Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПЕТРЕ I





 
 


БОРЬБА ЗА РОССИЙСКУЮ КОРОНУ

Вторая четверть XVII в.

 
 

Тема 6. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ,

АМЕРИКИ, РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Россия на пороге реформ. Александр I - разработка проектов преобразования, трудности и противоречия их реализации. М. Сперанский - судьба рефор­матора в России. Роль бюрократии и передового дворянства в реформационном процессе. Кризис абсолютистских режимов (Россия, Австрия, Пруссия).

Западная Европа и США: основные тенденции развития. Проблема эволю­ции и революции в общественной жизни России. Правительственные кон­ституционные проекты. Положение крепостного крестьянства и попытки реформ. Изменение курса в начале 20-х годов: причины и последствия.

Политическая реакция и реформы при Николае I. Дальнейшая бюрократизация государственной и общественной жизни. Политика в об­ласти культуры и просвещения. Политический сыск и полицейская цензу­ра.

Зарождение революционных движений в начале XIX века. Декаб­ризм - революционеры в военных мундирах.

План

I. Кризис абсолютизма и утверждение либеральных ценностей в Европе и США. Промышленная революция.

II. Реформы и контрреформы в истории России первой половины XIX в.:

а) правительственная альтернатива: попытка осуществления реформ «сверху» (М.М. Сперанский, П.Д. Киселев);

б) общественная альтернатива: декабристы и их роль в общественно-политической жизни России;

в) военно-бюрократический режим Николая I.

Основные понятия

Промышленный переворот, вольные хлебопашцы, наёмные рабочие, «Негласный комитет», Государственный Совет, военные поселения, консерватизм, либерализм, легитимизм, декабристы, политическая реакция, кодификация законов, реформы М. Сперанского, попечительная политика, бюрократия, западники, славянофилы, теория «официальной народности», революционная демократия, Крымская война.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы были основные тенденции мирового развития в XIX веке?

2. Какие изменения претерпела территория и население российской империи в XIX веке?

3. Дайте определение классов. Какое понятие более широкое – «социальная группа», «сословие», «класс»? Чем они отличаются?

4. Какие классы, характерные для капиталистического общества, начали формироваться в России в XIX веке?

5. Охарактеризуйте политический строй России в XIX веке. В чем его отличия от политического строя европейских стран?

6. Какие взгляды выражал Александр I в начале своего правления?

7. В чем проявилась ограниченность либеральных намерений Александра I? Как это отразилось на путях решения крестьянского вопроса и политических реформах?

8. Какие реформы были проведены в правление Александра I?

9. Почему Александр I так и не решился на отмену крепостного права и введение Конституции?

10. Какие выводы сделали самодержавие, образованное дворянство и народ из событий 1812 года?

11. Что такое легитимизм? Какую роль идеалы консерватизма и легитимизма играли во внешней и внутренней политике России в 1820-х годах?

12. Что такое революционный либерализм и в чем его особенности?

13. Каковы были причины и последствия выступления декабристов?

14. Какая из предложенных программ декабристов обновления социально-политического строя России больше отвечала реальным возможностям страны?

15. Имело ли восстание декабристов в Санкт-Петербурге историческую перспективу?

16. Что такое «теория официальной народности»? Кто ее автор? В чем ее суть?

17. Какую роль в реализации попечительной политики играла бюрократия?

18. Почему николаевскую эпоху связывают с завершением формирования российской бюрократии?

19. Как сочетались внешнеполитические претензии России и политическая и экономическая ситуация в стране в середине XIX века? К чему это привело?

 

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.147-160.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С.166-172.

3) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов.- Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.73-86.

 

Рефераты:







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.