Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел V. Психология соматически больного.





Тема 27. Влияние хронической соматической болезни на психику.

Психосоматический подход в медицине. Болезнь как расстройство отношений между субъектом и действительностью. Болезнь как поражение какой-то определенной материальной структуры. Роль психического фактора в происхождении заболеваний. Психоаналитический подход к психосоматической медицине. Основные вопросы психосоматики и их решение с помощью “концепции конверсии на орган”. Гипотеза психосоматической специфичности Александера. Отечественные исследования патогенетического влияния психических факторов на соматическое состояние. Проблема ятрогенных заболеваний. Влияние соматического состояния на психику человека. Виды патогенного влияния соматической болезни на психику: соматогенный и психогенный. Основные принципы исследования изменений психики у больных хроническими соматическими заболеваниями. Социальная ситуация развития в условиях болезни и ее основные составляющие. Требования к психодиагностическому обследованию соматического больного. Представление о функциональном диагнозе.

 

Тема 28. Изменение познавательной деятельности у соматически больных.

Представление об астеническом синдроме. Три основных синдрома (формы) астенического состояния, особенности поведения и психической деятельности больных при различных формах астении. Характеристика познавательной деятельности больных с хронической почечной недостаточностью. Особенности познавательной деятельности больных портальной гипертензией. Структура нарушений познавательной деятельности у больных с хроническим соматическим заболеванием: нарушение динамики, операциональной стороны и мотивационного компонента познавательной деятельности.

 

Тема 29. Внутренняя картина болезни при хронических заболеваниях.

Представление о “внутренней картине болезни”. Аутопластическая картина болезни А.Гольдшейдера. Раскрытие внутренней картины болезни в работах Р.А.Лурии. Уровни психического отражения болезни и структура внутренней картины болезни в работах В.В.Николаевой. Методы исследования внутренней картины болезни. Влияние ситуации сложного лечения на динамику внутренней картины болезни. Влияние косметического дефекта на формирование внутренней картины болезни в разные возрастные периоды. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни. Особенности интрацептивного восприятия. Болезнь как семиотическая система. Структура внутренней картины болезни в работах А.Ш.Тхостова.

 

Тема 30. Изменения личности у больных с хроническими соматическими заболеваниями.

Социальная ситуация развития личности больного с хроническим соматическим заболеванием. Изменение мотивации у больных с хроническими заболеваниями. Критерии, по которым личность больного определяется как измененная. Особенности временной ориентации мотивационной сферы у больных, представленность в сознании прошлого, настоящего и будущего. Смысловая регуляция деятельности у больных, перенесших инфаркт миокарда. Самооценка и самосознание у больных с хроническим соматическим заболеванием. Формирование личности подростков, страдающих тяжелым соматическим заболеваниям.

ЦЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Выполнение домашней контрольной работы позволит студенту более глубоко и целенаправленно изучить выбранную тему в каждом разделе курса, ознакомиться с разделом в целом.

Изучение курса «Клиническая психология» на заочном отделении предполагает выполнение реферативных и экспериментальных контрольных работ.

Выполнение реферативной контрольной работы предполагает:

-знакомство с литературой по выбранной теме;

-формирование навыков работы с научной литературой: умение выбрать нужную литературу, сравнить данные в разных литературных источниках, ознакомиться с современными исследованиями;

-формирование умения применять данные научной литературы в практической деятельности.

Целью выполнения экспериментальных контрольных работ является:

-освоение патопсихологических экспериментальных методик, направленных на исследование интеллектуальной сферы и личности;

-выработка первичных навыков проведения патопсихологического исследования;

-выработка умений обработки данных, полученных с помощью качественного патопсихологического исследования, написания заключения по данным исследования;

-формирование первоначальных навыков дифференциальной диагностики и диагностики аномального развития.

Контрольная работа является формой отчета студента о самостоятельной работе по изучению курса.

 


ДОМАШНИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА

 

Контрольная работа по первому разделу курса носит реферативный характер, и предполагает раскрытие одной из двух предложенных ниже тем.

Оформление реферативных контрольных работ.

Реферативная контрольная работа должна иметь титульный лист с указанием выбранной темы; фамилии, курса, группы студента; времени выполнения контрольной работы. На следующей странице дается план контрольной работы. Все предложенные в плане темы вопросы должны быть раскрыты. Контрольная работа пишется с опорой на несколько литературных источников. В первую очередь нужно опираться на литературу, предложенную в программе курса по данной теме. В контрольной работе описываются как теоретические положения, так и экспериментальные исследования, раскрывающие каждый пункт плана. В конце контрольной работы приводится список использованной студентом литературы.

 

Тема. Теоретические основы клинической психологии.

1. Предмет и задачи клинической психологии.

2. Место современной клинической психологии среди других наук.

3. Связь отечественной клинической психологии с общепсихологической теорией деятельности.

Список литературы

1. Братусь Б.С. Место патопсихологии в изучении природы болезни // Вопросы психологии. – № 3. 1994. – С.38-72.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – § 1.5.

3. Зейгарник Б.В. Психологическая теория деятельности в патопсихологии // А.Н.Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 96-100.

4. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – Очерк 1, 2.

5. Клиническая психология /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – Глава 11.

6. Хомская Е.Д. Клиническая психология и нейропсихология: целое или часть? // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 33-46.

7. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – гл.1, 5, 6.

 

Тема. Биологическое и социальное в развитии психики.

1. Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики.

2. Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии).

3. Проблема соотношения распада и развития психики.

4. Закономерности нормального и патологического развития личности.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – Гл. Значение патопсихологических исследований для теоретических и методологических вопросов психологии.

2. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – Очерк 3, 4.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – С.74-80.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Смысл; ЭКСМО, 2005. – Гл. Биологическое и социальное в психике человека.

 

Изучение второго раздела курса «Основы патопсихологии» предполагает выполнение двух домашних контрольных работ, одна из них носит реферативный, вторая экспериментальный характер. Для выполнения реферативной контрольной работы студенту на выбор предлагаются следующие темы.

 

Тема. Нарушения памяти.

1. Нарушения непосредственной памяти.

2. Нарушения динамики мнестической деятельности.

3. Нарушения опосредованной памяти.

4. Нарушения мотивационного компонента памяти.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – § 2.2.

2. Максаков В., Ураков С. Психолог в нейрохирургической клинике: Работа с корсаковским синдромом // Московский психотерапевтический журнал, 2002, № 4. С. 106-113.

3. Петренко Л.В. Нарушения высших форм памяти. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.

4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника //Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 338-356.

 

Тема. Нарушения мышления.

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

а) Снижение уровня обобщения.

б) Искажение процесса обобщения.

2. Нарушения личностного компонента мышления.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности.

4. Нарушение саморегуляции мышления.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – § 2.3, 2.4.

2. Зейгарник Б.В. Патология мышления. – М., 1962.

3. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. Нарушения саморегуляции познавательной деятельности у больных шизофренией // Журн. невропат. и психиатр. 1985, №12. С.1813-1819.

4. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М.: Медицина, 1974.

5. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. – Гл.2.

6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника //Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – С.318-338.

 

Тема. Нарушения личности.

1. Нарушения структуры иерархии мотивов.

2. Формирование патологических потребностей и мотивов.

3. Нарушение смыслообразования.

4. Нарушение целенаправленности и критичности поведения.

5. Формирование патохарактерологических особенностей личности.

6. Методы исследования личности, применяемые в клинике.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М. Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – §5.1, 5.2.

2. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., 1971.

3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

4. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.

5. Коченов М.М., Николаева В.В. Мотивация при шизофрении. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.

6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника //Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 365-414.

 

Тема. Нарушения волевой регуляции деятельности.

1. Опосредованность волевой регуляции деятельности внутренней работой со смысловыми образованиями.

2. Нарушения опосредованности психической деятельности.

3. Нарушения волевой регуляции деятельности.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – § 5.2.4.

2. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психол. журнал. – 1989, № 2. С.122-132.

3. Зябкина И.В. Нарушения волевой регуляции деятельности у больных шизофренией и психопатических личностей // Вопросы психологии, 1995, № 5. С.:116-127.

4. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.

 

Тема. Нарушения умственной работоспособности.

1. Нарушения внимания:

2. Нарушения работоспособности.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – § 2.5.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника //Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 356-364.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – § 11.

 

Тема. Нарушения сознания и самосознания.

1. Представление о нарушении сознания в психиатрии.

2. Деперсонализация – как форма нарушения самосознания.

Список литературы

1. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – §2.6.

2. Коркина М.В., Зейгарник Б.В. Ничипоров Б.В. Сравнительный анализ отношения к своему физическому образу в норме и у больных с дисморфофобическими расстройствами // Журн. невропатол. и психиатр. 1981. № 12. С.1822-1828.

 

Вторая контрольная работа в этом разделе посвящена теме «Принципы построения и методы патопсихологического исследования» и направлена на освоение патопсихологических методик и качественного патопсихологического исследования.

Для выполнения данной контрольной работы студент должен ознакомиться с конкретными методиками, разработанными и применяемыми в патопсихологии. Изучить принципы построения патопсихологического исследования. Это можно сделать, опираясь на предложенный ниже список литературы.

Патопсихологическое исследование – это качественное, системное исследование, где основное внимание экспериментатора сосредоточено не на результате, а на процессе выполнения задания. Патопсихологическое исследование применяется для оценки нарушений психической деятельности у психически больных людей, для выявления особенностей протекания психической деятельности у соматически больных, у здоровых испытуемых, для оценки нарушений и своеобразия психического развития ребенка.

Выполнение предлагаемой контрольной работы является по своему содержанию индивидуальным экспериментально-психологическим исследованием. Чтобы выполнить контрольную работу, студент должен ознакомиться с предложенной литературой, выбрать в качестве испытуемого любого человека, выделить задачу исследования, сформулировать для себя цели экспериментального исследования, в соответствии с целями и особенностями испытуемого (возраст, образование, наличие соматических заболеваний и т.д.) подобрать экспериментальные методики и провести исследование. Экспериментально-психологическое исследование должно быть проведено с обязательным использованием патопсихологических методик и принципов построения качественного патопсихологического обследования. Во время проведения эксперимента нужно записывать в протокол выполнение испытуемым всех методик. На основании протоколов проводится анализ полученных данных и пишется заключение.

В качестве контрольной работы студент сдает заключение по данным экспериментально-психологического исследования. Форма написания заключения должна соответствовать форме, принятой в патопсихологии.

Схема написания заключения.

В начале описываются жалобы испытуемого на память, внимание, умственную работоспособность, личностные, характерологические особенности.

Затем дается описание того, как вел себя испытуемый во время эксперимента. Как реагировал на успех, неудачу, понимал ли инструкции, старался или нет при выполнении заданий и т.д.

Основная часть заключения - характеристика познавательной и личностной сфер испытуемого. Эта часть заключения пишется с опорой на данные экспериментально-психологического исследования. Каждое положение этой части заключения должно быть доказано результатами той или иной методики или цитатами из протоколов.

В конце заключения подводится итог: основной вывод исследования. Он должен отвечать поставленной в начале исследования задаче.

К заключению прикладываются краткие сведения об испытуемом, протоколы всех проведенных методик, а также список литературы, использованной студентом при подготовке к проведению исследования.

 

Список литературы

1. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. - Киев: Здоровье, 1986.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 224 с.

5. Практикум по патопсихологии / Под ред. Зейгарник Б.В., Николаевой В.В., Лебединского В.В. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

6. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике. - М.: Апрель-Пресс, 2004. – 224 с.

 

Дополнительная литература

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Фолиум, 1994. – 175 с.

2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976.

3. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

5. Кабанов М.М., Личко А.С., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л.: Медицина, 1983.

6. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – Методы клинического исследования. С. 37-48.

7. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. – М.: Смысл, 1998.

8. Материалы по спецпрактикумам по нейро- и патопсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – Раздел 2.

9. Николаева В.В., Соколова Е.Т., Спиваковская А.С. Спецпрактикум по патопсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

10. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

11. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992.

12. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

13. Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. – Киев: Здоровье, 1988.

 

В ходе изучения третьего раздела курса «Основы нейропсихологии» предлагается выполнение реферативной контрольной работы на одну из следующих тем.

 

Тема. Межполушарная асимметрия мозга.

1. Неравнозначность структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека.

2. Теория функциональной асимметрии мозга.

3. Проблема межполушарного взаимодействия.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003. – Ч. 2, Гл.4.

2. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл.4

3. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие. - М., 1997. - 281 с.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений речи.

1. Психологическое строение речевой деятельности.

2. Нарушение импрессивной речи.

3. Нарушение экспрессивной речи.

Список литературы

1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003. – Ч.3, Гл.5.

2. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

3. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 416 с.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 13

5. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975. – Ч.4.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений восприятия.

1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства. Зрительные агнозии.

2. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства. Тактильные агнозии.

3. Сенсорные и гностические слуховые расстройства. Слуховые агнозии.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 8-10.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 1.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений произвольных действий и поведения в целом.

1. Нарушение произвольных движений и действий. Проблема апраксий.

2. Нарушение произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 11-12.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 2.

3. Прибрам К. Языки мозга. – М.: Прогресс, 1975. – Часть 3.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений внимания.

1. Физиологические индикаторы внимания.

2. Мозговая организация внимания.

3. Нарушение модально-неспецифического внимания.

4. Модально-специфические нарушения внимания.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 15.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003:– Ч.3, гл. 3.

3. Нейрофизиологические механизмы внимания /Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушенийпамяти.

1. Модально-неспецифические формы памяти.

2. Модально-специфические формы памяти.

3. Нарушение памяти как мнестической деятельности.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 14.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 4.

3. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: Педагогика, 1974; 1976. – Т.т. 1,2.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушений интеллектуальной деятельности и мышления.

1. Нарушения письма и чтения.

2. Нарушения счета.

3. Нарушения мышления:

а) наглядное (конструктивное) мышление.

б) вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Решение задач.

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 16.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Academia, 2003– Ч.3, гл. 4.

3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академ. проект, 2000.

4. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М.: Просвещение, 1995.

5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета и чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристъ, 1997 – 256 с.

 

Тема. Нейропсихологический анализ нарушенийэмоций.

1. Мозговая организация.

2. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.

3. Нарушение субъективной оценки эмоций (у больных с локальными поражениями мозга).

Список литературы

1. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – Гл. 17-19.

2. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). – М.: Изд-во «Российское педагогическое агенство», 1998. – 268 с.

3. Квасовец С.В. Нарушения субъективной оценки эмоций у больных с локальными поражениями мозга // А.Р.Лурия и современная психология (Сборник статей памяти А.Р.Лурии) / Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С.176-182.

 

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

I. Введение

1. Предистория клинической психологии.

2. История развития патопсихологии, предмет и задачи современной патопсихологии.

3. История развития нейропсихологии, предмет и задачи современной нейропсихологии.

4. Психология соматически больного (предмет, задачи, история развития).

5. Психология аномального развития.

6. Содержание современной клинической психологии, ее связь с другими науками.

7. Общепсихологическая теория деятельности, как методологическая основа отечественной клинической психологии.

8. Роль и соотношение биологического и социального в формировании психики.

9. Влияние болезни на протекание психических процессов и формирование личности (на модели эпилепсии).

10. Проблема соотношения распада и развития психики.

11. Закономерности нормального и патологического развития личности.

 

II. Основы патопсихологии

12. Нарушения операциональной стороны восприятия.

13. Нарушения динамики процесса восприятия.

14. Нарушения мотивационного компонента восприятия: инактивность восприятия, отсутствие подконтрольности, целенаправленности восприятия.

15. Нарушения мотивационного компонента восприятия: нарушение смыслообразующей функции мотива в восприятии.

16. Обманы чувств. Зависимость галлюцинаций от внешних раздражителей.

17. Нарушения непосредственной памяти.

18. Нарушения динамики мнестической деятельности.

19. Нарушения опосредованной памяти.

20. Нарушения мотивационного компонента памяти.

21. Нарушения операциональной стороны мышления: снижение уровня процессов обобщения и абстрагирования.

22. Нарушения операциональной стороны мышления: искажение уровня процессов обобщения и абстрагирования.

23. Нарушения личностного компонента мышления.

24. Нарушения динамики мыслительной деятельности.

25. Нарушение саморегуляции мышления.

26. Нарушения структуры иерархии мотивов.

27. Формирование патологических потребностей и мотивов.

28. Нарушение смыслообразования.

29. Нарушение целенаправленности и критичности поведения.

30. Формирование патохарактерологических особенностей личности.

31. Методы исследования личности, применяемые в клинике.

32. Нарушения волевой регуляции деятельности.

33. Нарушения умственной работоспособности.

34. Представление о нарушении сознания в психиатрии.

35. Деперсонализация – как форма нарушения самосознания.

36. Деонтологические правила работы психолога с больным человеком.

37. Принципы построения патопсихологического исследования.

38. Представление о патопсихологическом синдроме.

39. Подготовка к патопсихологическому эксперименту и его проведение.

40. Принципы анализа и интерпретации данных патопсихологического исследования.

41. Составление заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

 

III. Основы нейропсихологии

42. Использование принципа системности в нейропсихологии.

43. Проблема локализации высших психических функций.

44. Современное представление о психической функции в нейропсихологии.

45. Основные принципы строения мозга. Блок регуляции тонуса и бодрствования.

46. Основные принципы строения мозга. Блок приема, переработки и хранения информации.

47. Основные принципы строения мозга. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

48. Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга.

49. Неравнозначность структур и функций левого и правого полушария головного мозга человека.

50. Теория функциональной асимметрии мозга.

51. Проблема межполушарного взаимодействия.

52. Нейропсихологический анализ нарушения речи.

53. Нейропсихологический анализ нарушения восприятия.

54. Нейропсихологический анализ нарушения произвольных действий и поведения в целом.

55. Нейропсихологический анализ нарушения внимания.

56. Нейропсихологический анализ нарушения памяти.

57. Нейропсихологический анализ нарушения интеллектуальной деятельности и мышления.

58. Нейропсихологический анализ нарушения эмоций.

59. Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Основные положения синдромного анализа.

60. Понятие фактора в нейропсихологии. Типы факторов.

61. Нейропсихологические синдромы поражения корковых отделов больших полушарий.

62. Нейропсихологические синдромы поражений глубоких подкорковых структур мозга.

 


ЗАДАЧИ ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ

 

Задачи по патопсихологии даны для самопроверки. Если вы легко справитесь с задачами, это говорит о том, что вы хорошо усвоили второй раздел курса. Если вы затрудняетесь с решением задач, нужно вернуться к учебнику Б.В.Зейгарник «Патопсихология». Большинство примеров, использованных для составления задач, взяты из этого учебника, на его страницах вы найдете решения предложенных ниже задач.

 

Задача № 1

Больной жалуется, что часто не может вспомнить имя и отчество знакомого человека, забывает то, что недавно прочел.

Кривая запоминания 10 слов носит ломаный характер: 6, 7, 5, 7, 9, 6, через час- 6 слов. Прочитанный текст воспроизводит хорошо, однако повторное воспроизведение через час носит фрагментарный характер.

Какие нарушения психической деятельности обнаруживаются у больного?

 

Задача № 2

Данные экспериментально-психологического исследования больного эпилептической болезнью.

Кривая запоминания 10 слов: 7, 9, 8, 9, 9, 8, 10, через час- 6 слов. При этом больной шесть раз повторно называл слова, при каждом воспроизведении повторял “лишние” слова. С помощью картинок /методика А.Н.Леонтьева/ из 12 предъявленных слов правильно воспроизвел только 3. Составление пиктограмм вызвало значительные трудности. Так, больной затрудняется придумать рисунок для запоминания слова “разлука”: “По-разному можно разлучаться; можно с любимой; или сын уходит из дома; или просто друзья расстаются. Не понимаю, что нарисовать?”. Как правило, больной пытается подробно, почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Так, при необходимости запомнить выражение “весёлый праздник” больной рисует пляшущих людей, накрытый стол, цветы, рядом рисует флаг. Опора на пиктограммы не улучшает воспроизведение, из 10 словосочетаний верно воспроизвел 4.

Какое нарушение мнестической деятельности обнаружено у больного? Каков механизм этого нарушения?

 

Задача № 3

Больной жалоб на память не высказывает. В беседе сообщает факты и события своей прошлой жизни. Однако не может сказать, что он сегодня ел на завтрак, о чем только что говорил врач. На вопрос, что больной делал сегодня утром, не задумываясь, отвечает: “Ходил в лесок”. В экспериментальном исследовании при запоминании 10 слов не может повторить больше 3-х.

Какое нарушение памяти обнаруживается у больного? Каковы механизмы этого нарушения?

 

Задача № 4

Экспериментально-психологическое исследование не выявляет каких-либо грубых изменений мыслительной деятельности больной. Больная правильно усваивала инструкцию, хорошо передавала содержание, подтекст прочитанной книги, понимала условный смысл пословиц, метафор. Обнаружилась лишь некоторая пассивность и отсутствие заинтересованности в экспериментальной ситуации.

Вместе с тем больная часто не узнавала предъявляемые ей изображения. Так, нарисованный гриб она называет “стог сена”, спички - “кристаллы”. Процесс восприятия носит характер отгадывания: “Чтобы это могло быть – расческа? На чем она сидит – на кресле, стуле?”. Не узнав рисунка барабана и шкафа, она описала их форму чрезвычайно точно и даже хорошо срисовала их.

Какое нарушение психической деятельности выявлено в эксперименте? Опишите его механизм.

 

Задача № 5

В эксперименте К.И.Вересотской взрослым испытуемым, ученикам 1 класса массовой школы и ученикам 1 класса вспомогательной школы в течение 22 мсек. предъявлялись отчетливые яркие рисунки хорошо известных детям предметов. За столь короткое время взрослые правильно узнали 72% изображений, ученики массовой школы – 57%, а ученики вспомогательной школы не успели узнать ни одного предмета. Во второй серии эксперимента, при увеличении времени предъявления изображений до 42 мсек., взрослые правильно узнали все изображения, ученики массовой школы – 95%, а умственно отсталые дети верно узнали лишь половину предметов /55%/.

Опишите выводы эксперимента. Какое нарушение психической деятельности умственно отсталого ребенка ярко проявилось в этом эксперименте?

 

Задача № 6

Больной не узнает контурные изображения предметов, наложенные друг на друга /фигуры Попельрейтера/. Не улавливает содержание картины Н.Я.Ярошенко “Всюду жизнь”: “Стоит человек, тут птичка, он смотрит на них”. Однако при просьбе психолога посмотреть внимательно, дает адекватный ответ: “Ах, да, ведь тут решетка, это заключенный”.

Какое нарушение восприятия выявлено в экспериментальном исследовании?

 

Задача № 7

В психическом состоянии больного не отмечается психотической симптоматики /бреда, галлюцинаций, расстройств сознания/. В больнице легко подчиняется режиму, помогает медперсоналу, однако часто вступает в конфликты с окружающими, не понимает шуток, вступает в споры с другими больными. Принимает участие в трудотерапии, может правильно выполнять какую-нибудь несложную работу, но изменение условий работы вызывает затруднения и неправильные действия.

В экспериментально-психологическом исследовании при выполнении задания классификация объединяет вместе посуду и стол, одежду и шкаф, однако объединить в одну группу кошку с собакой отказывается “потому что они враждуют”. В задании “исключение 4-го” из 4-х картинок: нога, туфля, ботинок, сапог, - отказывается исключить ногу: “Что это вы шутите, не понимаю? Разве можно ногу удалить? Если бы не было у человека ноги, то зачем ему нужна обувь?” На другой карточке предлагает объединить часы, термометр, очки: “Если человек близорукий, он смотрит на термометр и на часы через очки”. Пословицу “Куй железо, пока горячо” больной объясняет следующим образом: “Если железо холодное, оно не мягкое, его нельзя ковать, из него не сделаешь подковы для лошадей”. На вопрос психолога, можно ли такую поговорку применить к врачам, больной отвечает: “Нельзя. Врач лечит, а не кует, он не кузнец”.

Какие нарушения мышления обнаруживаются у больного?

 

Задача № 8

Больной мало интересуется реальной обстановкой, пытается к незначительным, обыденным явлениям подходить с “теоретических позиций”. Речь носит вычурный характер, так по отношению к шкафу сообщает: “Ограниченная часть пространства”.

В экспериментально-психологическом исследовании обнаруживает достаточно высокий уровень интеллекта, в то же время допускает своеобразные ошибки. Например, в задании классификация объединяет цветок, ложку и лопату: “Это все предметы, вытянутые в длину”. Сходство между ботинком и карандашом видит в том, что “оба оставляют след”. Сравнивая понятия: дождь и снег, рассуждает: “Предметы влажности, отличаются перемещением некоторых веществ в отношении окружности земли”. Пиктограммы носят схематичный характер, часто трудно понять связь между рисунком и запоминаемым словом, например, к слову развитие рисует веревку: “Она может развиваться”.

Какие нарушения мышления выявлены у больного? Опишите недостатки такого мышления.

Задача № 9

В ходе экспериментально-психологического исследования больного шизофренией повышенной истощаемости интеллектуальной деятельности не отмечается. Инструкцию удерживает хорошо. Обнаруживает достаточно высокий уровень процессов обобщения и абстрагирования. Например, в задании “исключение 4-го” при предъявлении карточки: свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, - легко дает решение: “Надо выделить солнце, это естественное светило, остальное – искусственное освещение”. Однако, в том же задании выделяет очки среди измерительных приборов, но обосновывает это следующим образом: “Очки отделю, не люблю очков, люблю пенсне, почему их не носят? Чехов ведь носил”. Или из 4-х предметов: зонтик, барабан, фуражка, пистолет, - исключает пистолет. Так как “зонтик не нужен, сейчас носят плащи. Зонтик – это устаревший атрибут, я за модернизм”.

Какое нарушение мышления можно констатировать у больного?

 

Задача № 10

Речь больной многозначительная с неуместным пафосом. При предъявлении пословицы “Не все то золото, что блестит” говорит: “Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание” и тут же добавляет: “Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность”. При сравнении понятий обман и ошибка рассуждает: “Обман – это безнравственное поведение, уродливость касательно производства, а ошибка – это тоже уродливость, но позволительная. Ее нужно исправить, и тогда это не безнравственное отношение к жизни”.

Как можно квалифицировать нарушения мышления у больной?

 

Задача № 11

При выполнении задания “классификация” больной легко







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.