|
Формы предварительного расследования. Отличия в полномочиях следователя и лица, производящего дознание.Предварительное расследование — это стадия уголовного судопроизводства, которая проводится по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения и заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях 1. установления обстоятельств, имеющих значение для дела; 2. установления лица, совершившего преступление; 3. выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Расследование именуется предварительным, поскольку оно, являясь досудебной стадией, предшествует судебному разбирательству уголовного дела. Все выводы дознавателя или следователя о событии преступления, о виновности лица и о других имеющих значение для дела обстоятельствах носят предварительный характер и в последующем судебном производстве являются лишь позицией стороны обвинения. Следовательно, в дальнейшем они подлежат всесторонней проверке и оценке судом в равной степени с доводами защиты. Вместе с тем если в ходе предварительного расследования появятся основания для прекращения уголовного дела (ст. 24-28 УПК), то такое решение дознаватель или следователь могут принять и самостоятельно (в некоторых случаях — с согласия руководителя следственного органа или прокурора), т. е. без передачи дела в суд. Формы производства предварительного расследования: · дознание; · предварительное следствие. Задачи предварительного расследования: 1. установление имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, перечисленных в ст. 73УПК (решается посредством собирания, проверки и оценки доказательств как обвинительных, так и оправдательных); 2. установление и привлечение к уголовной ответственности лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства для предъявления обвинения (решается посредством публичного (частно-публичного) уголовного преследования); 3. создание условий для возможности отстаивания участвующими в уголовном деле лицами своих интересов (законодатель уполномочивает органы дознания и предварительного следствия совершать действия и принимать решения, направленные на обеспечение прав и свобод подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и т. д.); 4. создание условий для последующего рассмотрения уголовного дела по существу в судебном заседании, для обеспечения возможности возмещения причиненного преступлением вреда и т. д. (решается посредством применения мер пресечения, например, заключение обвиняемого под стражу, отдельных мер процессуального принуждения, например, наложения ареста на имущество), ознакомления заинтересованных лиц с материалами уголовного дела в порядке ст. 216-217 УПК и т. д.). Помимо указанных задач предварительного расследования законодатель обязывает органы дознания и следователя разрешать и некоторые другие. К ним, в частности, относятся: · выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 73, ч. 2 ст. 158 УПК); · выявление признаков других преступлений, не связанных с расследуемым уголовным делом (п. 3 ч. 1, ч. 6 ст. 154, ст. 155 УПК). Содержание предварительного расследования Содержание предварительного расследования составляют различные следственные и иные процессуальные действия, а также решения органов дознания и предварительного следствия, направленные на достижение задач. В предусмотренных законом случаях в содержание предварительного расследования включаются также решения, принимаемые прокурором в порядке прокурорского надзора (например, ч. 1 ст. 214 УПК), судом - в порядке судебного контроля (например, ч. 4 ст. 165 УПК). К содержанию предварительного расследования относятся: 1. сбор и проверка доказательств; 2. осуществление уголовного преследования в отношении лица, совершившего преступление; 3. привлечение этого лица в качестве обвиняемого; 4. принятие мер, обеспечивающих его неуклонение от следствия и суда; В содержание предварительного расследования входят и правоотношения участников уголовного процесса и государственных органов, в которых реализуются права подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего и других участников (например, заявление ходатайств, направление жалоб, а также их рассмотрение и разрешение органами дознания, предварительного следствия, прокурором и судом).
Отличия предварительного следствия от дознания: 1) В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия является обязательным по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием. 2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК). 3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК). 4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — обвиняемого. В зависимости от характера совершенного преступления и от конкретных обстоятельств уголовного дела привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого. 5) В способе формирования позиции стороны обвинения для последующего судебного разбирательства. Предварительное следствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, процедура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвинительного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения. 6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предварительного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюдения порядка производства по уголовному делу, качества и эффективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия прокурора и правила прокурорского надзора за дознанием и предварительным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полномочия. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|