Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образ князя Мышкина в романе «Идиот».





 

Главным героем романа является князь Мышкин, человек, возвращающийся в Россию после многолетнего лечения в частной клинике для душевнобольных. Достоевский освобождает эту личность от всех обстоятельств. “Закрытая” личность, по мнению писателя, как раз тяготела к природному началу. У Мышкина сознание не замутнено никакими условностями. Он в чистоте своей проницает все и всех. Такое поведение героя приводит к разрушению условностей общества, сословных перегородок. Такой человек был новым для света, потому-то при первой встрече Настасья Филипповна говорит: “Первый раз человека вижу”.

Князь Мышкин – благородство, способность жить для идеала, для других людей.

Задача перед Достоевским стояла огромная – показать, по его собственным словам, «положительно прекрасного» человека, в котором выразились черты нравственного идеала.

При этом Достоевский отдавал себе отчет в том, что «Идеал ни наш, ни цивилизованной Европы еще далеко не выработался». Писатель и показал судьбу идеала в трагическом мире, показывает ее по законам трагедии.

Мышкин душевно здоров – он единственный в романе умеет быть счастливым, является по сути воплощением самого добра.

И нужен всем со своим умением проявить участие, утешить, поддержать добрым словом и искренней заботой.

При этом он чист, невинен.

 

Князь Мышкин задуман как человек, предельно приблизившийся к идеалу Христа. Достоевский решил провести дерзкий эксперимент: как выглядит современный мир, если мерить его меркой Христовой проповеди, столь желанной для избавления от зла.

Мышкин выступает как “князь Христос” лишь потому, что целиком живет для других, что способен на любую жертву для ближнего (основной девиз его жизни и существования: “Возлюби ближнего своего!”). Он оказывается в положении, в котором оказался Христос-проповедник: ему не доверяют, его постоянно испытывают. “Он не от мира сего”, и потому в конфликте с этим миром. Но при этом Мышкин — земной человек со своим особым характером.

Образ Мышкина следует рассматривать как своеобразный тип “естественного человека”, отразившийся в литературе Ренессанса (Дон Кихот), как вариант “чувствительного человека” в сентименталистской и романтической культуре.

 

Женские образы в романе Достоевского «Идиот». Настасья Филлиповна и Аглая.

 

Первым, кто употребил термин инфернальная женщина в литературе, был Ф.М. Достоевский в романе «Идиот». Он ввел в свои произведения образ инфернальной женщины, по нашему мнению, из-за отношений с реальной женщиной – Апполинарией Сусловой, которая являлась его горькой и печальной любовью.

 

Красота спасет мир – слова Мышкина. И мы видим, что в романе мир губит красоту. Таким воплощением красоты, гордой, но поруганной, является Настасья Филлиповна.

Ее судьба на совести богатых сластолюбцев – красоту торгуют.

Первая часть романа, завершающаяся вечером у Настасьи Филлиповны, не случайно служит материалом для театральных постановок – по насыщенности действий, по выражению боли оскорбленной души она уникальна.

Настасья Филипповна – роковая, гордая.

Образ этой героини взят с первой жены Достоевского Марьи Дмитриевны, он как будто «списал» её на бумагу, отобразив все её черты характера, поведения, внешность. История любви Достоевского с Марьей Дмитриевной похожа на историю Рогожина и Настасьи Филипповны, такая же тяжелая, неравная, любовь со страданиями и мучениями. «Ею движет «бесовская гордость», не дающая принять сострадание Мышкина. Поэтому и не может состояться гуманистическое «воскресение» Настасьи Филипповны, ее «возвращение» к «образу чистой красоты» (каковым она, по-видимому, никогда и не являлась)». (из статьи Л.Н. Смирновой «Мир красотой спасётся»). В одной из последних сцен романа, перед несостоявшимся венчанием героини с князем, собравшуюся дома толпу поражает ее «инфернальная», демоническая красота: она вышла «бледная, как платок; но большие черные глаза ее сверкали…, как раскаленные угли» [20, ч. 4, с. 569]. При завязке романного действия, глядя на портрет Настасьи Филипповны и дивуясь ее ослепительной красоте, князь Мышкин восклицает: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» [20, ч. 1, с. 36]. Ведь «сладостная мечта», о которой говорил Пушкин в своем «Рыцаре бедном», в представлении героев романа, той же Аглаи, – это «восстановить и воскресить человека».

 

"...Бесспорной красавицей в семействе была Аглая. <...> Будущий муж Аглаи должен был быть обладателем всех совершенств и успехов, не говоря уже о богатстве. Сестры даже положили между собой, и как-то без особенных лишних слов, о возможности, если надо, пожертвования с их стороны в пользу Аглаи: приданое для Аглаи предназначалось колоссальное и из ряду вон..."

 

Князь Мышкин говорит об Аглае, что она "чрезвычайная красавица <..> почти как Настасья Филипповна, хотя лицо совсем другое!.." А ее мать, Елизавета Прокофьевна, характеризуя младшую дочь (а заодно и себя) высказывает в лило Аглае такое характерное замечание: "Я вот дура с сердцем без ума, а ты дура с умом без сердца; обе мы и несчастны, обе и страдаем..." А затем про себя, не вслух. — еще определеннее: "Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях <...> самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая! О. господи, как она будет несчастна!.." Сам Достоевский в подготовительных материалах отмечал-подчеркивал в Аглае сочетание "ребенка" и "бешеной женщины".

За Аглаей пытается ухаживать Ганя Иволгин. в нее явно влюблены Евгений Павлович Радомский, Ипполит Терентьев, и даже Коля Иволгин перед встречей с Аглаей (чтобы передать ей записку князя Мышкина) наряжается в "совершенно новый зеленый шарф".

 

Влюбляется в Аглаю и князь Мышкин. Настасья Филипповна, ее соперница, сама подталкивает князя к этой женитьбе, предполагая, что она принесет ему счастье. Но роковая встреча двух женщин на квартире у Дарьи Атексеевны. превратившаяся в непримиримый поединок действительно двух соперниц, ломает все планы. Причем юная Аглая чисто по-женски ненавидит в Настасье Филипповне именно соперницу, Настасья же Филипповна, с грузом своего "опыта страданий", ненавидит в Аглае прежде всего "чистенькую". И в этой сцене Аглая "падает", впрямую оскорбляя соперницу. Дальнейшая судьба Аглаи незавидна: она за границей выскочила замуж за какого-то "польского графа", который оказался вовсе не графом, а каким-то заговоршнком-эмигрантом, "стала членом какого-то заграничного комитета по восстановлению Польши и, сверх того, попала в католическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего ее умом до исступления..." Мало этого, Аглая совершенно рассорилась со своим семейством, отдалилась от матери и сестер...

 

Идейная структура романа Достоевского «Братья Карамазовы». Система персонажей.

 

Фёдор Павлович Карамазов

Дмитрий Карамазов

Иван Карамазов

Алёша Карамазов

Старец Зосима[3]

Аграфена Александровна Светлова (Грушенька)

Катерина Ивановна Верховцева

Павел Смердяков

Михаил Ракитин

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.