|
Вопрос 37: Проблемы оценки человеческого капитала в экономике знаний.
Знание – результат мыслительной деятельности человека, имеющей целью восприятие, осмысление, систематизацию и интерпретацию информации. Т.е. потоки зрительных, звуковых и других сигналов со стороны предметов окружающего мира. И по Макарову: неуменьшающееся благо, наподобие информации, которое неделимо, как законченный предмет и уникально, как произведение искусства. Информация – сырье для мыслительной деятельности человека, порождающей знание. Капитал = активы минус обязательства. Актив – оборудование, при помощи которого мы что-либо изготавливаем. Обязательства - вытекающие из договора или гражданского законодательства отношения, заключающиеся в том, что одна из договаривающихся сторон обязана совершить определенные действия в пользу другой стороны или воздержаться от нежелательных для нее действий. Активы бывают материальными и нематериальными. Нематериальные активы – это невидимые, неосязаемые интеллектуальные ресурсы. Экономика знания – это экономика с высокой долей/удельным весом в общих активах интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал включает в себя структурный капитал и человеческий капитал. Структура интеллектуального капитала компаний была осмыслена не сразу. Это вызвано противоречивым соединением сложной природы знания, источником которого являются интеллектуальные возможности и личный опыт людей, всегда формируемые в определенном социальном окружении, и тех способом, которые компания использует для применения знаний. Структурный капитал – организационный капитал, т.е. организационные и управляющие системы и технологии, технические и программные компоненты информационных систем, корпоративную культуру, бренды, патенты, сети неформального общения, ПК, т.е. взаимодействие с клиентами и потребителями, их доверие к товарному знаку фирмы, базы данных и другая информация о потребителях и клиентах + способность фирмы наладить интерактивный диалог с ними в ходе разработки и усовершенствования продукта, а также удержать клиентов, дифференцировать продукты и услуги в соответствии с запросами разных групп клиентов (клиентский капитал). Понятие человеческого капитала и его теории возникло во второй половине ХХ века как ответ экономической науки на вызовы времени, на формирование инновационной экономики, постиндустриального и информационного обществ, в которых роль специалистов и работников интеллектуального труда выросла. Человеческий капитал представляет собой совокупность созидательных способностей личности, используемых в целесообразной форме в процессе жизнедеятельности как отдельного индивидуума, так и всего общества. Носителем человеческого капитала может быть отдельный человек, но чаще всего – коллективы людей.
Согласно отчету по человеческому развитию ООН (1994), измерение ценности жизни человека только результатами его труда в соответствии с концепцией ЧК имеет очевидную опасность. Разумеется, роль человеческого капитала в росте производительности труда центральна, но все равно необходимо создавать такую экономическую и соц. среду, которая бы обеспечила развитие и использование возможностей каждого человека.
В традиционной экономке: ЧК оценивался обычно через дисконтированную разность между потоком будущих доходов и совокупными (кумулятивными) затратами на воспитание, обучение, проф подготовку, соц. обеспечение, перемещение рабочей силы. * Дисконтирование - это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени.
Но возникают проблемы в определении затрат и отдачи от вложений денег и времени для подготовки высококвалифицированной рабочей силы. Также проблематично выявить сроки окупаемости инвестиций в ЧК. В рамках традиционного подхода многие факторы не учитываются. Специфическая особенность воспроизводства ЧК заключается в том, что инвесторами зачастую являются родители. Разумеется, они не производят подсчет будущей прибыли и они выступают “инвесторами” лишь по воле случая. Экономические решения в данной ситуации определяются не жаждой наживы. И сам учащийся молодой человек в значительной мере не сводит свои намерения лишь к достижению максимальной выгоды от затрачиваемых сил, времени и средств. Зачастую его намерения определяются стремлением быть полезным и реализовать себя как специалиста. Это обуславливает принципиально иную модель инвестиций в ЧК по сравнению со стандартными видами капиталовложений. В значительной мере процессы образования не подвержены целеполаганию, ориентирующемуся на максимизацию прибыли. Таким образом, мы видим несоотвествие традиционных послулатов с факторами социально-экономической жизни. Традиция определения капитальной стоимости человеческих активов противоречит самой сущности ЧК, который не может иметь интегральной денежной оценки в силу неотчуждаемости пучка его правомочий (исходя из теории Оноре): • Особенность человеческого капитала – применительно к нему основополагающее право владения в принципе не может быть реализовано в виде меновой стоимости. Меновая стоимость – конкретные деньги, которые платятся за тот или иной товар/услугу; она устанавливается обществом в зависимости от труда, вложенного в производство. •У владельца ЧК также отсутствует возможность отчуждения другого фундаментального полномочия – права на капитальную стоимость (право на «капитальную ценность» вещи - изменение или уничтожение вещи). •Кроме того, коллективный человеческий капитал, в отличие от структурного капитала, не является собственностью компании, а значит также, как и индивидуальный человеческий капитал, не может быть объектом купли/продажи. •Невозможно вычленить в отдельное полноценное правомочие ответственность по обязательствам владельца активами человеческого капитала. •Поскольку их обеспечением не может служить капитальная стоимость последнего, нельзя отчуждать человеческий капитал в счет уплаты за должности и закладывать его в заемных целях. Продается не человек, а право на его использование. •Уровень образовательного капитала также становится неотъемлемой частью индивида, он не может быть продан/куплен и не может рассматриваться в качестве собственности при существующих социальных институтах. Отторжимыми от человеческого капитала являются только права на управление и пользование, а также частично – на доход и наследование исключаемых компонентов интеллектуальной собственности. В связи с этим, объектом рыночной сделки в экономике знания может быть только товар – рабочая сила, а не весь человеческий капитал. Денежная оценка активов ЧК расходится с общественно необходимыми затратами на его воспроизводство и его социальной значимостью. В ЭКОНОМИКЕ ЗНАНИЯ: индивидуумы-носители ЧК оказываются вовлеченными в очень сложную и многогранную структуру производственных отношений, систему соц.-эк и культурных взаимосвязей в рамках функционирования ЧК, обеспечивающего синергетический эффект и возрастающую отдачу от масштабов производства в рамках экономики в целом. Однако можно рассчитывать количественно на основании учета синергетического эффекта, которые приносит ЧК в экономику. То есть мы рассчитываем по постфактум, по последствиям (об этом в следующем вопросе).
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|