Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы и приемы развития логического мышления младших школьников





 

В психологии Р.С. Немова написано, что ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребёнок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи, как говорится, в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность [4, 668].

Помочь в развитии мышления ребенка могут задачи, не имеющие конкретного алгоритма решения, а требующие творческого, неординарного подхода. В методической литературе они именуются нестандартными или нетиповыми. В процессе решения подобного рода задач происходит развитие математических способностей учащихся, что способствует развитию мышления младших школьников, его гибкости и вариативности. Такие задачи предполагают существование нескольких ответов, которые могут быть найдены посредством логических рассуждений, не опирающихся ни на известные алгоритмы решения текстовых задач, ни на какие-либо правила, законы, теоремы и пр. Нестандартные задачи характеризуются многовариантностью ответов и решений. Вариативность способов их решения и многообразие ответов создает оптимально благоприятные условия для проявления и развития творческого потенциала ученика, позволяя ему постоянно совершенствоваться в самостоятельной творческой учебной деятельности. Такие задачи позволяют школьнику выдвигать различные гипотезы, идеи, догадки, суждения, способствуют раскрепощению стереотипности мышления и применению знаний в новых нестандартных ситуациях.

Согласно определению Л.М. Фридмана, стандартными являются задачи, для решения которых в школьном курсе математики имеются готовые правила или эти правила непосредственно следуют из каких-либо определений или теорем, определяющих программу решения этих задач в виде последовательности шагов. При этом предполагается, что для выполнения отдельных шагов решения стандартных задач в курсе математики также имеются определенные правила. Нестандартными называются те задачи, которые в курсе математики не имеют общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Однако не следует отождествлять их с задачами повышенной сложности. Условия последних таковы, что позволяют ученикам довольно легко выделить математический аппарат, необходимый для решения математической задачи. Учитель лишь контролирует процесс закрепления знаний, предусмотренных программой обучения решением задач данного типа. А что касается нестандартной задачи, то она носит исследовательский характер.

Л.П. Терентьева полагала, что при решении нестандартных задач мысль ученика оттачивается, шлифуется; приобретается последовательность и связанность мышления. В процессе решения предоставленных в математической системе задач младшие школьники активно усваивают материал, содержащийся в курсе математики начальной школы, обретают умения творчески мыслить. Школьники должны научиться решать не только стандартные текстовые задачи, но также те, которые предполагают независимость мышления, изобретательность и неординарность.

Разрабатывая план урока, учитель не раз задумывается над тем, как, заставить ученика задуматься, поразмыслить над каким-либо математическим вопросом, относящимся не только к разряду предусмотренных программой, но и к дополнительным видам заданий. Убеждения и словесные просьбы не всегда помогают привести в действие мысль школьника. Беспроигрышным способом возбудить в младшем школьнике стремление к умственному труду является интерес. Добиться этого достаточно легко, однако удержать интерес к такому предмету, как математика и сделать его стойким достаточно сложно. Постоянно поддерживая интерес ребенка всевозможными заданиями, используя в своей работе разнообразные способы и приемы решения этих задач, учитель воспитывает в младших школьниках интерес к математике, к работе, который в дальнейшем непременно перерастет в интерес к новым знаниям, к процессу мыслительной деятельности.

Материал, преподносимый учителем должен быть доступен и понятен каждому младшему школьнику, в противном случае он не вызовет желания учиться так как будет лишен для ребенка смысла. Чтобы стабильно поддерживать у детей интерес, любые новые задания должны содержать в себе элементы старого, уже изученного детьми. Лишь при условии установления связи нового со старым имеют место проявления сообразительности и догадки.

Материал, содержащий нестандартные задачи характеризуется следующими свойствами:

1. Способы нахождения ответа нестандартных задач неизвестны. Их решение основывается на применении метода ошибок и проб. Эти поиски, как правило, заканчиваются догадкой, представляющую собой нахождение пути искомого решения.

2. Нестандартные задачи поддерживают интерес к изучаемому предмету и мотивируют учащихся к обучению. Способ подачи и курьезность сюжета находят воодушевленный отклик у младших школьников.

3. Нестандартные задачи основываются на знаниях законов мышления.

Регулярное применение подобного рода задач создает основу для развития логического мышления и формированию математических представлений учеников.

Процесс решения нестандартных задач характеризуется поисковым процессом. Появление у детей догадки свидетельствует о развитии таких качеств, как смекалка и сообразительность. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Условия ее формирования заключаются в результате аналитических действий, обобщений, сравнений, установления причинно-следственных связей, проведения аналогий, умозаключений и выводов. Проявлением сообразительности является способность обдумывать определенную ситуацию, устанавливать взаимосвязи, основываясь на которых, ученик, решая задачу, приходит к обобщениям и выводам. Сообразительность – это показатель умения оперировать знаниями. Следовательно, и смекалка, и сообразительность представляют догадку результатом поиска решения нестандартной задачи. Эти качества умственной деятельности можно и нужно развивать в процессе обучения. Догадке, как одному из способов нахождения ответа задачи предшествует детальный анализ: важно выделить значимые признаки, определить связи между первоначальными данными, попытаться опереться на задачи, решенные ранее.

Включая в урок нестандартные задачи, учитель формирует у младших школьников умение выполнять определенные операции, развивает их мыслительные способности. Условием отбора подобных задач является их учебное назначение; наличие соответствия теме урока.

При решении нестандартных задач преследуются следующие цели:

- становление и развитие операций мышления: синтеза и анализа, аналогии, сравнения, обобщения;

- развитие творческого мышления и мышления в целом;

- поддержание интереса к изучаемому предмету и процессу обучения (неординарность нестандартной задачи является отличным мотивом к учебной деятельности);

- формирование задатков творческой личности: усидчивости, старательности, познавательной активности.

Нестандартные задачи играют важную роль в обучении учеников младших школьников математике. Это обуславливается, в первую очередь, возрастающими требованиями, направленными на укрепление воспитывающих и развивающих задач процесса обучения. Использования нестандартных задач дает возможность ученикам увидеть ситуацию, в которой можно применить один из изученных алгоритмов. Этот процесс позволяет механически перенести усвоенный алгоритм на новые задачи и применять их, исключает случаи формирования вредных штампов при решении задач.

Нестандартные задачи учат школьников без помощи учителя находить способы решения задач, другими словами, образовывают отличный фундамент для обучения детей составлению алгоритмов, способствуют самостоятельному поиску учеников оригинальных путей решения задач. Все это в совокупности сказывается на развитии смекалки и сообразительности младших школьников; развивают у учащихся способности к открытию новых взаимосвязей в знаниях, к переносу знаний в новые условия, к усвоению различных приемов умственной деятельности; положительно влияют на образование навыков решения типовых задач, благоприятно сказываются на создании условий для повышения уровня знаний учащихся; обеспечивают наиболее осознанное овладение содержанием курса математики в начальной школе. В процессе обучения нестандартные задачи, по существу, выполняют развивающие функции, и, следовательно, не правильно требовать от ученика умения решать любые предлагаемы ему нестандартные задачи, однако попытки и старания детей к решению этих задач должны быть положительно оценены учителем.

Использование нестандартных задач в начальной школе реализуется в разнообразных формах во внеклассной работе (конкурсы, математические кружки, викторины, олимпиады). Последовательное осуществление органической взаимосвязи между классной и внеурочной работой позволит добиться неплохих результатов: у учащихся повысится уровень развития логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), интересные сюжеты в задачах поспособствуют повышению мотивации на занятиях. Это может проявиться тогда, когда ученики решают незнакомые задачи абсолютно иным, неординарным способом, не имеющим сходства с рассмотренными ранее. Ярким примером является нахождение учеником такого пути решения, который учитель не мог предусмотреть. На внеклассных занятиях ученики получают домашние задания; родители вполне могут принимать участие в их выполнении. Помимо этого, каждый ученик может проявить себя дома в роли учителя. Родителям предлагаются задачи с занимательным сюжетом, решенные совместными действиями ученика и учителя. Это является значимым воспитательным моментом – ребенок видит, что он может лучше и больше, если задаст себе подобную цель. Направленное использование нестандартных задач благоприятствует повышению качества знаний, умений и навыков младших школьников.

Таким образом, исходя из данных определений, мы уточнили, что нестандартная задача – это текстовая задача, в которой требуется вычислить значение некоторой величины с помощью операций над числами, и для которой в курсе математики нет общих правил и положений, определяющих точную программу решения. Специально обучать школьников решению нестандартных задач не следует, иначе такие задачи перестанут выполнять свою главную функцию, но формировать у детей некоторые приемы решение задач, педагогически оправдано. Нестандартные задачи оказывают учащимся помощь в усвоении и понимании новых понятий, свойств объектов, зависимостей, отношений, позволяют применять знания в новых ситуациях. Систематическое внедрение нестандартных задач в уроки математики и внеурочную деятельность позволит добиться у школьников высокой учебной мотивации, повысит уровень логического мышления.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.