Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Это устаявшаяся, ставшая привычной точка зрений, модель, образец в решении образовательных задач.





Парадигма влияет на то, как будет выстраивать отношения педагог, какие задачи будут решаться в его образовательном пространстве. В интернете можно вбить «парадигма в образовании». И мы обнаружим большое количество этих парадигм.

1) Парадигма знаний. Если в обществе доминирует она, то аспект делается на знания.

2) Культурологическая парадигма – обеспечить наследование культуры, культурных традиций. Японская, корейская школы – были выстроены в этом плане. Национальные традиции первичны по отношению к знаниям.

3) Технократическая. Тренинги, упражнения, образовательный процесс – четкая технология, в которой прописаны все упражнения, тесты. Это введение в образовательный процесс технологических компонентов.

4) Гуманистическая парадигма. Приоритет ценностей здоровья, человеческих и обечеловеческих целей.

5) Соцонитарная парадигма – парадигма управления. Это проекция политической системы стране. Если по такой парадигме следовать, то все происходящее применимо на образовательный процесс.

6) Человекоориентированная. В самом ее названии мы видим – все, что происходит в образовательном пространестве- ориентировано на человека, и делает ся для человека. В отличие от гуманистической – цель сделать акцент на росте педагогов.

7) Педацентристская. Приоритеты и акценты на обучение и воспитание, а не на формирование человека. Такой задачи не стоти. Все, что происходит там – это мероприятия,которые всегда ставят целью воспитание и обучение как единый процесс. За ними бывает не видно отдельноо человека. Для учителей тожемного делается.

8) Детоцентристская. Все в интересах самого ребенка.

 

Лекция от 16 апреля 2012 года.

Все указанные парадигмы сводятся к двум факторам:

1. Биологизаторский. Восходит корнями к XIX в. Считается, что человек проходит в своем развитии ряд стадий от простейшего организма до высшего биологического вида. Человеком разумным человек становится только к середине своей жизни. Возникли теории, которые описывали онтогенез человека как стадии, повторяющие появление человека. Период подростковый часто сравнивают в рамках этой теории со средневековьем. Это какие-то кумиры, которые становятся путеводными звездами для человека. Потом следует ранний период взрослости – человек ищет своего спутника жизни и свое место в цивилизации. К середине жизни человек осваивает то, что создано цивилизацией на протяжении многих веков. Существуют такие концепции. Эти ступени описываются по-разному. В целом, все они исходят из закона Гекеля. На биологизаторской почве вырос весь псизоанализ. Но и в его рамках разная глубина осмысления всех этих факторов. Фрейд – чистый биологизатор. Аделр и друг. немного ушли от чисто биологизаторского подхода. Есть одна из теорий, которая сама по себе чисто биологизаторская. Но эти теории не абстрактны, они работают. Теория трех зародышевых листов. Сначала формируется первичный эмбрион. Потом – двуслойный мешок – появляется кожный слой. Потом внутри возникнет еще один слой, из которого сформируются сосуды и мышцы. Это стадия терх зародышевых листов. Это эндодерма, а в середине – мезодерма. И в зависимости от того, на чем сделает акцент природа, будет формироваться личность с ее направленностью. Формируется три типа личности. У Шелдона – это комбинации из разных составляющих – от 1 до 7 баллов.

Первый – «депутат-каратышка». Это человек, котоый формируется из эндодермы. Это тип называется эндоморф. Это человек, который хочет хорошо есть, хотя этого и не осознает. Этим человеком управляют его пищевые потребности. Они вырастают из потребностей пищевого слоя. Таким же образом он будет выстраивать свой жизненный путь. Эти люди впадают в депрессию, когда нет вкусной еды. У него не очень развиты мышцы. Туловище и ноги – пухлые. Руки могут сильно потеть.

Второй тип – мезоморф. Тело его выросло на доминанте мезодермального слоя. В ярком выражении – это тип Шварценегера. Длинные мощные ноги, выраженная мышечная система. У этих людей внутренняя потребность - мышечная активность. Не могут они сидеть на месте. В данном случае его воспитанию надо уделять больше внимания. Их энергия должна быть направлена в позитивное русло. Это секции, походы и т.д. Им надо давать какие-то задания.

Третий тип – церебратонический тип. Мозг в тонусе. Это человек, который постоянно над чем-то думает. Узкие плечи, щуплое тело. Это человек мыслитель. Это самый адекватный для педагогического пространства тип. Если человек этот не увлечен какими-то террористическими идеями. Это человек, который с удовольствием пишет, читает. Правда, увлеченность другим предметом может его отвлекать от урока. Но он вдумчив и решает какие-то задачи. Часто они в разряде одаренных по интеллектуальным задачам, которые перед ним стоят.

Таковы биологизаторские концепции. Данная концепция – в основе многих социальных программ.

2. Есть и полюс социологизаторский. Корни этой концепции у Дж. Локка. Психика человека – чистая доска. Важно, кто вокруг этого ребенка. От этго зависит, что будет ребенок представлять собой как личность. Сегодня в качестве доказательств существует то, что человек как homo sapiens формируется в зависимости от более или мненее развитое полушарие. У большинства более развито левое полушарие. Для социлологизаторов отправная точка – независимо от биологической составляющей важны социальные факторы. Без этого человек сформироваться не может. Это две крайние позиции. В прошлом веке появилась концепция И. С. Выгоцкого. Его называют «Моцарт в психологии». За короткую жизнь написал немало трудов, на которых сейчас держится вся педагогика. Его концепция – культурно-историческая в развитии психики. Основываясь на трудах Маркса и Энгельса. Опираясь на эти труды, Выгоцкий сформировал, еще работая в лаборатории и-та дефектологии, многое понял в механизмах развития психики. Он сформировал все возможные рекомендации, как влиять на развитие личности. Он вступил в дискуссию между биологизаторами и социологизаторами. Если в основе всего биологическая, то социум- только среда, в которой биологический потенциал реализуется. Среда должна быть богатой, разнообразной, дать возможность реализоваться биологическому потенциалу. Выгоцкий показал, какие механизмы, которые влияют на эти факторы, заставляют их взаимодействовать между собой. Выгоцкий говорит: высшие психические функции человека развитваются только в социуме. Насколько мы подготовлены к этому восприятию, зависит от нашей истории жизни. Если нам сказали, что в этой среде мы должны обратить внимание на то-то, то мы это скорее всего и увидим. Еще одно условие – овладение знаками. Человек не может правильно их применить без обучения. Освоить многие эти знаки без обучения на ин-х социализации. Движущая сила – противоречие, которое возникает между старыми способами общения человека или новыми потребностями, новым уровнем. Это является движущей силой, рождает конфликтные ситуации между новым и старым поколением. Если старое поколение обучает новое и понимает, то способно нейтрализовать эту ситуацию. А понимать надо следующее. В развитии человека существуют граффические циклы. Выгоцкий работал с детьми. И поэтому он сформировал 7 циклов кризисов.Возраст от 0 до года такой интнсивный, что ни одного следующего периода уже не будет в достигаемом развитии. В течение года человек становится прямоходящим. Главное, что каждая возрастная ступень являет собой самостоятельный цикл. Социальная ситуация развития. Под собой она подразумевает, что есть ребенок. Психика его развивается постоянно. И постепенно биологические факторы замещаются социальными. Но важно также принятие этим человеком определенного социума. Есть социальная среда и позитивное отншение человека к этому. Социальная среда потребности человека удовлетворяет. И человек живет довольно комфортно. И в поцессе взаимодействия со средой он приобретает нечто новое. Формой активности здесь является ведущая деятельность. Это может быть игровая, учебная и др. активность. В их рамках формируется нечто новое – новообразование. Этот пласт начинает себя ощущать другим. К концу этого периода человек ощущает себя другим. Так, в 3 года человек встает на ноги. В 7 лет он должен возжелать идти в школу, он хочет обрести новую социальную среду. Психика открыта для всех воздействий. Синзитивный период – когда психика открыта для всех потребностей, для постижения нового. Если ребенок вовремя не начал ходить, он ачинает отставать в развитии психики в целом. От 2 до 3 активно развивается прямостояние и прямохождение. После того, как все это случилось, система переворачивается. Далее – в 3-4 года ребенок долен вязнуть в речевом пространстве.

Процессы эволюции и инволюции. В точках новообразования развивается некая система. И к определенному пероиду она доситгает максимума в этом периоде. Ак, от цеплятельного рефлекса к инструментальному. Пока ребенок научится не просто перекладывать предметы, а складывать мозаику, конструктор. Со временем движение руки должно стать не грубым, а тонким. Чтобы человек стал ходить, должна эволюционировать вся система, поставившая его на 4 конечности. Чтобы ребенок заговорил нормальным языком, он должен эволюционировать. Человек не должен циклить ребенка на том, что нравится-не нравится. Можно сделать вид, что вы не поняли человека. Создавайте условия,когда ребенок должен совершенствовать речь.

Лекция 23 апреля.

Серьезные психологически сложности бывают у первокурсников и старшеклассников. В частности, первокурсник может задуматься, а туда ли он поступил. Кроме того, перед первой сессией он может расслабиться. Надо соблюсти границу коммуникации. Нельзя грубо навязывать ребенку свою волю, но нельзя и предоставлять ему полную свободу выбора. Иначе он может почувствовать свою ненужность.

На первом курсе человек иногда отрывается от своего города. Это тоже стрессовая ситуация. Выготский говорит, что социум – важная составляющая. Но в социуме есть важный компонент – обучение.

Экзамен: два вопроса и реферат. Один вопрос – по теории педагогики, второй – по истории. Страниц 10 в нем должно быть. Кегль – 14. Просят знать свой реферат лучше тех, кто пишет учебники. Относительно теории. Выдадут все вопросы. На праздниках.

Выготский Лев Семенович. Он постарался примирить все стороны, ощутив в своей работе с людьми с деффектами и социальные и биологические факторы. Биологический фактор играет доминирующую роль. Нормально кормить, воздействовать, ухаживать за ребенком. Уже в этот период ребенок видит отклик родителей на возникающие трудности и он еще абсолютно беспомощен, формируется его открытость миру. Он растет с чувством доверия, формируется открытая миру личность. Формируется личность, для которой окружающая среда – враждебная. Выготский говорит, что этот первый год жизни очень важен. Существует позиция «мы», а не «я-мама». Они вместе. В это время биологическое доминирует над социальным.

Но социальное тоже играет большую роль в развитии человека.

Микросфера. Семья. Там ребенок проводит максимум времени.

Вторая среда называется мезосфера. Это нечто связующее. Это школа, вдор, друзья. Там контктов мменьше, но тоже довольно регулярна. Школа может быть к ребенку довольно отстраненно и не входить в микросреду. Эти две сферы собственно объединяются в микросреду.

Третья сфера – это все те структуры, которые каждодневного влияния не имеют. Но это социальные структуры. Далекие родственники и друзья семьи в этом слое.

В зависимости от того, как государство относится к социальным институтам, так и развиваются они. Существуют взаимовлияние.факторы влияют на личность. Но и личность тоже выстраивает требования к этим факторам. Очень важна наша активная позиция. Что-то не нравится, плохо действует?

По Выгоцкому человек имеет биологическую и социальную составляющую. В этой иерархии его личностных качеств есть некая иерархическая структура. Нужно понять, нга что мы собираемся воздействовать и «огранить этот алмаз социальными факторами, не трогая глубинных структур». От биологической составляющей никуда не деться.

1. Пол. Он уже определяет многое. Смешение полов существует на социальном уровне. Но тем не менее, хромосомный набор отличается. Определяются выносливость, силовые качества, на которые делает ставку общество.

2. Возраст.

3. Свойства нервной системы. Произвольность функций вырабатывается к 6-ти годам. До этого поведение его непроизвольно. В 6-7лет человек готов обучаться в школе.

4. Телосложение. Это тоже составляющая. Конституция: гибкость, строение фигура и т.д. Есть даже целостная концепция – «конституциональная психология». Изучают социальные моменты, обращая внимание на строение тела. Но одна концепция все не объясняет. К людям разных типов нельзя предъявлять одинаковые требования по отношению к нормативам. Например, на уроке физкультуры.

5. Нервная система. Чем более творческий человек, тем более выражена ассиметрия между левым и правым полушарием. Есть свойства нервной системы. Павлов через свойства нервной системы вышел на темперамент. Он рассмотрел вопрос о торможении. Разница – в скорости проведения энергетических принципов. Есть слабый тип нервной системы. Есть неустойчивый, как у холериков. И т. под. За 4-мя типами лежат комбинации из разных свойств. Трудны для обучения: меланхолики и флегматики. Для меланхоликов болезненно воспринимается фактор неожиданнности. Если меланхолик чего-то боится, например, нового преподавателя, то не нужно их ставить в стрессовую ситуацию. Холерику или сангвинику все равно, что про него подумают окружающие. Холерик зациклен на цели, которую видит впереди. Флегматики же слишком спокойны, и с ними работать тоже сложно. С другой стороны меланхолики более чутко чувствуют этот мир.

6. Мышление, реьч, восприятие, понимание память и далее по списку. К 6-ти годам функции самоконтроля и самооценки сущесвуют.

Есть еще другие направленности: идеалы, идеи. Они сливаются с физиологическими факторами. Поэтому нет единой концепции, описывающей человека. И только множество концепций позволяет понять человека всесторонне. Можно только на уровне упражнений, тренинга, сздать среду, которая усиливает мировоззрение этого человека.

Планки, которые мы ставим перед человеком, должны быть завышенные. Они должны быть труднопреодолиы, но преодолимы.

Елси мы возьмем концепцию Ананьева, мы увидим другой подход: от индивида к индивидуальности. Все мы рождаемся индивидами. Все мы станем личностями. В своем отличии от проявления индивидных параметров мы все станем личностями. Но определение собственных целей и планок, какой вид деятельности буду выбирать.

Есть форма активности. Это способы и условия существования всех организмов. Первый уровень активности: рефлекторный. Это для всех организмов, имеющих нервную систему. К этому уровню всегда надо обращаться. Хоть он и самый низкий. Второй уровень активности - инстинктивный. Петербургский психоаналитик. Он возглавлял СПб. институт психоанализа. Он выделил уровень инстинктивной активности.

Выделяет 7 инстинктов и типов личности:

1. Эгофильный. Доминирует инстинкт самосохранения. Чтобы они не делали, это не должно навредить их здоровью.

2. Генофильный. Для них важно их потомство, семья. Эта инстинктивная программа формирует их поведения. Главное – дети.

3. Альтруистический тип. Это люди,для которых смысл жизни – помощь другим людям.

4. Исследовательский.

5. Лидерский тип личности.

6. Либертафильный. Это инстинкт свободы, борьбы за права человека.

7. Дигнитафильный. Инстинкт дуэлянта. Связан с защитой чести и достоинства.

Все инстинкты должны сосуществовать. Если какой-то инстинкт не выражен, это инстинктопатия. Если сильно выражен какой-то инстинкт – это тоже плохо. В подростковом возрастеинстинкт самосохранения притупляется. В результате – суициды.

Еще один вид активности – целеполагание. Здесь всегда есть цель, задачи. Есть перспективы и результаты. Кроме того, здесь есть мотивы,которые питают эту целенаправленную активность. Такая активность в этой структуре – это деятельность. Цель такой активности – преобразование окружающей среды, изменение самого себя.

4 вида деятельности:

1. Общение,

2. Учение

3. Игра

4. Труд

Есть понятие ведущей деятельности. Это такой вид деятельности,который определяет развитие всей психики.

Дивиргентное мышление – умение мыслить нелинейно. С детьми детсадовского возраста провели – было 98% оказались гениями дивергентного мышления. Провели через 5 лет.

1. Ученики хотят, чтобы к ним относились с доверием и уважением.

2. Ученики хотят быть членами «школьной семьи».

3. Ученики хотят иметь некоторую ответственность.

4. Хотят свободы, но не вседозволенности.

 

Лекция от 14 мая.

На западе бакалавры ориентированы в определенную среду. Таким образом, им там находится применение. В России нужны специалисты более широкого профиля. Диплом говорит о том, что человек обучаем, что он может создать производственный план, может найти теорию, связанную с производственным циклом. Диплом дает понятие о наличии некоей системы знаний.

Нужно сформировать активную позицию ученика для образовательной деятельности.

Активность. Разные ее уровни нужно знать, учитывать. Рефлекторная активность. Нужноо создавать нечто яркое. Так, надо предоставлять наглядные пособия. Это обращения к рефлексам. Среди всех нужных и важных программ присутствует и доминантная. Нужно чувствовать, и того, кто озабочен здоровьем делать какие-то опасные действия для жизни. Учитель должен замотивировать этот процесс о хое к цели.

Целенаправленная активность, иммеющая свои элементы:

1. Общение

2. Игра

3. Обучение

4. Труд.

В середине прошлого века была выдвинута концепция ведущей деятельности. Д. Б. Иконин(?). Два вектора освоения социума. Первая – человек-человек, вторая – человек-предмет. Как человек – продукт человеческого развития общества, так и предмет является результатом развития общества. Условно человек развивается до 18 лет. Если представить, что от 0 до 18-ти происходит нарастающее развитие личности, то мы должны знать следующее.

От 0 до года ведущим пространством является человек-человек. До 1,5 лет разлучать ребенка с мамой нельзя.

Потом на первый план от 1 до 3-х является предметно-монипулятивная деятельность.

Далее следует интерес к социальному миру. От 3 до 7 лет интерес к миру реализуется в игре. К 7 годам большую роль занимают ролевые игры.

Это ведущая деятельность. И на том или ином этапе ребенок не должен ее лишаться.

Потом ребенок идет в школу. Ведущая деятельность на этом этапе – учебная.

Далее следует интимно-личностное общение. Ребенок начинает противоречить родителям. Здесь можно организовать общение в рамках коллектива.

И наконец, период учебно-профессиональной деятельности. Предметы завязаны на профессиональную ориентацию.

Причем, каждый уровень ведущей деятельности формирует следующий. Нужно, чтобы человек прошел через каждый подобный уровень.

 

Лекция от 28 мая.

Учебная деятельность – это широкое понятие, которое предполагает такую форму активности, в рамках которой происходит развитие и формирование человека. А для этого должны быть методы и средствы. В одно предложение это понятие не умес тится. Мы должны подключить все элементы и составляющие и понять, что это нечто шире обучения и учения.

Учение – нечто локальное, связанное с усвоением навыков и знаний. В отличие от учебной деятельности не подразумевает коммуникации, личностного общения и т под.

Педагогическая деятельность – это преподавательская деятельность учителя, имующая организационно-управленческий характер, направленная на организацию учебной деятельности ученика и осуществялющая управление ею.

Крутецкий. Козьмина Н. В. и др.

Общепедагогические способности:

  1. Личностные способности. Связанные с осуществлением воспитательной функции. С.да входят перцептивные способности (способность воспринимать окружающих и адекватно реагировать на них). Сюда же относится и педагогическое воображение. Способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. Это стрессогенные факторы, которые могут исходить от ученика, от организатора пространства, от форсмажорных обстоятельств. Эмоциональное выгорание характерно для тех, кто работает в системе «человек-человек». В некоторых случаях человек не осознает, что его мировоззренческие позиции подготовлены в системе образования и всопитания. Кроме того, нужно уметь защищаться от тех или иных факторов. Для этого формируеются механизмы защиты. Регуляция эмоциональной сферы – важное требование, которое выставляется педагогом. Не имея этих способностей, он сам профессионально выгорает. Имеет место энергетический сбой, спад, исчезновение интереса к работе. Есть саморегуляция психических процессов. Сюда относится память, внимание и т.под.
  2. Организационно-коммуникативные. Связаны с организаторскими функциями. Это умение выстраивать модели поведения, формировать среду общения. Среди требований присутствует направленность на других или по крайней мере на дело. Нужно некоторое чувтсво такта, чтобы не унизить человека. Наконец, нужны организаторские способности, нужно найти индивидуальный подход. Решение той или иной проблемы может обеспечить обладание той или иной способностью к организации. Нужны быть некоторые способности к внушению. Это на уровне рационального элемента. Это иногда голос, интонация, уверенность, убежденность в голосе, которая делает задание или призыв обязательным к исполнению. Авторитарность как качество, которое существует у педагога, должно быть.
  3. Дидактические, связанные с процессом передачи информации и формированием творческого мышления. Дидактические способности – это способность передавать инфомрацию, умение преобразовать полученную информацию, которую он прочитал на уровень слушателя. Тембрам речи придается очень большое внимание. Конвенциальность речи – речь адаптированная к слушателю. Самое главное – речь преподавателя должная быть ориентирована на конкретного слушателя. Академические познавательные способности. Это способности познавать, узнавать, учиться. Касается в первую очередь предметной деятельности. Содержание образования определяется научными достижениями, социальными процессами. Распределение внимания – это связано с передачей информации и с функцией обучения непосредственно. Это важное качество – уметь концентрировать на речи другого человека, на проблемах другого человека и т.д. Творческость – как черта характера, как особенность данного человека. Очень важный параметр – уровень самокритичности. Преподаватель, который не допускает, что он может быть неправ, сталкивается со сложностями. Если это качество отсутствует, то возникает такое качество, как профессиональная деформация. Педагог должен быть готов принять встречное мнение. Быстрая ориентация в обстановке и гибкость, умение перестраивается на воспитательные программы.

В общем, список указанных качеств огромен. Существуют самые разные классификации педагогических способностей. Но еще важен стиль преподавания. Традиционно это связывают с процессом взаимоотношения и общения. Это авторитерный стиль: когда слова педагога мыслятся как истина последней инстанции. Есть демократический стиль: педагог ориентирован на повышение роли и инициативности учащегося. Он работает во встречном поле интересов у учащегося.

Есть еще одна классификация. Если предположить, что педагогический процесс – это прежде всего педагогическое общение. Есть:

1. Регламентированный стиль: дистанция во взаимоотншениях.

2. Импровизационный стиль: помогает спонтанно находить какие-либо решения при спонтанном возникновении каких-либо ситуаций. Сам педагог склонен в условиях импровизации решать те или иные задачи. Бывают сочетания стилей.

3. Бывает уверенный стиль ведения урока, враждебный стиль.

С какими установками вы придете в класс, так и пойдет работа. Так, если про класс расскажут много негативного и учитель будет работать с установкой, что он обучает двоишников, у него будут высокие требования и он будет ставить плохие оценки. А это уже приведет к падению качества. Если что-то не так с хорошими учениками, то педагог становится более самокритичным.

Очень важно среди дидактических компонентов важно должно быть знание актуальной зоны развития ученика. Обучение ребенка должно происходить в зоне ближайшего развития. Зона актуального развития тестируется с помощью специальных тестов интеллекта. Если набирают в школу, то как правило интеллектуальные характеристики очень важны. Можно проверить классификацию, систематизацию, вербальные навыки. Нельзя работать за пределами зоны ближайшего развития. Нужно вернуться тогда на шаг назад. Такая работа не эффективна, поскольку неясно, а что вы собственно от детей хотите.

В гомогенном классе мы меожм увидеть людей разных в зоне ближайшего развития. Один легко идет по программе и схыватывает все на лету, другй нет.

Выбор метода определяется целями и задачами. Для чего вы хотите чему-то людей научить, как глубоко вы учите. Надо учитывать возрастные, личностные особенности учащихся.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.