Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и сущность логического мышления





 

В младшем школьном возрасте развитие психики ребенка достигает, в достаточной степени, высокого уровня. Все процессы: память, мышление, воображение, восприятие, речь – перешли на новый уровень своего развития. Различного рода познавательные процессы, позволяющие обеспечить всевозможные виды деятельности ребенка, работают не обособленно друг от друга, а являют сложную систему, каждый из них связан с остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении всей поры детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из процессов.

А.В. Брушлинский говорил: «Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы» [7, 211]

«Мышление - процесс опосредованного и обобщённого познания (отражения) окружающего мира», пишет И.В. Дубровина [1, 365].

Другое определение мы находим у С.И. Демидова, которая говорит: «Мыслительная деятельность – это основной вид деятельности математика, его оружие – карандаш и лист бумаги. Воплощение в жизнь результатов этой деятельности – один из мощнейших факторов развития цивилизации сегодняшнего дня» [2, 132].

Исследования психологов показывают, что в период младшего школьного возраста именно мышление в значительной степени воздействует на развитие всех психических процессов. Различают три основных вида мышления, в зависимости от того, в какой степени процесс мышления базируется на представлении, понятии и восприятии:

1. Предметно-действенное (наглядно-действенное).

2. Наглядно-образное.

3. Абстрактное (словесно-логическое).

Доказано, что именно в период младшего школьного возраста ключевую роль играет дальнейшее развитие мышления. В это время осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах В. Сухомлинский. Предмет его размышлений сводится к подробному изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом, опытно-экспериментальным путем выявляя особенности мышления учащихся.

Логическое мышление – это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление. Все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Приемы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы как детям, имеющим проблемы с развитием, так и развивающимся в соответствии с нормой, без овладения ими не происходит полноценного развития ребенка. Взяв в основу материал по данной проблеме, можно сформулировать некоторые положения об общих механизмах протекания процесса логического мышления:

1. Слово – исходный материал логического мышления.

2. Данный процесс протекает, основываясь на понимании словесных формул, идей, понятий.

3. Развитие логического мышления начинается, исходя из отношений между проблемой и ее логическим решением.

4. Скорость логического мышления находится в зависимости от активности личности. Активность трактуется как некое «Я», деятельность которого направлена на решение конкретной задачи.

Указанные тезисы позволяют дать характеристику механизмов и особенностей логического мышления детей младшего школьного возраста.

Л.С. Выготский утверждал, что с самых первых дней жизни ребенка на характер его поведения большое воздействие оказывает социальная ситуация. Он отмечал, что уже первых ступенях развития умственных действий ребенок отталкивается от речи взрослого. Еще задолго до появления связной речи у ребенка выражается осознание выполняемых действий. Применение данного факта важно для правильного понимания умственной деятельности, как ребенка, так и взрослого человека для выяснения различий в процессе развития логического мышления. Основываясь на этом, Выготский выдвинул положение о различных корнях мышления и речи. Он полагал, что в процессе развития мышления ребенка отмечается доречевая фаза и в развитии речи – доинтеллектуальная фаза. Он обращал внимание на значительные изменения начальных стадий умственной деятельности ребенка под влиянием речи.

Согласно определению О.К. Тихомирова, логическое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций, функционирующих на основе языка и языковых средств.

Показателями логического (аналитического) мышления являются развернутость во времени, наличие четко выраженных этапов, в значительной степени мышление представлено в сознании самого мыслящего. При необходимости изучить протекание и обусловленность процесса логического мышления исследователь анализирует сам ход мышления. По мнению психолога, этот процесс мышления включает в себя: цель, условия, развернутый во времени поиск, результат. Тихомиров отмечает логическое мышление как информационный процесс. При анализе этого вида мышления и его структуры он обозначает ключевые элементы:

1. Определенность условий задачи.

2. Логика проверяемых признаков и информативность поисковых фактов.

По Тихомирову, первый элемент может выступать в роли своеобразного стимула развернутости поиска. Второй элемент, объективная информативность поисковых фактов. Указано, что важны как содержание этих элементов, так и их значения, т.е. то, как они выступают.

Логическое мышление тесно связано с продуктивным (творческим) мышлением. З.И. Калмыкова выявила, что развитие именно продуктивного мышления приходится на формирование его интуитивно-практического компонента. На начальных уровнях ученикам оказывается доступной способность абстрагировать и обобщать существенные признаки воспринимаемых ситуаций без адекватного отражения этих процессов в слове. Систематически переходит на более высокий уровень гибкость, глубина, устойчивость интуитивно-практического мышления. Далее, происходит сближение между интуитивно-практическими и словесно-логическими компонентами мышления, повышается осознанность мыслительной деятельности. В итоге, на завершающей ступени развития повышаются степень существенности абстрагируемых и словесно формулируемых признаков и уровень их обобщенности. Прогрессивно происходит формирование таких качеств продуктивного мышления, как гибкость, глубина, самостоятельность, устойчивость, осознанность.

По Р.С. Немову, логическое мышление – это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить от начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики. Наличие в мышлении логики делает его более точным и обоснованным. Психолог также отмечал значимость научного мышления. Он писал: «Научное мышление – это всегда логическое мышление. Отсутствие строгой логики делает такое мышление бездоказательным и не гарантирует от ошибок. Во всяком случае, ошибку в интуитивном или основанном на здравом смысле мышлении обнаружит гораздо труднее, чем в логически выдержанном и последовательном мышлении».

Тем не менее, подчеркивая важность логики в процессе мышления, Немов находит, что логика как таковая не является предметом исследования психологов. Для ее изучения существует специальная наука – логика. Разница между логиков и психологией состоит в том, что логика изучает формальные правила мышления, абстрагируясь от того факта, что мышление выступает как разновидность психической деятельности реального, живого человека, в конкретном случае, ребенка. Мышление для логики – это абстрактный процесс размышления, включающий в себя логические операции, умозаключения и выводы, которые сами по себе могут рассматриваться как правильные и неправильные независимо от того, кто эти операции, умозаключения и выводы составляет. Для психолога мышление – это один из многих познавательных процессов человека, и мышление интересует психолога не с точки зрения его правил, правильности или ложности, а как особый познавательный процесс. Особую роль играет мышление как деятельность, направленная на получение знаний. Даже в том случае, если ребенок ошибается, неправильно мыслит, его мышление остается мышлением, имеющим такое же право на существование, как и безошибочное или истинное мышление.

Логическое мышление – это, как и любой другой вид мышления, сложный, структурированный процесс. С.Л. Рубинштейн в своих трудах установил, что к наиболее полному познанию своего предмета и разрешению указанной задачи логическое мышление идет посредством различных операций, составляющих всевозможные взаимосвязанные и переходящие друг в друга грани процесса мышления. Ими являются анализ и синтез, сравнение, абстракция, обобщение. Эти операции являются различными сторонами основной операции мышления – «опосредования», т.е. раскрытия наиболее существенных объективных связей, отношений.

Сравнение, при сопоставлении вещей, явлений, их свойств, вскрывает тождество и различия. Отмечая тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит их к классификации. Сравнение часто трактуется как первичная форма познания: предметы сначала познаются путем сравнения. Анализ – это мысленное дробление предмета, ситуации, явления и нахождение его составляющих элементов, частей, сторон моментов. Благодаря анализу осуществляется выделение явления из тех случайных несущественных связей, в которых они, в большинстве своем, даны в человеческом восприятии. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывает более или менее конкретные связи и отношения выделенных анализом частей. В логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. С.Н. Рубинштейн отмечает: «В логическом содержании мышления анализ и синтез неразрывно взаимосвязаны. В плане логики, которая рассматривает объективное содержание мышления в отношении его истинности, анализ и синтез, поэтому непрерывно переходят друг в друга. Анализ без синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен синтез без анализа, т.к. синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ». Абстракция – это выделение, дробление и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении значительного, и отвлечение от остальных.

С точки зрения традиционной теории, опорой которой служит формальная логика, обобщение сводится к отбрасыванию особенных, специфических, единичных признаков и сохранению лишь тех, которые оказываются общими для целого ряда единичных предметов.

Овладения в период обучения в начальной школе предметным содержанием знания, построенного на новых началах, у учащегося развиваются формы рассудочной деятельности, свойственные научному мышлению. Мысль разделяет восприятие и вычленяется из него. Мышление ребенка переходит на новую ступень. Оно овладевает новым содержанием – систематизированным и более или менее обобщенным содержанием опыта. Систематизированный и обобщенный опыт становится главной опорной базой его мыслительных операций. На новом содержании развиваются и новые формы – «рассудочной» мыслительной деятельности. В систематизированном и обобщенном содержании опытного знания мысль приобретает в достаточном количестве опорных точек для неслучайных совпадений общности по существу – от сопринадлежности к одной и той же ситуации. Это сказывается на способности ученика начальных классов обобщать, строить умозаключения, свободно мыслить. В первый период систематического школьного обучения, овладевая первыми основами системы знаний, ребенок входит в область абстракции. Он проходит в нее и преодолевает трудности обобщения, постепенно переходя одновременно с двух сторон – и от частного к общему, и от общего к частному. Опираясь на частный единичный случай и на одну из опорных точек, школьник идет к специальному понятию и на основе последующего обобщения частного приходит к более содержательным обобщениям.

Учащиеся младших классов, обучаясь в школе, когда существует необходимость в обязательном порядке регулярно выполнять задания, учатся управлять своим мышлением. Во многом развитию такому произвольному, управляемому мышлению способствуют задания учителя, побуждающие детей к размышлению. При общении в начальной школе у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что на уроках обсуждаются различные пути решения задач, учитель регулярно дает задание школьникам обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений. Ученик всегда включается в процесс, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Все операции логического мышления тесно связаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом.

Психологами и педагогами установлено, что процесс логического мышления школьников в период обучения в начальной школе будет протекать быстрее, если во внеурочной деятельности младшие школьники освоят основные приемы решения задач, именуемых нестандартными. В процессе решения нестандартных задач развивается не только логическое, но и нестандартное мышление.

Нестандартное мышление – это набор стратегий, при помощи которых человек может изменить взгляд на мир, найти неожиданные решения, начать думать в новых направлениях. Одним их ключей к этому методу является понимание собственного восприятия мира. Необходимо осознать, как и почему определенные вещи воспринимаются тем или иным образом, по какой причине что-то остается незамеченным – и каким образом можно поменять уже сложившуюся точку зрения. Идея нестандартного мышления была выработана в 1967 году английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Он сравнивает процесс мышления с игрой в шахматы. Люди играют четко определенным набором фигур (конь, ферзь, слон и так далее) и по заранее установленным правилам.

Таким образом, рассмотрев особенности логического мышления, мы должны подчеркнуть, что оно оперирует в основном не наглядными образами, а словами: слово является для него исходным материалом, оперативной единицей, в их сочетании фиксируются результаты мыслительного процесса. Это означает, что здесь используются словесные высказывания, сформулированные в виде определений, развернутых суждений и умозаключений. В логическом мышлении исключаются случайные связи, а используются лишь логические необходимые в решении мыслительных задач. Поэтому мыслительный процесс в логической форме протекает плавно, как бы развернуто, в виде логического завершения своеобразной мысленной картины. Способность учащихся начальных классов логически мыслить, т.е. хорошо анализировать, сравнивать, обобщать необходимую информацию, поможет им в освоении таких предметов как информатика, математика, позволит точно и быстро решить как обычную задачу, так и задачу на смекалку, в целом, благоприятно скажется на познавательной деятельности школьника.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.