Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогика. Внутреннее пространство.





Лекция 1.

Все будет хорошо. Меня зовут - Бабаева Наталья Михаиловна. Факультет психологии, кафедра педагогики. Еще у меня есть почта. Ее можно старостам и записать.

На каждое занятие иметь тетрадный лист. Могут задавать вопросы по окончанию лекции или по середине. Это своего рода форма проверки.

Курс психологии и педагогики. Педагогический процесс опирается на психические функции. Это позволит выйти с воспоминанием этого момента. Некоторые моменты могут быть для самостоятельной работы. Все, что связано с процессом воспитания и образования. Трудно при таком количестве народа уповать на учебную активность и делать ее критерием экзамена. У преподавателя есть ориентир, на что вы расчитываете. По активности видно, какие задачи мы ставим перед собой. Учебная активность – посещаемость, вопросы, участие в промежуточных тестированиях. Когда группа маленькая – форма работы существует такая, как лекция-конференция. Есть близкий раздел – история педагогики. Есть большой раздел, который не имеет смысла рассказывать отдельно. Поэтому курс будет обобщающего плана. Но можно заглянуть в историю. Педагогическая мысль имеет глубокие корни. Поиск форм, методов, средств формирования современного человека, способного решать значимые для него задачи. К экзамену задача – создать реферат,1) исторический сквозной текст в первой его части; 2) Уже нечто по педагогике. Вторая часть – конкретное лицо или система, которая имеет место. Можно взять школу Пифагора, систему обучения в Спарте. Можно взять средневековую образовательную систему. В общем, что Вам, судари (товарищи, уважаемые господа, милсдари и сударыни), угодно.

Цель педагогики и ее связь с психологией – в интериоризации, т.е. погружения информации в сознание человека. Следовательно, педагогика - курс мировоззренческий для всех. Для кого-то мы становимся учителями, руководителями, родителями и т. д.

Педагогика возникла очень давно. Педагогом назывался раб, функции которого состояли в присмотре за ребенком. Фактический перевод – «детоводство». С развитием общества, с усложнением структура, разделением труда, возникновением потребностей в людях разных профессией, расширялись и функции педагогов. Рос список обязанностей по отношению к молодому поколению. И сегодня педагогика – не просто функциональная профессия. Педагог вводит новое поколение в современную жизнь. Педагог представляет любой уровень социализации, готовит новое поколение к жизни и дает возможность встроиться в цепочку поколений. Необходимо сформировать сознания, умения разного уровня, может быть и навыки, которые позволят выполнять определенные функции разной степени функциональности. Цель на локальном уровне: подготовка специалистов. На глобальном уровне цель: подготовка нового поколения к жизни. Теперь педагог отвечает, таким образом, не за одного ребенка. Перед ним стоит глобальная задача вне зависимости от количества человек сформировать составляющее сознание, связанное с продолжением развития цивилизации.

Педагогкика превратилась в науку, приобрела свои методы изучения педагогической реальности. Появились у не принципы, на основании которых она существует. Педагогика существует с опорой на психологию. Сегодня она изучает педпространство во всей полноте и со всеми объективными возможностями ввиде методов, принципов, правил и т. д. Есть методы, которые характерны для всех гуманитарных наук. Но основной метод педагогикипедагогический эксперимент. Сущесвтует, впрочем, дискуссия, самостоятельная ли наука педагогика. Но большинство ученых считают, что педагогика – самостоятельная дисциплина. Никакую другую науку не интересует так глубоко все то, что происходит в образовательном пространстве. Все это педагогика изучает как наука.

Слово возникло давно. В России появилось с принятием христианства. В числе культурного наследия, которое привнесла с собой византийская культура. Педагогические традиции – в античности, в византийской культуре.

Педагогика – наука о воспитании, раскрывающая сущность, цели, задачи, закономерности воспитательного процесса, его роль в жизни общества и в становлении отдельного человека. Это опредление является наиболее частым, встречается в словарях. Но в качестве определения можно взять что-то свое. Приведенное определение научно обосновано. Кто-то скажет по-другому. Это лишь стержень. Это куцое определение.

Педагогика – наука о воспитании. Но что такое воспитание? Многое в понимании педагогики зависит от того, кто как смотрит на воспитание. Когда мы говорим, что воспитываем людей, мы их уже обучаем. Но есть и другая точка зрения – процесс обучения и воспитания разделены. Теория обучения и воспитания разделены в педагогике так же. Влияя на личность, мы формируем высоту планки, до которой распространяется наше влияние. У человека есть то, чего не у других животных. Это потребность в дружбе, любви, есть состояние, которое испытывает человек, потребность заботиться. Дисциплина, ответственность, уровень глобальности показаний, напралвленность. Ребенок постигает, что такое хорошо, а что плохо – на уровне знания. Внутри его сознания этого не существует. Потом он в этом убеждается – почему, например, нельзя брать горячее. Его мировоззрение наполняется тем, что является его опытом. Это и есть интериоризация. На этом уровне – разница двух процессов: познавания и обучения. Анализируя ощущения, мы воспринимаем ситуацию, происходит процесс складирования этих ощущений. Воображение, память, внимание – то, что позволяет нам идентифицировать что-то в окружающей среде. Все это – познавательные функции. Эмоциональная сфера формируется под определенным влиянием. Но при этом – обучение и познавание взаимосвязаны. Ничто не должно пройти бесполезно – вот принцип педагогики. Любая ситуация должна чему-то учить, что-то обозначать. Мы должны понимать, что разделение искусственно. Первая сфера – познавательная. Вторая – мотивационно - волевая. Эмоции – это оценка степени удовлетворенности тех или иных потребностей. Третья сфера – коммуникативная. Чтобы это как-то систематизировать, существует разделение обучения и воспитания. Реально в педагогической практике разделить это почти не возможно.

Есть еще понятие образование. Как его соотнести с обучением и воспитанием? Образование позволяет пройти успешнее путь в социализации. Об этом пойдет речь в рамках настоящего курса.

Поэтому в сегоднешнее определение включаются факторы обучения, воспитания и образовании. Это три категории педагогики, которые тесно связаны. Мало, впрочем, и самого слова «наука». В педагогике уже много наук. Это не просто наука, а совокупность наук.

Поэтому давайте запишем определение. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, обучение и образование как целостный педагогический процесс.

По отношению к разным категориям людей на теоретическом уровне найдены общие закономерности сообразно возрасту, статусам и т.д. Прикладные дисциплины практического плана в конкретно опредленных сферах реализуют знание.

Еще одно дискуссионное поле – наука ли педагогика. Многие считают, что это не наука, а искусство. Так говорил Ушинский, основоположник одной из школ психологии конца XIX века, времени открытия главных механизмов психики. В конце XIX века увидели нервную клетку. Это элемент, приобразующий информацию в виде сигналов из окружающей среды в виде электрического принципа. Пока все это не поняли, понять психику и поведение было не возможно. Хотя до этого существовало учение бихевиористов – есть стимул, есть реакция. Всегда можно, по их мнению, подобрать стимул, на который будет опредленная реакция. Но с откртытия нейрона начинается новая эра в изучении психики человека. В общем, XIX в. – раскрыл целый ряд факторов человеческой жизни. В споре о том, что такое педагогика, Ушинский, который был в курсе всех этих открытий и сам был педгогом, создает труд «Человек как предмет воспитания или педагогическая антропология». Это первый учебник по педагогике. Это книга для учителя. Девиз: «Прежде, чем воспитывать, познай своего ученика». Рассматривалась роль речи в формировании человека. Уже тогда стало понятно, что речь формирует мышление. Вступая в общество, человек осваивает знаковую культуру и речь. Это инструмент познания и самореализации. Ушинский еще этого не знал, но знал окритериях, на основе которых можно готовить педагогов. Он требовал, чтобы учитель в числе осваиваемых дисциплин осваивал возрастную физиологию и механизмы становления психики. Ушинский изучение возрастной физиологии как науки о механизмах формирования психики ставил во главу угла как основную задачу при подготовке педагогов. Но в предисловии пишет: «ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы наукой, а только искусством». Т.е. основа – не на познании, а на интуиции, на чувственном восприятии. Представитель этих профессий опирается не олько на знания, которые должны быть. Но решающими являются не только знания, но интуиция. Одни и те же явления могут быть интерпретированы по-разному.

Литература:

Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. [Подчеркнута связь философии и педагогики. Гессен пишет, что педагогика – прикладная наука, наука не о сущем, а о должном, о том, что есть, а то, как необходимо поступать].

Есть тертья примеряющая позиция. Абодовский считал: «Педагогика и искусство, и наука, и технология». Совокупность методов, имеющих конкретную цель, называется технологией.

 

Лекция 2.

История педагогики начинается еще в первобытные времена, когда начался поиск приемов передачи по наследству определенных знаний. Об этих моментах пишет Д. Джуринский, который делает в своей книге экскурсы в педагогику и экономику. Но философские корни педагогики восходят к IV-V вв. до н.э. Есть свои особенности в педагогической системе Афин и Спарты. В последней – формировали личность соответствующего плана, а именно – воина. Самостоятельную школу, где формировались государственные деятели, основа Пифагор. Философия – это концептуальная база педагогики и педагогических систем. Оказавшись на работе в опредленной школе или в другой стране, можно оказаться в пед. коллективе, который стоит на тех или иных идеях. Опираясь на государственные документы, каждая школа вырабатывает свое видени5е целей и задач. Но основная цель – развитие человека нового мира, нового поколения.

Ряд гуманитарных дисциплин связан с педагогикой. В частности – этика. Это субъектно-объектные отношения. Чем младше ребенок, тем более он ведом. Он является объектом. А взрослые – субъектами. Со временем ребенок взрослеет и начинает высказывать собственное мнение. Так с учителем возникают субъект-субъектные отношения. По мнению преподавателя, человек становится взрослым, когда начинает планировать день не только для себя, но и для других.

Эстетика – другая дисциплина, связанная с педагогикой. Можно почитать этюды о красоте у Аристотеля. Можно образаться к философам и черпать оттуда представления о философии. Это вопрос о том, что помогает формированию сознания, а что ведет к его разрушению.

Антропология. Рассматриваются вопросы, куда движется человек в своем развитии. Антропологическе данные позволяют проследить, куда движется общество. Демография как наука тоже связана с педагогикой. Конечно, социология, история. Это те дисциплины, которые позволяют сформировать планы на развитие педагогических систем. Если антрополгию и философию интересует телесно-духовное развитие человека, то некоторые науки связаны с процессом развития общества.

Физиология. Человек на каждом возрастном этапе имеет свои особенности, характеристики, вызывающие развитие психики как системы. Мотивационная составляющая отличается у людей разного возраста. Часто ребенок маленький делает то, что привлекает его внимание. Он еще не может проявлять своей воли. Это надо воспитывать. Нет тербований к ребенку, есть требования к воспитателю. Только к шести годам созревают лобные доли, которые отвечают за волевые функции.

Человек контролировать свои действия начинает не сразу, а несколько позже.

Существует технократическая концепция образования – надо прививать ребенку навыки работы на компьютере с детства. Но сколько, где и когда? – этому вопросу посвящена особая литература. Можно найти специальную литературу. Таким образом, с педагогикой связана медицина – с точки зрения контроля за здоровьем. А еще есть гигиена и санитария.

Наконец, наука экономика рассматривает вопрос о человеке на производстве. Это технологии, в том числе, сберегающие здоровье.

Все это выросло из философии. Педагогическое пространство должно стремиться удовлетворить этим планкам.

Лекция 4.

Иногда, при описании индивидуального педагогического опыта в той или иной стране проявляются те идеи, которые раньше оставались не замеченными. И вот именно сегодня эта илея может оказать стимулирующее воздействие на формирование новых подходов. Эти отдельные индивидуальные особенности. Педагогики-теоретики выискивают конкретный опыт по воспоминаниям,мемуарам и т.д. Изучение важно для того, чтобы понять, что какой-то конкретный опыт не приеним. Многое завиит от личности педагога, от харизмы, артистичности, от мотивации сформировать конкретное сознание. От энергетики и направленности.

Прогностическя функция педагогики – формирование целей,научное обоснование планов развития современных педагогических систем. Чем наполнить пед. Процесс – для этого важно понять, к чему стремиться, экстраполировать чей-то опыт. На основе такого научного подхода нужно формировать дальнейшие цели и планировать систему образования ближайшего и далекого будущего. Еще один момент, связанный с этой функцией – обеспечить эффективное управление образованием.

Разработка новых педагогических систем, технологий и инновационных подходов также занимает свое важное место в педагогике. Когда речь идет о педагогических технологиях, предполагаем жесткие методы, жесткий контроль и предсказуемые результаты. Разработкой этой сегодня занимается педагогика как наука. Где-то этой жесткости не может быть по определению. Когда мы берем навооружение индивидуальный подход, то речи о технлогии быть не может. Профессиональное формироване умений позволяет при минимальном количестве информации или тренинговых упражнений определенное качество профессиональной компетенции.

В настоящее время различные школы имеют различный статус. В частности, статус школы-лаборатории дает ей возможность экспериментировать. Но родители должны понимать, что дети станут экспериментировать. Школа может взять на вооружение программу «Одаренные дети» - это тоже образец создания среды. Замена традиционного урока на другие формы работы детей – тоже есть. Это нацелено на эффективность и творческое развитие детей. В разной степени дети могут по-разному реаогировать на те или иные явления. Как правило идет работа с родителями,которые должны быть внимательнее, чтобы все в этом проекте не потерялись. Существует теоретический метод, который готовит школу в участии в том ли ином педагогическом процессе. Но это методы эмпирические. Используются такие методы как наблюдение, беседа, интервью. Использовать их могут и ученые, и педагоги.

Тентональность – ведение различных документов (журнал и др.). Эти материалы могут стать предметом исследования. Есть также биографический метод.Это бывает очень важно в разных ситуациях. Важна биография ребенка, где и как родился, телесное и физическое развитие и т.д.

Но самым важным является метод педагогического эксперимента. Содержанием этого эксперимента являются учебные программы, личность педагога и т.р. Например, молодой преподаватель и пожилой предподаватель – какие отношения выстраиваются с учениками у того и у другого. Продукты деятельности, обучаемость тех или иных людей. Поэтому любой педагог ообращается к каким-то заданиям, пытается понять, насколько готовы к восприятию тех или иных инструкций те или иные дети. Так, детям дают задание собрать пирамиду. И дальше смотря, как человек себя ведет, педагог дифференциирует коллектив. Есть такой лонгитюдный метод, который позволяет получать данные в течение длительного времени. Так, эксперимент – эффективность компьютера в освоении математики. Длительное время над бедными детьми проводят эксперимент, который должен дать некий результат. Может быть направленность эксперимента на то, кем хочет быть человек, чтобы выяснить, в какое время они живут и насколько свободны в выборе самореализации. Этот критерий используется для оценки педагогического пространства. Тут оценивают эффективность того или иного коллектива, проекта и т.д.

Лекция 5.

Одним из факторов осуществления образовательного процесса – это НТР. Так в ЮАР разработали мобильный класс, который позволяет в условиях Африки обучать детей. Это легко перевозимая установка с видеоапаратурой.

Другим фатором- национальные особенности.

Последним или скорее наиболее значимым, вбирающим в себя все является политика властных структур. В настоящее время идет создание единой системы образования. Это глобализация. Далее следует чтение статей. Так, нужно создать микротранспорт для перемещения людей. Проблемой является отсутствие новых кадров в сельской школе. Городской учитель в сельской школе работать полноценно не может. Он должен на автобус спешить, а сельский учитель занимается дополнительно с учениками и денег за это не берет. Это все равно, что душу продать.

В частности, в Японии очень сильны традиции образования. Там очень сильная дисциплина. Достигнув 7 лет девочки и мальчики подпоясываются взрослым поясом и начинают свою жизнь. На уровне семейных традиций там практикуются физические процедуры. Есть система взаимопомощи старших младшим. Каждый старший ученик имеет подшефного младшего. Он несет нравственную ответственность за своего подопечного.

Лекция от 27 марта.

Есть целый ряд факторов, который отражается на воспитательном процессе и носит психологический характер. Так, к гиперактивному ребенку необходим особый подход, у воспитатлея могут возникнуть сложности. Есть напротив дети с некоторыми отклонениями.

Когда ребенок приходит в школу, и он воспитывался в семье, он сталкивается с ситуацией: в семье все внимание было к нему, а теперь все по-другому.

В некоторых случаях внимание сосредоточено на оздоровлении маленького, на создании наилучших условий для его роста. Сегодня, в условиях, когда перед обществом стоит задача осваивать новые технологии, опять стоит задача расширения образовательного школьного пространства.

Начальное образование с 1 по 4 класс – это важный период, когда идет начальное общее образование.

Основное общее образование. Это с 5 по 9 класс. Здесь существует проблема созревания: физического и социальная. Кроме того, на сознание детей влияет много факторов. Есть ранняя ориентация на зарабатывание денег. Активно развивались споры о введении 12-го класса, который являлся профильным. Есть вузы, котоые имеют факультеты для старшеклассников. Чаще всего зарабатыванием денег занимаются сейчас студенты. А раньше было это и среди детей. Они искали самостоятельной зарплаты. На законодательном уровне встал вопрос, чтобы дать возможность детям заняться профессиональной деятельностью – т.е. в 9 классе дети проходят то, что более углублено пройдут в 10-11-м. Отголосок этого до сих пор сохранился в школьных программах. Это результат незнания психологии.

Есть люди, которые останавливаются на уровне конкретного мышления. И в высшей школе ему учиться сложно. Но при этом может делать конкретные вещи. Для этих людей – практико-ориентированная деятельность.

Профессиональное образование. Начальное: колледж; среднее: техникум; высшее: университет; послевузовское: аспирантура, ординатура.

Педагогические принципы.

Педагогические принципы или принципы обучения – это системообразующие идеи, обеспечивающие объективное функционирование и развитие учебно-воспитательного процесса, организующие и направляющие его осуществление. Конечно, Вы можете в разных словарях или учебниках увидеть вариации. Но надо ли на них опираться? Так, например Гельвеций говрил, что это компас педагогической деятельности. Зная и понимая принципы, придерживаясь их, педагог может понять, как решить ту или иную задачу, решить, как надо организовывать процесс обучения. Знание принципов организовывает знание каких-то ключевых моментов. Сегодня педагог превратился не в источник знаний, а в организатора учебного процесса. Т.е. педагог не истина последней инстанции. У него другие залдачи. С другой стороны, парадигмы и принципы ставят некие рамки в решении тех или иных задач в педагогике. Эти принципы позволяют быстро решить те или иные задачи.

Эти принципы зафиксированы на государственном уровне. Есть такие, которые реализуются в управлении образовательным учреждением. Есть те, которые реализуются в процессе обучения.

Принципы государственной политики в образовании:

1. Гуманистический характер образования. Это основной принцип, который должен быть реализован в образовательном учреждении. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданина и патриота. Вместе с тем, оно должно быть. Какие-то основополагающие законы не могут не проникать в документы. Это тенденции в развитии образования, психологии,педагогики и общества вообще. Гуманистическая психология пришла и стала проникать с запада. При этом у нас работали интересные педагоги-новаторы. Все это зависит от того, в каких условиях оказывается развивающася личность. Чем менее развита критиченость сознания, тем больше вероятность принятия того.

Принципы гуманистической психологии Карла Роджерса.

· Формирование и развитие интеллекта. Очень важно иметь представление об окружающем мире, о причинно-следственных связях. Чтобы критически относиться к некотрым явлениям, не хвататься за первую идею.

· Формирование эмоциональной сферы, интереса к происходящему. Эмоции – реакция на степень удовлетворенности наших потребностей. А под лежащий камень вода не течет Мы все – зеркало друг для друга. Если вы говорите что-то, а человек не реагирует – общаться не хочется. Ребенок, развивающийся дома, получает всю палитру чувств. Ребенок, воспитывавшийся в государственном учреждении, получает обедненное в эмоциональном отношении воспитание. Человек и сам не внимателен к эмоциональным проявлениям окружающего пространства. Поэтому это важно развивать.

· Гуманистическая психология апелирует к правому полушарию. Формируются программы восприятия и произношения речи. И мы понимаем, что человек хочет нас обидеть. Хотя есть люди-меланхолики. У них проявления психики отличаются. Развитие стрессоустойчивости – это важно.

· Следующие два пункта – связаны между собой. Это формирование и развитие высокой самооценки и самопринятия. Сегодня, как никогда, эти формирующиеся идеалы, планки засчет того, что активно транслируется в СМИ: начиная от физиологии и заканчивая критериями жизненного успеха. Я знаю, что ценно во мне и уничтожать эти качества я не собираюсь. Особенно это сложно в подростковом возрасте, когда человек видит свое несовершенство и может сформировать себе идеал или попытатться подраать взрослым во вредных привычках.

· Вне общества человек не видит своей неадекватности. Если мы не знаем, как относятся к нашим делам, нам плохо. Вы не понимаете, хорошо вы делаете работу, достаточно ли, ценят ли ваши дела. Мы все время должны сигнал получать. То же самое – с ребенком. Если отклика нет, человек не может его понять.

· Важно, чтобы человек научился контролировать себя.

· Наконец, надо, чтобы сформировалась автономность, радикальность в отношении себя. Человек сам выстраивает свою образовательную траекторию. Человек сам склонен выбрать тему, а педагога использовать только как консультанта. В некоторых случаях напротив – зависимый тип – когда нужно ученика вести от и до. Надо такому обозначать каждый шаг. Ребенок придет и скажет: «А что мне дальше делать?» Студент может и постесняться.

 

Педагогические идеи Д. Лока. Эпоха просвещения. В основном они сходились в критике сосдовного воспитания и образования, а также за приближение школы к социальным условиям. Нужно вводить светское образование, приближенное к жизни – так считает Джон Лок. Он был хорошо знаком с работами Декарта и др. Он изложил основные факторы образования. Им были разработаны способы развития мышления.

Говорит он о воспитании джентльмена (выходец из рода, мужчина), т.е. о воспитании человека дворянского происхождения, не получившего титул по причине того, что он не является старшим сыном в семействе. Таких детей обучали спорту. Однако при Локе это понятие расширяется. Он считает Джентльменом любого человека, способного к предпринимательской деятельности. Лок считал.что воспитанние оказывает влияние на формирование личности. Из всех людей, которых мы встречаем, у большинства чистая доска. Но при этом у человека есть природные задатки. У всех есть эгоистические интересы. Нужно сделать так, чтобы учитывались интересы всех людей. Следовательно, надо воспитать общеприятные качества: хорошие манеры, храбрость и т.д. что позволит достичь счастья, не мешая счастью других. Джон Лок говорит, что человек рождается и сразу попадается под воздействие других людей. Ребенка нельзя баловать. Он выступает за спартанские методы воспитания, приводит примеры санитарно-гигиенических норм.

Говорит, что первично воспитание, а не образование. Он говорит, что мудрость состоит в обдуманны дейстиях. Она провоцируется не только желаниями человека, а его воли: осознания того, что он должен делать.

По Локу ребенок не обладает волей и разумом, и должен быть подчинен чужой воле. Важная роль отводится родителям. Страх и почтительность должны дать некоторую власть над детьми, а потом любовь и уважения укрепят ее. Сначала надо держать ребенка на расстоянии, а потом уже приближать к себе постепенно. Воспитатель должен учитывать особенности ребенка, должен отметить все его качества, чтобы знать потом, как действовать. Он высказывается за приоритет домашнего воспитания. Он негативно оценивает влияние сверстников.

Очень действенным он считает метод примера. «Мы все как хамелеоны» - говорит он. Нужно подавать благой пример ребенку. Глупо требовать от ребенка того, чего сам не выполняешь. Лок отрицательно относится к физическим наказаниям, битью розгами. Все желания остаются при нем, и когда ребенок взрослеет – это выходит наружу. Кроме того, не стоит использовать в качестве наград сладости и игрушки. Ребенок приспособиться и не будет проявлять своего истинного лица.

Вместо этого надо использовать честь и позор. Но это возможно, если ребенок стремится беречь свою репутацию. Поэтому замечания нужно делать наедине, а хвалить при всех. Ну а за дурашливость ругать не стоит – это свойственно детям.

Он против обучения сложным наукам. Он заложил основу прогматической педагогики. Нужно обучать детей счетоводству. Нужно знать географию, астрономию, знать историю и право. Логики и риторике учить не обязательно. Говорить разумныевещи не обязательно без сложных форм. Достаточно быть начитанным. Нужно воспитать в ребенке таланты: танцы, музыка, живопись.Танцы важнее. Развивают грацию и уверенность в себе.

Предлагает обучать ремеслу. Говорит, что даже государственные деятели, отдыхая от умственной деятельности, обращались к ремеслу. Можно заняться резьбой по дереву.

Взрослым считает человека в 21-22 года. Цель образования – это не приобретение количества знаний,а приспособление к жизни. Методы: нужно учитывать особенности ребенка. Нельзя силой пытаться выучить чему-то ребенка. Нужно поддерживать интерес ребенка к миру. Дети радуются знанию и увлекаются. Вводит игровой метод обучения. Выступает против словесного метода. Знания должны достигаться эмпирическим путем. Против тупого заучивания.

Лок заложил основы прагматической педагогики.

Лекция от 9 апреля 2012 года.

Существует единый базисный учебный план – задача которого – определить обязательный набор учебных предметов. Были бы это школы, вузы – для каждой ступени образования. Состоит план из двух частей:

1) Инвариантная часть, которую изменить не возможно. Этот учебный план обязателен для исполнения образовательными структурами. Она неизменна и обязательна для всех учебных заведений одного типа. Это сделано для того, чтобы при перемещении между регионами люди могли вклиниться на любой уровень образовательной системы. Кроме того, существует учебный план и ГОСТ, который обусловливает количество часов, которое выделяется на каждый предмет в учебном плане. Поэтому, эта инвариативная часть гарантирует свободу перемещения в пространстве без потерь в образовательной траектории.

2) Вариативная часть позволяет реализовать национальные интересы в тех или иных регионах. Связано это с организацией хозяйства, организации людей в данном регионе. Тут могут быть указаны часы и дисциплины, в которых заинтересованы жители данного региона. Чем насытить еще учебный процесс? Это решают на местах различные органы этой отдельно взятой школы.

Следующийпринцип – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки учащегося. Этот принцип обеспечивается тем, что существует закрепленная сетьобщеобразовательных заведений. Весь школьный уровень, начально-профессиональное образование как правило бесплатное. Прилагая усилия мы можем получить бесплатное образование. Но важно, что сегодня не ученик должен приспосабливаться к образовательной системе, в которой он оказывается. Если мы говорим о МОУ в микрорайонах, которые должны принимать, обязаны создать условия для обучения в школе. Т.е. если мы столкнемся с ситуацией отторжения ребенка в школе, можно и возмутиться.

Но если родители считают, что их слабовидящий ребенок должен учиться в массовой школе, у них есть право претендовать на это место.

Школа должна быть адаптинвой, она должна приспособиться ко всем должникам, которые там имеются.

Следующий принцип – светский характер образования. Недопустима пропаганда какой-либо религии в государственной школе. Но в частной школе или образовательных структурах конфессий это не относится. К ним одно требование – формировать толерантность к другим религиям.

Следующий приницип – свобода и плюрализм образования. Мы можем выбирать, учиться в своем микрорайоне или ездить в далекие школы. Мы можем выбирать профиль школы – математическая или гуманитарная, например. Кроме того, преподаватель должен в своем курсе уделять внимание различным концепциям. Например, об эволюции человека: вне зависимости от позиции педагога, он должен реализовать принцип плюрализма.

Если этот принип состыкуется со вторым, который мы имеем, связанный с национальными культурами. Сегодня в обществе существует довольно сложная ситуация в обществе.

С ухудшением функционирования промышленности отсутстввал заказ на людей, которые выполняли техническую работу. Поэтому был акцент на экономических и юридических профессиях. Самолеты падают, потому что летчиков нет. Проблемы с техникой связаны с тем, что некому производить транспортные детали, запчасти и т.д. На это будет потрачено много времени и сил. В сельском хозяйстве тоже не все благополучно. В большинстве случаев производство того или иного продукта в сельском хозяйстве связано с национальными традициями. Быили специалисты и технологии в сельском хозяйстве. Молодежь стремится уехать и многие регионы остаются без специалистов.

Чтобы решить проблему – нужно заинтересовать молодежь именно в этом регионе путем составления соответствующей грамотной учебной программы.

Еще принцип – демократический, государственно-общественный характер образования. Автономность образовательных структур. Демократический- значит под котролем общественности. Кроме того, существуют общественные организации, которые состоят из старейших преподавателей. Это обязательно родители. Есть специальные организации, которые направляют учебные операции.

Существует другой принцип – принцип единоначалия.

Комитетпо образованию – высшая ступень иерархии в управлении образовательными структурами.

Есть управляющие структуры, лица. Кафедры, факультеты, методические советы.

Есть научный орган – Российская академия образования. С этим органом связаны исследовательские планы образовательных учреждений. Планы исследований существуют, утверждаются учеными советами и сообразуются с планами Рос. Акад. образования. Это процесс влияния на сознание будущего педагога. В исследовательской деятельности принимают участие многие лица образовательного процесса.

Впрочем, на основе этих принципов каждый преподаватель создает свою учебную программу. По каждой учебной дисциплине формируется подобного рода программа. Их последовательность вся обозначена. Но обозначая тему, урок, касаясь темы и метода, преподаватель должен всегда обозначить, какая тема за какой идет, соблюдаются ли принипы последовательности. Обеспечивается ли наглядность? В настоящее время необходимо обозначить, какую компетенцию готовит и формирует та или иная дисциплина.

1) Принцип единства обучения, воспитания и развития. Все, что происходит в образовательном процессе должно стимулировать развитие человека как личности, способствовать развитию иерархических составляющих.

2) Принцип научности. Вся программа сама по себе и каждая отдельная тема должны быть научно-обоснованы, насыщены научными данными. Это формирует современное мировоззрение людей, чтобы они понимали, что происходит, куда движется современное общество. Это очень важный момент.

3) Принип приемственности. Все программы, единый учебный и базисный план – стоят на этом принципе. Всеони обязательно опираются на то, что было на предыдущих образовательных ступенях. Есть путь получения знаний, который видно довольно просто. Общая тенденция такова, что содержание материала повторяется на новом витке.

Ян Амос Каменский. В его трудах были сформулированы дидактические принципы. Его принципы оказались невероятно эффективными. Золотое правило дидактики – принцип наглядности. Существуют процессы восприятия и представления. Этой реальности нет в ощущениях, но это когда-то было, и степень наглядности позволила Вам создать некий образ. Творческий процесс позволяет создавать образ, которого не было. Но это сложно, если этого объекта в реальности этого человека не было. Следовательно, для реализации этого принципа рекомендуется идти от практики к теории.

4) Следующий принцип – доступность материала, который преподается. Поэтому нужно хорошо дифференциировать своих учащихся, понимать, на каком они уровне находятся. Преподаватель должен понимать, насколько та или иная информация может быть адекватно воспринята.

5) Принцип последовательности и систематичности. Поэтому программа должна быть логически выстроена. Приемственность должна существовать. Нужно опираться на то, чо было у предшественников. При написании прогаммы пишут: «Прохождению этой дисциплины должно изучение того-то того-то». Систематичность. Не может быть математики раз в месяц, раз в полгода.

Самое главное, что чем ниже уровень обучения, тем жестче должны эти принципы соблюдаться и реализовываться. Только так можно сформировать сознание человека равномерно.

6) Кроме то







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.