Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дидактические игры. Одно из эффективных средств развития мыслительной активности наряду с методами и приемами, используемыми на занятиях является дидактическая игра.





«Магазин игрушек»

Цель: закрепить знания о свойстве предметов, отличающихся по размеру. Практически использовать в игре отношения: больше, меньше.

Материал: одинаковые, но разных размеров игрушки: зайчики, куклы, мальчики.

Ход игры: игрушки расставлены по полочке, около которой стоит продавец - один из детей. Педагог рассказывает, как сделать покупку в магазине игрушек: выбрать игрушку, описать ее, не называя. Если покупатель правильно опишет предмет, он получает свою покупку. Педагог следит за тем, чтобы участники правильно формировали высказывания.

2. Логические задачи и упражнения в устном счете. На кружковых занятиях в начальной школе необходимо вести работу по формированию логического мышления, используя логические задачи и упражнения. Логические упражнения позволяют детям на доступном математическом материале с использованием жизненного опыта выстраивать правильные математические суждения. Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в ожидании процесса обучения «умственной гимнастики». Например, можно использовать задание, которое будет способствовать развитию наглядно-действенного мышления. Сначала обучающиеся выполняют все действия практически, затем производят перестановку карточек мысленно. Постепенно количество карточек и перестановок увеличивается: «Переложить 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону. В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов».

3. Веселые задачи в стихах. Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять для активизации мыслительной деятельности учеников на занятиях.

Приведем примеры:

В шкафу на полке пять книг

Я прочитала две из них

Осталось сколько книг читать?

Вы это можете узнать?

 

 

4. Математические загадки

Немаловажное значение на кружковых занятиях в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, логическое мышление.

Например:

У него четыре лапки,

Лапки цап-царапки.

Пара чутких ушек.

Он гроза для мышек.

(КОТ)

 

 

Задачи занимательного характера. В привитии детям интереса к кружкам общеинтеллектуального направления большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в занятие оживление, повышают интерес к знаниям, развивают мыслительные операции. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием.

1) Зайцы по лесу бежали,

Волчьи следы по дороге считали.

Стая большая волков здесь прошла.

Каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков?

Головоломки. Большое значение в начальных классах с целью активизации мыслительной деятельности имеют головоломки, именно они закладывают основы доказательного мышления.

Например:

1) Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа при сложении давали бы равную сумму.

2) Какие цифры скрыты? Подумайте и догадайтесь:

Кроссворды. Слово «кроссворд» в переводе на русский язык означает «переплетение слов». Для того, чтобы разгадать кроссворд, надо в каждой клетке фигуры поставить по одной букве, начиная с пронумерованной клетки до края фигуры или до заштрихованной клетки.

Шарады. В шарадах требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не целиком, а по частям.

Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом - ты найдешь его

Почти под домом каждым (Подвал).

9. Мегаграммы. В мегаграммах зашифровано определенное слово. Его нужно отгадать. Затем в расшифрованном слове следует одну из указанных букв заменить другой буквой, и значение слова измениться.

С «Д» - давно я мерой стала,

С «Т» - уже нет выше балла.

(Пядь - пять).

Чтобы успешно организовать кружок общеинтеллектуального направления, формировать у детей стремление к знаниям, ребенок должен не только быть психологически готов к этой деятельности, но и иметь устойчивое желание учиться. Первый, от кого зависит в этом успех – это педагог, который организует процесс внеурочной деятельности. И не просто педагог, а человек, умеющий правильно организовать и спланировать работу на занятии, применить необходимые методы и приемы, направленный на активизацию мыслительной деятельности младших школьников.

Заключение

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно- ориентированного подхода требуют в первую очередь новых методов обучения, которые:

– формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении;

– развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

– формируют не просто умения, а компетенцию, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

– приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

– реализуют принципы связи обучения с жизнью.

Современное содержание образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как мышление влияет на воспитанность ученика. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снижает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. Работу, направленную на активизацию мыслительной деятельности необходимо осуществлять не только на уроках, но и так, же во внеурочное время.

Правильная организация кружковых занятий в начальной школе является неотъемлемой частью процесса внеурочной деятельности. Естественно, создание условий требует от преподавателя знаний о психолого-педагогической специфики содержания прямых и косвенных методов управления познавательной деятельностью обучающихся в ходе выполнения ими разного типа заданий, развивающих мыслительную деятельность. Кроме того, важным является и умение педагога реализовывать требования своевременного, последовательного, дифференцированного включения подобных заданий в процесс внеурочных занятий.

В нашей работе мы рассмотрели различные виды заданий, раскрыли их сущность, а также выяснили, что для большей активизации мыслительной деятельности обучающихся, эффективности и развития умения осуществлять деятельность необходимо подходить творчески к планированию занятий и организации, применять более эффективные приемы активизации мыслительной деятельности.

Данная проблема все же остается еще недостаточно изученной. Бессистемность использования заданий на развитие мышления, которыми нередко изобилуют занятия отдельных педагогов, безотносительность их к уровню умственного развития детей и характеру их деятельности, часто порождают у школьников внутреннее безразличие к самому процессу внеурочной деятельности. Школьники выполняют огромное количество всевозможных заданий, самостоятельных действий, но вместе с тем мало мыслят, так как их мышление в таких случаях протекает в русле готовых схем и заученных операций. Поэтому главной задачей учителя является формирование у школьников умения самостоятельно мыслить, добывать знания, а не делать все по определенному шаблону или схеме. Этому, как правило, способствуют различные задания, направленные на активизацию мыслительных процессов, приобретающие все большую актуальность в настоящее время. Учителю необходимо как можно чаще включать их в свои кружковые занятия.

 

 

Список литературы

1. Дубровина, И.В. Психология. / И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464с.

2. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. / И.А. Зимняя – М., 2012. – 335 с.

3. Миронова, Г.В. Приёмы активизации учебной деятельности школьников. / Г.В. Миронова. // Математика в школе. – 2013. – №5. – С. 12-13.

4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.– 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – кн. 3 – 690с.

5. Останина, Е.Е. Развитие вариативности мышления у младших школьников при изучении математики / Е.Е. Останина. // Начальная школа. – 2009, №4. – С. 36-38.

6. Перькова, О.И., Сазонова, Л.И. Задания для самостоятельной работы. / О.И. Перьмякова, Л.И. Сазонова. // Начальная школа. – 1992. – № 3. – С. 102-106.

7. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. // А.В. Брушлинский. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512с.

8. Пидкасистый, П.И. Педагогика: Учебное пособие для педагогических вузов и педагогических колледжей. / П. И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 640с.

9. Сиротова, А.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся. / А.Г. Сиротова // Начальная школа. – 2014. - №8. – С.41-43

10. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. / В.А. Сластёнин. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 576с.

11. Укурчиева, Т.А. Актуализация ресурсов мыслительных операций при обучении математике. / Т.А. Укуриева. // Начальная школа. – 2012. – №4. – С.93-95.

12. Укурчиева, Т.А. Актуализация ресурсов мыслительных операций при обучении математике. / Т.А. Укуриева. // Начальная школа. – 2013. – №4. – С.93-95.

13. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. / Собр.соч. в 11 т.: Т.8. – М., 2012. – 450с.

14. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2013. – 378 с.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.