Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дальнейшая эволюция психологических взглядов вела к отказу от попыток прямого количественного измерения информационного содержания психических процессов.





Информационный подход в психологии в

Годы

Несмотря на это, попытки количественно оценить “информационную составляющую” сложных психологических явлений продолжалось достаточно долго. В некоторых случаях, когда, например, речь шла об “информационной ценности” произведений искусства, результатом была дискредитация самой информационной идеи. До конца 1970-х годов продолжались попытки вычислить передаточную функцию оператора, благодаря чему открывалась бы возможность моделировать его поведение в сложных человеко-машинных устройствах.

Однако наибольшее внимание на рубеже 1960-1970–х годов привлекли не многочисленные полуприкладные исследования, характеризовавшиеся все более громоздким математическим аппаратом и все меньшей практической эффективностью, а ряд новых теоретических направлений, в которых информация, по-прежнему оставаясь ключевым понятием, приобретала более универсальный смысл, чем это позволяла сделать формула Шеннона. На Западе (прежде всего в Америке) таким направлением становится когнитивная психология, противостоящая как господствующему необихевиоризму, так и крайностям инфомационного подхода начального перода. В России (Советском Союзе) в это время также создается несколько информационно-кибернетических теорий, оказавших влияние на развитие психологии в последующие годы. К их числу, прежде всего, следует отнести теорию

Анохин

Петр Кузьмич

(1898-1974)

Выдающийся советский физиолог, академик Академии Наук СССР с 1966. В 1920-е годы Анохин был сотрудником лабораторий В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. В 1934—1944 гг. он работал в Институте экспериментальной медицины в Москве. С 1946 г. Анохин возглавлял Институт физиологии Академии Наук СССР в Москве, создав здесь школу своих последователей.

Важным вкладом П.К. Анохина в психологию и психофизиологию стала разработка им теории «функциональных систем». Применение этой теории к эволюции функций дало возможность Анохину сформулировать понятие системогенеза как общей закономерности эволюционного процесса.

В наиболее полном виде теория Анохина представлена в книге «Очерки по физиологии функциональных систем», вышедшей в 1975 г., уже после его кончины.

Функциональных систем, выдвинутую известным физиологом, академиком П.К. Анохиным, и информационную теорию эмоций, также предложенную известным нейрофизиологом, академиком П.В. Симоновым.

Согласно взглядам П.К. Анохина, функциональная система – это комплекс физиологических и психологических процессов, имеющий общей целью достижение полезного для организма результата.

При этом структура поведенческого акта состоит из нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результатов действия, формирования самого действия и оценки достигнутого результата.

Первым этапом поведенческого акта любой сложности является афферентный синтез, смысл которого состоит в том, чтобы путем обработки и сопоставления всей имеющейся информации подготовить условия, необходимые организму для адекватного приспособительного действия. Афферентный синтез, в свою очередь, включает несколько составляющих. В их числе: наличная доминирующая мотивация; обстановочная афферентация, т.е. совокупность всей внешней информации, которая позволяет выбрать действие, соответствующее актуальной в данный момент мотивации; пусковая афферентация, смысл которой состоит в том, чтобы выбрать нужный момент для запуска подготовленного с учетом доминирующей мотивации и обстановочной афферентации приспособительного действия и, наконец, память, содержащая следы прошлого опыта.

Завершение стадии афферентного синтеза означает переход к стадии принятия решения, которая реализуется благодаря очень важному этапу поведенческого акта - формированию акцептора результатов действия. Акцептор действия представляет, согласно П.К. Анохину, аппарат прогнозирования будущих событий в виде модели результатов действия.

Следующая стадия есть реализация принятого решения в действии и оценка получаемого результата. Благодаря аппарату акцептора действия, в котором программируются цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей информацией о результатах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Если это сравнение указывает на совпадение реальных результатов действия с их моделью в акцепторе действия, это означает достижение успеха и удовлетворение имевшейся потребности, что в свою очередь ведет к прекращению действия. Если же реальные результаты действия не совпадают с акцептором действия, весь цикл повторяется. Вновь начинается афферентный синтез, уже на новой основе, с учетом имевшейся неудачи. Принимается новое решение, формируется новый акцептор действия и т.д. Так будет происходить вплоть до того момента, когда результаты поведения не станут соответствовать акцептору действия.

Анохин указывает также на то, что сопоставление реальных результатов с акцептором действия сопровождается эмоциональными реакциями, которые наблюдаются и животных и у человека. При этом несовпадение реальных результатов действия с их моделью приводит к появлению отрицательных эмоций – испуга, гнева и т.д., а, напротив, совпадение реального и прогнозируемого результатов ведет к появлению положительных эмоций.

Своеобразным развитием этой части теории П.К. Анохина стала информационная теория эмоций П.В. Симонова. Согласно Симонову, эмоция является отражением мозговыми структурами силы актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент. Обобщая результаты собственных экспериментальных исследований, выполненных, в основном, на лабораторных животных и данные литературы, П.В. Симонов предложил в 1964 г. структурную формулу возникновения эмоций:

где: Э – интенсивность эмоции, ее качество и знак;

Jн – информация, необходимая для удовлетворения

потребности;

Симонов

Павел Васильевич

(1926 – 2002)

Известный российский психофизиолог, академик Российской академии наук. Родился в Ленинграде (С.Петербурге). Окончил в 1951 г. Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова. С 1960 г. до конца жизни работал в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Академии Наук СССР (затем РАН) в Москве. На протяжении многих лет возглавлял лабораторию физиологии эмоций и был директором этого Института.

В психологии П.В. Симонов получил известность благодаря работам по моделированию эмоций методом актерского перевоплощения. Эти работы сыграли заметную роль при разработке методов диагностики эмоционального состояния человека по речевому сигналу, используемого при сопровождении космических полетов.

В 1970-1980-е годы известность получил цикл его работ по изучению мозговых механизмов развития эмоций у человека и животных (передних отделов новой коры, гиппокампа, миндалины, гипоталамуса), а также предложенная им «информационная теория эмоций».

Jk – имеющаяся информация об удовлетворении потребности П.

П – сила и качество актуальной потребности;

При этом разница(JнJk) представляет собой оценку вероятности удовлетворения потребности на основе имеющегося опыта.

Симонов подчеркивает, что термин «информация» он использует имея ввиду ее прагматическое значение, как отражение всей совокупности средств достижения цели: знаний, которыми располагает субъект, его навыков, энергетических ресурсов организма и т. п.

Разумеется, при такой расширительной трактовке информации ее практическая оценка становится весьма затруднительной. Однако главное, на что указывает формула П.В. Симонова, это зависимость вида и силы эмоций от степени неопределенности среды. Согласно информационной теории, положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с существовавшим прогнозом или в ситуации возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или снижение вероятности достижения цели.

Когнитивная психология

Эволюция информационного подхода в 1960-1970-е годы была объективным явлением, причина которого не ограничивалась исчерпанием первоначального импульса, полученного психологией благодаря мощной волне технического прогресса в годы второй мировой войны и появлению на гребне этой волны теории информации и первых информационных технологий. К этому времени новая, релятивистская парадигма уже значительно потеснила прежний взгляд на природу психической жизни, как явление доступное точной, объективной оценке, построенной по образцам классической физики. Прежде всего, эта ситуация







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.