Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 11. Христиане в одиннадцатом веке





Завершение крещения Руси ("мечом и огнем") в Муроме и Новгороде

В предыдущем очерке мы говорили о весьма большом событии, совершившемся в конце десятого века, а именно: о крещении Руси князем Владимиром. Крещение Руси продолжалось и в начале одиннадцатого века. Не во всех местах Руси оно происходило одновременно, и не везде оно прошло одинаково спокойно. Сравнительно спокойно оно прошло в Киеве, позднее в городе Муроме произошли серьезные кровопролитные схватки между княжескими дружинниками и народом, который решительно не хотел принимать крещения. Многие были убиты дружинниками, многих насильно столкнули в воду, многие бежали в другие места. В Новгороде, правда, не было такого побоища, как в Муроме, но и там были большие волнения среди народа, который не мог понять, что с ним делают. Ошибкой Владимира было применение насильственных мер при крещении. Насилие в делах веры недопустимо, ибо вера и насилие несовместимы. Христианство должно проповедоваться с любовью тем, кто хочет этого. Проповедники Слова Божия должны перед слушателями рисовать чудесный и обаятельный образ Христа. На основании Слова Божия, люди, ищущие правды, должны увидеть свои грехи. Примером истинного служения Христу является служение апостолов, их проповедь о Христе является примером истинной проповеди. На дело проповеди они шли не с мечом, не с военной силой, а с Евангелием и с огнем любви в сердце. Они не страшились никаких опасностей, во всем полагаясь на Господа. От их искренней горячей проповеди в сердцах многих жаждущих людей зарождалась вера во Христа как в Спасителя от возмездия за грехи. Истинная вера всегда зарождается от слышания Слова Божия, как и сказал апостол Павел: "Вера от слышания, а слышание от Слова Божия" (Римл.10,17).

Причисление Владимира к лику святых

В двенадцатом веке князь Владимир, через сто лет после своей смерти, православной церковью был причислен к лику святых и назван "равноапостольным". К нему стали обращаться молящиеся как к заступнику перед божественным правосудием. Но перед божественным правосудием он, надо полагать, сам виновен в крови тысяч людей, которая была пролита при крещении Руси. Почему Владимир не сразу был причислен к апостолам? Главным образом потому, что после его смерти в памяти народной еще были свежи воспоминания о его пирах, на которых вино лилось рекой и которые устраивались уже и после принятия им христианства. Может ли апостол Христов вести такой образ жизни, какой мы видим у Владимира? Вот почему руководители церкви сразу не решились на такой шаг, как объявление Владимира "святым и равноапостольным", но только в двенадцатом веке отважились на это, стремясь еще более упрочить союз церкви с государством. Господь да будет Судьей князю Владимиру. Он справедливо учтет все обстоятельства и побуждения, ибо Он знал мысли Владимира, знал и его сердце. В течение короткого времени вся Русь была объявлена христианской страной, но фактически, в подавляющей массе своего народа, она осталась языческой Русью. Слово Божие и Дух Святой не коснулись основной массы народа, который о Христе не имел должного представления. Но и на этой языческой Руси в течение дальнейших веков Дух Божий делал Свое дело. Все, искавшие утешения и помощи от Господа, получали их, несмотря на то, что многие вопросы они не понимали правильно. Бог не вменяет в вину человеку, когда он, по не зависящим от него причинам, не все понимает правильно. Первые священники, как мы уже говорили, прибыли из Греции (Византии) к началу крещения Руси. Первый епископ из Греции прибыл к концу десятого века. Постепенно все больше и больше на Руси появилось греческих православных священников и епископов, которые старались осваивать язык русских, дабы говорить им об основах христианства. Но христианство это было, конечно, еще далеко не таким, каким мы видим его в апостольское время. Начиная со второго века, христианская церковь стала постепенно уходить от первохристианства. Уже в четвертом веке, когда церковь стала соединяться с государством, она очень далеко ушла от первохристианства, а в последующие века западная часть христианства (католичество) еще дальше стала уходить от первохристианства, превзойдя в этом отношении восточную часть христианства (православие).

Что унаследовала Русь от Византии

Деление верующих на духовенство и прихожан, особые облачения для духовенства, пышные церемонии при богослужениях, крещение не взрослых, а младенцев, заученные наизусть молитвы, обращение в молитвах к так называемым святым угодникам, вставание на колени перед иконами, пренебрежение к проповеди - таков далеко не полный перечень шагов ухода христианства от первохристианства. Именно в таком искаженном виде приняли наши предки христианство из Византии. Но даже и в такой, далеко ушедшей от первохристианства церкви в течение веков многие сердца были согреты лучами любви Христовой, которые пробивались в жаждущие сердца через толстые тучи обрядовых форм и разных преданий.

Путята и Добрыня - сподвижники Владимира

Итак, в начале одиннадцатого века крещение Руси в основном было завершено. Вместе с Владимиром в деле крещения Руси подвизались его ближайшие сподвижники Путята и Добрыня, о действиях которых сохранилась народная поговорка: "Путята крестил Русь мечом, а Добрыня огнем".

Ради популярности?

В 1015 году, примерно на 55 году жизни, Владимир умер. Следует отметить одну черту, которая проявилась в его жизни после того, как он объявил себя христианином. Он стал щедро раздавать деньги больным и нищим. Помощь больным и бедным - это хорошее дело. Но мы должны знать, что Господь прежде всего смотрит на причины, побудившие человека к тому или иному поступку. Если человек делает добрые дела из любви к людям, если христианин делает добрые дела из желания отблагодарить ими Христа за полученное от Него через веру спасение, то эти дела поистине являются делами, угодными Господу. Но если тот или иной человек делает добрые дела напоказ, с целью создания себе популярности, то это не имеет ценности в глазах Божиих.

Сыновья Владимира. Борьба за власть

После смерти Владимира в его семействе наступили распри и борьба за власть. Сын Владимира Святополк, опасаясь соперничества своих братьев - Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского, - решил устранить их. Все три брата, по приказанию Святополка, были убиты. В дальнейшем двое из трех братьев, Борис и Глеб были причислены православной церковью к лику святых и стали именоваться первыми русскими святыми угодниками. Против Святополка восстал его брат Ярослав - сын Владимира от одной из его жен (Рогнеды), которую Владимир насильно захватил в жены еще до своего принятия христианства. После одной из битв Святополк был убит, и всю власть на Руси взял в свои руки Ярослав.

Нестор - первый русский летописец

Причислению убитых Святополком Бориса и Глеба к лику святых предшествовало появление "Сказания о Борисе и Глебе", автором которого был первый русский летописец - Нестор, живший также в одиннадцатом веке.





Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.