Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Септимий Север - император Великой Римской империи; его отношение к христианам





В 194 году римский император Коммод умер, будучи отравлен ядом, насыпанным в чашу с вином. Сенат после его смерти избрал Пертинакса императором, однако он через два месяца был убит. Началась яростная борьба за римский престол, в результате которой на престол Великой Римской империи, объединявшей все страны тогдашнего мира, взошел Септимий Север. В начале своего правления Север терпимо относился к христианам. В этом отношении на него повлиял один случай. Север серьезно заболел, и один из его рабов попросил разрешения совершить молитву о его здоровье. Конечно, молиться этот раб мог тайно, без объявления о своей молитве. Но он совершил молитву на глазах у всей семьи императора. Северу стало сразу лучше, а раб о себе засвидетельствовал, что он христианин. С этого момента этот раб, по имени Прокул, получил почетное положение в императорской семье. Не без его стараний к наследнику престола - малолетнему принцу - был взят новый учитель, который оказался христианином. Постепенно среди прислуги в императорском дворце все больше и больше появлялось христиан. В народе в то же время бурлили страсти. Какие только слухи не распространялись о христианах, в чем их только не обвиняли. Император Север взял под свою защиту от народной ярости многие знатные римские семьи, которые приняли христианство. И в то же самое время Север не пытался отменить законы, направленные против христиан. Не долго Север благововил к христианам. В 202 году он вернулся из похода на Восток, где одержал победу, подавив все восстания против римлян. Победа вскружила ему голову. Он потребовал, чтобы при его въезде в Рим ему оказывались божеские почести. Христиане отказались принять участие в этих манифестациях, ибо они не могли по своим убеждениям обожествлять человека и поклоняться ему как Богу. Учинив расправу над христианами, служившими в его дворце, Север решил самым беспощадным образом повсюду искоренить христианство. Он издал закон, запрещающий всем его подданным переходить в христианство, а также в иудейство. Многие римские чиновники, отличавшиеся взяточничеством, вымогали у христиан деньги, обещая обеспечить им безопасность. Некоторые христиане шли на это, давая взятки чиновникам, стараясь таким путем сохранить себе жизнь и свободу. Но, наиболее ревностные из христиан смотрели на это как на унижение христианства и как на измену Христу; они предпочитали лучше пострадать за Христа, чем давать взятки. Наиболее жестоким было гонение в Египте и в Северной Африке. В это время в Александрии мученическую смерть за Христа принял Леонид - отец известного деятеля христианства Оригена. Во время жестоких гонений в Африке особую стойкость проявляла христианка по имени Перпетуя. В 202 году в Карфагене (Северная Африка) были арестованы три молодых человека по имени Ревокат, Сатурний и Секундул, и две молодые женщины - Перпетуя и Фелицата. Все они были недавно уверовавшими и готовились к принятию крещения. Перпетуе было 22 года, она только что осталась вдовой с грудным младенцем. Происходила она из богатой римской семьи. Отец ее был язычником. После своего ареста она была посещена отцом, который умолял ее отречься от своей веры. Указывая на стоящий рядом сосуд, Перпетуя спросила, можно ли этот сосуд назвать каким-либо другим именем, кроме того имени, какое он носит. Когда отец ответил, что нельзя, тогда она сказала: "Так и я не могу называть себя ничем другим, кроме того, что я в действительности, а именно - христианка". Из тюрьмы Перпетуя писала о первом дне своего заключения: "Тогда это было мне испытанием, я была испугана, потому что я никогда не была раньше в такой темноте. Какой ужасный день! чрезмерная жара от множества людей, грубое обращение солдат, и, наконец, забота о моем ребенке - все это делало меня несчастной". Кто-то из сочувствующих подкупил охрану, и христианских узников перевели в лучшую камеру, отделив их от уголовных преступников, а Перпетуе принесли ее ребенка. Вскоре ее опять посетил отец. Упав перед ней на колени, он умолял ее отречься от христианства и этим избавить всех родных от позора, который она навлекла на всех их. Перпетуя, глубоко потрясенная волнением отца, все же твердо сказала, что все находится в руках Божиих. После этой встречи с отцом она писала: "Седые волосы моего отца наполнили меня болью, когда я думала, что он единственный в нашей семье не будет радоваться моей мученической смерти". Отцу своему она ответила: "Что случится, когда я буду представлена к судьям, зависит от воли Божией, ибо мы сильны не своей силой, но силой Божией". Посетил Перпетую также римский прокуратор, который уговаривал ее принести жертвоприношение языческим богам. Когда она отказалась, он приказал отобрать у нее ребенка и высечь ее розгами. Но вот настал день суда. Перед судом к ней был допущен еще раз отец с ребенком. Римский чиновник обратился к ней со словами: "Имей сострадание к седым волосам твоего отца, имей сострадание к твоему беспомощному ребенку и принеси жертву богам для блага императора". Но ничто не смогло поколебать твердости духа этой женщины. Перпетуя и ее друзья были приговорены к смертной казни через растерзание зверями. Накануне казни, по тюремным обычаям, полагался даровой обильный ужин с выпивкой, во время которого осужденным разрешалось вести себя свободно и распущенно. Римляне считали этот обычай очень гуманным; по их понятиям, осужденному человеку надо дать возможность испытать какое-то наслаждение перед смертью. Осужденные христиане этим обычаем воспользовались по-своему: они устроили хлебопреломление и вечерю христианской любви. Горячими молитвами и славословием Господу они завершали свой земной путь. Тюремщик Пудент, пораженный всем виденным и слышанным, обратился ко Христу. На следующий день осужденные были приведены на арену цирка. По обычаям Карфагена, мужчины должны были быть одетыми в красные одежды, подобно жрецам Сатурна, а женщины, подобно жрицам Цереры, - в желтые одежды. Но христиане отказались надевать эти одеяния, и язычники вынуждены были отступить. На арене цирка Перпетуя пела псалмы, а Сатурний, обращаясь к народу, сказал: "Запомните хорошенько наши лица, чтобы вы могли узнать нас в день суда". Были выпущены звери на осужденных. Перпетуя и ее друзья, оставив земной фронт, перешли как доблестные воины Христовы в лучезарные чертоги Своего Господа и Спасителя. Император Север вскоре отправился в поход в Британию, где римляне стали терять почву под ногами. Во многих битвах с повстанцами он понес большие потери. Напрасно он силился расширить еще дальше границы Римской империи и покорить независимые племена; все труднее и труднее становилось удерживать ранее завоеванные территории. В 211 году Септимий Север умер на восемнадцатом году своего правления.

Богослов Ириней

В конце царствования Септимия Севера мученически умер видный деятель христианства Ириней. Он родился примерно в 130 году; около 160 года был послан апостольским учеником Поликарпом в Галлию (Францию) для проповеди Евангелия. С 177 года он был епископом лионским. Перу Иринея принадлежит много богословских трудов: "Пять книг против ересей", "О познании", "Изложение проповеди апостольской", "Книга разных рассуждений" и другие. Все эти сочинения не сохранились в целом виде и известны лишь по упоминаниям у древних историков и по отрывкам, найденным в разное время. К третьему веку некоторые епископы имели почетное наименование "папа" (От греческого слова "папас" - отец). Это было уже отступлением от учения Христа, Который сказал: "Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" (Матф. 23,9). С конца пятого века титул "папа стал относиться только к римскому епископу. Ириней, о котором мы говорили, написал два послания под названием: "Послание к папе Виктору". Этот Виктор был римским епископом. В одном из этих посланий речь идет о дне празднования Пасхи. Дело в том, что, начиная с апостольского века, христиане праздновали Пасху в один и тот же день в году, а именно: 14-го дня месяца Нисана. Со времен Моисея в этот день все иудеи вспоминали выход израильтян из Египта, а поскольку Христос воскрес в день праздника Пасхи, то христиане и стали отмечать в 14-й день Нисана воскресение Христа. Но римские христиане (вернее сказать, римский епископ) ввели новый обычай празднования дня Пасхи. Они решили, что этот праздник должен приходиться не на 14-й день Нисана, а на первый день недели (день воскресный) сразу после полнолуния. Таким образом получилось расхождение в дне празднования Пасхи. Малоазиатские христианские общины продолжали по-прежнему этот день отмечать в один день с иудеями; у римских же христиан, а вслед за ними и у других западных христиан, праздник Пасхи получился скользящим, переходным, приходящимся в разные числа. Между епископами разгорелся спор: одни настаивали на том, чтобы праздновать праздник Пасхи в 14-й день Нисана, другие утверждали,что этот праздник всегда должен приходиться не на одно и то же число, а на один и тот же день недели, и быть после полнолуния. Римский епископ Виктор решил, что поскольку он является епископом христианской общины в самом главном городе Римской империи, то никто другой, а именно он и должен решить этот спор. В повелительном тоне в письменной форме он приказал всем христианам отмечать Пасху после полнолуния в день воскресный. Это была первая попытка римского епископа подняться на голову выше других епископов, дабы играть главенствующую роль. С таким поползновением римского епископа малоазиатские епископы не согласились и решили дать ему отпор. Конфликт был улажен благодаря Иринею, его увещание подействовало. Ириней писал,что не имеет значения, в какой день отмечать этот праздник; пусть в этом вопросе будет предоставлена свобода, и каждый пусть держится своих обычаев до поры до времени, когда создадутся условия для единства по этому вопросу. Увещанию Иринея внял и римский епископ Виктор.

Монтанизм

Несколько слов о монтанизме. Движение монтанистов началось в христианстве еще во втором веке, и в третьем веке оно имело своих сторонников во многих христианских общинах. Называется это движение по имени его основателя - бывшего языческого жреца Монтана из Фригии. Обратившись ко Христу во второй половине второго века, Монтан усмотрел, что многие христиане не так горят, как должны были гореть. Он ревновал о большем огне. Желание Монтана было весьма хорошее, о большем огне должен ревновать каждый христианин, но Монтан впал в крайности в целом ряде вопросов. Он и его сторонники ревновали о более строгом образе жизни христиан. Они требовали строгих и продолжительных постов; считали, что христиане не должны допускать второго брака, если у христианина или христиан умер спутник или спутница жизни; христиан, которые овдовев, вторично обзаводились семьей, они объявляли прелюбодеями. Ничего подобного Христос не требовал от Своих учеников. Кроме того, заблуждением монтанистов было их отрицание образования. Заблуждением монтанистов было и их увлечение пророчествовами. По своей форме их пророческий дар выражался в крайне возбужденном состоянии. Всех христиан, не впадавших в такое возбужденное состояние, монтанисты считали плотскими, а себя считали духовными. За свои крайности Монтан был исключен из членов церкви. После этого он, собрав вокруг себя своих сторонников, старался распространять свои убеждения по всем общинам. Достоверно неизвестен конец земной жизни Монтана, однако, по словам одного древнего писателя, он, заболев душевно, весьма печально закончил свой земной путь. Последователи Монтана усиленно добивались гонений. Затишье в этом отношении в первой половине третьего века их явно не устраивало. И в этом вопросе монтанисты впали в крайность, конечно, вне всякого сомнения, пострадать за Христа является великой честью. Но это вовсе не значит, что христианин должен сам напрашиваться на гонения. Однако у монтанистов был именно такой дух, что если гонений в данный момент нет, то их надо искусственно вызывать, дабы получить венец мученика. Своей такой неразумной ревностью они обостряли обстановку, не понимая того, что за испытания, которые христиане сами на себя навлекли, правосудие Божие не отметит их золотыми венцами мучеников.

Богослов Тертуллиан

Говоря о монтанизме, нельзя умолчать о выдающемся христианском деятеле Тертуллиане. Знаменитый богослов Тертуллиан, по происхождению римлянин, родился в Карфагене около 160 года, получил юридическое образование и был выдающимся юристом своего времени. Приняв христианство, он вскоре стал пресвитером христианской общины в Карфагене. В 202 году Тертуллиан уклонился в монтанизм и пребывал в нем до конца своей жизни. Наибольший расцвет деятельности Тертуллиана совпал с правлением императора Септимия Севера. В своих сочинениях Тертуллиан много внимания уделял практическому христианству; труды его богаты сравнениями, мысли выражены настолько кратко и метко, что могут быть поговоркой. Между сочинениями Тертуллиана, написанными до его ухода к монтанистам, и написанными позже, не видно почти никакой разницы. Он продолжает дело проповеди Евангелия, продолжает защищать христианство от нападок язычества, продолжает писать полезные практические советы для христиан. Но все же крайности монтанизма видны в его трудах. Подобно Монтану, он женитьбу на второй жене, после смерти первой, считал великим грехом. Почему Тертуллиан стал монтанистом? По всей вероятности, будучи ревностным христианином, он искал большего огня в христианстве. В апостольский период, когда христиан было еще не так много, христианство было более горячим. В третьем веке были великие подвижники христианства, вроде Перпетуи, но появилось немало и таких христиан, которые хотели как-то приспособиться, даже путем взяток, лишь бы только их жизнь протекала совершенно спокойно. Хотя официально еще не было узаконено крещение младенцев, но уже в третьем веке христиане стали практиковать подобное крещение, что явилось отступлением от учения Христа в этом вопросе. По мере того как крещение младенцев принимало все более широкие размеры, все больше и больше формальных христиан появлялось в христианских общинах. Если таким христианам удавалось как-то приспособиться и жить спокойно, они все же считали себя христианами, а при наиболее яростных гонениях они отпадали от христианства. Во время Тертуллиана появилось немало таких христиан. Нередко бывает, что, борясь с одной крайностью, люди впадают в другую. Так получилось и с Тертуллианом. Его уход в монтанизм явился протестом против появления в христианстве значительного количества теплых, а не горячих христиан. Убегая от одной крайности, он ударился в другую. Уклонению Тертуллиана в монтанизм способствовали также его конфликты с епископами, которые завидовали его блестящим способностям и притесняли его за то, что он выступал против все более возрастающей власти епископов. Следует отметить, что в дальнейшем движение монтанистов стало ослабевать, пока не заглохло совсем.





ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.