Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды юридических источников права





 

Нормативно-правовой акт (НПА) является не только письменным документом, приня­тым с соблюдением установленных процедур компетентным госу­дарственным органом для установления, изменения или прекра­щения нормы права, содержащей правило общего характера, рас­пространяющееся на определенный круг лиц в пределах простран­ства и времени.

НПА - это документ, зафиксированный в соответствующих носителях, принятый с со­блюдением установленных процедур компетентным государствен­ным органом, устанавливающий, изменяющий или прекращаю­щий нормы права, содержащие правила общего характера, адре­сованные во времени и пространстве определенному кругу лип. Понятие «НПА» охватывает великое много­образие правовых норм, регулирующих бесчисленное множество связей, пронизывающих человеческое общество.

Все НПА находятся между собой в сис­темной связи, обладают определенной юридической силой. Юри­дическая сила нормативно-правового акта зависит не только от места и положения органа, но и от компетенции, которой он наделен государством. По определенным основаниям норматив­но-правовые акты классифицируются на соответствующие виды. По содержанию акта, по органу и процедуре принятия могут быть выделены: 1) закон; 2) подзаконный нормативно-правовой акт. НПА имеет свою структуру (преамбулу, раз­делы, части и т. д.).

НПА является наиболее распространенным, более того, считается наиболее классичес­ким и перспективным для цивилизации XXI века, необходимо продолжить его изучение.

Другим основанием деления нормативно-правовых актов слу­жат субъекты, их издавшие. По этому основанию эти акты можно распределить по следующим группам: акты органов государства; акты органов местного самоуправления санкционирован­ные государством акты общественных организаций; акты не­посредственной демократии (например, референдум). Эту клас­сификационную группу актов можно дифференцировать на бо­лее конкретные, узкие группы. К таковым можно отнести акты парламента, областной Думы (законодательного собрания обла­сти), правительства, администрации области, министерства, управления, муниципального органа и т. д.

Ведущим или, как его еще называют, центральным основа­нием классификации нормативно-правового акта является юридическая сила. Она помогает определить место, значение, функ­циональную силу, верховенство, уровень подчиненности акта. Иерархическая субординация акта зависит от конституционно­го положения и компетенции органа, его издавшего.

Структура системы законодательных актов любого государства признает деление ее на два больших блока - на законы и подза­конные нормативно-правовые акты. В последнем отражается прин­цип верховенства закона, а также собственное его содержание.

Закон - это принимаемый в установленном Конституцией (Основным Законом) порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт в пределах своего функцио­нирования (общественный и государственный строй, принципы организации деятельности государственного аппарата, хозяйствен­ное и культурное развитие общества, уголовная политика и т. п.).

Высшая юридическая сила закона с точки зрения его юриди­ческого качества означа­ет: а) все другие правовые акты должны вытекать из закона и не противоречить ему; если же таковые возникнут, то будет действовать закон, а не несогласующийся с ним нормативно-правовой акт; б) закон не подлежит утверждению каким-либо иным органом, он может быть изменен или отменен только ор­ганом, его принявшим; в) законы уступают только общеприз­нанным нормам международного права.

На основе этих юридических качеств можно выделить ряд признаков закона.

К основным из них относят такие:

а) прини­маются только органом законодательной власти или посредством референдума;

б) процедура его подготовки и принятия опреде­ляется Конституцией и регламентом палат парламента конк­ретного с устоявшимися демократическими традициями госу­дарства;

в) правовой закон выражает волю и интересы народа; г) по отношению к другим нормативно-правовым актам облада­ет высшей юридической силой;

д) регулирует наиболее важные, приоритетные общественные отношения;

е) порядок изменения и отмены также осуществляется по более сложной схеме, неже­ли подзаконные нормативные акты.

Законы подразделяются на две большие группы - конституци­онные и федеральные. К первым относятся законы, регулирующие вопросы общественного и государственного устройства. Среди законов по своей значимости и юридической силе особое место отводится конституциям госу­дарств, в том числе и Конституции Российской Федерации.

Особое место в системе права занимают нормативные акты, (указы) президентской власти. Они являются актами исполнительной власти и носят подзаконный характер. Президентские нормативные указы могут в соответствии с Конституцией при­останавливать или корректировать законы лишь в условиях военного или чрезвычайного положения.

К подзаконным нормативным актам относятся постановления и распоряжения правительства, нормативные акты отдельных ве­домств (распоряжение министра иностранных дел, инструкция Министерства образования и т. п.).

НПА по своему качественному содержанию подразделяются на за­коны, указы, постановления, инструкции, распоряжения, до­говоры, приказы.

Древней или первой формой (источником) права считается правовой обычай. Правовой обычай вытесняется иными, более со­вершенными формами права, прежде всего нормативно-правовы­ми актами. Обычное право появляется на ранних этапах право­вого развития в античных городах-государствах. На основе обыч­ного права в первичных государствах регулируются семейно-брачные отношения, вопросы по поводу распределения и пользова­ния землей, водой, по поводу имущественных отношений и т. д.

Возникают юридические источники, которые, фактически, состояли из систематизированных записей, признаваемых наиболее важными на данном историческом этапе, обычаев. При­мерами таких источников могут служить Салическая правда у германцев, Русская и Польская правда у славян, Компиляции Юстиниана на Востоке.

Обычное право свои истоки берет из обычаев, которые складыва­лись тысячелетиями, закрепляя полезный опыт человечества.

Т.о., обычное право берет свои истоки из обычаев и состоит из тех образцов поведения, которые выдерживают испыта­ние временем и получают признание человечества как полезный опыт.

К другой форме источника права можно отнести судебный прецедент - су­дебное решение, принимаемое по аналогии с тем решением, кото­рое ранее уже было принято по схожему факту или ситуации.

Судебный прецедент был известен еще с древнеримских вре­мен. В ряде стран система судебных прецедентов слу­жила формой права на определенном этапе их развития, в некото­рых и ныне продолжает оставаться формой (источником) права, а в отдельных из них (Англия, США, Канада и др.) является основ­ным источником права.

Судебные прецеденты - это реше­ния судов, приобретшие значение «образца» для последующих решений по аналогичным делам и имеющие силу, равную нор­ме права. Такие решения признавались источником права еще в Древнем Риме. Правовая система, в основе которой лежит данный источник права, называется англосаксонской. В стра­нах англосаксонской правовой системы признаются и админи­стративные прецеденты. Под административным прецедентом понимают решение нормативной силы, принимаемое компе­тентным органом управления или должностным лицом по кон­кретному административному делу.

Судебные прецеденты применяются на основе определенных принципов, а не по наитию. Однако в разных странах судеб­ные прецеденты одной правовой системой применяются нео­динаково. В отношении прецедентов, например, применяемых в Англии, действуют следующие аксиоматические положения: а) решения, вынесенные палатой лордов, обязательны не толь­ко для нее, но и для всех иных судов; б) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для всех иных судов, в том числе и для самого апелляционного суда, кроме палаты лордов; в) решения, принятые Высшим Судом правосудия Ве­ликобритании, обязательны для низших судов.

Решения, принятые апелляционным судом при решении уголовного дела, для него не имеют обязательной силы, во-вторых, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать принятым ими решениям, они сохраняют за собой свободу изменения собственной практики; в-третьих, независимость штатов предопределяет то, что правило преце­дента действует в пределах судебной системы данного конк­ретного штата. Однако, как правильно отмечает Рене Давид, «в верховных судах штатов изменения судебной практики имеют иное значение. Они происходят в большинстве случаев под давлением мнения юристов и в связи с желанием направить право штата в то господствующее течение, которое установилось в других штатах, чем и восстанавливается единство общего права США».

Договор как источник права давно известен в международном и в частном праве. Договор в отдельных случаях становится фор­мой установления норм права. Таким образом, договор может быть источником права, если он содержит общие правила поведения. Подобные договоры устанавливают права и обязанности сторон (например, договоры о сотрудничестве в международных водах, по организации совместной миротворческой операции и т. п.). Они могут содержать нормы права, предписывающие сторонам определенные правила поведения на будущее (договоры о мире и сотрудничестве, неприменении первыми ядерных сил и т. п.). До­говоры приобретут все большее значение по мере развития граж­данского общества, и большая часть из них будет носить долго­срочный характер. Такие договоры (между предпринимателями и профсоюзами, профсоюзами и государственными учреждениями, договоры о транспортировке газа, нефти, торговле и т. п.) способ­ны создать систему правоотношений, позволяющих наиболее точ­но определить границы соприкосновения взаимных интересов и механизм устранения противоречий до перехода их в будущем в конфликт. Система такого качества договоров способна обеспечить бесконфликтное развитие гражданского общества. В этом плане вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что договор как источник права имеет относительно небольшое распространение. Большая часть международного права - это договорное право, не говоря уже о коммерческом праве.

Как об источнике права говорят и пишут о рецепции права.

Рецепция права - заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из определенной, нехарактерной для данной страны «правовой семьи». Примером рецепции может служить заимствование в ХХ веке Японией Германского гражданского уложения.

 

 








Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.