Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДОСТОЕВСКИЙ. Основные вехи жизненного и творческого пути.





ДОСТОЕВСКИЙ. Основные вехи жизненного и творческого пути.

 

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)

 

Судьба его символична для наших писателей.

1846 – публикация его первого романа «Бедные люди». Принесла успех. Далее без промедления – «Двойник», «Белые ночи».

1849 – его арестовывают за участие в кружке Петрашевского, где собирались мечтатели-социалисты (далее совершается подготовка к обряду смертной казни, и Достоевский, стоящий на эшафоте пережил ожидание трагического конца. В последний момент смертная казнь была заменена сибирской каторгой – но эти события повлияли на склад личности писателя).

Почти на целые десять лет Достоевский был выключен из литературной и общественной жизни: четыре прошли в Омском остроге, затем ссылка, служба рядовым в армейском батальоне. Лишь в конце 1859 писателю было разрешено поселиться в Петербурге. С этого момента начинается новый период его творчества и главные произведения публикуются в следующем порядке:

1860 – 62 – «Записки из Мертвого дома»

1861 – «Униженные и оскорбленные»

1866 – «Преступление и наказание»

1868 – «Идиот»

1871 – «Бесы»

1875 – «Подросток»

79 – 80 – «Братья Карамазовы»

Последние пять романов называют великим достижением Достоевского.

Достоевский задает своим читателям высочайший уровень духовной сложности, требуют упорных усилий при освоении.

Это выражается: предельная обобщенность. Наше мышление гораздо конкретнее, практичнее, приземленное.

Закономерна и адресная направленность автора – «Я для глупцов не пишу».

За его романом закрепилось определение идеологический – разрушался патриархальный мир, происходила идеалогизация общественной жизни, увеличение роли идей в жизни человека. Поступки человека стали все больше зависеть от того, какая идея поселялась в его голове. Достоевский заметил это – его пр-я как бы исследуют судьбу идей. Идеи испытываются на героях, которых изображает писатель. Изучается встреча людской природы с идеями.

Его мир – мир трагедии. За его романом впервые закрепилось обозначение роман-трагедия. Изображение Достоевского можно сравнить с домом на улице, где произошла трагедия. Вокруг люди живут обычной жизнью, но там где горе – люди живут в другом ритме. В доме Достоевского живут по законам горя и страдания.

Корень своеобразия Достоевского-художника состоит в его сосредоточенном изображении интересе к проблеме личности. Она живет в эпоху, когда все создается на новых основаниях. Личность осуществляет себя на голом месте в первые дни основания. Само историческое время лишило ее твердой почвы.

Спорил Достоевский и с «теорией среды», которая выводили все поступки человека из его социального положения, недооценивая его самость. По мнению Д. эта теория отменяла понятия преступление, долг, совесть.

ПОЛИФОРНИЗМ (понятие открыл Бахтин – ученый, литературовед) – по его мнению Д. создал совершенно новый тип романа – многоголосие в показе голосов и сознаний героев, объективность и полнота их раскрытия, отказ от преобладания авторского мнения – черты полифонического романа Достоевского.

 

 

Пространство жизни и пространство письма («Бедные люди»).

 

«Бедные люди» (1846) – первый роман посвященный теме «маленького человека». Эпистолярная форма - состоит из переписки мелкого чиновника Макара Девушкина и бедной девушки Вареньки Добросёловой. Девушку хотят выдать замуж за человека, которого она не любит, но это брак по расчету. Макар пытается отговорить её от этого брака, но сам не способен на ней жениться из-за маленького заработка. Варенька все-таки выходит замуж. А чиновник начинает сильно пить, и приходит к выводу, что бедный человек бесполезнее, чем старый хлам. Писатель подчеркивает яркий контраст между бедностью героев и их глубоким внутренним миром.

Форма романа в письмах не соответствует очеркистскому духу времени, но позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев. Эпистолярная форма – это было популярно в 18 веке. Сентиментально. Письмо лучше раскрывает переживания героев. Автор показывает их ненужность обществу. Возможно, это произведение для тех, кто считает что бедность – понятие безнадежное.

Вне переписки жизнь героев не существует. Она возможна только на письме. Быков разрушает эту хрупкую схему. Бедный человек у Достоевского не может существовать в реальной жизни, он лишен возможности иметь судьбу. Последнее письмо без даты – жизнь для героев закончилась. Варвара решила выйти замуж за Быкова, а Макар остается один. Он жил, пока писал письма Варваре. Макар Девушкин (одинокое существование) – переписчик. Варенька предлагает почитать Пушкина и Гоголя. Гоголя (у него материальная сторона – жестокая реальность, одна из важнейших) он отверг, а вот Пушкин пришелся по душе, так как он «осердечивает» маленького человека.

 

Герой-мечтатель в романе Достоевского «Белые ночи».

 

Сентиментальный роман. 1848 год.

Герой романа, Мечтатель (его имени мы так и не узнаем – у него нет истории, а потому нет и имени), уже восемь лет живет в Петербурге, но не сумел завести ни одного знакомства. Ему 26 лет.

Композиция – 4 ночи. В одну из белых ночей он гуляет по Петербургу и встречает девушку – Настеньку. С ней он встречается в течение 4х ночей.

Мечтатель – может существовать исключительно в пространстве мечты. Его встреча с Настенькой дает ему возможность войти в реальный мир.

Избранник Настеньки – жилец, который противостоит мечтателю. Настенька выбирает жильца.

Четыре дня, которые мечтатель провел с ней, были его жизнью.

 

 

Родион Раскольников как герой-идеолог.

 

Идеология Раскольникова «или тварь дрожащая, вошь, или человек – право имею». Он изложил ее в своей статье. То, что люди делятся на два лагеря – вошь и человек. И преступления Человека он оправдывает. Оказавшись на каторге, Раскольников переживает из-за своей «наполеоновской несостоятельности».

В романе Раскольников сам надумал свою идею, написал статью с ее обоснованием. См. вопрос 7.

Идейная структура романа Достоевского «Братья Карамазовы». Система персонажей.

 

Фёдор Павлович Карамазов

Дмитрий Карамазов

Иван Карамазов

Алёша Карамазов

Старец Зосима[3]

Аграфена Александровна Светлова (Грушенька)

Катерина Ивановна Верховцева

Павел Смердяков

Михаил Ракитин

 

Тема войны и мира в романе Толстого «Война и мир».

 

Частный мир семьи, общества, и огромный исторический мир. Двойственность показана уже в названии. Есть герои, которые являются как бы посредниками между этими двумя мирами Князь Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов и проч.

Идейная структура романа Толстого «Анна Каренина». Система персонажей.

 

1875-1877

 

Второй великий роман писателя.

В повествовании о Анне и Левине любимой мыслью писателя была «мысль семейная».

В своей основе судьба Анны, выражая и трагедию любви, и трагедию семьи, несет прежде всего трагедию личности. Видно, что человек стал свободнее в выборе принципа поведения и сознает правомерность своего желания полной реализации и стремления к счастью. Но не отменим и нравственный закон, упорядочивающий поведение личности, контролирующий его. В трагедии Анны в мучительном конфликте встречаются эти два правомерные начала – закон личности и этический закон.

 

ДОСТОЕВСКИЙ. Основные вехи жизненного и творческого пути.

 

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)

 

Судьба его символична для наших писателей.

1846 – публикация его первого романа «Бедные люди». Принесла успех. Далее без промедления – «Двойник», «Белые ночи».

1849 – его арестовывают за участие в кружке Петрашевского, где собирались мечтатели-социалисты (далее совершается подготовка к обряду смертной казни, и Достоевский, стоящий на эшафоте пережил ожидание трагического конца. В последний момент смертная казнь была заменена сибирской каторгой – но эти события повлияли на склад личности писателя).

Почти на целые десять лет Достоевский был выключен из литературной и общественной жизни: четыре прошли в Омском остроге, затем ссылка, служба рядовым в армейском батальоне. Лишь в конце 1859 писателю было разрешено поселиться в Петербурге. С этого момента начинается новый период его творчества и главные произведения публикуются в следующем порядке:

1860 – 62 – «Записки из Мертвого дома»

1861 – «Униженные и оскорбленные»

1866 – «Преступление и наказание»

1868 – «Идиот»

1871 – «Бесы»

1875 – «Подросток»

79 – 80 – «Братья Карамазовы»

Последние пять романов называют великим достижением Достоевского.

Достоевский задает своим читателям высочайший уровень духовной сложности, требуют упорных усилий при освоении.

Это выражается: предельная обобщенность. Наше мышление гораздо конкретнее, практичнее, приземленное.

Закономерна и адресная направленность автора – «Я для глупцов не пишу».

За его романом закрепилось определение идеологический – разрушался патриархальный мир, происходила идеалогизация общественной жизни, увеличение роли идей в жизни человека. Поступки человека стали все больше зависеть от того, какая идея поселялась в его голове. Достоевский заметил это – его пр-я как бы исследуют судьбу идей. Идеи испытываются на героях, которых изображает писатель. Изучается встреча людской природы с идеями.

Его мир – мир трагедии. За его романом впервые закрепилось обозначение роман-трагедия. Изображение Достоевского можно сравнить с домом на улице, где произошла трагедия. Вокруг люди живут обычной жизнью, но там где горе – люди живут в другом ритме. В доме Достоевского живут по законам горя и страдания.

Корень своеобразия Достоевского-художника состоит в его сосредоточенном изображении интересе к проблеме личности. Она живет в эпоху, когда все создается на новых основаниях. Личность осуществляет себя на голом месте в первые дни основания. Само историческое время лишило ее твердой почвы.

Спорил Достоевский и с «теорией среды», которая выводили все поступки человека из его социального положения, недооценивая его самость. По мнению Д. эта теория отменяла понятия преступление, долг, совесть.

ПОЛИФОРНИЗМ (понятие открыл Бахтин – ученый, литературовед) – по его мнению Д. создал совершенно новый тип романа – многоголосие в показе голосов и сознаний героев, объективность и полнота их раскрытия, отказ от преобладания авторского мнения – черты полифонического романа Достоевского.

 

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.