Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мотив невыразимого и мотив воспоминания.





Начнём с невыразимого. Жуковский есть первооткрыватель этого мотива в русской поэзии. Впервые с такой необыкновенной остротой в поэзии Жуковского была пережита проблема сокровенных, личных, интимных чувств и переживаний своего внутреннего "я" в слове. Была осознанна проблема косности, неподатливости человеческого слова для выражения этих переживаний. Проблема создания какого-то иного языка, чтобы слово адекватно выражало внутренний мир поэта.

поэты-невыразимого, которые являются предшественниками символистов, в числе которых Жуковский.

Мы начинаем с эллегии "Невыразимое".

1) какой основной философский конфликт в этой элегии?

2) почему "Невыразимое" носит подзаголовок "отрывок", хотя текст композиционно и художественно завершён?

а) Спорят два творческих языка. Один язык - язык природы, язык творца; а второй язык - язык человеческого творчества. В чем их неравенство? первое - язык сакральный, второе - язык сакральный.

б) Природа - то, что не имеет границ, то, что бесконечно, а слово всегда конечно в своих значениях. Слово имеет ограниченный круг даже переносных значений.

в) Природа - это живое в том смысле, что она изменчива, динамична; а слово есть категория мёртвого, косного, конечного состояния человека. Слово всегда останавливает движущуеся панораму жизни.

Угнаться невозможно.

Романтики имеют иное представление о времени. Это - не линейные отрезки, но мгновения. Время ценно уже своим мгновенным, коротким промежутком. Они ценят какие-то мгновения, миги своих впечатлений и состояний. И это мгновение есть бесконечность. Здесь та же антитеза.

В этой элегии Жуковский выразил главное, коренное противоречие романтической миросистемы - между бесконечностью природного космоса, природного абсолюта, конечностью земного существования. Человек изначально обречён на творческое отставание между собой и богом.

Соответственно, поэтическое слово, если действительно хочет выразить абсолют, должно выразить не только внешнюю, блестящую красоту, а выражение внутренней природы, духовной жизни внутри этой оболочки. Стремиться через конечное выразить бесконечное. Для этого слова должны перестать быть называнием тех или иных понятий, предметов, вещей. Слово должно намекать на них. Звучание в слове должно больше говорить, нежели значение. Мелодически-интонационная окраска важнее, чем предметный смысл окружающего.

Жуковский - поэт многоточий. Он насыщен паузами в своей лирике.

Если природа - храм, то главным свойством передачи нашего эмоционального состояния - благоговейное молчание как осознание необъятности.

Всё это готовит символическую поэзию, по сути. Поэтика молчания, поэтика размытых контрастов, сумеречного освещения - всё это будет и у Бальмонта ("Безглагольность")

Теперь о воспоминаниях. Визитная карточка его поэзии

Жуковский указывал сам, что мотив воспоминания очень важен в его поэзии. "Я и воспоминания - одно и то же", писал Жуковский.

Этот мотив наполнен философским смыслом. Воспоминание о родине, где жила надежда и вера. «Милая и радостная старина». Это все – слова-шифры. Их нельзя понять без контекста. Слова с неоднозначным значением.

Минувшие, былое, воспоминание, прежде – пишет курсивом

Философия Платона – источник вдохновения, идей у романтиков. Платон о мире идей (эйдосы). Идея – прообраз вещи. Идеи идеальны. Когда они становятся зримыми, т.е. материализуются, они теряют свою целостность, становятся незаконченными. Припоминание.

Время, стремясь в будущее, всегда возвращается в прошлое Будущее в прошлом. Прошлое обязательно вернется. Душа воссоединится с родиной, которую когда то покинула (мир идей)

Собственно, эта идеалистическая философия дала поэзии Жуковского поэтический миф, Жуковский создаёт поэтическую мифологию.

И в прошлой лекции мы должны были уяснить основной сюжет этой мифологии.

Миф всегда отвечает на вопрос - из чего этот мир сделан? не в форме философских категорий, но поэтически-образно. И если взглянуть на мифологию воспоминаний Жуковского, мы можем увидеть некоторые основные её константы.

Согласно Платону, есть мир идей и мир материальный, кококо. Душа видит неполноту воплощения первообразов и начинает "припоминать" изначальные образы. Оказывается, что эти вещи, явления и события, которые встречаются на земле в таком жалком виде, уже встречались душе когда-то. Это всё - копии прекрасного оригинала.

В романтизме концепция времени такова: прошлое противостоит настоящему как идеал неполноте. И то, что душа помнит в своём земном бытии о своём идеале в мире, для неё означает, что это прошлое когда-нибудь ещё вернётся. Это есть обещание того, что это прошлое ещё возвратится к ней, если она об этом помнит.

Воспоминания - своеобразный посредник между двумя мирами - здесь и там... Между "посюсторонним" и потусторонним... Воспоминание - своеобразный вестник для души, дальний отголосок из мира своей идеальной прародины. И мир настоящего ценен душе именно постольку, поскольку он наполнен такими вестями из этого инобытия, знаками присутствия этого инобытия и вот в этом здешнем мире.

И вот наряду с такими вестниками, в роли таких вестников у Жуковского выступает, наряду с воспоминаниями, "гений чистой красоты", "таинственный посетитель", "вдохновение", то есть все субстанции, которые маркируют процесс творчества.

Ведь творчество - тоже, по сути дела, есть диалог между мирами. Этот мир настоящий, при всей его несовершенности, он всё-таки неоторван от мира прошедшего, нет между ними глухой стены. Вести с того мира сюда доходят, и творчество есть процесс опознавания таких голосов.

И самое программное стихотворение, где живёт тема творчества, это, конечно, "Лалла Рук". Стихотворение имеет биографическую основу. "Лаолла Рук" - это героиня, божество красоты, поэзии, творчества из поэмы Томаса Мура "Лаолла Рук".

Сюжет этой поэмы был инсценирован в 1821 году в Берлине, где роль Лаоллы исполняла будущая жена Николая Первого великая княгиня Александра Фёдоровна. А её партнёром был сам великий князь Николай Первый.

Сюжет поэмы аллегорический, символический, и как раз посвящён ситуации встречи земного человека с откровением о красоте, о гармонии. Эта поэма о встрече земного и неземного миров, в результате которой земной мир преображается. Но встреча эта мимолётна. Лаолла Рук оставляет лишь память о том, что она была здесь.

Это стихотворение о том, что мир имеет надежду, что мир может спастись. Целостность мира будет спасена и восстановлена, и это дело - женских обазов. Самкские категории. От слова "самка"!11 ллал аахзаз

Жуковский подчёркивает, не различие, а относительное тождество этих двух миров, открывает перспективы воссоединения. Вот на этом чувстве относительности, конфликта между идеалом и действительностью, и строится именно ранне-романтическая картина мира. Два мира разобщены, но разобщены не абсолютно, разобщены временно. Эта разобщённость не переживает трагически, но переживается чувством, которое Жуковский назвал меланхолией.

Оттенок грусти на чувстве радости, и оттенок радости на чувстве грусти. Это важнейший эмоциональный интонационный камертон во всей лирике Жуковского. Это не просто эллегический романтизм, это эллегический романтизм, основанный на чувстве меланхолии. И в этом отличие его от западно-европейского идеала, в котором ощущение неполноты идеала находит отражение в категории иронии.

И в этом своеобразие русского романтизма. Мы не воспринимаем её так трагически, как воспринимают её западные романтики. Жуковский - эллегический оптимист. Завершая разговор о Жуковском, нужно вспомнить ещё раз о личности Жуковского, которая так замечательно была понята великим её современником, Петром Андреевичем Вяземским:

"нельзя долго жить в метчательном мире. И не надо забывать, человек хоть и одарён, но всё ж скот... Жуковский пренебрегал... Свинью уморит излишняя забота, т.к. она нуждается в грязи"... Такая ирония оттеняет некоторые качества личности Жуковского.

Письмо Жуковского к Маше Протасовой, благославляя её на брак... "А будущее всё ещё наше..."

А будущее всё ещё наше!

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.