Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя





Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притяза­ний с достигнутым результатом, а второй — в социальном срав­нении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при ис­пользовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формиро­ванию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающе­го учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) — соизмерение своих результатов с идеалом лич­ности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа долж­на начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый про­стой и в то же время самый надежный способ формирования про­фессионального идеала — чтение специальной литературы, зна­комство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя — условие эффективности его самовоспитания.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспита­ния, относят педагогический коллектив, стиль руководства шко­лой и фактор свободного времени.

Идеал — высшее совершенство; не­что совершенное в той или иной области; конечная цель стремлении.

Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический кол­лектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принци­пиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творчес­ким поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чув­ствуется заинтересованность в профессиональном росте начи­нающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют по­требность в самосовершенствовании.



Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания ус­пеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учи­телей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляет­ся потребности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чте­ния художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психолого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно инди­видуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязан­ных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле.* Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методи­ки типа вербального теста "понятийный словарь".

* См.: Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35 - 36.

 

Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф.Ряховского.* Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих фак­торов, углубленное познание себя должно идти по линии выявле­ния уровня сформированности перцептивных умений, навыков пе­дагогической техники и таких умений, как умение слушать собесед­ника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

* См.: Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. — С. 52 - 54.

 

Профессиональное самопознание предполагает также выявле­ние особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, тем­перамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно стано­вятся принципами поведения и деятельности личности. Напри­мер, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не от­вечать односложно "да" или "нет" — искать другие формы отве­та; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-ми­нимум (на день, неделю, месяц).

Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный (для удобства восприятия) вариант:

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Релаксация — общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физи­ческих усилий.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообраз­ны. Учитывая особенности своей личности и конкретные усло­вия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним от­носят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, рас­слабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самопри­каз, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благо­даря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специаль­ных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педагогиче­ски мыслить и действовать не может быть обеспечено без спе­циальных упражнений, направленных на развитие наблюдатель­ности, воображения как основы предвидения и творческого про­ектирования своих действий и действий воспитанников. Науч­ное педагогическое мышление выражается в свободном опери­ровании педагогическими фактами, их разложении на состав­ляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, ус­тановлении аналогий, сходства и различия в педагогических яв­лениях. Для этого будущий учитель должен научиться класси­фицировать факты и явления, устанавливать причины и выяв­лять мотивы поведения и деятельности участников социально­го взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попада­ют в новые условия, которые предъявляют к ним высокие тре­бования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.

Классификация — распределение предметов, явлении и понятии по классам, отделам, разрядам в зави­симости от их общих признаков.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления ги­гиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятель­ность, чтобы оставалось время и для самообразовательной рабо­ты, и для культурного отдыха.

Анализ — метод научного исследо­вания путем разложения предмета на составные части или мысленно­го расчленения объекта путем ло­гической абстракции.

Синтез — метод изучения предме­та в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями ра­циональной организации учеб­ного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, прояв­ляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классифи­кации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные но­вые условия;

устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;

рациональные приемы и ме­тоды самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;

гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленно­го отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отно­шений между ними с целью выяв­ления существенных признаков.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразо­вания учителя — разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Напишите микросочинение на тему "Почему я выбрал(а) педаго­гическую профессию?".

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Почему профессионально ориентированная деятельность являет­ся ведущим условием развития личности учителя?

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном са­мовоспитании учителя?

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особен­ности в студенческом возрасте?

10. Назовите способы профессионального самовоспитания.

11. Составьте программу профессионального самовоспитания на бли­жайший период (три месяца, полгода, год).

12. Напишите реферат на тему "Социально-психологические усло­вия становления будущего учителя", где дайте характеристику студен­чества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении (по вопросам 4—7).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. — М., 1986.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе. — М., 1993.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. — М., 1986.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 1993.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. — М., 1995.

Раздел II ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствует неизвестно откуда полу­ченный навык и безотчетность не нами творимой жизни. Для образования наукой этой является педагогика. Она есть не что иное, как осознание воспитания... Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя.

С.И.Гессен

Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

• Общее представление о педагогике как науке • Объект, предмет и функции педагогики • Образование как социальный феномен • Об­разование как педагогический процесс • Понятийный аппарат педа­гогики • Связь педагогики с другими науками и ее структура









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.