма продаж. Зрелость. Объемы продаж значительны, но дальнейшего роста продаж не наблюдается. Прибыль на данном стабилизировалась, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется. Упадок, уход с рынка. Для данной фазы жизненного цикла товара характерно значительное снижение объёмов продаж вплоть до полного падения спроса на данный товар. Прибыль резко снижается до нуля.
По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые и расчетные цены. На эти виды цен ориентируются поставщики продукции и покупатели при определении уровня цены в договоре или контракте. · Публикуемые цены - Справочные - Цены фактических сделок - прейскурантные цены - биржевые котировки; Внутрифирменные цены. -Трансфертные цены 8. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: -цена-нетто — цена на месте купли-продажи; -цена-брутто (фактурная цена) 9. Мировые цены
Каналы сбыта Маркетинговый канал представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций, делающих товар или услугу доступными для использования или потребления. Таким образом, каналы – весь комплекс путей, которыми товары или услуги попадают к покупателям, а затем и к конечным потребителям. Виды каналов сбыта o Прямая продажа непосредственным покупателям и потребителям продукта или услуги через офис продаж (розничный магазин). o Интернет продажи, которые могут быть реализованы через сайт (интернет-магазин). o Телемаркетинг. o Партнерские сети (дилеры, франчайзи, посредники). o Оптовые покупатели. o Служба сбыта.
Маркетинг в сфере услуг. Маркетинг в сфере услуг в последнее время получает всё большее распространение за счет роста самой сферы услуг, занимающей в развитых странах уже более 50% экономики. Помимо продукта, места, цены и продвижения в сфере услуг большое значение играют такие факторы, как люди, способ предложения услуг и материальные свидетельства.Большинство услуг предоставляется непосредственно людьми, при их прямом участии, что вынуждает управляющих уделять особое внимание своим кадрам. Необходимо не только найти подходящего работника, но и зачастую научить и самое главное – удержать. Задачами маркетинга являются выработка сценариев и норм общения персонала с клиентами, а также контроль за выполнением. Маркетинг в сфере услуг имеет массу особенностей и отличий от маркетинга товаров. В первую очередь, это связано с отсутствием материальной составляющей услуги, и необходимости личного контакта потребителя услуг с лицом их оказывающим. Итак, в отличие от товаров, услуги: - неосязаемы (их невозможно хранить, упаковывать, транспортировать, перепродать, получить на них право собственности и пр. Услуга неосязаема, но ей всегда сопутствуют вполне осязаемые, материальные свидетельства. Такими свидетельствами может служить офис или другое место предоставления услуги, предметы интерьера, сувениры, внешний вид персонала.); - неоднородность (качество услуг зависит не только от поставщика, но и от времени и места оказания услуги) - одновременность оказания услуги и ее потребления; - несохраняемость. Необходимо понимать, что качество (43,44,45)
услуги трудно оценить, порой даже после её оказания. Наибольшее значение при выборе компании у большинства клиентов имеет – цена услуги (многие искренне верят, что она прямопропорциональна качеству) и отзывы других клиентов (в большей степени рекомендации знакомых). Повышенный риск при выборе компании является причиной увеличения лояльности среди удовлетворенных клиентов. Маркетинг в сфере услуг играет наиважнейшую роль, куда более значимую, чем в любой другой сфере экономики.
ФОССТИС Формирование спроса и стимулирование сбыта представляет наиболее активную часть всего маркетингового инструментария. Занимает особое место в производственно-сбытовой сфере современного маркетинга. Политика ФОССТИКС включает товарную и престижную рекламу, отношение с общественностью, другие возможные средства воздействия на внешнюю среду; она предусматривает осуществление определенных комплексов маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта.В ФОССТИС следует различать коммуникационные и коммерческие эффекты. Благодаря коммуникационному воздействию средств ФОССТИС потенциальные и реальные покупатели воспринимают товар как обладающий высокий потребительной стоимостью. При подготовке кампании ФОССТИС прежде всего формируется ее цель, которая обычно не совпадает с коммерческими целями буквально. Система ФОССТИС делится на 2 подсистемы: 1. Формирование спроса(ФОС). Цель –сообщить потенциальному потребителю о товаре и потребностях, которые удовлетворят этот товар, а так же понизить «барьер недоверия» к новому товару за счет ознакомления с системой гарантий и защитой интересов потребителя. Защита: выведение на рынок нового товара, обеспечение начальных продаж и завоевание некоторой доли рынка. Мероприятиями ФОС в первую очередь являются: рекламы, ярмарки. 2.Стимулирование сбыта(СТИС). Цель- побуждение покупателей, уже знакомых с товаром, к последующим его покупкам – приобретению больших партий регулярно. СТИС делится: а) по отношению к покупателям - стимулирование потребителей, нацеленное на поощрение покупки потребителем, включающее в себя все инструменты маркетинговых коммуникаций. б) по отношению к посредникам – стимулирование торговли, нацеленное на поддержку посреднической фирмы и повышение заинтересованности посредника, включающее в себя: зачеты за покупку; предоставление товаров бесплатно; зачеты дилерам за включение товара в товарный ассортимент; проведение современной рекламы; выдача премий и т.д. в) по отношению к продавцам – стимулирование собственного торгового персонала, направленное на усиление заинтересованности торговых работников и повышение эффективности усилий торгового персонала компании, включающее в себя: материальные и моральные поощрения; конкурсы среди продавцов; дополнительные отпуска и т.д. Система ФОССТИС имеет непосредственную связь с жизненным циклом товара, выражающуюся в соотношении жизненного цикла (рост, спад, зрелость) и подфункциями ФОССТИС. Формирование спроса приходится на период разработки и чистого роста, стимулирование сбыта на все последующие стадии. Стратегии ФОС: 1. Интенсивный маркетинг(применяется, когда товар неизвестен, уровни конкуренции и цен – высокие, требуются большие затраты на маркетинг, но в результате достигается быстрое проникновение на рынок.) 2. Выборочное проникновение (применяется, когда емкость рынка невелика конкуренция мала, возможна высокая цена, расходы на ФОССТИС могут быть невелики) 3. Широкое проникновение (если емкость рынка велика, товар неизвестен, цена низкая, в силу этого развивается острая конкуренция, требуются большие затраты на маркетинг.)4. Пассивный маркетинг (применяется, когда емкость рынка велика, товар известен, цена низкая, конкуренция мала)
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Понятие маркетинга как системы экономической деятельности предприятия, его сущность и концепции развития. 2. Функции и принципы маркетинга. 3. Методы маркетинговой деятельности. 4. Маркетинг и его среда. Внешняя и внутренняя среда. 5. Сущность и основные принципы планирования маркетинговой деятельности. 6. Стратегическое планирование, характеристика основных подходов стратегии маркетинга. 7. Содержание плана маркетинга. 8. Взаимосвязь между планированием, организацией маркетинга и системой контроля. 9. Рынок и его роль в хозяйственном механизме общества. Составные элементы рынка. 10. Понятие потребностей и их классификация. 11. Модели поведения потребителей. 12. Система маркетинговой информации, источники информации. 13. Методы сбора первичных и вторичных данных. 14. Маркетинговые исследования. 15. Ситуационный маркетинговый анализ. 16. Комплексный анализ рынка и его составляющие. 17. Емкость рынка, понятие, виды, факторы, влияющие на емкость рынка. 18. Конъюнктура рынка, факторы, влияющие на конъюнктуру. 19. Исследование конкуренции на рынке. 20. Понятие конкуренции, ее виды, методы конкуренции. 21. Ключевые факторы успеха предприятия. Анализ его конкурентоспособности. 22. Конкурентоспособность товара и принципы ее обеспечения. 23. Сегментация рынка и принципы ее проведения. 24. Сегментация рынка по группам потребителей, по параметрам продукции, по основным конкурентам. 25. Товар в маркетинговой деятельности. 26. Формирование товарной политики и рыночной стратегии. 27. Разработка концепции нового товара. 28. Жизненный цикл товара. 29. Маркетинговая политика в зависимости от стадии жизненного цикла товара. 30. Упаковка и маркировка товара, их роль в обеспечении рыночного успеха товара. 31. Организация службы сервиса. 32. Ценовая политика в системе маркетинга. Виды цен. 33. Методы ценообразования в маркетинге. 34. Ценовая стратегия и ее реализация. 35. Психологические границы цен, маркетинговые трюки. 36. Сбытовая политика в маркетинге и пути ее стимулирования. 37. Организация эффективного сбыта. Каналы сбыта. 38. Система товародвижения и ее элементы. 39. Пути снижения издержек при товародвижении. Стратегии управления объемом товара и управления объемом запасов. 40. Общие принципы и правила ввоза товаров в иностранные государства. 41. Оптовая торговля, виды и ее функции. 42. Определение розничной торговли, ее виды. Различие в стратегии предприятий розничной торговли. 43. Маркетинг в сфере услуг. 44. Особенности маркетинга в банковской сфере. 45. Финансовое состояние и инвестиционное поведение населения России. 46. Система ФОССТИС, связь методов ФОССТИС с ЖЦТ. 47. Виды рекламной деятельности и их цели. 48. Планирование рекламной кампании. 49. Средства распространения рекламы. 50. Правовые основы рекламной деятельности в РФ. Закон «О рекламе», его основные положения. 51. Сущность брендинга, директ-маркетинга, паблик-рилейшнз. Эффективность рекламы. 52. Фирменный стиль и его значение на внешнем рынке. 53. Способы стимулирования сбыта. Выставки и ярмарки, их значение. 54. Управленческая структура маркетинговых служб и их взаимодействие с другими структурами. 55. Права и обязанности руководителя маркетинговой деятельности. 56. Контроль в системе маркетинга. 57. Международный маркетинг, его сущность и роль в развитии предпринимательства. 58. Стратегия и тактика выхода отечественных предприятий на зарубежный рынок. 59. Маркетинг в государственной и муниципальной службе и его особенности. 60. Принцип социальной справедливости и модели распределения услуг среди населения. Понятие маркетинга, цели, принципы и функции маркетинга. Маркетинг — социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими. Маркетинг – это наука о процессах, происходящих на рынке, о факторах, которые влияют на рыночные процессы. Это система управления предприятием, для которой в основе принятия решения лежит информация о рынке, а правильность этих решений проявляется в результатах реализации продукции. Маркетинг -это система планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определение цен, распределение продуктов между выбранными рынками и стимулирование их сбыта с целью удовлетворения потребностей.Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда – чувство ощущаемой человеком нехватки чего либо. Виды: физиологические, социальные, личные. Нужду нельзя создать она уже существует. Потребности – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Запросы (Спрос) – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов. Товар – это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Производители сначала должны отыскивать потребителей, выяснять их потребности, а затем уже создавать товар, удовлетворяющие их потребности. Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых с целью добиться желаемой реакции потребителя в отношении какого либо объекта, услуги или идеи. Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Следовательно: Маркетинг – это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Основные функции маркетинга: 1. Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды предприятия.2. Производственная: организация производственных товаров, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью продукции.3. Сбытовая: организация системы товародвижения, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта и системы продаж (реклама), товарная политика, организация сервиса, ценовая политика.4. Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля, планирование и информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций на предприятии, управление рисками. 5. Инновационная: выработка стратегии создания новой продукции. Цели маркетинга: 1. максимизация потребления 2. максимизация ассортимента (выбора) 3. максимизация удовлетворенности потребителя (уровень сервиса) 4. максимизация качества жизни. В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов: 1) производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании; 2) полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;3) присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;4) постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;5) единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос. Сущность современной концепции маркетинга. Маркетинговая деятельность в целях достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках должна осуществляться в рамках выбираемой концепции. Такая концепция строится на определении потребностей реальных покупательских оценок ассортимента и качества товаров и признании необходимости приспособления производства и сбыта к этим потребностям и оценкам, причем лучше и эффективнее, чем это делают конкуренты. В истории развития рынка известны следующие этапы становления и эволюции концепции маркетинга: совершенствование производства; совершенствование товара; интенсификация коммерческих усилий; маркетинг. Перечисленные этапы олицетворяют различные периоды в истории экономики (в основном американской) и социальные, экономические и политические перемены за последние годы. Общая тенденция развития — перенос акцента с производства товара на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя. Концепция маркетинга — сравнительно новый в историческом смысле подход к организации предпринимательской деятельности. Она утверждает, что залогом достижения целей предприятия, фирмы являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами. Суть концепции маркетинга определяют с помощью выражений типа: «Отыщите потребности и удовлетворите их», «Производите то, что можете продать, вместо того, чтобы попытаться продать то, что можете произвести», «Любите клиента, а не товар» 1и т.д. Концепции интенсификации коммерческих усилий и маркетинга часто путают друг с другом. Поэтому Т.Левитт разграничивает их следующим образом. Коммерческие усилия по сбыту — это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги, а маркетинг — забота об удовлетворении нужд клиен Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|