Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 43: Взаимосвязь рынка труда и системы образования в России с позиции ЭЗ.





Образование, особенно высшее имеет огромное значение для развития человеческого капитала. Характерной чертой экономики знаний является наличие развернутых систем образования, охватывающих все более широкие слои населения.

Кроме того, важным аспектом изменившихся потребностей в образовании и профессиональной подготовке является короткий «жизненный цикл» знаний, навыков и профессий. Многие знания, имеют ценность в определенный период либо до наступления определенного события, после чего могут полностью обесцениться (например, конфиденциальная информация об условиях проведения какого — либо конкурса ценна лишь, пока конкурс не состоялся). Темпы морального износа знания гораздо выше, чем других видов ресурсов. Поэтому становится очевидным, что именно «жизненный цикл» знания диктует необходимость непрерывного образования и регулярного обновления индивидуальных способностей, повышения квалификации.

Одна из основных тенденций современного рынка труда - несоответствие структуры имеющегося объема и качества образовательного потенциала структуре спроса, предъявляемого работодателями, существенное отставание уровня развития образовательной сферы от реальных потребностей рынка труда.

Рынки труда и образовательных услуг, отвечающие за процесс воспроизводства трудового потенциала, а именно за подготовку, формирование и распределение работников по видам экономической деятельности, находятся в непрерывном взаимодействии. Однако в настоящее время процесс скоординированного развития данных рынков серьёзно нарушен. Изменения, происходящие на российском рынке труда, проявляются в форме активизации трудовой миграции, унификации квалификационных систем и др. В этой связи рынок труда предъявляет совершенно новые запросы к отечественному рынку образовательных услуг, в которых отражаются происходящие в экономике изменения. Вместе с тем на практике существует определенный разрыв в несоответствии предложения подготовленных в образовательных учреждениях профессиональных специалистов спросу на них со стороны работодателей.

С начала 90-х годов наблюдается резкий рост подготовки специалистов гуманитарного профиля, преимущественно, экономического и юридического направлений (на 20% за период 2005-2010 гг.), в то время как темп прироста инженерно-технических специалистов за этот же период был в два раза меньше гуманитариев, при том, что на рынке труда существует значительный дефицит инженерно-технических кадров. Указанные проблемы являются следствием ослабления связей между системой образования и предпринимательским сектором, которое приводит к несоответствию требуемых со стороны производства компетенций к специалистам по уровню подготовки выпускников образовательных учреждений. Основные причины возникшей ситуации заключаются в отсутствии координации во взаимосвязи рынков труда и образования в рамках экономической системы, а также изолированности их друг от друга. Так, анализ современного состояния российского рынка труда показывает, что он характеризуется нестабильным развитием, слабо адаптирован к достижениям научно-технического прогресса, обладает нарушенной равновесной конъюнктурой.

В силу названных причин развивается противоречивая тенденция - увеличивается число незанятых лиц с высшим образованием, которые призваны управлять сложными технологическими процессами и привносить новые технические и технологические элементы в трудовой процесс.

В то же время рынок образовательных услуг переживает период коррекции в связи с проводимыми преобразованиями: переходом на двухуровневую систему подготовки в ВУЗах (бакалавр и магистр), принятием новых образовательных стандартов, направленных на снижение фундаментальности отечественного образования, введением нового Федерального закона «Об образовании», усиливающего коммерциализацию российского образования и т.д.

В результате, рынок образовательных услуг ещё окончательно не сформирован, слабо увязан с требованиями современной экономики, а переход на рыночные рычаги связан, преимущественно, с развитием платных образовательных услуг. Рассогласованность взаимосвязи образовательного рынка и рынка труда в значительной степени проявляется в отставании предлагаемых образовательных услуг от реальных потребностей рынка труда, несоответствии развития направлений образования, классификации профессий и специальностей имеющимся вакансиям на рынке труда.

Для обеспечения перестройки российского профессионального образования требуются специальные механизмы, система инструментов реализации взаимовыгодного сотрудничества государства, предпринимательского сектора и образовательных учреждений, которые могут способствовать достижению соответствия качества подготовки и специалистов и их количественных параметров требованиям производства. Основным интеграционным механизмом в современных условиях является государственно-частное партнерство (ГЧП), которое создает условия для эффективного взаимодействия образовательных учреждений с предпринимательскими структурами. Понятие государственно-частного партнерства в образовании впервые было определено в документе Экономической комиссии ООН по Европе. Целью внедрения механизма ГЧП в сферу профессионального образования является повышение интеллектуального потенциала профессионального образования и науки как условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики страны.

• В рамках ГЧП образовательные учреждения усиливают свое взаимодействие с субъектами рынка труда и корректируют содержание и направления образовательных программ в соответствии с задачами потребителей подготавливаемых специалистов.

• Государственно- частное партнёрство является результативной формой финансирования развития образования в рамках требуемых для бизнеса направлений, тем самым, усиливая позиции подготовки специалистов, в которых в большей степени заинтересован рынок труда.

Каждый из участников механизма ГЧП при вступлении в партнерство руководствуется своими целями и задачами. Для образовательных учреждений это привлечение внебюджетных источников финансирования для расширения финансовой базы профессионального образования; рост конкурентоспособности образовательных учреждений; повышение качества образовательных программ; стимулирование создания инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях; формирование уровня подготовки специалистов в соответствии с динамично изменяющимся спросом на рынке труда; усиление инновационной составляющей образования. Участие в ГЧП частных компаний открывает для них новые возможности развития инновационного бизнеса. В то же время частные компании могут также присоединиться к государственно-частному партнерству и с более конкретными целями, в частности, возможность использования результатов научных исследований и разработок вузов; получение доступа к вузовской инфраструктуре, а также к высокотехнологичному оборудованию. Мотивация участия в партнерстве государственного сектора определяется стимулированием инновационной активности бизнес-структур, производящих высокотехнологичную продукцию; подготовкой специалистов требуемого профиля и специализации, адаптированных к конкретному предприятию; созданием новых наукоемких фирм и поддержка малых и средних инновационных предприятий; вовлечением в экономический оборот результатов исследований и разработок, полученных с использованием средств государственного бюджета; наращивание и развитие инновационной инфраструктуры.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.