Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Многонациональные и глобальные корпорации





Процессы интеграции и дифференциации как проявление адаптации организаций к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды побуждают отдельные организации консолидировать свои ресурсы, необходимые для достижения целей развития. Поэтому разрастание корпоративных структур представляют собой одну из важнейших тенденций современного развития экономики, основу которой в большей степени составляют национальные и транснациональные корпорации.

Транснациональная корпорация (ТНК) в мировой практике рассматривается как особый вид корпорации, переросшей национальные рамки и осуществляющей свою деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние предприятия.

За последние несколько десятилетий возникло несколько десятков тысяч ТНК, имеющих сотни тысяч филиалов по всей планете, владеющих третью производственных фондов и производящих более трети общепланетарного продукта.

Кроме того, ТНК зачастую служат движущей силой международного движения заемного капитала. Материнские корпорации часто предоставляют дочерним предприятиям капитал в расчете на будущие выплаты. Прямые иностранные инвестиции являются альтернативой международному движению ссудного капитала в той мере, в какой ТНК финансируют свои дочерние предприятия. Прямое иностранное капиталовложение — то же, что улица с двусторонним движением. Например, американские фирмы расширяют свои филиалы в Европе, в то время как европейские фирмы расширяют свои дочерние предприятия в США. В то же время, признавая, что ТНК действуют как движущая сила межстранового перемещения капитала, ошибочно рассматривать прямые иностранные инвестиции как альтернативу выходу той или иной страны на рынок ссудного капитала. Главная цель прямого иностранного инвестирования — облегчить создание международных корпоративных структур, способствуя тем самым расширению зоны контроля.

Глобализация деятельности ТНК является залогом их выживания и своего рода завершающим шагом в направлении ее транснационализации.

Процесс глобализации сопровождается непрерывной разработкой стратегических проектов и программ. Так, по результатам опроса радиоэлектронных фирм США, реализацией планов глобализации заняты 45% фирм, 32% — ведут разработку планов глобализации, 13% — собираются заняться, 10% — не видят в этом смысла.

Ныне действующие ТНК отличаются от многонациональных фирм, появившихся в 60-х годах прошлого столетия, когда в поисках дешевой рабочей силы многонациональные фирмы открывали за пределами своей страны преимущественно сборочные предприятия, осуществляя НИОКР и сбыт готовой продукции в своей стране. В настоящее время ТНК создают на территории других стран не только производственные предприятия, но и научно-исследовательские центры, отделы сбыта и маркетинга, привлекают к руководству представителей разных стран, что обеспечивает продвижение научно-технического прогресса во всем мире. В силу отмеченного, ТНК накопили огромный опыт организации и управления, сочетая международную интеграцию производства и локальную гибкость управления.

Например, японские фирмы стали открывать за пределами своей страны не только производственные подразделения, но и научно-исследовательские центры. При этом, правда, главные решения принимаются все же в головном офисе, который расположен в Японии, причем иностранцы в них, как правило, не работают.

При рассмотрении направлений стратегического развития корпораций размещение производства зачастую упирается в наличие ресурсов. Например, добыча алюминия должна размещаться там, где имеются месторождения бокситов, в то время как процесс выплавки алюминия будет тяготеть к источникам дешевой электроэнергии. Производители персональных компьютеров проводят свои наукоемкие конструкторские разработки в Массачусетсе или Северной Калифорнии, а свои трудоемкие сборочные предприятия размещают в Сингапуре или Ирландии. С другой стороны, транспортные расходы или другие препятствия на пути развития торговли могут влиять на размещение.

Управление предприятиями, расположенными в разных странах, может эффективно осуществляться из одной страны с использованием современных информационных технологий и глобальных сетей. Эти связи формируют основу корпоративной структуры, да и сама фирма существует главным образом для того, чтобы облегчить установление таких связей. Многонациональные корпорации существуют благодаря тому, что такие связи более выгодно устанавливать внутри одной фирмы, а не между разными фирмами. Поэтому движущую силу создания многонациональных фирм называют интернализацией.

На практике многонациональные корпорации играют большую роль в мировой торговле и инвестициях. Например, половина американского импорта приходится на торговлю между «родственными» предприятиями. Под этим выражением мы подразумеваем, что предприятие-продавец, как и покупатель, в большой степени принадлежит одному и тому же владельцу и контролируется им. Поэтому можно считать, что половина американского импорта приходится на сделки между отделениями многонациональных фирм. В то же время 24% американских активов за рубежом принадлежат зарубежным филиалам американских фирм. Таким образом, хотя торговля и инвестиции США не полностью контролируются многонациональными корпорациями, но в значительной мере осуществляются ими.

Главными формами объединения (интеграции) корпораций являются:

· горизонтальная интеграция, имеющая целью получение экономии на масштабе и усиление рыночной власти;

· вертикальная интеграция, направленная на обеспечение большей безопасности снабжения сырьем и необходимыми компонентами рынков сбыта;

· диверсификация деятельности корпораций с целью более эффективного распределения рисков, приводящая к формированию конгломератов.

В последнее десятилетие XX в. процесс слияния и поглощения корпораций в Европе охватил все ведущие отрасли промышленности: химическую, электронную, электромашиностроение, автомобилестроение, пищевую и аэрокосмическую. За последние 25 лет число ТНК ведущих промышленно развитых стран возросло с 7 до 24 тыс. В настоящее время в мире действует 37 тыс. ТНК, которые контролируют около трети активов в частном секторе, их обороты составляют около 5,5 трлн дол. К концу 1990 г. накопления международных прямых инвестиций в мире достигли 1,7 трлн дол. против 517 млрд дол. в 1980 г., 211 млрд дол. в 1973 г. и 112 млрд дол. в 1967 г. После 1983 г. вывоз прямых инвестиций возрастал (в текущих ценах) в среднем на 29% в год, что в 3 раза быстрее прироста экспорта (9,4% в год) и в 4 раза — мирового производства (7,8% в год).

Рост международных прямых инвестиций отражает тот факт, что ТНК приобретают все более важную роль в мировой экономике. К началу 1990-х годов они превратились в главный двигатель мирового экономического роста. ТНК обеспечивали в последние годы 80% частных расходов по всему миру на исследования и разработки. При этом они контролировали такую же долю международной торговли. Стоимость продукции, производимой зарубежными отделениями ТНК, превысила объем международной торговли.

Главной причиной активизации зарубежной деятельности компаний мирового класса является необходимость ускорения поставки продукции или услуг заказчику. По мнению экспертов, ТНК имеют следующие преимущества:

· возможность преодоления торговых барьеров;

· возможность снижения конфликтных ситуаций на международном рынке;

· возможность преодоления различных государственных ограничений на деятельность фирм (например, в области лицензирования);

· возможность оптимизации расходов и доходов (если спрос падает в одном регионе, можно увеличить продажи за счет другой продукции или другого региона);

· возможность быстрого распространения новых технологий в различные страны.

Перерастание национальных корпораций в ТНК хорошо видно на примере американской фирмы «Дженерал электрик»: созданы на территории 22 стран (не считая США) научно-исследовательские, производственные и сбытовые отделения с общей численностью занятых 49 тыс. человек (почти 17% от общей численности фирмы). Доля зарубежных продаж фирмы составляет около 25%. Управление всеми зарубежными отделениями осуществляется через сеть Интернет. Некоторые данные, характеризующие деятельность ТНК, приведены в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Параметры крупнейших ТНК

Страна Фирма Объем продаж, млрд дол. Доля зару­бежных продаж, % Доля акций, проданных иностранцам, % Особенности руководства
Нидерланды Philips 30,0 94,0 46,0 Основная масса руководителей — голландцы
Канада Northern Telekom 6,1 67,1 16,0 Все руководители — канадцы
США IBM 62,7 59,0 Нет данных Зарубежные филиалы возглавляют, как правило, руководители местного происхождения; количество иностранцев в центральном правлении возрастает
Xerox 12,4 54,0   Совместные предприятия с Великобританией и Японией определили национальный состав руководства высшего уровня
3M 12,0 46,0 15,0 Руководство намерено увеличить долю зарубежных продаж
ФРГ Siemens 36,3 51,0 44,0 Во главе некоторых зарубежных фирм стоят руководители местного происхождения; в центральном правлении иностранцев нет
Япония Sony 16,3 66,0 13,0 Единственная японская крупная фирма, в центральном правлении которой есть иностранцы
Matsushita 41,7 42,0 7,0 Президент одного из американских филиалов — американец; в центральном правлении иностранцев нет

 

Основные подразделения ТНК показаны на рис. 8.4: главная штаб-квартира; региональные офисы; центры НИОКР и собственно производственные подразделения, а также перечислены основные условия их размещения.

Важную роль при размещении штаб-квартиры играет наличие финансовых и информационных центров, разветвленной сети деловых услуг, современных средств связи. К региональным офисам наряду с уже указанными требованиями добавляется обеспеченность обеспечения средствами транспорта. Как правило, региональные офисы размещаются в крупных городах и столицах.

 

Главные штаб-квартиры: · наличие финансовых и информационных центров; · наличие разветвленной сети деловых услуг; · близость транспортных узлов мирового значения; · обеспеченность высококвалифицированными специалистами
Транснациональная корпорация

Производственные подразделения: · наличие резервов сравнительно дешевой рабочей силы; · сравнительно низкая цена на землю; · возможность создания новых или расширение существующих производственных мощностей; · отсутствие жестких государственных ограничений ·  
  Региональные офисы: · обеспеченность каналами и средствами транспорта и связи · приоритет административным и деловым центрам     Центры НИОКР: · размещение в стране базирования; · размещение в других странах, если стоимость квалифицированной рабочей силы там существенно ниже  

 

 

Рис. 8.4. Условия размещения основных подразделений ТНК

 

Для размещения центров НИОКР одним из значимых условий следует назвать наличие квалифицированных кадров, а для производственных подразделений существенным фактором является наличие дешевой рабочей силы, цена на землю, а также условия снижения коммерческих и политических рисков.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные виды трансформаций корпораций.

2. Что представляет собой поглощение корпораций?

3. Что следует понимать под слиянием корпораций?

4. Приведите основное содержание синергической теории слияний.

5. Какие трансформации следует отнести к дезинтеграционным?

6. Что побуждает компании производить продажу бизнесов?

7. В чем заключается специфика управления кэйрэцу?

8. В чем заключаются достоинства холдинговой компании?

9. Какова типовая структура финансово-промышленной группы?

10. Чем отличается консорциум от конгломерата?


 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.