Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система повышения квалификации.





Система дополнительного образования. Это те структуры, которые реализуют программы, не связанные с обязательными учебными.

Еще в высшей школе есть структуры специального образования.

Кроме того, существуют специальные программы для детей-сирот. До 18ти лет этих детей содержат и обеспечивают все им. Есть структуры для детей с отклонениями в развитии.

Есть образовательные учреждения для представителей определенной религии.

Образовательные учреждения бывают с отрывом и без отрыва от производства. В частности, когда ребенок в больнице, к нему приходят заниматься.

Кроме того, существуют индивидуальные программы. На дом иногда могут приходить педагоги. Так, человек может потребовать для ребенка индивидуальный план обучения, или ребенок болен, но психически вполне нормален.

 

Педагогические принципы.

Педагогические принципы или принципы обучения – это системообразующие идеи, обеспечивающие объективное функционирование и развитие учебно-воспитательного процесса, организующие и направляющие его осуществление. Конечно, Вы можете в разных словарях или учебниках увидеть вариации. Но надо ли на них опираться? Так, например Гельвеций говрил, что это компас педагогической деятельности. Зная и понимая принципы, придерживаясь их, педагог может понять, как решить ту или иную задачу, решить, как надо организовывать процесс обучения. Знание принципов организовывает знание каких-то ключевых моментов. Сегодня педагог превратился не в источник знаний, а в организатора учебного процесса. Т.е. педагог не истина последней инстанции. У него другие залдачи. С другой стороны, парадигмы и принципы ставят некие рамки в решении тех или иных задач в педагогике. Эти принципы позволяют быстро решить те или иные задачи.

Эти принципы зафиксированы на государственном уровне. Есть такие, которые реализуются в управлении образовательным учреждением. Есть те, которые реализуются в процессе обучения.

Принципы государственной политики в образовании:

1. Гуманистический характер образования. Это основной принцип, который должен быть реализован в образовательном учреждении. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданина и патриота. Вместе с тем, оно должно быть. Какие-то основополагающие законы не могут не проникать в документы. Это тенденции в развитии образования, психологии,педагогики и общества вообще. Гуманистическая психология пришла и стала проникать с запада. При этом у нас работали интересные педагоги-новаторы. Все это зависит от того, в каких условиях оказывается развивающася личность. Чем менее развита критиченость сознания, тем больше вероятность принятия того.

Принципы гуманистической психологии Карла Роджерса.

· Формирование и развитие интеллекта. Очень важно иметь представление об окружающем мире, о причинно-следственных связях. Чтобы критически относиться к некотрым явлениям, не хвататься за первую идею.

· Формирование эмоциональной сферы, интереса к происходящему. Эмоции – реакция на степень удовлетворенности наших потребностей. А под лежащий камень вода не течет Мы все – зеркало друг для друга. Если вы говорите что-то, а человек не реагирует – общаться не хочется. Ребенок, развивающийся дома, получает всю палитру чувств. Ребенок, воспитывавшийся в государственном учреждении, получает обедненное в эмоциональном отношении воспитание. Человек и сам не внимателен к эмоциональным проявлениям окружающего пространства. Поэтому это важно развивать.

· Гуманистическая психология апелирует к правому полушарию. Формируются программы восприятия и произношения речи. И мы понимаем, что человек хочет нас обидеть. Хотя есть люди-меланхолики. У них проявления психики отличаются. Развитие стрессоустойчивости – это важно.

· Следующие два пункта – связаны между собой. Это формирование и развитие высокой самооценки и самопринятия. Сегодня, как никогда, эти формирующиеся идеалы, планки засчет того, что активно транслируется в СМИ: начиная от физиологии и заканчивая критериями жизненного успеха. Я знаю, что ценно во мне и уничтожать эти качества я не собираюсь. Особенно это сложно в подростковом возрасте, когда человек видит свое несовершенство и может сформировать себе идеал или попытатться подраать взрослым во вредных привычках.

· Вне общества человек не видит своей неадекватности. Если мы не знаем, как относятся к нашим делам, нам плохо. Вы не понимаете, хорошо вы делаете работу, достаточно ли, ценят ли ваши дела. Мы все время должны сигнал получать. То же самое – с ребенком. Если отклика нет, человек не может его понять.

· Важно, чтобы человек научился контролировать себя.

· Наконец, надо, чтобы сформировалась автономность, радикальность в отношении себя. Человек сам выстраивает свою образовательную траекторию. Человек сам склонен выбрать тему, а педагога использовать только как консультанта. В некоторых случаях напротив – зависимый тип – когда нужно ученика вести от и до. Надо такому обозначать каждый шаг. Ребенок придет и скажет: «А что мне дальше делать?» Студент может и постесняться.

 

Педагогические идеи Д. Лока. Эпоха просвещения. В основном они сходились в критике сосдовного воспитания и образования, а также за приближение школы к социальным условиям. Нужно вводить светское образование, приближенное к жизни – так считает Джон Лок. Он был хорошо знаком с работами Декарта и др. Он изложил основные факторы образования. Им были разработаны способы развития мышления.

Говорит он о воспитании джентльмена (выходец из рода, мужчина), т.е. о воспитании человека дворянского происхождения, не получившего титул по причине того, что он не является старшим сыном в семействе. Таких детей обучали спорту. Однако при Локе это понятие расширяется. Он считает Джентльменом любого человека, способного к предпринимательской деятельности. Лок считал.что воспитанние оказывает влияние на формирование личности. Из всех людей, которых мы встречаем, у большинства чистая доска. Но при этом у человека есть природные задатки. У всех есть эгоистические интересы. Нужно сделать так, чтобы учитывались интересы всех людей. Следовательно, надо воспитать общеприятные качества: хорошие манеры, храбрость и т.д. что позволит достичь счастья, не мешая счастью других. Джон Лок говорит, что человек рождается и сразу попадается под воздействие других людей. Ребенка нельзя баловать. Он выступает за спартанские методы воспитания, приводит примеры санитарно-гигиенических норм.

Говорит, что первично воспитание, а не образование. Он говорит, что мудрость состоит в обдуманны дейстиях. Она провоцируется не только желаниями человека, а его воли: осознания того, что он должен делать.

По Локу ребенок не обладает волей и разумом, и должен быть подчинен чужой воле. Важная роль отводится родителям. Страх и почтительность должны дать некоторую власть над детьми, а потом любовь и уважения укрепят ее. Сначала надо держать ребенка на расстоянии, а потом уже приближать к себе постепенно. Воспитатель должен учитывать особенности ребенка, должен отметить все его качества, чтобы знать потом, как действовать. Он высказывается за приоритет домашнего воспитания. Он негативно оценивает влияние сверстников.

Очень действенным он считает метод примера. «Мы все как хамелеоны» - говорит он. Нужно подавать благой пример ребенку. Глупо требовать от ребенка того, чего сам не выполняешь. Лок отрицательно относится к физическим наказаниям, битью розгами. Все желания остаются при нем, и когда ребенок взрослеет – это выходит наружу. Кроме того, не стоит использовать в качестве наград сладости и игрушки. Ребенок приспособиться и не будет проявлять своего истинного лица.

Вместо этого надо использовать честь и позор. Но это возможно, если ребенок стремится беречь свою репутацию. Поэтому замечания нужно делать наедине, а хвалить при всех. Ну а за дурашливость ругать не стоит – это свойственно детям.

Он против обучения сложным наукам. Он заложил основу прогматической педагогики. Нужно обучать детей счетоводству. Нужно знать географию, астрономию, знать историю и право. Логики и риторике учить не обязательно. Говорить разумныевещи не обязательно без сложных форм. Достаточно быть начитанным. Нужно воспитать в ребенке таланты: танцы, музыка, живопись.Танцы важнее. Развивают грацию и уверенность в себе.

Предлагает обучать ремеслу. Говорит, что даже государственные деятели, отдыхая от умственной деятельности, обращались к ремеслу. Можно заняться резьбой по дереву.

Взрослым считает человека в 21-22 года. Цель образования – это не приобретение количества знаний,а приспособление к жизни. Методы: нужно учитывать особенности ребенка. Нельзя силой пытаться выучить чему-то ребенка. Нужно поддерживать интерес ребенка к миру. Дети радуются знанию и увлекаются. Вводит игровой метод обучения. Выступает против словесного метода. Знания должны достигаться эмпирическим путем. Против тупого заучивания.

Лок заложил основы прагматической педагогики.

Лекция от 9 апреля 2012 года.

Существует единый базисный учебный план – задача которого – определить обязательный набор учебных предметов. Были бы это школы, вузы – для каждой ступени образования. Состоит план из двух частей:

1) Инвариантная часть, которую изменить не возможно. Этот учебный план обязателен для исполнения образовательными структурами. Она неизменна и обязательна для всех учебных заведений одного типа. Это сделано для того, чтобы при перемещении между регионами люди могли вклиниться на любой уровень образовательной системы. Кроме того, существует учебный план и ГОСТ, который обусловливает количество часов, которое выделяется на каждый предмет в учебном плане. Поэтому, эта инвариативная часть гарантирует свободу перемещения в пространстве без потерь в образовательной траектории.

2) Вариативная часть позволяет реализовать национальные интересы в тех или иных регионах. Связано это с организацией хозяйства, организации людей в данном регионе. Тут могут быть указаны часы и дисциплины, в которых заинтересованы жители данного региона. Чем насытить еще учебный процесс? Это решают на местах различные органы этой отдельно взятой школы.

Следующийпринцип – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки учащегося. Этот принцип обеспечивается тем, что существует закрепленная сетьобщеобразовательных заведений. Весь школьный уровень, начально-профессиональное образование как правило бесплатное. Прилагая усилия мы можем получить бесплатное образование. Но важно, что сегодня не ученик должен приспосабливаться к образовательной системе, в которой он оказывается. Если мы говорим о МОУ в микрорайонах, которые должны принимать, обязаны создать условия для обучения в школе. Т.е. если мы столкнемся с ситуацией отторжения ребенка в школе, можно и возмутиться.

Но если родители считают, что их слабовидящий ребенок должен учиться в массовой школе, у них есть право претендовать на это место.

Школа должна быть адаптинвой, она должна приспособиться ко всем должникам, которые там имеются.

Следующий принцип – светский характер образования. Недопустима пропаганда какой-либо религии в государственной школе. Но в частной школе или образовательных структурах конфессий это не относится. К ним одно требование – формировать толерантность к другим религиям.

Следующий приницип – свобода и плюрализм образования. Мы можем выбирать, учиться в своем микрорайоне или ездить в далекие школы. Мы можем выбирать профиль школы – математическая или гуманитарная, например. Кроме того, преподаватель должен в своем курсе уделять внимание различным концепциям. Например, об эволюции человека: вне зависимости от позиции педагога, он должен реализовать принцип плюрализма.

Если этот принип состыкуется со вторым, который мы имеем, связанный с национальными культурами. Сегодня в обществе существует довольно сложная ситуация в обществе.

С ухудшением функционирования промышленности отсутстввал заказ на людей, которые выполняли техническую работу. Поэтому был акцент на экономических и юридических профессиях. Самолеты падают, потому что летчиков нет. Проблемы с техникой связаны с тем, что некому производить транспортные детали, запчасти и т.д. На это будет потрачено много времени и сил. В сельском хозяйстве тоже не все благополучно. В большинстве случаев производство того или иного продукта в сельском хозяйстве связано с национальными традициями. Быили специалисты и технологии в сельском хозяйстве. Молодежь стремится уехать и многие регионы остаются без специалистов.

Чтобы решить проблему – нужно заинтересовать молодежь именно в этом регионе путем составления соответствующей грамотной учебной программы.

Еще принцип – демократический, государственно-общественный характер образования. Автономность образовательных структур. Демократический- значит под котролем общественности. Кроме того, существуют общественные организации, которые состоят из старейших преподавателей. Это обязательно родители. Есть специальные организации, которые направляют учебные операции.

Существует другой принцип – принцип единоначалия.

Комитетпо образованию – высшая ступень иерархии в управлении образовательными структурами.

Есть управляющие структуры, лица. Кафедры, факультеты, методические советы.

Есть научный орган – Российская академия образования. С этим органом связаны исследовательские планы образовательных учреждений. Планы исследований существуют, утверждаются учеными советами и сообразуются с планами Рос. Акад. образования. Это процесс влияния на сознание будущего педагога. В исследовательской деятельности принимают участие многие лица образовательного процесса.

Впрочем, на основе этих принципов каждый преподаватель создает свою учебную программу. По каждой учебной дисциплине формируется подобного рода программа. Их последовательность вся обозначена. Но обозначая тему, урок, касаясь темы и метода, преподаватель должен всегда обозначить, какая тема за какой идет, соблюдаются ли принипы последовательности. Обеспечивается ли наглядность? В настоящее время необходимо обозначить, какую компетенцию готовит и формирует та или иная дисциплина.

1) Принцип единства обучения, воспитания и развития. Все, что происходит в образовательном процессе должно стимулировать развитие человека как личности, способствовать развитию иерархических составляющих.

2) Принцип научности. Вся программа сама по себе и каждая отдельная тема должны быть научно-обоснованы, насыщены научными данными. Это формирует современное мировоззрение людей, чтобы они понимали, что происходит, куда движется современное общество. Это очень важный момент.

3) Принип приемственности. Все программы, единый учебный и базисный план – стоят на этом принципе. Всеони обязательно опираются на то, что было на предыдущих образовательных ступенях. Есть путь получения знаний, который видно довольно просто. Общая тенденция такова, что содержание материала повторяется на новом витке.

Ян Амос Каменский. В его трудах были сформулированы дидактические принципы. Его принципы оказались невероятно эффективными. Золотое правило дидактики – принцип наглядности. Существуют процессы восприятия и представления. Этой реальности нет в ощущениях, но это когда-то было, и степень наглядности позволила Вам создать некий образ. Творческий процесс позволяет создавать образ, которого не было. Но это сложно, если этого объекта в реальности этого человека не было. Следовательно, для реализации этого принципа рекомендуется идти от практики к теории.

4) Следующий принцип – доступность материала, который преподается. Поэтому нужно хорошо дифференциировать своих учащихся, понимать, на каком они уровне находятся. Преподаватель должен понимать, насколько та или иная информация может быть адекватно воспринята.

5) Принцип последовательности и систематичности. Поэтому программа должна быть логически выстроена. Приемственность должна существовать. Нужно опираться на то, чо было у предшественников. При написании прогаммы пишут: «Прохождению этой дисциплины должно изучение того-то того-то». Систематичность. Не может быть математики раз в месяц, раз в полгода.

Самое главное, что чем ниже уровень обучения, тем жестче должны эти принципы соблюдаться и реализовываться. Только так можно сформировать сознание человека равномерно.

6) Кроме того, есь принцип прочности знания. Предполагает проверку знаний.

7) Человек должен понимать, какую это роль сыграло в становлении общества. Любой преподаватель должен базироваться на практико-ориентированный вариант образования.

8) Гуманистическая направленность. Все, что предлагается, должно быть полезно для самого человека, должно формировать созидательную направленность.

9) Есть еще принцип – гуманитаризации предмета. Какую бы техническую дисциплину мы не рассматривали, нужно показывать роль отдельных людей в становлении этой дисциплины. Показать, каким путем шла наука – сегодня это необходимо. В это виден человек со всеми его возможностями.

10) Принцип индивидуализации и дифференциации. Трудно его реализовать, когда 140 человек по списку. Присутствует большое количество людей и очень трудно соответствовать этому принципу. Индивидуализация предполагает, что человек может быть замкнут, но надо найти подход, в рамках которого он сможет себя проявить. Вплоть до того, что если человек видит слабо, надо посадить его по-ближе к доске. Дети делятся по уровню гтовности или подготовки по уровню работы. Это дифференциация детей.

В рамках системы образования существуют так называемые парадигмы.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.