Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел II. Основы патопсихологии.





     
 
 
 

               
 

Тема 4. Нарушения восприятия.

Нарушения операциональной стороны восприятия. Агнозии при локальных поражениях мозга. Агнозии и псевдоагнозии при деменции. Нарушение динамики процесса восприятия на примере восприятия умственно отсталого ребенка. Нарушения мотивационного компонента восприятия. Инактивность восприятия, отсутствие подконтрольности, целенаправленности восприятия. Нарушение смыслообразующей функции мотива в восприятии. Представление о перцептивной защите. Обманы чувств. Иллюзии и галлюцинации. Зависимость галлюцинаций от внешних раздражителей. Экспериментальное исследование порождения вербальных галлюцинаций С.Я.Рубинштейн. Роль функциональной перегрузки анализаторов в возникновении галлюцинаторных образов. Представление о псевдогаллюцинациях.

 

Тема 5. Нарушения памяти.

Нарушения непосредственной памяти. Забывание текущих событий, представление о “корсаковском синдроме”. Экспериментальные исследования структуры нарушений мнестической деятельности при “корсаковском синдроме”. Конфабуляции. Прогрессирующая амнезия: забывание прошлого опыта, смещение событий во времени. Расстройства памяти и дезориентировка в собственной личности. Нарушения динамики мнестической деятельности. Опосредование как принцип организации высших психических функций. Нарушения опосредованной памяти. Классические методики исследования опосредованной памяти и опыт их использования в клинике. Исследование нарушений высших форм памяти Л.В.Петренко. Нарушения мотивационного компонента памяти. “Эффект Зейгарник” – феномен воспроизведения незавершенных действий. Нарушение “Эффекта Зейгарник” в клинике.

 

Тема 6. Нарушения мышления.

Нарушения операциональной стороны мышления. Снижение процессов обобщения и абстрагирования, конкретно-ситуационное мышление. Методы исследования мыслительных процессов обобщения и абстрагирования. Искажение процессов обобщения и абстрагирования. Нарушение избирательности мышления, опора на латентные признаки. Исследования Ю.Ф.Полякова нарушений социально опосредованной избирательности психических процессов при шизофрении. Нарушения личностного компонента мышления. “Смысловая смещенность” в мыслительной деятельности больных. Разноплановость мышления. Резонерство. Нарушения динамики мыслительной деятельности. Лабильность мышления. Инертность мышления. Нарушения осознания и подконтрольности мыслительных действий, нарушение саморегуляции мышления. Соотношение эмоциональной и рефлексивной форм
 

12.Проблемы системного подхода в психиатрии. - Рига, 1977. С. 72-81.

13. Выготский В.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии. – М.: Педагогика, 1983.

14. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика // Избр. труды. М.: Медицина, 1964. С. 116-252.

15. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская - М.: «Когито-Центр», 2000. -351 с.

16. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001 – 272 с.

17. Дробинская А.О. Астенический синдром // Дефектология. 1997. № 6.

18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, 1995.

19. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб: Союз, 1998.

20. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.

21. Зейгарник А.В. Блюма Вульфовна Зейгарник (попытка воспроизведения жизненного пути) // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 182-193.

22. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – М., 1971.

23. Зейгарник Б.В. Патология мышления. – М., 1962.

24. Зейгарник Б.В. Психологическая теория деятельности в патопсихологии // А.Н.Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 96-100.

25. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980

26. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. Нарушения саморегуляции познавательной деятельности у больных шизофренией // Журн. невропат. и психиатр. 1985. № 12. С.1813-1819.

27. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психол. журнал. – 1989. № 2. С.122-132.

28. Зинченко В. А.Р.Лурия: обратная временная перспектива // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 2. С. 183-195.

29. Зябкина И.В. Нарушения волевой регуляции деятельности у больных шизофренией и психопатических личностей // Вопросы психологии, 1995, № 5. С.:116-127.

30. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. - М., 1976.

31. Игнатьева Н.Д., Каубиш В.К., Харитонов Р.А. Отношения детей, страдающих эпилепсией, к своему заболеванию // Медико-психологические аспекты реабилитации детей с психическими нарушениями. – Л., 1978. С.7-16.

Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической
 
   
 
 
 

               
 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология /Под ред. А.С.Спиваковской. – М.: Изд-во Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. - 576 с.

3. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике – М.: Апрель-Пресс, 2004. – 224 с.

4. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.

5. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Издат. центр «Академия», 2003.

6. Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д. Феникс, 2000.

7. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

8. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.

 

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И.А. Полищука, А.Е. Видренко. - Киев: Здоровье, 1979.

2. А.Р. Лурия и современная психология (Сборник статей памяти А.Р. Лурии)// Под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задеркой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999.

4. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. – М.: Фолиум, 1994. – 175 с.

5. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент: Медицина, 1976.

6. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. – Киев, 1978.

7. Блейхер В.М., Круг И.В. Патопсихологическая диагностика. - Киев: Здоровье, 1986.

8. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.

9. Братусь Б.С. Место патопсихологии в изучении природы болезни // Вопросы психологии. – № 3. 1994. – С.38-72.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов А.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб: Питер, 1998.

11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.

Воловик В.М. Системный подход и функциональный диагноз //
 

личностной регуляции мышления и нарушение этого соотношения.

 

Тема 7. Нарушения личности.

Представление о структуре личности в теории деятельности. Нарушение структуры иерархии мотивов. Исследование Б.С.Братуся нарушений личности у больных алкоголизмом. Механизмы формирования патологических потребностей и мотивов. Утрата опосредованности мотивов. Формирование патологической потребности и нарушение физического образа Я при нервной анорексии. Нарушение смыслообразования: изменение смыслообразующей и побудительной функций мотивов, превращение мотива в “знаемый”. Нарушение целенаправленности и критичности поведения. Аспонтанность поведения. Ситуационное поведение “лобных” больных. Закономерности формирования патохарактерологических особенностей личности. Методы исследования личности, применяемые в клинике. Метод психологического анализа историй болезни. Наблюдение поведения больного во время эксперимента. Опосредованное выявление изменений личности с помощью эксперимента, направленного на исследование познавательных процессов. Модели жизненных ситуаций, обостренно вызывающие отношение испытуемого (экспериментальные приемы К.Левина). Проективные методы. Опросники.

 

Тема 8. Нарушения волевой регуляции деятельности.

Проблема понимания процессов волевой регуляции в общей психологии. Волевая регуляция как осознанная и личностная регуляция деятельности. Опосредованность волевой регуляции деятельности внутренней работой со смысловыми образованиями. Нарушения опосредованности и саморегуляции психической деятельности на разных уровнях ее организации. Экспериментальное исследование нарушений волевой регуляции деятельности у больных шизофренией и психопатических личностей.

 

Тема 9. Нарушения умственной работоспособности.

Нарушения внимания. Причины нарушений внимания: колебания психической активности, быстрая истощаемость ц.н.с.; несформированность произвольного внимания. Формы нарушения внимания. Внимание как навык самоконтроля. Нарушение умственной работоспособности как следствие истощаемости. Нарушение умственной работоспособности и целенаправленность деятельности. Влияние нарушений мотивационной сферы, эмоций на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности, как индикатор нарушений умственной работоспособности. Необходимость учета фактора изменений умственной работоспособности
 
   
 
 
 

               
 

в стратегии экспериментального исследования, в организации восстановительной работы с больными.

 

Тема 10. Нарушения сознания и самосознания.

Неоднозначность понятия сознание в психиатрии и психологии. Понятие “ясного” и “помраченного” сознания (К.Ясперс). Условность их дифференциации. Использование этих понятий в психиатрии в качестве “рабочего инструмента”. Психиатрическая характеристика отдельных видов нарушения сознания: оглушенного, онейроидного, делириозного, сумеречного, псевдодеменции.

Проблема исследования сознания в психологии. Структура сознания в теории деятельности. Исследования изменений организации сознания при различных видах патологии.

Нарушение самовосприятия. Феномен деперсонализации. Соотношение самосознания и физического образа Я.

 

Тема 11 Принципы построения и методы патопсихологического исследования.

Деонтологические правила работы психолога с больным человеком. Принципы построения патопсихологического исследования. Системный качественный анализ в патопсихологическом исследовании. Моделирование обычной деятельности в ходе эксперимента. Учет отношения больного к ситуации обследования. Эксперимент как взаимная деятельность психолога и испытуемого. Использование комплекса методик как принцип патопсихологического обследования. Представление о патопсихологическом синдроме. Подготовка к эксперименту и его проведение. Принципы анализа и интерпретации данных. Составление заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.