Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ В ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ





1.1 Учения о душе в древнем Египте и Индии

IV тысячелетие до нашей эры отмечено возникновением первых очагов государственности в долинах великих рек субтропиков Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Египет одним их первых стал великой державой, главенствующей над той частью земли, которая была известна древним египтянам.

Представления египтян о душевной жизни составляли довольно сложную мистическую картину, неразрывно включенную в общую систему религиозных верований. Считалось, что у простого человека существует пять отдельных душ: Ка, Ба (у женщин, соответственно, Хемсут и Бат), Ах, Шуит и Рен. У богов и владык этих видов душ было по нескольку, например, у бога Ра – семь душ Ба и 14 Ка. Шуит означает “тень”, а Рен - “имя”.

Одной из душ был “двойник” - Ка. “Двойник” считался духовным началом человека, соединение с ним означало жизнь. Помещения в гробницах, где находились изваяния, назывались “двором двойника”. Для того, чтобы человек после смерти мог жить в своей нематериальной сущности, должна быть сохранена его материальная основа - тело. Без тела Ка не сможет принимать жертвоприношения, не услышит молитв, не увидит ритуалов, предназначенных умершему в поминальном храме. Ба в лучшем случае будет блуждать неприкаянной в одном из двух миров, а в худшем - наступит окончательная смерть. Хотя души связаны с телом, они не мыслятся его частью, могут существовать вне его. Ни Ка, ни Ба, ни Имя, ни Тень, ни даже все они вместе взятые, не заключают в себе сущностную совокупность человека. “Вот Ба твоя с тобой, Ка твой с тобой”, - говорится в “Текстах пирамид”. То есть Я человека пребывает как бы в остатке после перечисленных духовных сущностей, а сами они лишь проявления этого Я.

Ба изображалась в виде птицы с человеческой головой, она была как бы духовным двойником телесного сердца, или же, можно сказать. сердце - это тело Ба. У Ба много функций, часть из которых необходима, чтобы устоять перед опасностями загробного мира. В здешнем мире Ба выполняет две важные функции: физиологическую - посредством своего телесного двойника - сердца - Ба заставляет стареть тело человека; и психическую - между Ба и человеком периодически происходит разговор, т.е. вместо “думать”, “размышлять” египтяне говорили со своим сердцем”, или со своей Ба. Когда в результате такого общения выясняется нечто ранее неизвестное, то носителем этого нового знания является не сам человек, а его Ба. Человек испытывает испуг, беспомощность и досаду, когда обращается к Ба, а она безмолствует. И наоборот, когда Ба “ведает пути”, когда совет подан и решение состоялось, тогда внутри человека происходит упорядочение. Когда действие предпринималось после логического рассуждения, египтяне говорили: “Ба посоветовала”.

Тень-Шуит не просто физическая тень, она обладает активностью, действенной силой, защищающей своего владельца, наделяющей его жизнеспособностью. При рождении бога или человека боги-создатели “соединяют их с тенью их”, а смерть соответственно означает разъединение человека и его Тени.

Имя, Рен, стало духовной сущностью лишь с появлением письменности. Отныне оно получило возможность самостоятельного существования. Имя человека уже не отражает его связь с родом или племенем, оно в прямом смысле слова божественно, т.к. связывает человека с божеством, в нем в известной мере пребывает участь человека. Поэтому у древних египтян широко пользовались псевдонимами, чтобы нельзя было нанести вред человеку через его подлинное имя. Сохранение имени человека означало сохранение его личности. Отсюда желание увековечить свое имя, хотя бы нацарапав его на чужом памятнике. Надписи самых поразительных памятников древнего Египта - пирамид - говорят о том, что имя мертвого царя “живет во главе живущих”.

Таким образом, представления о душе в Древнем Египте несли явный отпечаток структурно-функциональной теории, противостоя в этом отношении другой древнейшей системе религиозно-психологических представлений, сложившейся в цивилизации Древней Индии.

Учения о душе, содержащиеся в индийской ведической литературе, относящейся к началу I тысячелетия до н. э., а также в созданных на ее основе философско-мистических текстах Упанишад, напротив, исходили из принципа существования исходной первоосновы психической жизни. Усматривая во всем проявление единого мирового закона, они, несомненно, относились к древнейшим образцам динамической теории.

Идея вечного круговорота жизни приводила древнеиндийских мыслителей к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека, особенно умершего, придала этому круговороту форму переселения душ. Так было положено начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индии концепции бесконечной цепи перерождений. Суть этой концепции в том, что смерть – это просто некий разрыв непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новая жизнь, точнее – новая форма, которую обретет некогда покинувшая тело душа. Эту форму определяла, по мысли древнеиндийских философов, карма - сумма злых и добрых дел каждого человека. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение; средняя карма даст возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее; плохая карма ведет к тому, что в новой жизни человек возрождается рабом или животным.

Закону кармы подвержены все, за исключением тех, кто отрекался от мирской жизни, становился отшельником. Отшельники могут, не возвращаясь более к жизни, выпадать из цепи перерождений, оказываясь, тем самым, независимыми от закона кармы.

Древнеиндийские мыслители полагали, что все, воспринимаемое чувствами и находящееся в постоянном изменении, – не реально. Истинная реальность скрывается за любыми феноменальными, внешними проявлениями. Эта реальность (Брахман) есть первопричина мира.

У Абсолютной Реальности есть три первоосновы: Пространство, Движение и Закон. Любое материальное тело – проявление Пространства, любая энергии – проявление Движения, любые закономерности бытия – проявления всеощего Закона. В целом весь мир феноменального – проявление Абсолютной реальности. Отчуждения этого мира от его первоисточника, вел к тому, что этот мир, на самом деле иллюзорный, порождал всякого рода неуверенность, страдания, неудовлетворенность. Тот, кто постигал это (т. е. отшельники, которым и была открыта подлинная картина мира), уходил от иллюзорного мира. Только отказ от всего материального и сосредоточение на всем духовном, открывали путь к спасению, т. е. давали освобождение от цепи перерождений.

Эти идеи определили направление индийской философской и психологической мысли, преобразуясь в последствии в целый ряд практических технологий (йога и др.), направленных на достижение искомого идеала.

Этико-психологические представления

В древнем Китае

Противостояние динамического и структурно-функционального подходов хорошо заметно и на примере двух великих этико-психологических и философских концепций - конфуцианства и даосизма, определивших почти на две с половиной тысячи лет основные направления развития культуры китайского общества.

Особенностью цивилизации, возникшей на Великой китайской равнине (как и в имеющей с ней ряд общих моментов цивилизацией, возникшей на Великой русской равнине) был всегда ясно осознававшийся приоритет общественных ценностей и интересов над ценностями и правами отдельного человека. В древнем Китае человек рассматривался как частица общины, рода. Поэтому в природе человека древнекитайские мыслители выделяли, прежде всего, не индивидуальные особенности, но свойства «человека вообще». Первым вопрос о природе человека поставил знаменитый китайский мудрец Конфуций

Одной из его основных мыслей было то, что «по своей природе люди близки друг другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга». Эта разница возникает благодаря различию в воспитании. Человек, полагал Конфуций и его последователи, имеет прирожденные добрые и злые качества. Задачей общества является поддержка человека в накоплении добрых качеств и преодолении злых. Отсюда вытекает необходимость правильного воспитания и нравственного назидания, в основе которого должна лежать детально разработанная система образования. Именно в развитии этого тезиса конфуцианская мысль достигает своей наибольшей полноты.

Конфуций считал основным методом получения знаний – обучение, а источником знаний – древние предания и летописи. Конфуций выдвинул тезис о врожденных знаниях, которые он считал «высшим знанием». Знания, приобретенные в процессе обучения, он рассматривал как более низкие, а знания, полученные из непосредственного опыта самого человека, «приобретенные в итоге одоления трудностей», – как самые низкие.

Целью обучения является познание (и полное внутреннее принятие) сложной системы естественно существующих взаимосвязей человека и общества, общества и мира, образующих универсальные нормы жизни или мировую «церемонию». Следование нормам «церемонии» обеспечивает процветание, нарушение этих норм ведет к смерти. Применительно к человеку стремление к мировой гармонии выражается в соблюдении определенной «церемонии» или норм поведения по отношению к другим людям. В их числе: человеколюбие, долг к родной стране, преданность власти, сыновняя почтительность, забота о младших, честность. Следовать мировой «церемонии» обязаны все. Но, при этом, каждый должен сообразовываться со своим общественным положением: правитель должен быть отцом своих подданных и т.д.

Усвоение этих нравственных норм достигается путем изучения, понимания и размышления над примерами древних событий, смысл которых в соотнесении этих событий с требованиями «церемонии»: доблестные деяния исторических личностей истолковываются как образец следования нормам


Конфуций (Кун Фу-цзы)

(551–479 до н. э.)

Виднейший мыслитель и педагог Древнего Китая, основатель первой китайской философской школы. Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был чиновником, а затем добровольно ушел в отставку и основал первую в Китае частную школу.

Помимо своей основной, преподавательской деятельности, Конфуций занимался редактированием и составлением комментариев к древним книгам, в том числе к знаменитой «Книге перемен» - «И-цзин». Он также составил «Летопись» царства Лу. Его собственные воззрения фуция изложены главным образом в книге «Беседы и суждения». Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений его самого и его ближайших учеников.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.