Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и место коммерческой концессии в гражданском праве.





2) Элементы и содержание договора коммерческой концессии.

 

Литература

Авилов Г.Е. Коммерческая концессия. Сб. статей «ГК РФ. Часть 2»

 

Вопрос №1.

Термин «коммерческая концессия» был закреплен в ГК с момента принятия второй части. До указанного времени этот институт не был известен российскому праву, а использовался в зарубежном законодательстве. Так, в американском праве, под коммерческой концессией понимают договор франчайзинга, который известен со времен Великой депрессии и который получил развитие в континентальной системе права в послевоенные годы, в частности французскому законодательству известен договор франшизы. В переводе с английского и французского коммерческая концессия означает льготу или привилегию. Так, например, государство всяческими способами пытается привлечь инвесторов.

В российском законодательстве понятие коммерческой концессии противостоит понятию «концессии», под которым подразумевается система государственных мер, предоставляемых инвестору для вложения инвестиционных потоков. Под концессией подразумевается также вид предприятий, которые используют в своей деятельности новые технологии, основанные на результатах исключительных прав.

Современный российский законодатель употребляет коммерческую концессию в трех значениях:

1) как институт гражданского права,

2) как договор,

3) как обязательство.

Коммерческая концессия как институт гражданского права представляет из себя совокупность юридических норм, регулирующих отношения между правообладателем и пользователем, по поводу передачи последнему комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю на такие объекты, как товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческое обозначение, секреты производства (ноу-хау) и иные объекты исключительных прав.

Исключительные права – это права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Бывают двух видов:

· имущественные (их можно передать от правообладателя третьим лицам)

· неимущественные (например, права наследования, право доступа).

Договор коммерческой концессии – это соглашение, по которому одна сторона, именуемая правообладателем, предоставляет другой стороне, пользователю, за вознаграждение на определенный срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Данный договор по своим юридическим характеристикам следует относить к консенсуальным сделкам, т.к. договор считается заключенным, когда между правообладателем и пользователем, достигнуто соглашение по существенным условиям договора, а именно предмету, размеру вознаграждения, форме договора.

Это возмездная сделка, поскольку в счет услуг правообладателя по передаче комплекса исключительных прав, правообладатель имеет право на получение вознаграждения от пользователя. Встречное удовлетворение предполагает, что пользователь по соглашению сторон уплачивает правообладателю вознаграждение (плату по договору). Форма вознаграждения может устанавливаться различными способами: в размере фиксированных платежей, в виде периодических платежей, которые начисляются от выручки или оптовой цены товара, иные формы, установленные соглашением сторон (например, смешанный способ).

Данный договор порождает взаимные обязательства сторон, а именно права и обязанности у правообладателя комплекса исключительных прав и у пользователя с установлением их ответственности по отношению другу к другу.

Договор коммерческой концессии преследует следующие цели в гражданском обороте:

1) Продвижение определенных товаров, работ и услуг на товарном рынке с использованием объектов исключительных прав;

2) Рекламирование товаров, работ и услуг с использованием комплекса исключительных прав;

3) Данный договор является формой опосредования отношений в сфере предпринимательской деятельности, когда пользователь приобретает право использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю.

Договор коммерческой концессии следует отличать от смежных договоров:

· от договора цессии (договор уступки права) по предмету, которым является передача комплекса исключительных прав, а не передача имущественного права. Сторонами в договоре цессии могут быть любые субъекты гражданского права, а в коммерческой концессии – только субъекты предпринимательской деятельности. Цессия оформляется в том же виде, что и основной договор, по которому уступаются права. Коммерческая концессия оформляется в простой письменной форме и к ней предъявляется требование о ничтожности несоблюдения формы договора. Кроме того, договор коммерческой концессии требует государственной регистрации в органе по государственной регистрации ЮЛ (налоговый орган), а также при передаче патентных прав – в исполнительном органе по интеллектуальной собственности (патентной ведомство).

· от договора доверительного управления по тем основаниям, что в доверительном управлении оказываются услуги по распоряжению имуществом, а в коммерческой концессии услуги по использованию комплекса исключительных прав.

· от договора аренды. Предметом аренды выступают индивидуально-определенные и непотребляемые вещи, а в коммерческой концессии – комплекс исключительных прав на определенные объекты интеллектуальной собственности. В договоре аренды имущество передается во временное владение и (или) пользование, а в коммерческой концессии исключительные права передаются для использования без возникновения у пользователя права собственности на них.

· от агентирования и комиссии коммерческую концессию отличает то, что пользователь выступает как самостоятельный участник гражданского оборота, он действует от своего имени и за свой счет.

Большинство специалистов относит коммерческую концессию к разновидности договоров возмездного оказания услуг. Существуют мнения о том, что это самостоятельный договорный тип, который следует включать в обязательства по передаче на срок или без указания срока комплекса исключительных прав.

 

Термин «коммерческая концессия» может употребляться в значении гражданско-правового обязательства. Для данного правоотношения свойственны определенные признаки:

1) оно возникает на основании специального договора и относится к договорным обязательствам,

2) оно может одновременно порождать у пользователя имущественные и неимущественные права на объекты исключительных прав у пользователя

3) по способу защиты такое правоотношение относится к относительным правоотношениям, в нем заранее установлены стороны, определены их права и обязанности, закреплена имущественная ответственность.

 

Вопрос №2.

Договор коммерческой концессии включает в себя следующие элементы, установленные в законодательства:

Стороны, которые именуются правообладателем и пользователем. Правообладатель – это субъект предпринимательской деятельности в форме коммерческой организации или ИП, который имеет право передать пользователю принадлежащие ей (ему) исключительные права в комплексе для использования в предпринимательской деятельности за плату с указанием или без указания срока. Пользователь – это субъект предпринимательской деятельности в форме коммерческой организации или ИП, имеющий право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, переданных пользователю с указанием или без указания срока за плату. Статус указанных лиц может включать в себя следующие элементы:

а) государственную регистрацию в уполномоченных органах,

б) правоспособность и дееспособность в связи с использованием комплекса исключительных прав,

в) организационно-правовую форму коммерческой организации и статус предпринимателя.

Предмет договора. В широком смысле слова – это услуги правообладателя по передаче пользователю с целью использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав на такие объекты как товарные знаки, знаки обслуживания, иные объекты интеллектуальной собственности, коммерческую информацию или ноу-хау. В ранее действовавшей редакции закона объекты интеллектуальной собственности делились на 2 вида: обязательные и альтернативные. К обязательным закон относил фирменное наименование, коммерческое обозначение, охраняемую коммерческую информацию. К альтернативным объектам закон относил знаки обслуживания, товарные знаки и т.п. В новой редакции закона объектами исключительных прав являются товарные знаки, знаки обслуживания, коммерческие обозначения и ноу-хау.

Ноу-хау – секреты производства или сведения личного характера, которые используются в производственных, технических, экономических, организационных и тому подобных целях.

Фирменное наименование – закон подразумевает обозначение коммерческой организации, которое индивидуализирует ее в гражданском обороте. Фирма фиксируется в учредительных документах, включается в ЕГРЮЛ и отражается при гос.регистрации ЮЛ.

Коммерческое обозначение – индивидуализирует предпринимательскую деятельность ЮЛ с помощью спец. обозначений, которые не относятся к фирменному наименованию. Они не включаются в учредительные документы и не фиксируются в ЕГРЮЛ. Коммерческое обозначение может принадлежать только коммерческим ЮЛ.

Закон определяет в качестве объектов исключительных прав товарные знаки и знаки обслуживания.

Форма. По общему правилу договор заключается в простой письменной форме. К нему предъявляется требование об обязательной гос. регистрации в органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Если требование о гос. регистрации не было соблюдено, то договор считается ничтожным.

Вознаграждение. Оно устанавливается по соглашению сторон в форме фиксированных платежей или периодических платежей, которые исчисляются от выручки или оптовой цены товара. Иные способы вознаграждения могут быть определены участниками договора.

Определение в договоре ограничений прав правообладателя и пользователя. На правообладателя могут быть возложены следующие ограничения:

· запрет передачи аналогичного комплекса исключительных прав конкурентам пользователя,

· запрет на использование комплекса исключительных прав на определенной территории,

· отказ правообладателя от получения необходимых документов для использования исключительных прав самостоятельно.

Пользователь может внести следующие ограничения:

· запрет на получение аналогичных прав от конкурентов правообладателя,

· согласование с правообладателем внешнего и внутреннего оформления рекламы, упаковок товаров, использование рекламы для индивидуализации помещений, в которых производятся товары, работы и услуги пользователем исключительных прав. Список ограничений не может подлежать расширительному толкованию.

Содержание договора. Права и обязанности пользователя и правообладателя.

Пользователь несет следующие обязанность:

· Пользователь должен использовать фирменное наименование и коммерческое обозначение в том виде, в котором это закреплено в договоре.

· Пользователь должен обеспечивать соответствие качества товаров, работ и услуг, производимых пользователем качеству услуг, работ и товаров, производимых правообладателем.

· Должен соблюдать инструкции и указания правообладателя, имеющие целью использование комплекса исключительных прав.

· Оказывать покупателям и заказчикам дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, если бы товар приобретался у правообладателя.

· Не разглашать секреты производства и коммерческую информацию, полученную конфиденциальным путем об исключительных прав.

· Пользователь может предоставлять такое количество субконцессий, о которых он договорится с правообладателем. Договоры субконцессии – это соглашения, которое заключается правообладателем, пользователем и третьим лицом, относительно передачи последнему всего комплекса исключительных прав или их части. Субконцессия является производным договором от коммерческой концессии и заключается при наличии следующих условий:

o Предметом субконцессии являются все виды исключительных прав, входящих в комплекс или их определенная часть.

o Договор заключается с согласия правообладателя.

o Субконцессия заключается на срок, не превышающий действие срока в коммерческой концессии.

o Форма договора субконцессии должна соответствовать форме договора коммерческой концессии (письменный договор, требующий регистрации в органе по интеллектуальной собственности).

· Пользователь должен информировать правообладателя об использовании фирменного наименования, коммерческого обозначения, товарного знака, знака обслуживания и иных средств индивидуализации с соблюдением двух требований:

o использование должно осуществляться очевидным способом (открыто и добросовестно),

o использование должно соответствовать условиям договора коммерческой концессии.

 

Пользователь имеет право:

· Использовать переданные ему результаты исключительных прав в соответствии с договором и ограничениями, обременениями об их использовании.

· Получить от правообладателя инструкции, руководства и лицензии по использованию исключительных прав.

· Передать комплекс исключительных прав в целом или его часть в субконцессию.

· Расторгнуть договор коммерческой концессии, заключенный на неопределенный срок, уведомив правообладателя за шесть месяцев (в противном случае может понести неустойку). Расторжение договора может состояться по соглашению участников (сторон), а при недостижении соглашения в судебном порядке. Суд должен определить срок прекращения прав пользователя комплексом исключительных прав, обязать вернуть правообладателю необходимую документацию.

· Обладает преимущественным правом на заключение договора коммерческой концессии при переходе прав к новому правообладателю.

 

Правообладатель по договору коммерческой концессии несет следующие обязанности:

· Передает пользователю техническую, коммерческую и иную документацию, которая необходима для использования комплекса исключительных прав. Составной частью этой обязанности является инструктаж пользователя.

· Выдать пользователю лицензии, а при окончании срока их действия переоформить их.

В договоре могут быть предусмотрены иные обязанности правообладателя. Они носят дополнительный характер. Это такие обязанности как:

· произвести гос. регистрацию договора коммерческой концессии,

· оказывать пользователю консультационные и иные услуги, в т.ч. по повышению профессиональной квалификации,

· контроль за качеством товаров, работ и услуг.

Права правообладателя:

· Внесение изменений в договор,

· Дача согласия по коммерческой субконцессии,

· Получение вознаграждения,

· Досрочное расторжение договора, если пользователь не исполняет условия соглашения и нарушает возложенные на него обязанности

· Прекратить договор, если он заключен без указания срока (предупредить за 6 месяцев)

· Ограничить использование комплекса исключительных прав

· Расторгнуть договор в суде или по соглашению сторон.

 

Простое товарищество.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.