Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел IV. Психология развития аномального ребенка.





 

Тема 18. Психологические закономерности дизонтогенеза.

Представления об “аномальном ребенке”. Науки, занимающиеся аномальным развитием: дефектология, детская психиатрия, детская клиническая психология. Клинические закономерности дизонтогенеза. Биологические и социальные факторы, обусловливающие аномальное развитие. Негативные, продуктивные, возрастные симптомы. Психологические закономерности дизонтогенеза. Функциональная локализация нарушения мозговых механизмов психической деятельности, общий и частный дефект. Связь характера психического дизонтогенеза с
 

58. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Основные положения синдромного анализа.

59. Понятие фактора в нейропсихологии. Типы факторов.

60. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.

61. Нейропсихологические синдромы поражений глубоких подкорковых структур мозга.

 

IV. Психология развития аномального ребенка

62. Представления об "аномальном ребенке". Науки, занимающиеся аномальным развитием.

63. Клинические закономерности дизонтогенеза.

64. Психологические закономерности дизонтогенеза.

65. Психологическая классификация дизонтогенеза В.В.Лебединского.

66. Вклад Л.С.Выготского в изучение аномалий развития.

67. Теория компенсации Л.С.Выготского.

68. Биологические предпосылки психического недоразвития.

69. Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии.

70. Тотальность и иерархичность психического недоразвития при олигофрении.

71. Структура нарушений психической деятельности при умственной отсталости (работы Л.С. Выготского).

72. Систематика олигофрений.

73. Динамика психического развития детей, страдающих олигофренией.

74. Образ Я и самооценка умственно отсталого ребенка.

75. Задержанное психическое развитие конституционального происхождения.

76. Задержанное психическое развитие соматогенного происхождения.

77. Задержанное психическое развитие психогенного происхождения.

78. Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза.

79. Нейропсихологическое исследование ЗПР церебрально-органического генеза.

80. Социальная ситуация развития ребенка с задержкой психического развития.

81. Факторы, обуславливающие поврежденное психическое развитие.

82. Структура психических нарушений при поврежденном развитии. Различные варианты (типы) поврежденного психического развития.

83. Психическое развитие при эпилептической болезни.

84. Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

85. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.

Нарушения психического развития у детей с церебральным
     
 
 
 

               
 

26. Нарушения структуры иерархии мотивов.

27. Формирование патологических потребностей и мотивов.

28. Нарушение смыслообразования.

29. Нарушение целенаправленности и критичности поведения.

30. Методы исследования личности, применяемые в клинике.

31. Нарушения волевой регуляции деятельности.

32. Нарушения умственной работоспособности.

33. Представление о нарушении сознания в психиатрии.

34. Деперсонализация – как форма нарушения самосознания.

35. Деонтологические правила работы психолога с больным человеком.

36. Принципы построения патопсихологического исследования.

37. Представление о патопсихологическом синдроме.

38. Подготовка к патопсихологическому эксперименту и его проведение.

39. Принципы анализа и интерпретации данных патопсихологического исследования.

40. Составление заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

 

III. Основы нейропсихологии

41. Использование принципа системности в нейропсихологии.

42. Проблема локализации высших психических функций.

43. Современное представление о психической функции в нейропсихологии.

44. Основные принципы строения мозга. Блок регуляции тонуса и бодрствования.

45. Основные принципы строения мозга. Блок приема, переработки и хранения информации.

46. Основные принципы строения мозга. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

47. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.

48. Неравнозначность структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека.

49. Теория функциональной асимметрии мозга.

50. Проблема межполушарного взаимодействия.

51. Нейропсихологический анализ нарушения речи.

52. Нейропсихологический анализ нарушения восприятия.

53. Нейропсихологический анализ нарушения произвольных действий и поведения в целом.

54. Нейропсихологический анализ нарушения внимания.

55. Нейропсихологический анализ нарушения памяти.

56. Нейропсихологический анализ нарушения интеллектуальной деятельности и мышления.

57. Нейропсихологический анализ нарушения эмоций.

 

временем поражения нервной системы. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Механизмы возникновения вторичных нарушений. Нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Психологическая классификация дизонтогенеза В.В.Лебединского.

 

Тема 19. Вклад Л.С.Выготского в изучение аномалий развития.

Единство закономерностей нормального и аномального развития. Различие первичных и вторичных нарушений психики, положение о первичном и вторичном дефекте в работах Л.С.Выготского. Теория компенсации, ее основные положения. Возможные исходы компенсации, факторы от которых зависит исход компенсации. Современные представления о психологической компенсации.

 

Тема 20. Психическое недоразвитие.

Биологические предпосылки психического недоразвития: генетические и экзогенные факторы. Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии. Тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития при олигофрении. Структура нарушений психической деятельности при умственной отсталости в работах Л.С.Выготского. Систематика олигофрений. Динамика психического развития детей, страдающих олигофренией. Образ Я и самооценка умственно отсталого ребенка. Закономерности структуры психического недоразвития. Первичный и вторичный дефект при психическом недоразвитии.

 

Тема 21. Задержанное психическое развитие.

Задержанное психическое развитие конституционального происхождения. Задержанное психическое развитие соматогенного происхождения. Задержанное психическое развитие психогенного происхождения. Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза. Клинико-психологическая структура дефекта при задержке церебрально-органического генеза: а) дети с эмоционально-волевой незрелостью; б) дети с отставанием в развитии познавательной сферы. Нейропсихологическое исследование задержанного психического развития церебрально-органического генеза. Социальная ситуация развития ребенка с задержкой психического развития. Первичный и вторичный дефект при задержке психического развития церебрально-органического генеза.

 

Тема 22. Поврежденное психическое развитие.

Факторы, обуславливающие поврежденное психическое развитие. Резидуальная органическая деменция. Прогрессирующая деменция.
 
   
 
 
 

               
 

Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие при поврежденном дизонтогенезе. Структура психических нарушений при поврежденном развитии. Различные варианты (типы) поврежденного психического развития. Психическое развитие при эпилептической болезни. Отношение к своему заболеванию у детей, больных эпилепсией. Первичный и вторичный дефект при поврежденном психическом развитии.

 

Тема 23. Дефицитарное психическое развитие.

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. Соотношение параметров первичного дефекта (его модальности, времени возникновения, тяжести выраженности) и особенностей образования вторичных нарушений при аномалиях зрения и слуха. Неравномерность психического развития ребенка с дефицитарным типом дизонтогенеза. Общие закономерности аномалий развития при патологии сенсорной сферы. Способы приспособления личности ребенка с нарушениями сенсорной сферы к своему дефекту. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. Особенности структуры аномалий развития моторной сферы при недостаточности различных отделов нервной системы (нарушения коры, нарушения подкорки). Нарушения психического развития у детей с церебральным параличом. Особенности личности детей с церебральным параличом. Формирование задержек психического развития у детей с церебральным параличом (исследование Е.М.Мастюковой).

 

Тема 24. Искаженное психическое развитие.

Основные симптомы раннего детского аутизма, его этиология. Клинико-психологическая структура дефекта при искаженном психическом развитии. Динамика развития аутичного ребенка. Соотношение основного и вторичных дефектов при раннем детском аутизме. Аутизм как вторичный синдром, направленный на защиту от травмирующей среды. Влияние аутистических установок на психическое развитие ребенка с искаженным типом дизонтогенеза. Нарушение игровой деятельности у аутичного ребенка. Особенности формирования мышления и интеллекта у детей с искаженным психическим развитием /исследования Ю.Ф.Полякова/. Коррекция психического развития аутичного ребенка, игротерапия О.С.Никольской.

 

Тема 25. Дисгармоническое психическое развитие.

Психопатии и акцентуации личности. Клинико-психологическая структура дефекта при психопатиях. Этиология психопатий. Определение психопатии. Систематика психопатий. Учение П.Б.Ганнушкина о психопатиях. Классификации психопатий у детей и подростков. Нарушение психической деятельности при психопатии. Определение
 

 

 


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

I. Введение

1. Предистория клинической психологии.

2. История развития патопсихологии.

3. Предмет и задачи современной патопсихологии.

4. История развития нейропсихологии.

5. Предмет и задачи современной нейропсихологии.

6. Психология соматической клиники (предмет, задачи, история развития).

7. Психология аномального развития.

8. Содержание современной клинической психологии, ее связь с другими науками.

9. Общепсихологическая теория деятельности, как методологическая основа отечественной клинической психологии.

10. Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики.

11. Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии).

12. Проблема соотношения распада и развития психики.

13. Закономерности нормального и патологического развития личности.

 

II. Основы патопсихологии

14. Нарушения операциональной стороны восприятия.

15. Нарушения динамики процесса восприятия.

16. Нарушения мотивационного компонента восприятия: инактивность восприятия, нарушение смыслообразующей функции мотива в восприятии.

17. Обманы чувств. Зависимость галлюцинаций от внешних раздражителей.

18. Нарушения непосредственной памяти.

19. Нарушения динамики мнестической деятельности.

20. Нарушения опосредованной памяти.

21. Нарушения мотивационного компонента памяти.

22. Нарушения операциональной стороны мышления: снижение уровня процессов обобщения и абстрагирования, искажение уровня процессов обобщения и абстрагирования.

23. Нарушения личностного компонента мышления.

24. Нарушения динамики мыслительной деятельности.

25. Нарушение саморегуляции мышления.

 
   
 
 
 

               
 

соматическим заболеванием.

Список литературы

1. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - Гл. 3.

2. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

3. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - Изд-во Моск. ун-та, 1989. - С. 26-36.

4. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического Я: некоторые результаты и размышления // Телесность человека: междисциплинарные исследования. - М., 1993.

5. Асмолов А.Г., Марилова Т.Ю. Роль смены социальной позиции в перестройке мотивационно-смысловой сферы у онкологических больных // Журнал невропатол. и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1985. № 12.

6. Баканова И.В., Зейгарник Б.В., Николаева В.В., Шефтелевич О.С. Отношение к болезни как условие формирования осознаваемых и неосознаваемых мотивов деятельности // Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. - Т.2. - Тбилиси, 1978..

7. Николаева В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дисс.... докт. психол. наук. - М., 1992.

8. Розова Т.Н. Смысловая регуляция деятельности у больных, перенесших инфаркт миокарда: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1991.

 

Тема. Современные исследования в психологии соматической клиники.

Последняя тема предполагает работу студента с психологическими и медицинскими журналами и описание наиболее новых исследований в психологии соматически больного.

 

 

неврозов. Варианты детских неврозов: истерический невроз, невроз навязчивых состояний, невроз страха, неврастения. Этиологические факторы детских неврозов. Психическая травма. Преневротические патохарактерологические радикалы. Дисгармония семейных отношений. Дисгармония семейного воспитания. Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах. Невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема “быть собой среди других”.

 

Тема 26. Диагностика аномального развития ребенка.

Особенности диагностики психических нарушений у детей. Этапы анализа аномального развития. Методы патопсихологической диагностики в детском возрасте. Диагностика нарушения психического развития младенцев. Патопсихологическое исследование от 1 года до 5 лет. Нейропсихологическое исследование детей. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.