Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 3. Личность и организация





Тема 9. Интеллект и развитие личности

 

Интеллект личности

 

Под современным определением интеллекта[10] понимается способность к осуществлению процесса познания. Иная точка зрения на интеллект связана с тем, что основное внимание уделяется связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека обрабатывать поступающую информацию быстрее или медленнее (со скоростными параметрами реагирования на внешние стимулы). Основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач. Третий подход основан на оценке обобщенной способности к обучению. Однако из истории известно, что многие одаренные люди не отличались хорошей успеваемостью в школе (например, Эйнштейн, Дарвин, Черчилль).

Интеллект – это общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться. Интеллект отражает способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации. Часто эту способность характеризуют по отношению к проблемам, встречающимся в жизни человека. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей личности. Но во всех случаях необходима чувствительность к новому, решению актуальных проблем, а также к тенденциям возможного развития событий. Существенное качество интеллекта личности — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов.

К качествам человеческого интеллекта следует отнести пытливость и глубину ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость предусматривает стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума рассматривается как способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке. Широта мышления как способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного вида, так и широтой его жизненного опыта.

Интеллектуальные способности человека еще в 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять с помощью теперь уже широко известного коэффициент «IQ»[11]. Однако, интеллект и коэффициент интеллекта - это все-таки вещи разные, и обученный человек радикально отличается от необученного, даже если у них одинаковый IQ.

Количественная оценка уровня интеллекта человека определяется как уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста по формуле:

 

IQ = УВ / ХВ × 100,

Где УВ — умственный возраст, а ХВ — хронологический возраст.

 

Например, человек 20 лет от роду, интеллектуальный возраст которого составляет 22 года, имеет IQ 22 / 20 × 100 = 110. То есть ребёнок в 12 лет и выпускник ВУЗа могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своему возрасту.

Этот коэффициент определяется с помощью специальных тестов, которые рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности).

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением (см. рис. 9.1) со средним значением IQ, равным 100 и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает.

Рис. 9.1. Распределение коэффициентов интеллекта в обществе

 

За почти столетнюю практику появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов трудно.

На IQ влияет наследственность, а также условия внешней среды на этапе развития личности и ошибки измерения.

Считается, что успешная деятельность в области медицины, архитектуры, техники, науки возможна, если IQ превышает среднее значение общего интеллекта. Однако, для выполнения математических, вербальных заданий, заданий на пространственное восприятие необходимы особые частные способности, специальные навыки.

Существуют стандартизированные значения или уровни IQ:

· IQ в диапазоне 65 - 85 означает низкий уровень интеллекта;

· IQ в диапазоне 85 - 100 означает нормальный уровень, нижняя граница нормы;

· IQ в диапазоне 100 - 115 означает нормальный уровень, верхняя граница нормы;

· IQ в диапазоне 115 - 130 означает высокий уровень развития интеллектуальных способностей;

· IQ в диапазоне 130 - 160 означает, что у человека умственная одаренность.

Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией — врожденным слабоумием. Помимо этого, существует и приобретенное слабоумие — деменция. Выделяют три степени врожденного слабоумия:

· Дебильность (Иногда сохранена способность к труду.)

· Имбецильность (Сохранена способность к самообслуживанию.)

· Идиотия (Самая тяжелая степень олигофрении, когда человек не может разговаривать и сам себя обслуживать.)

Замечено, что чем выше уровень образования, тем выше уровень интеллекта. С одной стороны, процесс обучения развивает интеллект, с другой стороны, получают высшее образование те люди, которые имеют к этому способности. Однако, в некоторых случаях, как это ни парадоксально звучит, слишком хорошие способности могут оказать дурную услугу, потому что легкость усвоения учебного материала часто защищает способных людей от дисциплины учебного процесса, что сдерживает их развитие.

Однажды приобретенное человеком знание сохраняется для дальнейшего использования. Чем больше знаний и опыта мы приобретаем, тем больше становится запас нашего потенциального интеллекта. Способность не только понимать выученное, но и способность видеть применимость знания к проблемной ситуации и творчески применять знание в новой обстановке характеризует подвижный интеллект.

Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, следует выделить следующие:

· Уровень интеллекта родителей: чем он выше, тем выше интеллект их детей.

· Уровень образования и социальный статус родителей. Родители, имеющие высокий уровень образования, как правило, имеют более высокий социальный статус и они стремятся создать условия для разностороннего развития своих детей, поэтому дети из таких семей демонстрируют достаточно высокий уровень интеллекта.

· Уровень образования самого человека: процесс обучения развивает интеллект, с другой стороны, получают высшее образование те, люди, которые имеют к этому способности.

Уровень интеллекта не является постоянной величиной и меняется на протяжении жизни человека. Интеллект развивается до 20-23 лет, потом он фиксируется на определенном уровне, причем разные его компоненты могут в разном возрасте быть более или менее доминирующими (например, в каком-то возрасте усиливается память, в другом логическое мышление). После 50-60 лет начинается ухудшение отдельных мыслительных функций. Но, если человек занимается интенсивной интеллектуальной деятельностью, то эти процессы существенно замедляется. Ученый даже в 80 лет может демонстрировать незаурядные интеллектуальные способности, хотя скоростные характеристики интеллекта у него снижаются.

Интеллект требует в любом возрасте нагрузки для поддержания своего уровня, так же, как и мышечная система требует физических упражнений. Поэтому человек должен учиться всю жизнь, чтобы поддерживать свои мыслительные способности на высоком уровне.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.