Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Анализ опыта работы педагогов по проблеме исследования





Одной из проблем, волнующей педагогов, организующих внеурочную деятельность, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Младшие школьники не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Делать из занятия в занятие одно и то же неинтересно. Но если обучающиеся на каждом кружковом занятии имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на внеурочной работе способствует формированию мотива деятельности обучающихся, повышения их познавательной активности.

При выборе заданий, направленных на активизацию мыслительной деятельности необходимо учитываются, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. У ребят младшего школьного возраста еще слабо развиты волевые психические процессы. Их внимание еще неустойчиво. Каждый новый, даже слабый раздражитель может их отвлечь. Ребята не могут длительное время сосредоточить свое внимание на одном и том же действии или предмете. Их нервная система еще слаба, центры коры головного мозга быстро утомляются и не выдерживают длительного напряжения. Нельзя требовать от школьников длительного выполнения однообразной работы. И при отборе заданий учитель должен особенно четко продумать и постараться предвидеть возможности для побуждения обучающихся к активной мыслительной деятельности. Так учитель московский школы № 598 Т.А. Укурчиева использует в своей работе по кружку общеинтеллектуальной направленности «Наглядная геометрия» самодельные таблицы, схемы-опоры, индивидуальные карточки, перфокарты, что помогает ей в организации работы, направленной на развитие мыслительных процессов. Ее обязательное условие обучения: учить всех, учить каждого, учить качественно. Опираясь на постоянную активность сильных учеников, держать всегда в поле зрения слабых, но не выделять тех или других. Таблицы помогают рационально распределять часы программы кружка, что позволяет в дальнейшем высвободить время для тренировок навыков и умений, для самостоятельных работ и самоконтроля, для развития интеллектуальных сил детей. С помощью самодельных таблиц, индивидуальных карточек, перфокарт учитель организует самостоятельную деятельность ребенка, самоконтроль и самопроверку, которые впоследствии дают хорошие результаты по развитию мыслительной деятельности младших школьников [12, 94].

А.Г. Сиротова считает, что при организации внеурочной деятельности особенно ценны такие задания, которые имеют проблемный характер, требуют открытий, исканий. Они рассчитаны не на простое запоминание или воспроизведение изучаемого материала, а на осмысливание его: на объяснение фактов, на сравнение изучаемых предметов и явлений, на осознание связей между ними, на доказательство усваиваемых положений. Она говорит, что с активизацией умственной деятельности обучающихся непосредственно связано требование посильности предлагаемой школьником работы, направленной на развитие мыслительных процессов. Давая детям задание, учитель должен не только объяснить школьникам, что они должны сделать, что узнать, что выучить, но и дать указания как действовать, как описать, как выучить. Задания не должны быть слишком простыми для ребят, т.е. ниже уровня развития их умственных способностей. Таким образом, работу, направленную на активизацию мыслительной деятельности следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений обучающихся [9, 42].

Так, например, авторы О.И. Перькова и Л.И. Сазонова предлагают задания на кружковых занятиях общеинтеллектуального направления «Логические задачи» и «Комбинированные задачи» расположенные в порядке возрастания сложности. Форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые с разветвлением, таблицы, магические квадраты, блок-схемы. В предлагаемых заданиях для обучающихся даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных или событиях. На занятии дети выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей [6, 105].

Постепенно объем работы можно и нужно увеличивать, задания предлагать от простых к сложным. После ежедневных тренировок ученики способны долго работать самостоятельно, но злоупотреблять этим не стоит. Ведь наша цель не тренировка выносливости, а экономное и щадящее обучение.

«Задания, способствующие развитию мышления в проявлении вариативности, не должны содержать специальное указание на поиск различных вариантов. При их выполнении не является принципиальным, сколько вариантов проведено учеником, главное, что он сам», – пишет в своей статье кандидат педагогических наук, доцент г. Санкт - Петербург, Е.Е. Останина [5, 38].

При организации кружковых занятий особенно ценны такие задания, которые имеют проблемный характер, требуют открытий, исканий. Они рассчитаны не на простое запоминание или воспроизведение изучаемого материала, а на осмысливание его: на объяснение фактов, на сравнение изучаемых предметов и явлений, на осознание связей между ними, на доказательство усваиваемых положений. С активизацией мыслительной деятельности обучающихся непосредственно связано требование посильности предлагаемой детям самостоятельной работы. Давая обучающимся задание для самостоятельной работы, педагог должен не только объяснить школьникам, что они должны сделать, что узнать, что выучить, но и дать указания как действовать, как описать, как выучить. Учитель начальных классов И.В. Ерыгина МОУ «Кулешовская общеобразовательная школа» считает, что самостоятельная работа в начальных классах – обязательный компонент процесса внеурочной деятельности. Ее роль, содержание, длительность определяются целью изучения материала, его спецификой и уровнем подготовки школьников. Самостоятельная работа не должна быть слишком простой для ребят, то есть ниже уровня развития их умственных способностей. «Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений обучающихся», - говорит Ирина Викторовна.

Постепенное нарастание трудностей самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

– путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы;

– путем усложнения содержания заданий, а вместе с тем мыслительных операций и приемов самостоятельной работы, которые необходимы для его решения;

– путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны организатора внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №7 г. Балашова» Т.М. Бирюкова считает, что самостоятельная работа – это такая познавательная мыслительная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником. Присутствие самостоятельной работы необходимо на кружковых занятиях общеинтеллектуальной направленности, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют обучающихся, развивают мыслительную деятельность. Педагогу в процессе организации внеурочной деятельности необходимо опираться на самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение. «Постепенно длительность самостоятельной работы можно и нужно увеличивать, задания предлагать от простых к сложным. После постоянных тренировок ученики способны долго работать самостоятельно, но злоупотреблять этим не стоит. Ведь моя цель не тренировка выносливости, а экономная и щадящая организация внеурочной деятельности», – делится педагогическим опытом Татьяна Михайловна.

Благоприятной средой для развития у младшего школьника продуктивного мышления, умения учиться, его личностного развития обладает программа курса кружка «Юный исследователь». По данной программе работает учитель начальных классов МОУ «Валуйчанская средняя общеобразовательная школа» Цыганкова Т.Ф. Она выделяет ее главные достоинства: у детей формируется мотивация учения, закладываются основы учебной деятельности. У ребят не пропадает желание мыслить, напротив, проявляется интерес к самостоятельной работе, а значит, формируется инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности, в этом процессе происходит активация мыслительной деятельности. Детям нравится выбирать свой путь решения задачи, выдвигать и опровергать гипотезы, участвовать в дискуссиях. Задания кружка развивают воображение, мышление, умение создать самостоятельно оригинальные образцы. «Благодаря этой программе я научила своих воспитанников не только усваивать, но и самостоятельно добывать новые знания, пользоваться ими для решения различных учебных задач, не пугаться новой нестандартно учебной ситуации, а с интересом искать и находить ее решение», - говорит Татьяна Федоровна.

Т.Ф. Цыганкова внесла изменения в программу данного кружка. В интересах детей изменила режим работы, внесла перемены в формы и методы работы с детьми, создала условия каждому ребенку для развития способностей, для успешного обучения, для самореализации, для формирования навыков самостоятельной деятельности. Занятия по кружку «Юный исследователь», проходящие в этом режиме существенно отличаются от традиционных занятий. Большую роль играет его плотность и темп. Надо вести занятие в высоком темпе, не позволять детям никуда и на секунду отвлечься. «Мне пришлось выбросить все не нужные повторяющиеся фразы, слова. От детей требуются точные, правильно построенные ответы. При организации планирования работы на внеурочном занятии пересматриваются все упражнения и задания, рекомендуемые программой. В любую минуту педагог придет на помощь или сильные обучающиеся расскажут, объяснят», – делятся своим опытом Татьяна Федоровна Цыганкова.

Как видим, при анализе опыта работы педагог, организующих внеурочную деятельность, как в нашем регионе, так и в других, педагоги широко используют задания, направленные на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, в том числе и самостоятельную работу. Эффективность этой работы непосредственно зависит от ее организации. Здесь нет мелочей, любой непродуманный план оборачивается потерей сил, интереса, времени.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.