|
Стиль взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с родителями детей с недостатками речиВыстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, безусловно, способствует развитию личности дошкольника и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению речевых недостатков. Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий детским учреждением и др.) основные задачи в работе с родителями, т.е.: — устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; — объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; — создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; — повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка; — оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях; — обучает родителей конкретным приемам логопедической работы. Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт, жилищные условия. Стиль взаимодействия складывается постепенно. Задача его формирования становится приоритетным направлением в работе учителя-логопеда с родителями и определяется рядом факторов: — субординацией и соблюдением границ компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей; — общением с родителями только по вопросам развития детей и их проблем; — соблюдением речевого этикета в общении с родителями: обращение на «Вы», по имени-отчеству независимо от возраста; — современным, деловым стилем одежды учителя-логопеда. Существуют несколько принципов, в соответствии с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей имеющими недостатки речи. Вот некоторые из них. 1. Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее. 2. Слушая вопросы и высказывания родителей, важно обращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст. 3. Знать основы психологии общения, чтобы самому уметь осознанно использовать позы, интонации речи, выражение лица. 4. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений. 5. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий. 6. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника. 7. Сохранять конфиденциальность информации. 8. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей. 9. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально. 10. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему. 11. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. (Рабочие термины учителя-логопеда могут быть непонятны родителям, далеким от логопедагогики, и создадут барьер в общении.) 12. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки». 13. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей. 14. Соблюдать принципы недирективности, безоценочности, личностно-ориентированного подхода, корректности. Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда [1]. Он должен хорошо владеть материалом, представляемым родителям. Использование при проведении встреч с родителями опорных конспектов, всевозможных карточек, схем, таблиц и других вспомогательных материалов, безусловно, предпочтительнее чтения текста «по бумажке», что часто вызывает у родителей «сон с открытыми глазами». Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, а поэтому важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, и, по возможности, привлекали родителей к обсуждению проблем, развивая дух плодотворного сотрудничества. С помощью представленной в приложении 3 «Шкалы самооценки личностных качеств и педагогических умений специалистов, важных в общении с родителями» практические работники могут познакомиться с перечнем качеств, которые необходимы для успешного решения задачи создания хороших, продуктивных взаимоотношений с родителями.
Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями детей Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями: темы собраний не определяются вышестоящими инстанциями, как это делалось в 1980-х гг., например, в соответствии с Программой педагогического всеобуча родителей. Каждый учитель-логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [4, 8, 18—23]. Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Последний пункт анкеты 1 (см. приложение 1) предлагает сообщить, какое участие родители могут принять в организации жизни группы. Даже минимальная помощь, оказанная родителями, дает им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам. В начале учебного года (сентябрь) на традиционно проводимом родительском собрании учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей группы того или иного речевого профиля. Для такого общения с родителями можно использовать схему организации логопедической службы в дошкольном учреждении (приложение 4). Методом работы с родителями на подобном собрании будет комментирование учителем-логопедом позиций рассматриваемой схемы. Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, — формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. В этих целях можно использовать следующие приемы: — разъяснение необходимости логопедической работы с использованием, например, рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы; — рассказ об итогах работы логопедической группы в предыдущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудио- и видеокассет, в результате чего родители наглядно могут убедиться в том, как многому научатся их дети в специальной группе; — подчеркивание необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за I полугодие и знакомит с задачами II полугодия. На собрании в конце учебного года (май) подводятся итоги коррекционной работы. На него приглашаются учителя начальных классов, к которым дети поступят в начале учебного года. Родительские собрания — важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников. Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудничество учителя-логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению. На рис. 1 представлены направления взаимодействия специалистов детского учреждения, работающих с детьми, имеющими недостатки речи. Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии. Для установления режима систематического, планомерного выполнения домашних заданий и привлечения к ним родителей заводится индивидуальная папка («накопительный портфель ребенка») или тетрадь домашних заданий, в которой весь речевой материал распределяется по направлениям: — развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук; — воспитание произносительных навыков; — развитие просодики речи; — развитие звукового анализа и синтеза; — подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формирование навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.); — формирование активного и пассивного словаря; — формирование лексико-грамматических категорий языка; — развитие психологической базы речи. Рассмотрим примерный вариант домашнего задания.
Тема «Сад — огород» Задание 1. Родителям рекомендуется: — рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды; — повторить обобщающие слова— «овощи», «фрукты», «ягоды»; — обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус; — рассказать, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, огороде, на земле, в земле, на кустах, деревьях); — сходить вместе на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают; — рассказать, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод; — поговорить о труде колхозников на полях осенью. Задание 2. Дидактическая игра «Что лишнее?». Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, слива, капуста, горох. Малина, клубника, апельсин, черника. Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак». Яблоко (какое?) —..., клюква (какая?) —..., помидор (какой?) —... Задание 4. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук [а]» (ананас, апельсин, абрикос). Задание 5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде): овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай (лимон). Задание 6. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах и ягодах. Задание 7. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» (предложить ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь, с закрытыми глазами, по запаху). Задание 8. Ответить на вопрос: Что едят сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды). Задание 9. Образование относительных прилагательных: сок из яблок — яблочный, варенье из яблок — яблочное, начинка для пирога из яблок — яблочная и т.д. Задание 10. Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану: Что это? Где растет? Внешний вид. Каков на вкус? Что из него готовят? Задание 11. Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, яблоке и лимоне, об огурце и помидоре. Задание 12. Составить предложение из слов. Яблоко, лежать, яблоня, под. Картошка, расти, огород, в. Клубника, тарелка, лежать, на. Задание 13. Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений). Мама почистила картошку, чтобы.... Мама помыла овощи, чтобы.... Мама собрала в саду малину, чтобы.... Мама купила в магазине яблоки, чтобы.... Задание 14. Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу. Морковь — овощ, а яблоко — фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду. Из моркови делают салат, а из яблок варят компот. Задание 15. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»). Поздним летом в огород собирается народ. Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай! Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста). Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп). Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку). От дождя земля намокла — вылезай, толстушка... (свекла). Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку). Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску). Помогает деду внук — собирает с грядок... (лук). Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)». Вот зеленый толстячок — крупный гладкий... (кабачок). И красавец-великан темно-синий... (баклажан). Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали. Задание 16. Прослушать рассказ и ответить на вопросы. Работа на огороде Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей. Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы? Где растут овощи? Что делают колхозники на огороде осенью? Задание 17.Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит». Задание 18. Разделить страницу альбома на три части и нарисовать овощи, фрукты и ягоды. При подготовке домашних заданий для совместного выполнения их детьми и родителями учитель-логопед: — не должен включать задания по изучению нового материала; — предварять задания подробными инструкциями по его выполнению; — ставить абсолютно ясную цель выполнения каждого задания; — учитывать принцип ведущей деятельности. Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обучения ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечивается последовательностью прохождения разделов плана работы и объемом материала в каждом из них. Это дает возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что — только уточнения и повторения. На первой странице тетради учитель-логопед пишет обращение к родителям в форме рекомендаций, примерный вариант которого представлен ниже.
Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно? Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно. Не заглядывая в отдаленное будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если Ваше любимое чадо получило прозвище «Картавый» или «Шепелявка», не Ваша ли в этом вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно различать все звуки родного языка и правильно их произносить. Его активный словарь к этому времени составляет 3000—4000 слов. Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии — дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут и логопед и педагоги-воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители. С чего начать? Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те «малые» посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе. Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (использования) элементарных принципов любого обучения. • Ребенок должен учиться, играя. • Обучающий только тогда научит обучаемого, когда сам в достаточной мере овладеет материалом. • В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результатов • Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость. Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) и методичность (не скукота!) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.
Эффективная форма выявления динамики развития ребенка — систематическое проведение открытых занятий специалистами в присутствии родителей, включающих: знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, за достижениями сверстников и при необходимости сравнение их; оценку имеющихся трудностей. В течение года учитель-логопед периодически планирует групповые встречи-занятия с родителями, присутствие которых на открытых просмотрах с последующим обсуждением является действенной формой обучения родителей. Виды занятий следует чередовать, чтобы за 2—3 года обучения продемонстрировать их разнообразие и эффективность. Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обращает внимание на используемые методы и приемы. Постепенно родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети преодолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда могут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия способствуют более ответственному отношению родителей к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Полезно объединить открытое занятие с консультацией (табл. 2). В зависимости от темы проводить ее следует воспитателю или логопеду. Информация о проведении собраний (консультаций), открытых занятий вывешивается заранее.
Таблица 2 Темы занятий и консультаций
«Учимся у тех, кого любим» — это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятиях. Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами учитель-логопед добивается правильного произношения, можно практиковать посещение обычных занятий в течение года (при необходимости) с учетом возможности родителей. Комплексные занятия, подсказывающие чему учить и как; простейшие психологические тесты, заставляющие задуматься об уровне развития ребенка; различные советы и предложения по воспитанию помогут родителям в их педагогических поисках. Таким образом, при моделировании взаимодействия детского учреждения с семьей необходимо учитывать следующие этапы: • диагностический: — ознакомительная работа с родителями; — сбор анамнестических сведений о ребенке; — анкетирование родителей; — участие родителей в работе ПМПк. • планово-прогностический: — планирование работы с родителями; — проведение обзорного собрания для родителей. • деятельностный: — работа по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях; — работа по заданию психолога; — консультативно-информационная работа с родителями; — участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы (ДОУ). • итогово-аналитический: — проведение (в течение года) специалистами ДОУ открытых занятий для родителей с целью выявления динамики развития детей; — обсуждение итогов коррекционной работы за год и результатов деятельности ПМПк. Консультативно-информационная деятельность — неотъемлемая часть коррекционного процесса. Потребность родителей в знаниях можно реализовать в разных формах: проведение консультаций, встреч за «круглым столом», тематических выставок; использование папок-передвижек и т.д. В приложении 5 представлены формы взаимодействия, раскрывающие педагогический потенциал современной семьи и детского учреждения. Рассмотрим один из вариантов консультации для родителей.
Тема «Потерялся звук [р]» (консультация для родителей) Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других.... Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь! В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребенку. Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь. Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе. Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб. От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей? Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее. Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более. В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребенка до конца. Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков. Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов: — звук поставлен; — звук закреплен изолированно, в слогах, словах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле; — сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала. Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители: — зрительный (картина, схема, предмет и т.д.); — слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи); — тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обго-варивание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах, и т.д.); — вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий и т.д.); — мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов и их операций). В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен: — нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»; — постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой: • губы «в улыбке» или кисть руки внизу; • губы «рупором» или кисть руки поднята вверх; — отметить качество произношения во время общей оценки ответа; — следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений); — стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по звукам и ты должен вместе с ним последить за звуком»); — переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком-звуком [с] или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить именины появившегося звука; вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка-звук или куклу-логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и выноситься на улицу, в музыкальный и спортивный залы. Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т.п.
Популярностью у педагогов пользуется «Устный журнал», имеющий рубрики (страницы): «Советы учителя-логопеда», «Спрашивали — отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно знать» и др. Растет популярность «Педагогических гостиных», встречи в которых посвящаются наиболее актуальным проблемам логопедагогики. Некоторая модернизация «родительских уголков» также стимулирует мотивацию родителей к педагогическим знаниям, если умело использовать специальные памятки, тематические консультации (приложение 6), домашнюю игротеку с каскадом игровых приемов для речевого развития и т.п. (приложение 7). Не следует забывать и о старых, традиционных формах работы с семьей; если их умело сочетать с появляющимися новыми формами сотрудничества детский сад — семья. Становятся популярными клуб «Педагогика для всех» (приложение 8), «Клуб педагогических дискуссий», на заседаниях которых призывают: приходите, обращайтесь, ищите, спрашивайте, консультируйтесь. Заседание в клубах подобного рода можно проводить 1 раз в 4 месяца и всегда под девизом: «Детский сад в помощь семье в коррекционно-развивающем обучении». Удачной находкой для согласования работы всех служб и родителей стали «информационные корзины» (табл. 3), в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей каждая служба корректирует свою работу, а учитель-логопед может сделать вывод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.
Таблица 3 Примерная структура «информационной корзины»
На рис. 2 представлены основные направления в работе с детьми, имеющими речевые недостатки. На встречи родительского лектория приглашаются авторитетные специалисты: педагоги, психологи, врачи, активно используется техническое оснащение. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу доверия как для детей, так и для взрослых. Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают возможность развиваться вместе с детьми, повышать свою педагогическую компетентность. В приложении 9 даны советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук у детей, а в приложении 10 — схема стратегии работы ДОУ с семьей. Внедрение в практику работы образовательной модели «Детский сад — семья — школа — единое образовательное пространство» и системы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, поддержки его семьи обеспечивает полноценное проживание ребенком детства.
Приложение 1 Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|