Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Жанрово-стилевое своеобразие ранних и поздних баллад В.А. Жуковского. Полемика П.А. Катенина с Жуковским.





В связи с дискуссией по проблемам народности (1816—1820-е гг.) Катенин опубликовал свой известный перевод «Леноры» Бюргера в простонародном стиле, назвав его «Ольгой». Произведение, полемически направленное против «Людмилы» Жуковского, вызвало достаточно острый спор между Гнедичем и Грибоедовым, смысл которого был глубоко понят Пушкиным. Он писал: «...Катенин ‹...› вздумал показать нам Ленору в энергической красоте ее первобытного создания; он написал Ольгу. Но сия простота и даже грубость выражений, сия сволочь, заменившая воздушную цепь теней, сия виселица, вместо сельских картин, озаренных летнею луною, неприятно поразили непривычных читателей, и Гнедич взялся высказать их мнение в статье, коей несправедливость обличена была Грибоедовым» О месте «Людмилы» в балладном творчестве Жуковского точно сказал А. Немзер: «Людмила» словно таит в себе разные пути движения жанра — «либо к причудливо свободной игре с сюжетом, как в “Светлане”, либо к “неукрашенному” повествованию, немузыкальному рассказу»

Анализируя ранние баллады Жуковского (1808–1814 годов) как поэтическую систему, А. С. Янушкевич выделил основную черту балладного мира — изменившийся характер мироощущения персонажей: «Герои баллад Жуковского — люди с пробудившимся чувством личности. Поэтому неслучайно в центре “маленьких драм” (Шевырев) оказывается столкновение человека с судьбой, своеобразный бунт против судьбы»16. Конфликт героя с собой и с миропорядком реализовывался в разрушении тривиальных связей внутри балладного мира. Фантастика проникала в «нормальное» бытие; позиция обыденного сознания подвергалась отрицанию. Именно отрицание рациональности, нормативности в балладах Жуковского и послужило поводом для критических выступлений против «Людмилы» и, позднее, «Рыбака». Герои баллад, персонажи «с пробудившимся чувством личности», отчетливо соотносились с лирическим героем Жуковского.

Литературная программа декабристов. Обзорная характеристика творчества П.А. Катенина, В.К. Кюхельбекера, К.Ф. Рылеева и др. Подробный анализ 1-2-х стихотворений каждого поэта.

Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло и гражданское, социальное, течение. Его ядро составляли литераторы-декабристы. Поэтому гражданский романтизм часто принимают за декабристский романтизм. Однако, декабристский – только часть гражданского, ведь понятие гражданского намного шире. Декабристы отводили литературе служебную роль и рассматривали её как средство агитации и пропаганды своих взглядов. Это, однако, не отменяло внимание за качеством лит. продукции. Разнообразие литературных вкусов и дарований. не мешает выделить общие тенденции декабристского романтизма. Задачи дек. Литературы состояли в воспитании гражданских чувств и взглядов читателей. С позиции декабристов, чувства эти воспитываются не в узком семейном кругу (Жуковский), а общественном, на конкретных исторических примерах. Историческое прошлое разных народов становится наиболее частым объектом изображения. Главным в деятельности этого общества было воспитание любви к отечеству. Члены этой организации были страстными патриотами России.

Путь национального развития декабристы видели в том, чтобы обратиться к русским или общеславянским сюжетам. Некоторые эпизоды, с позиций декабристов, вообще являются ключевыми, например, гибель вечевых республик (Одоевский).

Одними из самых выдающихся поэтов декабристов стали Катенин. Глинка, Рылеев.

Катенин дебютировал в 1810 году. его лирический герой наделяется автобиографическими чертами. («Певец Услад», «Грусть на корабле»). Естественная мужественность интонации, необычная аллитерация стиха, жизнеутверждающий финал свидетельствуют о самобытном взгляде поэта. Баллады Катенина являются своеобразной реакцией на произведения Жуковского. Его сюжеты так же восходят к западноевропейским источникам - балладам Бюргера, Гёте, Шиллера, но поэт сознательно придаёт им иное звучание, связав с конкретными событиями русской истории. Автор широко использует народные фольклорные мотивы, включает в повествование просторечия, лишает сюжеты мистики.

Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. Так рушатся жанровые перегородки.

В. К. Кюхельбекер был одним из активнейших деятелей декабристского движения. До 1825 г. он выступал преимущественно как поэт-лирик и как критик, теоретически и практически пропагандируя высокую и национально-самобытную поэзию. В качестве драматурга Кюхельбекер стремился создать трагедию в духе гражданского романтизма («Аргивяне»).

В поздней лирике Кюхельбекера иногда слышатся ноты трагической безнадежности и религиозного примирения. Но дух протеста сохранился у Кюхельбекера до последних его дней.

Наряду с лирикой (в которой теперь над одой преобладает элегия) Кюхельбекер создает исключительный по своим масштабам и форме цикл романтических поэм. Условия времени и обстоятельства личной жизни вносили в эпос Кюхельбекера трагедийное начало. И все же его поэмы проникнуты духом высокого героизма и тяготеют к эпической монументальности. Как и прежде, Кюхельбекер прибегает к исторической символике.

Своеобразие романтического идеала и лирического героя, роль античных образов в «легкой поэзии» К.Н. Батюшкова. Духовный кризис 1812 г. и жанрово-стилевые искания в позднем (1815-1821) творчестве поэта.

К. Н. Батюшков - современник Жуковского. Оба в своём творчестве заложили основы поэтики и эстетики романтизма, но делали они это разными худ. средствами, разным худ. языком, и у Батюшкова свой, легко узнаваемый поэтический голос, образный язык, который не спутаешь ни с кем, как у всякого годного поэта. Особенно ярко это проявляется в его ранней поэзии - лёгкой поэзии - таким термином охватывается раннее его творчество.

Основоположник "лёгкой поэзии"(создатели-французы, Батюшков-прородитель) - М. Н. Муравьёв, который явился для Батюшкова и поэтическим авторитетным наставником. Батюшков, рано лишённый семьи, был отдан на воспитание в дом М. Н. Муравьёва, и на всю жизнь он остался обязан этому уникальному человеку, в том числе и своим талантом, и отношением к жизни, и своей поэтической карьерой.

Термин «легкая поэзия» может быть истолкован по-разному. Важно, как Батюшков сам его понимал. Это прежде всего не легкий жанр салонной, жеманной лирики, а один из труднейших родов поэзии, требующий «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности; он требует истины в чувствах и сохранения строжайшего приличия во всех отношениях...поэзия и в малых родах есть искусство трудное и требующее всей жизни и всех усилий душевных».17

Батюшков стал главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреонтики XVIII в. Воспевание радостей земной жизни — дружбы, любви — сочеталось в интимных дружеских посланиях Батюшкова с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя, чьим пасынком он остро себя ощущал.

Программным произведением этого рода явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12, опубл. 1814); по словам Пушкина, оно «…дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения — слог так и трепещет, так и льется — гармония очаровательна». Идеальный мир-античность. Образ лирического героя - поэтическая биография, есть своя маленькая философия, чувство безграничной внутренней свободы, ”наслаждение должно быть самым необходимым”. Культ “золотой середины”. Превращается в античного человека. Отношение к предметному миру. Умение находить счастье в самом малом. Романтики-мифологи.

Легкая поэзия- это уход Батюшкова от себя самого, несчастного. Духовная миграция - поэзия Батюшкова - альтернатива дневнику его души. Чем трагичнее была его жизнь, тем ярче была его античная поэзия. Тосковал по классической эпохе античной…

Образцом «легкой поэзии» является стихотворение «Вакханка» (опубл. 1817). Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с войной 1812, вывело его за пределы «камерной» лирики (послание «К Дашкову», 1813, историческая элегия «Переход через Рейн», 1814, и др.).

Легкая поэзия (анакреонтическая) 2ая треть 18 века - ломоносов сумароков тредияковский кантемир заложили ее традиции в русской литературе"

особенности легкой поэзии:

1. двуплановость, а не двоемире - героев можно поделить на 2 лагеря: те кто правильно понимает смысл жизни: чувства, любовь и радости жизни, дружба деревенское уединение занятие поэзией праздность и те кто неправильно видит назначение человека - цари, монахи - служение, погоня за благополучием и деньгами

2.проповедь умеренности, довольство малым до 12-13 года он тяготеет к легкой поэзии.

Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Батюшков переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Отечественная война 1812 г. стала важным рубежом в духовном развитии Батюшкова, вызвала известные сдвиги в его общественных настроениях. Война принесла дотоле слабо звучавшую в лирике поэта гражданскую тему. В эти годы Батюшков пишет ряд патриотических стихотворений, в числе их послание «К Дашкову» (1813), в котором поэт в дни народного бедствия, «среди развалин и могил», когда «милая родина» в опасности, отказывается «петь любовь и радость, беспечность, счастье и покой».

В связи с начавшимся переломом в мировоззрении Батюшков все чаще обращается к темам истории и трагического одиночества гражданского поэта, его разрыва с окружающей действительностью и гибели («Ге-зиод и Омир —соперники»). Поэт создает историко-философские элегии, явно расширяя в сопоставлении с Жуковским их содержание, включая в них более или менее сложные события. В этих произведениях его мысль сосредоточивается на преходящности бытия.

Постепенно утрачивая либерально-демократический пафос своего раннего творчества, тяготея все больше и больше к консерватизму, Батюшков, однако, не стал последовательным реакционером.

 

ДОПИСАТЬ







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.