Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ





ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебно-методическое пособие

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

 

Ставрополь 2009

 

ББК 63.3 (2) я73

УДК 99 (07.07)

О -82

 

 

Отечественная история: учебн.-метод. пособие. - Ставрополь: изд. СтГМА, 2009. – 121 с.

Составитель: к.ф.н., доц. Л.И. Цапко

 

Рецензенты:

д.и.н., профессор, зав. каф. истории России СГУ Т.А. Булыгина

д.и.н., доцент кафедры истории СГАУ С.Б. Калинченко

 

Учебно-методическое пособие включает в себя краткое содержание учебных тем курса, вопросы для обсуждения на семинарах, тесты, логические схемы, таблицы, тематику рефератов, термины, рекомендуемую для изучения литературу.

Предназначено для студентов всех факультетов СтГМА.

 

© Ставропольская государственная медицинская академия, 2009

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
Предисловие………………………………………………………………….  
Тема № 1. Методологические проблемы и основные понятия исторической науки. Место и роль России в истории………….  
Тема № 2. Формирование Древнерусского государства и его распад. Киевская Русь в мировой цивилизации…………………….  
Тема № 3. Русь между Востоком и Западом (XIII – XV вв.). Формирование и укрепление централизованного Московского государства...............................................................................  
Тема № 4. Механизм функционирования Российского сословного государства в XVII веке……………………………………..  
Тема № 5. Образование Российской империи. Петр I. Дворцовые перевороты. Начало либеральной эры в России. Екатерина II………………………………….………………………...  
Тема № 6. Основные тенденции развития Западной Европы, США и России в первой половине XIX века………………………..  
Тема № 7. Россия в эпоху буржуазных преобразований и пореформенное развитие……………………………………………...  
Тема № 8. Общественно-политическая мысль и общественное движение второй половины XIX века. Образование политических партий в России……………………………………...  
Тема № 9. Царизм и модернизация России на рубеже веков. Проблемы парламентаризма в годы I русской революции……  
Тема № 10. Россия в феврале – октябре 1917: выбор исторического пути………………………………  
Тема № 11. От России к СССР. Складывание тоталитарной системы в СССР в 20-30 годы.……………………..  
Тема № 12. Советский Союз и мировое сообщество во II мировой войне………………………………………………………….  
Тема № 13. Авторитарный режим в СССР в послевоенное время. Хрущевская «оттепель»……………………………………..  
Тема № 14. Основные тенденции социально-политического развития Отечества в 70-е – 90-е годы. Россия в начале XXI века.……………………...  
Примерные вопросы к экзамену по курсу «Отечественная история»…  

ПРЕДИСЛОВИЕ

В соответствии с требованиями основной образовательной программы подготовки врача в комплексе гуманитарных дисциплин в СтГМА предусмотрено изучение «Отечественной истории».

Цели преподавания дисциплины:

- подготовка специалиста с современным историческим мышлением;

- воспитание студента в духе гражданского патриотизма, уважения к историческим традициям России, к национальным культурным корням;

- формирование навыков аналитического мышления, расширение эрудиции на основе интереса к истории;

- воспитание у будущего врача устремленности к справедливости, равноправию, общественному согласию, добру, приоритету духовных ценностей.

Задачи изучения дисциплины:

- понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарного знания;

- усвоить научное представление об основных эпохах в истории, хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;

- овладеть основами исторического мышления, научиться выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому России и мировой цивилизации;

- уметь работать с научной исторической литературой, освоить метод сравнительного анализа фактов и явлений на основе исторического материала;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.

Требования к знаниям и умениям студента, завершившего

изучение дисциплины «Отечественная история»:

Студент должен знать:

- основные понятия, противоречия и закономерности исторической науки, тенденции развития мирового исторического процесса;

- важнейшие вехи исторического развития Отечества, основные современные концепции и направления;

- основные особенности исторического развития России, ее место в мировой цивилизации;

- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними, уметь работать с исторической литературой;

- принципы ведения исторических и политических дискуссий в условиях плюрализма мнений.

Студент должен уметь:

- работать с исторической литературой, участвовать в дискуссии, подготовить доклад, реферат, научное сообщение, оппонировать, рецензировать, участвовать в публичном выступлении;

- грамотно и самостоятельно оценивать исторические вехи российской истории;

- сознательно и социально-ответственно участвовать в политическом процессе как демократическая личность, руководствуясь принципами гуманизма и общечеловеческими ценностями;

- всесторонне оценивать политику государства в области здравоохранения;

- вести политическую дискуссию цивилизованными средствами, владеть навыками политической культуры.

Студент должен обладать набором компетенций:

- быть способным приумножить отечественное и мировое культурное наследие;

- быть способным и готовым понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеть исторической терминологией;

- осознавать необходимость преодоления косных взглядов, сформировать ценностные ориентации, гибкое мышление;

- быть способным сотрудничать и вести диалог, быть нравственно ответственным за порученное дело, критически оценивать информацию;

- уметь и анализировать и синтезировать, быть способным к творческой адаптации в реальной обстановке;

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия.

 

 

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ

ПОНЯТИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В ИСТОРИИ.

История Российского государства как объект изучения. Методы и источники изучения истории Отечества. Споры по проблеме истинности исторического знания. Русская историческая школа и ее достижения (Ка­рамзин Н., Ключевский В., Соловьев С. и др.) Влияние личности историка на трактовку исторических фактов.

Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие. Типы ци­вилизаций. Восток и Запад - мощные цивилизационно формирующие цен­тры. «Русская идея» - ее формирование и современность. Влияние геополи­тических факторов на историю.

Предмет и проблематика курса, периодизация. Роль идеологиче­ского фактора. История в системе гуманитарной, духовной культуры чело­вечества.

План

I. Предмет, методы и источники исторической науки. Задачи курса.

II. Основные исторические концепции и подходы к изучению истории.

III. Российская историческая наука. Особенности русской истории.

IV. Геополитический фактор и его роль в мировой и российской истории.

Основные понятия

История, задача истории, предмет истории, исторические источники, историография, цивилизация, колонизация, формационный подход, геополитика, модернизация.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что является предметом изучения исторической науки?

2. Каковы источники изучения истории Отечества?

3. Каковы современные теории об истории человеческого общества?

4. Охарактеризуйте крупнейших представителей российской исторической науки?

5. Каковы особенности географического положения России?

6. Какую роль в истории цивилизации играют географические условия?

7. Как географические условия России влияли на:

а) формирование господствующего типа хозяйства;

б) формирование идеала деятельности;

в) соотношение ценностей коллективизма и индивидуализма в русской культуре.

8. Что изучает геополитика, почему геополитическому фактору отводится важное место в изучении российской истории?

9. Какие типы цивилизаций вам известны и к какому из них можно отнести Россию?

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.7-14.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 5-22.

3) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.3-12.

 

Рефераты:

1. Российский путь развития как особый тип цивилизации.

Васильева, Л.Н. Философия развития цивилизации / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - №1. - С.108-119.

Лубский, А.В. Цивилизационные образы России / А.В. Лубский // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №3. - С.47-61.

Сараева, Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840-х гг./ Е.Л. Сараева // Вопросы истории. – 2007. - №9. – С.50-62.

2. «Русская идея» - ее формирование и современность.

Плимак, Е.Г., Сабурова, Т.А. «Русская идея» Николая Бердяева как наследие русской интеллигенции? / Е.Г. Плимак, Т.А. Сабурова // Вопросы философии. – 2006. - №9. – С.84-100.

Бородин, Е.Т. Русская идея есть идея русского патриотизма / Е.Т. Бородин // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №3. - С.311-320.

 

Термины:

История (греч. «рассказ о прошлом») – наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса, используя данные многих общественных, специальных и вспомогательных наук. Состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественной истории). Подразделяется на историю древнего мира, средних веков, новую и новейшую историю. В России история как наука сложилась в XVIII в. исследованиями М.В. Ломоносова, В.Н.Татищева и др., в XIX в. развилась трудами историографа Н.М. Карамзина, а затем - С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Задача истории – обобщение и обработка накопленного человеческого опыта как противоречивого и единого процесса.

Цивилизация – целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.

Формация (лат. «образование, вид») – по марксистской теории, общественно-экономическая формация – это ступень развития человечества, представляющая собой совокупность базиса и надстройки. Было выделено 5 формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. История рассматривается как процесс смены формаций, движущей силой которого являлась классовая борьба.

Мировая цивилизация – система связей между странами мира, основанная на либеральных ценностях, а также общем рынке сырья, продуктов и знаний, создающем у людей в разных странах сходное представление о целях и задачах человечества и определяющем наличие у этих стран общих интересов, побуждающих к диалогу.

Модернизация – обновление, означающее в широком смысле переход от корпоративно-общинного общества средневековья к буржуазному обществу нового времени.

Колонизация – заселение и освоение окраинных земель страны (внутренняя); поселения за пределами страны (внешняя). С конца XVI в. началось освоение Сибири и Дальнего Востока. В XVI – XVII вв. заселялись южные земли, XVIII в. – район Северного Причерноморья, Заволжья. Проводилась политика переселения в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток, Северный Кавказ.

Геополитика- политическая концепция, согласно которой политика государств, главным образом, внешняя, предопределяется географическим положением страны, природными ресурсами, климатом и другими географическими факторами.

 


Тесты

1. Что означает слово «история»:

a) повествование о событиях;

b) рассказ о деяниях богов;

c) повесть о героических личностях.

2. Кого называли «отцом истории»:

a) Геродот;

b) Декарт;

c) Диоген.

3. В греческой мифологии покровительницей истории считалась:

a) Афина;

b) Афродита;

c) Клио.

4. Российская цивилизация может быть определена как:

a) протестантско-католическая;

b) русско-православная;

c) мусульманско-исламская.

5. Окончательное оформление российской цивилизации относится к:

a) XI век;

b) X век;

c) XYI век.

6. Перечислите факторы, влиявшие на складывание русской цивилизации:

a) ________________

b) _________________

c) _________________

7. Продолжите фразу: Пословица «Русский мужик долго запрягает, да

быстро едет» связана со следующими особенностями трудовой

деятельности:

a) _____________________

b) _____________________

c) _____________________

8. Славянское язычество относится к типу культуры:

a) архаическому;

b) традиционному;

c) индустриальному.

9. Верования восточных славян связаны с обществом:

a) феодальным;

b) родоплеменным;

c) раннефеодальным.

10. Вставьте нужное слово:

Природно-климатический фактор повлиял на складывание___________ (интенсивного, экстенсивного) отношения русских к природным ресурсам.11. Славянское язычество – религия:a) политеизма;b) традиционного общества;c) архаического общества.12. После принятия христианства Русь стала:a) католической;b) православной;c) христианской по византийскому образцу.

Циклическая, волнообразная

 

       
вершина – XI в. вершина – конец XV в. – первая половина XVI в вершина – XVIII в.  
     
  Киево-Новгородский период   Московский период   Петербургский период  
             
    цивилизационный кризис XIII в.   цивилизационный кризис начала XVII в.   цивилизационный кризис 1914 – 1922 гг.
                                             

 

А. 1914 – 1922 гг.

Время острейшего структурного общегосударственного кризиса: первая мировая война, революция, гражданская война. Решение вопроса о власти завершается утверждением власти большевиков.

Б. 1922 – 1934 гг.

Время выбора варианта (модели) экономического развития: рыночно-нэповский или командно-административный. Этап завершается ликвидацией рыночных черт в хозяйстве страны. Глубокий кризис 1930 – 1933 гг.

В. 1935 – 1953 гг.

Период потерь: людских и материальных ресурсов. Вызвано внутренними (репрессии) и внешними (Великая Отечественная война) причинами. После войны восстановление экономики происходит с деформацией ее структуры (гипертрофированный военный сектор, подорваны сельское хозяйство, производство предметов потребления). Превращение в мощную военную державу.

Г. 1953 – 1964 гг.

Период восстановления ресурсов, некоторого отказа от жесткой тоталитарной модели («оттепель»), попытки оздоровить социалистическую модель с помощью реформ. Завершается очередным экономическим и социальным кризисом.

Д. 1965 – 1985 гг.

Неудачи реформ середины 60-х годов привели к экономическому застою, утрате динамики, складыванию предпосылок для всеобщего кризиса.

Е. 1985 –1991 гг.

Попытка сначала постепенного «залатывания» дыр («ускорение»), а потом радикального изменения общества («перестройка»). Глубокий кризис, развал СССР, крах партийно-государственного монополизма и планового регулирования экономики и монополии марксистской идеологии.

Ж. 1990-е гг.

Продолжение и углубление кризиса. Переход к рыночной экономике. Поиск новой модели политического и государственно-правового устройства общества. Поиск национальной идеи и возрождения национализма. Изменение места и роли России в мировом пространстве.

З. 2000-2009-е гг.

Стабилизация политических отношений в стране и улучшение общего психологического климата. Налаживание отечественного производства. Оживление в военно-промышленном комплексе. Благоприятная конъюнктура на мировых рынках нефти и металлов для отечественных экспортеров.

План

I. Русь изначальная: восточные славяне и их племенные союзы, занятия и социальные отношения.

II. Происхождение, политический и социально- экономический строй Киевской Руси.

III. Деятельность первых Киевских князей. Принятие христианства.

IV. Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия.

Основные понятия

Государство, норманнская теория, род, племя, классы, князь, вотчина, посадник, закуп, рядовичи, холопы, челядь, дружина, полюдье, «Русская правда», христианство, православие, феодализм, феодальная раздробленность, феодальная рента.

Вопросы для обсуждения

1. Какую роль сыграло Великое переселение народов в становлении раннесредневековых государств? Когда и по каким направлениям происходило расселение славян?

2. Каковы были особенности хозяйственного и политического уклада у восточнославянских племен в VI-VIII вв.?

3. Укажите общее и особенное в генезисе феодализма в Европе и на Руси?

4. Когда и каким образом сформировалось государство Русь? Какую роль в этом сыграли варяги?

5. Какие дискуссии идут в исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян?

6. Каковы особенности формирования Древнерусского государства?

7. Какое влияние на дальнейшее развитие государственности на Руси имело принятие христианства византийского образца?

8. Можно ли считать закономерным процесс распада ранее единого Киевского государства на удельные княжества и земли?

9. Что такое политическая раздробленность? Каковы ее основные причины в Древнерусском государстве?

10. Как изменяется формально сохраняемая великокняжеская власть в период политической раздробленности?

11. Есть ли связь между системой кормлений и наместничеств и усилением дробления Руси в конце XII – начале XIII века?

12. В чем заключалось своеобразие социально-политического устройства Северо-Восточной, Юго-Западной и Новгородской Руси?

 

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.16-58.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 23-48.

3) История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.83-109.

4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.12-20.

Рефераты:

1. Принятие христианства на Руси и его культурно- социальное влияние.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.94-105.

Как была крещена Русь. – М., 1989.

Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

2. Норманнская теория об образовании Древнерусского государства.

Цветков, С.Э. Русская история / С.Э. Цветков. Кн. Первая. М., 2003. – С. 194-235, 248-258.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.73-83.

Поляков, А.Н. Образование Древнерусской цивилизации / А.Н. Поляков // Вопросы истории. – 2005 - №3. - С.72-90.

Вельмезова, Е.Сыны Иафета – братья славяне / Е. Вельмезова // Родина. – 2006. - №4. – С.12-14.

Седов, В. Соседи Рима, кельтов и германцев / В. Седов // Родина. -2006.- №4. С.6-12.

3. Ярослав Мудрый – автор первого свода русских законов.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - С.73-83.

Шишов, А. Русские князья. / А. Шишов. – Ростов н/Дону, 1999. – С. 109-138.

Термины:

Анты - один из первых союзов восточнославянских племен. Сложился в Y в.н.э. в бассейнах рек Днепр и Днестр.

Государство – основная политическая система общества, устанавливающая власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, социальных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внутреннюю и внешнюю политику в пользу властвующих структур. Имеет аппарат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, общее родовое имя. Родство определяется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Объединялись в племена, распались при возникновении государства.

Племя – тип этнической и социальной общности людей первобытнообщинного строя из нескольких родов, основанное на кровнородственных связях, единстве территории, языка, обычаев, культа, проявления самосознания и самоназвания. Позже складывается самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных общностей – народностей.

Классы – большие социальные группы, отличающиеся отношением к производству, имущественным, правовым, политическим положением в обществе.

В рабовладельческом обществе – рабы и рабовладельцы, при феодальном – крепостные и феодалы, в капиталистическом обществе – пролетариат и буржуазия.

Князь – 1) Вождь племени, глава дружины. 2) С развитием феодального общества – правитель, глава княжества. На Руси старший из князей назывался великим, остальные – удельными. 3) Почетный наследственный дворянский титул, который с XVIII в. жаловался царем за особые заслуги (А.Д. Меньшиков, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов и др.).

Вотчина – 1) Древнейший вид феодальной земельной собственности, родовое наследственное имение. Возникла в X – XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII – XV вв. господствовавшая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сблизилась в XVI – XVIII вв. В начале XVIII в. слилась в один вид – имение – земельный участок с усадьбой, которым владели в основном дворяне[государственные, удельные, войсковые (казачьи) имения]. 2) Всякая феодальная земельная собственность, с XVIII в. состоявшая из господского хозяйства и крестьянского держания, где собственник имел административную и судебную власть, право взимания налогов.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, где производство было рассчитано на непосредственное удовлетворение собственных потребностей производителя, где продукт не предназначен для рынка, не является товаром.

Оброк – ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем с дружиной своих земель для сбора дани. Позже – сама дань неопределенного размера.

Посадник – наместник князя в подвластных ему землях в X-XI вв. В Новгородской и Псковской республиках в XII – XY вв. посадников избирало вече из числа знатных бояр. Они ведали всеми вопросами жизни города, кроме военных.

«Русская правда» – первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы «Закона Русского», Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, установила положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право и др. Списки XIII – XVIII вв.

Христианство – одна из трех мировых религий, возникло в I в. н.э. как вера в Иисуса Христа, основателя христианства, богочеловека, принявшего смерть на кресте во искупление грехов человеческих и затем воскресшего, вознесшегося на небо, спасителя мира, второго лица триединого божества. Главный источник верования – Священное писание (Библия, особенно ее вторая часть – Новый Завет).

Православие – одно из основных направлений в христианстве, возникло в 395 г. в связи с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Окончательно сложилось в 1054 г. при разделении христианской церкви на католическую и православную. Центром православия стали Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 – 989 гг., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.

Феодализм (лат. «феод» – земельное владение) – ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам (крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству), угнетавшим крепостных крестьян. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты. Феодальная рента – один из видов земельной ренты в отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной формах.

Феодальная раздробленность – прогрессивный, закономерный процесс экономического усиления и политической обособленности феодальных владений. На Руси раздробленность произошла в середине XII – XIII вв.

Посадник – наместник князя в подвластных ему землях в X – XI вв. В Новгородской и Псковской республиках (XII – XV вв.) – высшая государственная должность из знатных бояр, избиравшаяся на вече.

Закуп – в Киевской Руси общинник, взявший ссуду («куту») на договорных началах на определенный срок. Невыполнение обязательств превращало должника в холопа.

Рядовичи – 1) В Древней Руси – лица, нанимавшиеся на работу по ряду (договору), близки к закупам. При невыполнении обязательств могли стать холопами. 2) В XIV – XVIII вв. – торговцы однотипным товаром в торговом ряду.

Холопы – феодально-зависимое население в X – начале XVIII вв., по положению близкое к рабам. Холопами становились пленные; свободные, но не выполнившие обязательств; в результате брака с холопом (холопкой). С XVII в. получали в пользование землю, облагались повинностями. С введением подушной подати (1722 – 1724 гг.) превратились в крепостных крестьян.

Челядь – 1) В Древней Руси – рабы, позже – широкий круг феодально-зависимых людей. 2) В XVIII – XIX вв. – дворовые люди помещиков.

Кормление – передача определенной территории в административное управление и для сбора великокняжеской дани боярам; средство содержания боярства.

Тесты

1. Кто впервые поставил вопрос о происхождении древнерусского государства?

a) древнегреческий историк Геродот;

b) летописец Нестор;

с) М.В. Ломоносов.

2. На землях какого племенного союза возник город Киев?

a) радимичей;

b) полян;

c) древлян.

3. Международное положение Руси с помощью династических браков укреплял князь:

a) Святослав Игоревич;

b) Владимир Мономах;

c) Ярослав Мудрый.

4. Основателем государства Киевская Русь был:

a) Рюрик;

b) Олег;

c) Владимир.

5. Кто из киевских князей начал запись норм обычного права, впоследствии образовавших сборник законов «Русская правда»:

a) Святослав;

b) Ярослав;

c) Владимир Мономах.

6. Главной торговой артерией Киевской Руси был:

a) Великий шелковый путь;

b) Путь из варяг в греки;

c) Волжский торговый путь.

7. Кто из перечисленных князей правил в период с 964 по 972 гг.?

a) Олег;

b) Ярополк;

c) Святослав;

d) Владимир.

8. Как античные историки называли восточных славян?

a) анты;

b) сарматы;

c) скифы.

9. Восточные славяне жили:

a) от р. Висла до р. Ока;

b) от р. Неман до Урала;

c) от р. Рейн до Азовского моря.

10. Единицей обложения данью у восточных славян был:

a) двор;

b) душа;

c) община.

11. В каком городе Владимир I принял крещение?

a) Херсонес;

b) Константинополь;

c) Киев.

12. Первые русские святые князья:

a) Кирилл и Мефодий;

b) Борис и Глеб;

c) Всеволод и Изяслав.

13. Авторство «Повести временных лет» принадлежит:

a) игумену Феодосию Печерскому;

b) митрополиту Иллариону;

c) монаху Нестору.

14. «Заставы богатырские» были поставлены на границах Руси:

a) князем Владимиром;

b) князем Игорем;

c) князем Всеволодом.

15. Как называлась община у восточных славян?

a) вира;

b) вервь;

c) посад.

16. Первый город, в котором начал править Рюрик:

a) Ладога;

b) Изборск;

c) Новгород;

d) Киев.

17. Какое из событий было раньше?

a) стал править Владимир Святославович;

b) произошло крещение Ольги;

c) древляне восстали против Игоря.

18. Кто из сыновей Ярослава мудрого породнился с византийским императором?

a) Всеволод;

b) Святослав;

c) Изяслав.

19.Период феодальной раздробленности начинается с:

a) 1132 г.;

b) 1240 г.;

c) 1125 г.

20. Главной причиной феодальной раздробленности стало:a) Превращение княжеских вотчин в самостоятельные хозяйственные единицы, независимые от Киева;b) Ссоры между наследниками киевского князя за престол;c) Нежелание общинников платить дань Киевскому князю.

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

  Признаки государства  
               
               
Публичная власть   Сбор налогов и пошлин   Административно-территориальная организация населения   Государственный суверинитет
Аппарат подавления Аппарат управления      
         
               
  КИЕВСКАЯ РУСЬ 882 г.    
               
               
Публичную власть представляли князь с дружиной и вече   Князь с дружиной собирал дань   Волости   В XI в. Русь укрепляет свою независимость от других государств
                               

План

I. Борьба Руси с иностранными завоевателями в XIII в. и ее значение.

II. Объединение русских земель вокруг Москвы. Превращение Московского княжества в центр великорусского государства:

а) причины и условия возвышения Москвы;

б) Иван Калита и Дмитрий Донской - их роль в усилении Московского княжества;

в) рост территории Московского государства в эпоху Ивана III, завершение политического объединения.

III. Иван IY Грозный и его борьба за укрепление личной власти.

IV. Особенности общественно-политического устройства Московского государства. Формирование самодержавно-крепостнического государства.

 

Основные понятия

Иго, рыцарский орден, Золотая Орда, поместье, централизованное государство, ярлык, судебник, боярская аристократия, местничество, сословие, земские соборы, Избранная рада, стрельцы, сословно-представительная монархия, самодержавие, казаки, опричнина, Ливонская война, земщина, Юрьев день.

 

 

Вопросы для обсуждения

1. Причины нашествия монголо-татарских завоевателей?

2. Чем вы можете объяснить активизацию экспансии немецких, шведских и датских феодалов в Восточной Балтии в XIII в.?

3. Какие точки зрения существуют в литературе на монголо-татарское владычество на Руси и его последствия?

4. Когда и почему начинается возвышение Московского княжества?

5. Кто из московских князей внес наибольший вклад в усиление и расширение Московского княжества?

6. Чем отличается политическая система власти на Руси до и после монголо-татарского нашествия?

7. В чем особенности сословного строя в России?

8. Что вы понимаете под названием «служилого» государства, и когда оно сложилось?

9. Что такое сословно-представительная монархия?

10. В чем сущность реформ «Избранной Рады», и почему в стране произошел отход от предложенных реформ?

11. Что из себя представляла опричнина Ивана Грозного как политика и как форма социальной организации общества? Каковы были ее цели и результаты?

12. Какое влияние оказала личность Ивана Грозного на политическое развитие страны, каковы итоги его деятельности?

13. Каковы были исторические корни и результаты создания деспотического самодержавия Ивана Грозного?

 

Литература:

1) Фортунатов, В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов / В.В. Фортунатов – СПб., 2008. – С.90-116.

2) Отечественная история: учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н.Полторака. 2 изд., испр. и доп. – М., 2005. – С. 66-92.

3) История России с древнейших времен до конца XVIIвека / Под ред. Л. В. Милова. – М., 2006. - 352-415.

4) Россия в мировой цивилизации (IX-XIX вв.): учебное пособие для самостоятельной работы студентов. - Ставрополь. Изд: СтГМА, 2008. - С.25-40.

 

Рефераты:

Тесты

1. Организатором всемонгольского похода на Русь был:a) Чингисхан;b) Субедей;c) Батый;d) Тохтамыш.2. Первые столкновения русск





Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.