|
Причины Смуты в Московском государстве (1598 -1613 гг.)
Тема 5. ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. ПЕТР I. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ.НАЧАЛО ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭРЫ В РОССИИ. ЕКАТЕРИНА П.
Эпоха Петра I - начало модернизации и европеизации России. Историческая необходимость реформ. Реформы Петра I и их место в мировой истории. Становление абсолютной монархии. Абсолютизм российский и западно-европейский: общее и особенное. Российская империя: государственное устройство, характер и специфика развития. Внешнеполитические аспекты европеизации. Петр I и его реформы в области медицины. Наследие Петра I в эпоху «дворцовых переворотов». Нарастание противоречий сословного строя. Политика Екатерины II в области экономического развития России. «Просвещение» и «Просвещенный абсолютизм»: его особенности, содержание, противоречия. Екатерина II - ее законодательная деятельность. «Наказ» Екатерины II и работа Уложенной комиссии, «Жалованная грамота дворянству», «Жалованная грамота городам». Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Европейская цивилизация и формирование имперских образований. Великие социальные революции XVII-XVIII вв. Великая Французская революция. Европейское просвещение - основа модернизации. «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.), «Билль о правах», Конституция США (1787 г.). Развитие культуры России. Усиление светских тенденции. Формирование системы образования, возникновение российской интеллигенции. Создание медицинского факультета университета (1765 г.). План I. Эпоха Петра I – начало модернизации и европеизации России. II. Абсолютизм российский и западноевропейский: общее и особенное. III. Просвещение и политика «просвещённого абсолютизма» в европейской и российской истории. IV. Реформы Екатерины II в социально-политической жизни России: законодательная деятельность и сословная политика. Основные понятия Модернизация, Великое посольство, протекционизм, меркантилизм, посессионое право, «Табель о рангах», подушная подать, косвенные налоги, ревизские сказки, Император, Сенат, коллегии, Синод, губернии, рекрутская повинность, Полтавская битва, Верховный тайный совет, кондиции, бироновщина, фаворитизм, русское военное искусство, «Просвещённый абсолютизм», Уложенные комиссии, жалованная грамота дворянству и городам, дворянское собрание, казённая палата, городская дума, Новороссия. Вопросы для обсуждения 1. Какие задачи стояли перед страной в начале XVIII века? 2. Почему к началу XVIII века Россия не могла дальше развиваться по восточному типу цивилизации, несмотря на то, что к нему тяготело все развитие страны? 3. Какие внешние факторы подтолкнули Россию к европейским преобразованиям? 4. Что такое «модернизация»? 5. Охарактеризуйте экономические преобразования в стране. 6. В чем была сущность реформ политической «надстройки» Российского государства? В чем сущность петровского регулярного государства? 7. Каково государственное устройство абсолютной монархии? 8. К каким социальным изменениям привели страну реформы Петра I? 9. Для чего России был нужен «выход» на европейскую арену? 10. Определите значение для страны «Восточного» и «Западного» направлений внешней политики. 11. Почему полоса «дворцовых переворотов» не вылилась для России во вторую «смуту»? 12. Назовите российских царей периода 1725-1801гг. В чем заключались причины многочисленных дворцовых переворотов? 13. Содержание преобразовательной деятельности Екатерины II? 14. В чем заключалось главное противоречие «просвещенного абсолютизма»? 15. Какие документы окончательно оформили дворянское сословие и предоставили какие права? 16. В начале своего царствования Екатерина II хотела отменить крепостное право. Почему она это не сделала? 17. Какие новые социально-экономические явления возникли в середине XVIII века в России?
Литература: 1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.127 -147. 2) Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 126-156. 3) Россия Петра Великого (спец. выпуск) // Родина. - 2007. - №11. 4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.54-72.
Рефераты: Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|