Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессиональная педагогика как наука и учебный предмет





Профессиональная педагогика как наука и учебный предмет

Определение статуса профессиональной педагогики как полноценной науки предполагает четкое формулирование ее объекта и предмета.

Объект - это та область действительности, та совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлена данная область научных знаний. Профессиональная педагогика может рассматриваться как система междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящиеся к узкопрофильной подготовке рабочего и специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности.

Эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения каждого человека по «лестнице» становления его личности. Такую «лестницу» можно представить в виде последовательного движения человека ко всем более высоким достижениям в своем образовательном уровне по следующим ступеням:

-ступень достижения элементарной и функциональной грамотности, когда на доступном, минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, навыки и умения, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего более широкого и глубокого образования;

- ступень достижения общего образования, на которой человек приобретает необходимые и достаточные знания об окружающим его мире и овладевает наиболее общими способами деятельности, направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности;

- ступень профессиональной компетентности, связанной с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля;

- ступень овладения широко понимаемый культурой, когда человек не только осознает те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс как собственного социума, так и цивилизации в целом; - ступень формирования индивидуального менталитета личности - тех устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к непрерывному обогащению собственных ментальных ценностей и способностью к всесторонней самореализации в ментальном духовном пространстве человечества.

Все этапы и звенья образования взаимосвязаны. Именно поэтому сфера образования и представляет собой систему. Причем систему (на языке кибернетики) «большую», поскольку в ее составе имеется достаточно большое и динамичное множество систем более низкого уровня, отражающих уровнево-профильное многообразие образовательной деятельности.

Специальные методы исследования в профессиональной педагогики

Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе. К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. Перерабатываются ранее известные; используется современная компьютерная, вычислительная и видеотехника.

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование. На их характеристике мы не останавливаемся.

Наблюдение (обсервационные методы)- универсальный метод многих наук.Педагогическое наблюдение-метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.

Беседа - это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Есть ее ведущий и другие участники. Она имеет разные формы.

Эвристическая- система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов. В процессе беседы ее ведущий постепенно подводит собеседников к восприятию новой информации. Они становятся как бы соучастниками ее открытия. Высоким искусством такой беседы владел древнегреческий мыслитель Сократ, поэтому такую беседу называют еще и сократической.

Анкетирование - метод письменного опроса, подробно разработанный в социологии. В настоящее время анкетирование широко используется и в педагогическом исследовании и особенно в социальной педагогике.

Интервью - один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой. Их ответы и служат материалом педагогического содержания для последующего анализа, интерпретации и обобщения, разумеется, в совокупности с материалом, полученным и другими методами. Темы интервью, как и анкет, могут быть самыми разнообразными, например, об учебной деятельности ученика: любимые и нелюбимые предметы, самостоятельная учебная работа, подготовка домашних учебных заданий.

Достоинство интервью — непосредственное общение исследователя с объектом изучения, возможность получить конкретные факты из первых рук.

Педагогический эксперимент (от лат. experiment — проба, опыт). Это хотя и сложный и трудоемкий, но, пожалуй, самый продуктивный метод педагогического исследования.

Содержание образования в ПТЗО

Содержание образования — один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек — это человек знающий, развитый и воспитанный. Так, большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся.

Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования?

Сторонники теории формального образования считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних — латинского и греческого, а также математики.

Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование.

Осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования: знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать: систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер; систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.

Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.

Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:

• соответствие социальному заказу общества; соответствие потребностям учащихся; соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).

Содержание и задачи педагогического общения инженера-педагога

Профессионально-педагогическое общение представляет собой взаимодействие учителя-воспитателя со своими коллегами, учащимися и их родителями, с представителями органов управления образованием и общественности, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности.

Это понятие несколько шире понятия «педагогическое общение», используемого в педагогической литературе. «Педагогическое общение, - отмечает А.А. Леонтьев, - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющие определённые педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива». Профессионально-педагогическое общение выходит за пределы контакта «учитель - ученик» и предполагает взаимодействие педагога с другими субъектами педагогического процесса.

Также можно отметить, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьёзные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.

В.А. Канн-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребёнка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При том то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней психологической позиции ученика и, наконец, - это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. Владение учителем технологией педагогического общения имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподаёт.

Специфическую характеристику профессиональной педагогической деятельности выражают два её взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, это педагогическое творчество в процессе общения с детьми, а с другой - это общение с детьми в процессе педагогического творчества. Профессионально-педагогическое общение есть система (приёмы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. В этой связи общение в педагогической деятельности - это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит своё выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнёра по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Общение - одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладываются в понятие «общение», могут отличаться.

Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками. В общении конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общения в жизни индивида. Изначально общение выступало базовой категорией социальной психологии и определялось как взаимодействие двух или более людей с целью обмена познавательной, эмоционально-оценочной и иной информацией.

Очевидно, что педагогическое общение как феномен учебно-воспитательного процесса существует столько, сколько существует школа как социальный институт по обучению и воспитанию людей. Везде, где хотя бы один человек начинает взаимодействовать с другим человеком (или группой людей) как учитель - ученик или воспитатель - воспитанник, там непременно возникают проблемы педагогического общения.

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей профессионально-педагогического общения, важно понять, в чём сущность феномена «общение», и проанализировать его взаимосвязь с близкими по смыслу общенаучными и психолого-педагогическими понятиями.

Сущность как философская категория означает смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе в отличие от всех других вещей. Наряду с этим сущность должна отражать глубинные связи и отношения, определяющие основные черты и тенденции развития данного явления.

Какие сущностные характеристики необходимо рассмотреть для описания общения?

Во-первых, это вопрос о взаимосвязи понятия «общение» с такими общенаучными понятиями, как «коммуникация», «деятельность» и «отношение», а так же с педагогическими понятиями «воспитание», «обучение» и «развитие». Важно также прояснить, насколько правомерно использование термина «общение» для описания взаимодействий в системах «человек - человек», «человек - природа», «человек - машина». Ведь в повседневной жизни наряду с выражением «межличностное общение» мы довольно часто используем и такие выражения, как «общение с книгой», «общение с телевизором», «общение с природой», «общение с компьютером».

В-третьих, это вопрос о разновидностях общения: какие существуют подходы к описанию различных видов общения и в чём их особенности?

Вопрос о том, кто из партнёров в процессе общения является субъектом, а кто выступает в качестве объекта, - один из важнейших не только для теории педагогического общения, но и для педагогики в целом. Ещё в период Средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, одним из представителей которой был немецкий педагог И.Ф. Гербарт. Согласно его концепции, воспитание должно сводиться к управлению детьми. Цель управления заключалась в подавлении дикой резвости ребёнка, «которая кидает его из стороны в сторону». Управление ребёнком должно определять его поведение в данный момент и поддерживать внешний порядок. Основными приёмами управления И.Ф. Гербарт считал надзор за детьми и приказания.

Советская педагогика, хотя и пыталась вложить новые смыслы в понятие «воспитание», но довольно долгое время по сути своей опиралась на подход И.Ф. Гербарта.

А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека (одних людей) на другого (других) в целях развития биологически или социально полезных свойств личности. Н.К. Крупская определила воспитание как «преднамеренное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков».

Воспитание - это процесс, происходящий по инициативе взрослого, который обладает большим, нежели воспитанник, жизненным опытом, способен определить цели и задачи воспитания, подобрать соответствующие методы, приёмы и средства их достижения.

Трактовка воспитания как одностороннего воздействия взрослого на ребёнка изначально задаёт взаимодействие педагога и воспитанника по схеме «субъект - объект». Взрослый, в роли которого может выступить учитель, воспитатель или родитель, рассматривается здесь в качестве субъекта, обладающего правом оказывать преднамеренное, т.е. осознанное, целенаправленное, имеющее конкретные намерения, воздействия на ребёнка. А ребёнку отводится роль объекта, который должен терпеливо и безропотно принимать эти воздействия, а затем вследствие этого изменять своё сознание и поведение так, как этого хочет взрослый.

Ведь чем субъект отличается от объекта? Как известно, исходной характеристикой субъекта, главным признаком, отличающим его от объекта, является активность.

Субъектность проявляет себя в способности человека выразить критическое преобразующее отношение к окружающему миру и собственной жизнедеятельности, стать самостоятельным распорядителем собственной жизни. Н.Е. Щуркова определяет субъектность как «способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчёт в своих действиях и жизни, способность быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «я» с другими людьми.

Объект же предстаёт как предмет приложения активности субъекта, который допускает и терпит, чтобы его преобразовывали, познавали, оценивали, манипулировали им. Объекту, по мнению М.С. Кагана, присуще свойство «вещности», способность быть пассивным орудием чужой воли, даже если в роли объекта выступает не вещь в буквальном смысле этого слова, а животное или сам человек.

Следовательно, понимание воспитания как субъект объектного воздействия педагога на ребёнка предполагает подход к воспитаннику словно к бездуховному существу, лишь как к объекту приложения усилий со стороны воспитателей. Воспитание при таком подходе рассматривается не как деятельность детей, а как деятельность воспитателей, управляющих этим процессом с целью обучения детей «правильному» поведению.

Согласно культурологическому взгляду на воспитание ребёнок рассматривается в качестве субъекта, являющегося не только продуктом, но также творцом и продолжателем культуры. Воспитание понимается как целенаправленное, построенное на разных основах, отражающих природу ребёнка и природу развития личности, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека.

Субъект субъектное взаимодействие - это особые отношения, при которых педагог и его воспитанник воспринимают друг друга в качестве равноправных партнёров общения. Такое равноправное восприятие вовсе не означает схожести и одинаковости их мнений. Напротив, равноправность позволяет каждому из них иметь своё, отличное от противоположной стороны мнение, а также право как у учителя, так и у его ученика на отстаивание и защиту этого мнения в их диалоге. Благодаря этому у каждого из них появляется возможность для раскрытия и трансляции своего индивидуального «Я» партнёру по общению.

Отсюда следует, что общение педагога со своими воспитанниками должно совершаться на уровне современных культурных достижений не столько потому, что педагог должен быть примером для своих воспитанников, сколько в силу того, что само взаимодействие с детьми является воссозданием культуры.

Рассмотрение общения как взаимодействия субъектов предполагает, что педагог всегда общается с индивидуальной и своеобразной личностью, активным участником совместного процесса, являющимся партнёром учителя в их общем деле. И хотя партнёром педагога может быть и ученик, и родитель ученика, и коллега по работе - каждого из них необходимо рассматривать как собеседника, соучастника, созидателя.

Общение - это субъект субъектное взаимодействие и, по мнению М.С. Кагана, является таковым лишь до тех пор, пока субъект сохраняет свою субъективность во взаимоотношениях с другими субъектами, а этот последний ориентируется на своего партнёра именно как на партнёра по совместной деятельности, т.е. как на субъекта же, а не как на объект. Этим общение как специфического рода действий и операций, производимых субъектом с объектом, а также от коммуникации, где информация передаётся от отправителя к получателю. Возникает вопрос: можно ли считать правомерными встречающиеся в обиходе выражения: «общение с книгой», «общение с телевизором», «общение с компьютером»?

В этих случаях правомерно говорить не об общении как взаимодействии реальных субъектов, а о передаче информации, заложенной в книгу, телевизионный сюжет или компьютерных сетей. Например, интервью известного учёного в прямом телевизионном эфире или в сети Интернет.

Если при передаче сообщения информация течёт только в одну сторону и её количество уменьшается в процессе движения от отправителя к получателю, то в общении информация циркулирует между партнёрами и, поскольку они оба равно активны, информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется в процессе её циркуляции. Соответственно происходит и обогащение каждого из партнёров по общению. Здесь уместно вспомнить слова Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то и у вас, и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Практика показывает, что не всякое обращение одного человека к другому, в частности не каждое обращение учителя к своему ученику, так же как и ученика к учителю, можно считать общением.

Условием преобразования воздействия в межличностное общение является способность воспринимать партнёра в качестве субъекта, как личность, обладающую определённым жизненным опытом, сумевшую создать собственную систему ценностей, имеющую право на свою точку зрения.

Что ещё характерно для феномена «общение»?

Краткий психологический словарь трактует общение как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

Как видим, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, чтобы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Возможно поэтому психологи условно выделяют в общении три аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный.

Коммуникативный аспект общения, прежде всего, связан с обменом информацией. «Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Она выражается в том, что субъект предаёт некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т.п.), которую получатель должен всего-навсего принять, понять (правильно декодировать), хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать.

В коммуникативном процессе между людьми происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. Например, в процессе обучения учитель стремится не просто послать информацию своим ученикам, а непременно заботится о том, чтобы эта информация была интересна и значима для них, чтобы каждый из сидящих в классе учеников понял, осмыслил её и вследствие этого поднялся в своём интеллектуальном или нравственном развитии на более высокую ступеньку.

Интерактивный аспект общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Общаясь, мы постоянно задаёмся вопросами: «Что делает мой партнёр?», «Что я должен сделать для него?» - и в зависимости от ответа выстраиваем своё поведение.

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнёрам организовывать какую-либо совместную деятельность. Например, классный руководитель предлагает учащимся своего класса принять участие в озеленении территории школы, а затем вместе с учениками включается в работу: привозит саженцы, высаживает их в землю, поливает.

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа. «В повседневной жизни, - отмечает С.Л. Рубинштейн, - общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных - раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющим свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определённый, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению».

Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнёра по общению. Так, если при первом знакомстве с классом учитель будет вести себя подчёркнуто строго - потребует, чтобы все ученики обязательно встали и вышли из-за парт при его появлении в классе, добьётся прекращения посторонних разговоров, накажет недисциплинированного ученика, то у учащихся будет складываться впечатление об этом учителе как о приверженце дисциплины и порядка. Если же при первой встрече с классом учитель будет стремиться к интересному изложению учебного материала, отпустит в адрес учеников несколько шуток и острот, то у школьников может сложиться представление о нём как о человеке интересном и весёлом.

Каждая из сторон имеет сои особенности, которые важно учитывать в профессионально-педагогическом общении.

Понятие «общение» находится в тесной связи с понятием «отношение». Отношение - это своеобразная связь субъекта с объектом окружающего мира или с другим субъектом, которая возникает в результате их непосредственного взаимодействия либо одностороннего познания и сохраняется в рациональной, эмоциональной и поведенческой формах. С помощью своих слов, эмоций и действий мы передаём партнёру по общению своё отношение к нему.

Вступая в общение, оба партнёра фиксируют особенности внешнего облика и эмоционального состояния друг друга, пытаются понять причины поведения партнёра, проникнуть в мотивы его высказываний и поступков. При этом и внешний облик, и эмоциональное состояние, и предполагаемые мотивы поведения партнёра порождают у общающейся с ним личности те или иные отношения. Например, внешний облик может вызвать чувство восхищения партнёром, а политические взгляды и предполагаемые мотивы его поступков - возмущение или протест.

Возникновение того или иного отношения связано прежде всего с наличием у каждого человека определённой системы ценностей. Если облик, слова и поступки человека соответствуют ценностям личности его партнёра, то к этому человеку будет формироваться общее положительное отношение. Если же и внешний облик, и поведение человека противоречат ценностям партнёра по общению, то у последнего возникает к нему отрицательное или безразличное отношение.

Отношение, таким образом, является постоянным атрибутом общения, оказывающим существенное влияние на процесс и результат взаимодействия партнёров.

В психолого-педагогической литературе используются понятия «типы» и «виды» общения как определённые разновидности этого феномена.

Б.Т. Парыгин под типами общения понимает различия в общении по его характеру, т.е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта. По мнению учёного, типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер: деловое и игровое общение; безлично-ролевое и межличностное общение; духовное и утилитарное общение; традиционное и инновационное общение.Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: Учеб. Пособие для ВУЗов/Б.Д. Парыгиню - М.: Академия, 1997. - 31с.

А.А. Леонтьев исходит из того, что общение - это процессы, осуществляющие внутри определённой социальной общности - группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности не меж индивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости и реализуют общественные отношения. Вследствие этого правомерно выделить три вида общения: социально-ориентированное, групповое, предметно-ориентированное и личностно-ориентированное.

Примером социально-ориентированного общения могут служить лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи.

Групповое предметно-ориентированное общение также нацелено на решение социальных задач - организацию коллективного взаимодействия в процессе совместной деятельности. Это - общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива. В центре такого общения - проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.

Деловое общение (его также называют ролевым или функционально-ролевым общением) направлено на организацию какой-либо совместной деятельности, того или иного дела. В центре такого общения - интересы дела, функциональные обязанности партнёров, вклад каждого из них в достижение результата, а личностные особенности партнёров - их симпатии или антипатии, чувства, настроение, психическое или физическое состояние - как бы отодвигаются на задний план.

В центре личностного (или межличностного) общения, напротив, находятся психологические, физиологические, нравственные или иные личные проблемы партнёров: их интересы, склонности, настроение, отношения с окружающими, самочувствие и т.п. Деловые проблемы не столь значимы для партнёров, дело может подождать, его можно завершить и после решения личных вопросов.

В зависимости от продолжительности можно вести речь о кратковременном или длительном общении.

Длительное общение растянуто во времени, включает в себя многочисленные серии коммуникативных актов и может затрагивать по своему содержанию множество различных вопросов, тем, проблем.

Как кратковременное, так и длительное общение может считаться законченным или незаконченным (прерванным) в зависимости от исчерпанности содержания темы или завершённости совместной деятельности.

В общении можно выделить его внешнюю (видимую) и внутреннюю (невидимую) стороны.

Внешняя сторона общения представляет собой систему речевых и неречевых действий человека. Это те видимые и слышимые формы воздействия одного партнёра на другого - слова, мимика, жесты, которые легко понимаются как участниками общения, так и сторонними наблюдателями их взаимодействия.

Внутренняя сторона общения - это биологические и социальные потребности, мотивы, интересы, чувства и другие побудители взаимодействия людей.

Интересный подход к описанию видов общения предлагает М.С. Каган. Понимая общение как взаимодействие субъектов, учёный исходит из того, что в роли субъекта может выступать как отдельная личность, так и социальная группа, а также определённый социум. Поэтому общение необходимо рассматривать как взаимодействие самых различных субъектов.

В связи с этим М.С. Каган предлагает иной аспект рассмотрения общения, выделяя во всём многообразии форм общения четыре основных вида: общение с реальным партнёром; общение с иллюзорным партнёром; общение с воображаемым партнёром; общение воображаемых партнёров.

Общение с реальным партнёром, т.е. с подлинным субъектом, имеет несколько разновидностей.

Это может быть межличностное общение отдельных субъектов, например учителя Иванова с учеником Петровым.

Если же в роли субъектов выступают реальные группы людей, скажем, команды КВН, то их взаимодействие называется групповым общением.

Представительское общение представляет собой взаимодействие индивидов, выступающих не как свободные, суверенные личности, а как представители тех или иных социальных групп или институтов. Это хорошо видно на примере переговоров делегаций разных стран или партий.

Профессионально-педагогическое общение можно считать представительским общением. Ведь каждый учитель предстаёт перед своими учениками и их родителями не только как интересная творческая личность, как специалист в конкретной области педагогических знаний, но также и кА представитель огромного педагогического корпуса страны, и как представитель педагогического коллектива своей школы.

Ещё одной разновидностью общения реальных субъектов является диалог культур. Одна культура может относится к другой как к некому объекту или как к подобному себе равноценному субъекту. В первом случае наследие одной культуры не признаётся и отвергается; во втором - одна культура воспринимает другую с пониманием её подлинного смысла (культурными ценностями).

Общение реального субъекта с иллюзорным партнёром осуществляется тогда, когда человек приписывает человеческие свойства и способности тем, кто ими не обладает: животным, вещам, природе.

Общение реального субъекта с воображаемым партнёром отличается тем, что партнёр здесь мнимый, живущий лишь в воображении человека.

Одной из форм такого общения является самообщение «Я - Я<







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.