Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роман Достоевского «Преступление и наказание». Идейная структура.





 

1866 год.

 

Роман делится на две неравные части. Первая часть — преступление и его причины, вторая — главная часть — состояние души преступника. Это отразилось на структуре построения романа. Из шести частей романа лишь одна часть описывает события до убийства и само убийство. В остальных частях раскрывается душа Раскольникова: его сомнения, страхи.

Роман философский, «идеологический». Его герой – мыслитель, идеолог, он формулирует идею своего главного поступка, на его судьбе испытывается идея.

Писатель подчеркивал, что преступление Раскольникова не просто уголовное, а теоретическое. В эпилоге герой не признает свою идею неправильной, но и за топор уже не возьмется. Значит герой и его идея – не одно и то же, между ними есть дистанция.

Роман замешан на психологии поведения незаурядной личности в особенных, экстремальных обстоятельствах, здесь подробно и дотошно исследуются психология личностного выбора, философия и психология преступления. Через горький опыт героя утверждаются великая ценность жизни, незыблемость общечеловеческой морали.

На протяжении всего романа раскольников продолжает обосновывать свое преступление. Изощренное и упрямое обоснования «человек или тварь дрожащая, вошь или право имею».

Спор между головой и сердцем, теорией и человеческой природой, мыслью и психологией развертывается в герое.

Раздвоенность его характера – то жалость, то отвращение к людям. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в это же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильнее логически неуязвимой теории, что стало трагедией для Раскольникова. Автор доказал, что нравственный закон превыше всего. Неважно, какое происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека и его нарушение недопустимо. Тот, кто нарушает закон, будет наказан самим собой.

 

Родион Раскольников как герой-идеолог.

 

Идеология Раскольникова «или тварь дрожащая, вошь, или человек – право имею». Он изложил ее в своей статье. То, что люди делятся на два лагеря – вошь и человек. И преступления Человека он оправдывает. Оказавшись на каторге, Раскольников переживает из-за своей «наполеоновской несостоятельности».

В романе Раскольников сам надумал свою идею, написал статью с ее обоснованием. См. вопрос 7.

Преступление и наказание». Система персонажей.

· Родион Романович Раскольников, бывший студент, главный герой повествования.

· Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона Романовича Раскольникова, приезжает к нему в Санкт-Петербург в надежде выдать дочь за Лужина и обустроить семейную жизнь. Разочарование в Лужине, несчастье дочери, боязнь за жизнь и душевное беспокойство Родиона приводят её к болезни и смерти.

· Авдотья Романовна Раскольникова – сестра Раскольникова.

Предана брату до самопожертвования. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Свидригайловым ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.

· Пётр Петрович Лужин – жених Авдотьи Романовны. «Лучше жениться на девушке, пережившей беду – чтобы она чувствовала себя обязанной мужу».

· Дмитрий Прокофьевич Разумихин, бывший студент, друг Раскольникова. Сильный, веселый, смышленый малый, искренний и непосредственный. Глубокая любовь и привязанность к Раскольникову объясняют его заботу о нём. Влюбляется в Дунечку, доказывает своей помощью и поддержкой свою любовь. Женится на Дуне.

· Семён Захарович Мармеладов – бывший титулярный советник. Алкаш.

 

· Катерина Ивановна Мармеладова – жена.

· Софья – дочь Мармеладова от первого брака. Проститутка.

· Аркадий Иванович Свидригайлов, дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Вводится в противовес Раскольникову как пример человека, не останавливающегося ни перед чем для достижения своих целей и ни на секунду не задумывающегося об методах и «праве своем» (о таких людях и рассуждает Родион в своей теории). Объектом страсти Свидригайлова стала Авдотья Романовна. Попытка добиться её расположения посредством помощи Родиону не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на боязнь смерти, совершает самоубийство.

· Марфа Петровна – покойная жена Свидригайлова.

· Андрей Семёнович Лебезятников, молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист», социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина.

· Порфирий Петрович, пристав следственных дел. Мастер своего дела, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова. Предложил ему самому признаться в убийстве, не имея возможности доказать виновность Родиона из-за отсутствия улик.

· Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти».

· Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания.

· Зосимов, доктор, приятель Разумихина. Самоуверен, знает себе цену.

· Заметов Александр Григорьевич, письмоводитель в полицейской конторе, друг Разумихина.

 

Другие персонажи романа обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая большого самостоятельного значения, они, каждый по-своему, "разъясняли" ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.

"...Раскольников единственный герой книги. Все остальные - проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности " (П. Вайль, А. Генис. "Страшный суд").

В "Преступлении и наказании" история главного героя тесно переплетается с двумя сюжетными линиями: историей семьи Мармеладовых и судьбой Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанными ними историями Свидригайлова и Лужина. Эти две параллельно развивающиеся фабулы теснейшим образом связаны с Раскольниковым и его теорией.

Чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию.

В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, - она готова предать себя, как Соня. В развратном, погибшем человеке, в Свидригайлове, открывается возможность добра и подвига. Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла.

Мармеладов – спившийся чиновник, основной идеей которого является не борьба

со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным.

Самоуничижение — вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница

приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может

противостоять своей слабости.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.