Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Причины Смуты в Московском государстве (1598 -1613 гг.)





 

I Экономический кризис Отток крестьян из центра, бегство от государства и помещичьего тягла   Рост помещичьего землевладения, возрастающая власть помещиков над крестьянами      
             
II Полная неудача в 25-летней ливонской войне Огромные людские жертвы и материальные потери Увеличение податей и повинностей, закрепление крестьян за помещиком   Начало борьбы боярства за власть в стране, ставшей «безгосударственной»  
           
III Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г. Увеличение царским указом числа кабальных холопов    
             
      Недовольство приниженных бояр политикой Ивана IV      
Потрясение уклада жизни, усиление разлада и демократизации в государстве  
IV Опричнина Ивана IV            
  Конец династии «Природных государей»      

НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ «БУНТАШНОГО» ВЕКА
         
Дата события Очаг восстания Причины Участники Итоги
1648 «Соляной бунт» Козлов, Курск, Воронеж, Москва 1) Усиление налогового гнета вообще 2) Введение пошлины на соль – необходимый продукт 3) Недовольство некоторыми представителями власти (Морозов, Плещеев) горожане, стрельцы, крестьяне   1) Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков) 2) Соборное Уложение 1649, по которому «белые слободы», не платившие госналоги, ликвидировались
1662«Медный бунт» Москва 1) Усиление налогового гнета 2) Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег посадский люд Прекращение чеканки медных монет
1670 – 1671Восстание под руководством С. Разина Дон, Поволжье 1) Скопление на Дону «горючего материала» - беглых крестьян, холопов, посадских, недовольных усилением крепостного права и феодального гнета 2) Активность казачества, недовольство государственными порядками России донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права
1668 – 1676Соловецкое восстание Соловецкий монастырь 1) Церковные реформы патриарха Никона 2) Жесткость курса церковных преобразований (сожжение старых икон, враждебность к староверам) 3) Представление народа о «старой вере» как о истинно православной монахи, крестьяне, разинцы Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви

Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПЕТР I. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ.НАЧАЛО ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭРЫ В РОССИИ. ЕКАТЕРИНА П.

 

Эпоха Петра I - начало модернизации и европеизации России.

Историческая необходимость реформ. Реформы Петра I и их место в миро­вой истории. Становление абсолютной монархии.

Абсолютизм российский и западно-европейский: общее и особенное. Российская империя: государственное устройство, характер и специфика развития. Внешнеполитические аспекты европеизации. Петр I и его реформы в области медицины.

Наследие Петра I в эпоху «дворцовых переворотов». Нарастание противоречий сословного строя.

Политика Екатерины II в области экономического развития России. «Просвещение» и «Просвещенный абсолютизм»: его особенности, содержание, противо­речия. Екатерина II - ее законодательная деятельность. «Наказ» Екатери­ны II и работа Уложенной комиссии, «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам». Рост социальной поляризации и обособ­ленности сословий.

Европейская цивилизация и формирование имперских образований. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. Великая Французская революция. Европейское просвещение - основа модернизации. «Деклара­ция прав человека и гражданина» (1789 г.), «Билль о правах», Конституция США (1787 г.).

Развитие культуры России. Усиление светских тенденции. Форми­рование системы образования, возникновение российской интеллигенции. Создание медицинского факультета университета (1765 г.).

План

I. Эпоха Петра I – начало модернизации и европеизации России.

II. Абсолютизм российский и западноевропейский: общее и особенное.

III. Просвещение и политика «просвещённого абсолютизма» в европейской и российской истории.

IV. Реформы Екатерины II в социально-политической жизни России: законодательная деятельность и сословная политика.

Основные понятия

Модернизация, Великое посольство, протекционизм, меркантилизм, посессионое право, «Табель о рангах», подушная подать, косвенные налоги, ревизские сказки, Император, Сенат, коллегии, Синод, губернии, рекрутская повинность, Полтавская битва, Верховный тайный совет, кондиции, бироновщина, фаворитизм, русское военное искусство, «Просвещённый абсолютизм», Уложенные комиссии, жалованная грамота дворянству и городам, дворянское собрание, казённая палата, городская дума, Новороссия.

Вопросы для обсуждения

1. Какие задачи стояли перед страной в начале XVIII века?

2. Почему к началу XVIII века Россия не могла дальше развиваться по восточному типу цивилизации, несмотря на то, что к нему тяготело все развитие страны?

3. Какие внешние факторы подтолкнули Россию к европейским преобразованиям?

4. Что такое «модернизация»?

5. Охарактеризуйте экономические преобразования в стране.

6. В чем была сущность реформ политической «надстройки» Российского государства? В чем сущность петровского регулярного государства?

7. Каково государственное устройство абсолютной монархии?

8. К каким социальным изменениям привели страну реформы Петра I?

9. Для чего России был нужен «выход» на европейскую арену?

10. Определите значение для страны «Восточного» и «Западного» направлений внешней политики.

11. Почему полоса «дворцовых переворотов» не вылилась для России во вторую «смуту»?

12. Назовите российских царей периода 1725-1801гг. В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов?

13. Содержание преобразовательной деятельности Екатерины II?

14. В чем заключалось главное противоречие «просвещенного абсолютизма»?

15. Какие документы окончательно оформили дворянское сословие и предоставили какие права?

16. В начале своего царствования Екатерина II хотела отменить крепостное право. Почему она это не сделала?

17. Какие новые социально-экономические явления возникли в середине XVIII века в России?

 

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.127 -147.

2) Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 126-156.

3) Россия Петра Великого (спец. выпуск) // Родина. - 2007. - №11.

4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.54-72.

 

 

Рефераты:







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.