Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 37: Проблемы оценки человеческого капитала в экономике знаний.





 

Знание – результат мыслительной деятельности человека, имеющей целью восприятие, осмысление, систематизацию и интерпретацию информации. Т.е. потоки зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира.

И по Макарову: неуменьшающееся благо, наподобие информации, которое неделимо, как законченный предмет и уникально, как произведение искусства.

Информация – сырье для мыслительной деятельности человека, порождающей знание.

Капитал = активы минус обязательства.

Актив – оборудование, при помощи которого мы что-либо изготавливаем.

Обязательства - вытекающие из договора или гражданского законодательства отношения, заключающиеся в том, что одна из договаривающихся сторон обязана совершить определенные действия в пользу другой стороны или воздержаться от нежелательных для нее действий.

Активы бывают материальными и нематериальными.

Нематериальные активы – это невидимые, неосязаемые интеллектуальные ресурсы.

Экономика знания – это экономика с высокой долей/удельным весом в общих активах интеллектуального капитала.

Интеллектуальный капитал включает в себя структурный капитал и человеческий капитал.

Структура интеллектуального капитала компаний была осмыслена не сразу. Это вызвано противоречивым соединением сложной природы знания, источником которого являются интеллектуальные возможности и личный опыт людей, всегда формируемые в определенном социальном окружении, и тех способом, которые компания использует для применения знаний.

Структурный капитал – организационный капитал, т.е. организационные и управляющие системы и технологии, технические и программные компоненты информационных систем, корпоративную культуру, бренды, патенты, сети неформального общения, ПК, т.е. взаимодействие с клиентами и потребителями, их доверие к товарному знаку фирмы, базы данных и другая информация о потребителях и клиентах + способность фирмы наладить интерактивный диалог с ними в ходе разработки и усовершенствования продукта, а также удержать клиентов, дифференцировать продукты и услуги в соответствии с запросами разных групп клиентов (клиентский капитал).

Понятие человеческого капитала и его теории возникло во второй половине ХХ века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ, в которых роль специалистов и работников интеллектуального труда выросла.

Человеческий капитал представляет собой совокупность созидательных способностей личности, используемых в целесообразной форме в процессе жизнедеятельности как отдельного индивидуума, так и всего общества.

Носителем человеческого капитала может быть отдельный человек, но чаще всего – коллективы людей.

 

Согласно отчету по человеческому развитию ООН (1994), измерение ценности жизни человека только результатами его труда в соответствии с концепцией ЧК имеет очевидную опасность. Разумеется, роль человеческого капитала в росте производительности труда центральна, но все равно необходимо создавать такую экономическую и соц. среду, которая бы обеспечила развитие и использование возможностей каждого человека.

 

В традиционной экономке: ЧК оценивался обычно через дисконтированную разность между потоком будущих доходов и совокупными (кумулятивными) затратами на воспитание, обучение, проф подготовку, соц. обеспечение, перемещение рабочей силы.

* Дисконтирование - это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени.

 

 

Но возникают проблемы в определении затрат и отдачи от вложений денег и времени для подготовки высококвалифицированной рабочей силы. Также проблематично выявить сроки окупаемости инвестиций в ЧК.

В рамках традиционного подхода многие факторы не учитываются. Специфическая особенность воспроизводства ЧК заключается в том, что инвесторами зачастую являются родители. Разумеется, они не производят подсчет будущей прибыли и они выступают “инвесторами” лишь по воле случая. Экономические решения в данной ситуации определяются не жаждой наживы. И сам учащийся молодой человек в значительной мере не сводит свои намерения лишь к достижению максимальной выгоды от затрачиваемых сил, времени и средств. Зачастую его намерения определяются стремлением быть полезным и реализовать себя как специалиста. Это обуславливает принципиально иную модель инвестиций в ЧК по сравнению со стандартными видами капиталовложений. В значительной мере процессы образования не подвержены целеполаганию, ориентирующемуся на максимизацию прибыли.

Таким образом, мы видим несоотвествие традиционных послулатов с факторами социально-экономической жизни.

Традиция определения капитальной стоимости человеческих активов противоречит самой сущности ЧК, который не может иметь интегральной денежной оценки в силу неотчуждаемости пучка его правомочий (исходя из теории Оноре):

Особенность человеческого капитала – применительно к нему основополагающее право владения в принципе не может быть реализовано в виде меновой стоимости.

Меновая стоимость – конкретные деньги, которые платятся за тот или иной товар/услугу; она устанавливается обществом в зависимости от труда, вложенного в производство.

•У владельца ЧК также отсутствует возможность отчуждения другого фундаментального полномочия – права на капитальную стоимость (право на «капитальную ценность» вещи - изменение или уничтожение вещи).

•Кроме того, коллективный человеческий капитал, в отличие от структурного капитала, не является собственностью компании, а значит также, как и индивидуальный человеческий капитал, не может быть объектом купли/продажи.

•Невозможно вычленить в отдельное полноценное правомочие ответственность по обязательствам владельца активами человеческого капитала.

•Поскольку их обеспечением не может служить капитальная стоимость последнего, нельзя отчуждать человеческий капитал в счет уплаты за должности и закладывать его в заемных целях. Продается не человек, а право на его использование.

•Уровень образовательного капитала также становится неотъемлемой частью индивида, он не может быть продан/куплен и не может рассматриваться в качестве собственности при существующих социальных институтах.

Отторжимыми от человеческого капитала являются только права на управление и пользование, а также частично – на доход и наследование исключаемых компонентов интеллектуальной собственности. В связи с этим, объектом рыночной сделки в экономике знания может быть только товар – рабочая сила, а не весь человеческий капитал.

Денежная оценка активов ЧК расходится с общественно необходимыми затратами на его воспроизводство и его социальной значимостью.

В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЯ: индивидуумы-носители ЧК оказываются вовлеченными в очень сложную и многогранную структуру производственных отношений, систему соц.-эк и культурных взаимосвязей в рамках функционирования ЧК, обеспечивающего синергетический эффект и возрастающую отдачу от масштабов производства в рамках экономики в целом.

Однако можно рассчитывать количественно на основании учета синергетического эффекта, которые приносит ЧК в экономику. То есть мы рассчитываем по постфактум, по последствиям (об этом в следующем вопросе).

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.