Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роман Толстого «Война и мир» как роман эпопея.





 

ВМ Толстого – тема необъятная.

Произведение, явившееся, по словам самого Толстого, результатом «безумного авторского усилия», увидело свет на страницах журнала «Русский вестник» в 1868—1869 годах.

Толстой решительно разрушает традиционное деление жизни на «частную» и «историческую». У него Николай Ростов, играя в карты с Долоховым, «молится Богу, как он молился на поле сражения на Амштеттенском мосту», а в бою под Островной скачет «наперерез расстроенным рядам французских драгун» «с чувством, с которым он несся наперерез волку». Так в повседневном быту Ростов переживает чувства, аналогичные тем, какие одолевали его в первом историческом сражении, а в бою под Островной его воинский дух питает и поддерживает охотничье чутье, рожденное в забавах жизни мирной. Смертельно раненный князь Андрей в героическую минуту «вспомнил Наташу такою, какою он видел ее в первый раз на бале 1810 года, с тонкой шеей и тонкими руками, с готовым на восторг, испуганным, счастливым лицом, и любовь и нежность к ней, еще живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе».

Вся полнота впечатлений мирной жизни не только не оставляет героев Толстого в исторических обстоятельствах, но с еще большей силой оживает, воскрешается в их душе. Опора на эти мирные ценности жизни духовно укрепляет Андрея Болконского и Николая Ростова, является источником их мужества и силы.

Не все современники Толстого осознали глубину совершаемого им в «Войне и мире» открытия. Сказывалась привычка четкого деления жизни на «частную» и «историческую», привычка видеть в одной из них «низкий», «прозаический», а в другой — «высокий» и «поэтический» жанр. П. А. Вяземский, который сам, подобно Пьеру Безухову, был штатским человеком и участвовал в Бородинском сражении, в статье «Воспоминания о 1812 годе» писал о «Войне и мире»: «Начнем с того, что в упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно, перед судом здравой и беспристрастной критики, не возвышает истинного достоинства последнего, то есть романа».

П. В. Анненков считал, что сплетение частных судеб и истории в «Войне и мире» не позволяет «колесу романической машины» двигаться надлежащим образом.

Толстой безгранично расширяет само понимание исторического, включая в него всю полноту «частной» жизни людей. Он добивается, по словам французского критика Мельхиора Вогюэ, «единственного сочетания великого эпического веяния с бесконечными малыми анализа». История оживает у Толстого повсюду, в любом обычном, «частном», «рядовом» человеке своего времени, она проявляется в характере связи между людьми. Ситуация национального раздора и разобщения скажется, например, в 1805 году и поражением русских войск в Аустерлицком сражении, и неудачной женитьбой Пьера на хищной светской красавице Элен, и на чувстве потерянности, утраты смысла жизни, которое переживают в этот период главные герои романа. И наоборот, 1812 год в истории России даст живое ощущение общенационального единства, ядром которого окажется народная жизнь. «Мир», возникающий в ходе Отечественной войны, сведет вновь Наташу и князя Андрея. Через кажущуюся случайность этой встречи пробивает себе дорогу необходимость. Русская жизнь в 1812 году дала Андрею и Наташе тот новый уровень человечности, на котором эта встреча и оказалась возможной. Не будь в Наташе патриотического чувства, не распространись ее любовное отношение к людям с семьи на весь русский мир, не совершила бы она решительного поступка, не убедила бы родителей снять с подвод домашний скарб и отдать их под раненых.

 

Толстой пошел по особому пути спора с наукой-историей – он создал «искусство-историю», взвалив на себя, художника, еще и роль правдивого историка.

1863 – «Эпический род мне становится один естественен», позднее: «Ближе всего подходит к роману или повести, но оно не роман, потому что я никак не могу положить вымышленным мною лицам известные границы».

Эпос, если брать его древние формы, безличностен. А Толстой говорил, что каждый исторический факт необходимо объяснять человечески. Применительно к ВМ он подчеркивает, что «Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди». Он стремится показать не деятеля, а человека. В ВМ действуют реальные люди – пусть они даже в большинстве вымышлены писателем.

Тем не менее, эпическое содержание, действительно, занимает важнейшее место и определяет строение произведения. Ведь эпос изначально – изображение потока времени, объективный ход событий, не зависящий от субъективной воли.

Место личности в эпическом потоке. Сочетание, соотношение общего плана с изображением отдельных персонажей – стержневая проблема в построении ВМ. В показе хода истории на первом плане Толстой не теряет и личности.

 

Тема войны и мира в романе Толстого «Война и мир».

 

Частный мир семьи, общества, и огромный исторический мир. Двойственность показана уже в названии. Есть герои, которые являются как бы посредниками между этими двумя мирами Князь Андрей Болконский, Николай Ростов, Пьер Безухов и проч.

Нравственная проблематика в романе Толстого «Война и мир». Телесное и духовное.

 

Рассматривает высокие нравственные идеи в романе. Изображает судьбы отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Говорит о способности к духовному росту как важнейшему критерию в оценке человека.

Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

 

Тема семьи и ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью к той или иной семье.

В романе Толстой рассказывает о разных семьях - это и хранящая аристократические традиции семья Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материнского фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи - Пьер и Наташа, Николай и Марья, - по мнению автора именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

 

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - иметь кресты, рубли, чины. Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф. Облик Александра I в толстовском изображении непригляден. Черты двуличия и лицемерия, которые были присущи «высшему свету», проявляются и в характере царя. Особенно ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом. Александр заключает Кутузова в объятия, бормоча при этом: «Старый комедиант».

 

Контраст телесного и духовного – ярко поставлен в романе. Это можно видеть на примере Пьера Безухова, Элен И Анатоля Курагиных, Наташи Ростовой.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.