Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность нравственного воспитания.





 

«Нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

 

«Нравственные нормы» – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

 

«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали».

 

Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

Нравственное воспитание включает:

формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;

ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;

превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;

формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

 

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

 

Структура и функции нравственного воспитания.

 

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

 

1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

 

2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

 

3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

 

4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

 

5. В человеколюбие или гуманность.

 

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

 

Методы нравственного воспитания.

 

При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

 

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

 

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

 

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

 

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

 

В процессе нравственного воспитания применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам нравственного воспитания относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

 

В системе основных методов воспитательного воздействия как составная часть, средство и прием используется положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент- методов формирования нравственного сознания и поведения.

 

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.

 

Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

 

Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

 

 

ВОПРОС

Эстетическое воспитание. Задачи, содержание средства.

Эстетическое воспитание (ЭВ) - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной.

Цель ЭВ - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

1) Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства.

2) Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

3) Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

4) Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

5) Эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Задачи ЭВ:

1. Воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать художественный вкус.

2. Воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить, читать стихи и т.д.

4. Формирование идеалов.

5. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Эстетическое воспитание - формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

(Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях)

Задачи эстетического воспитания:

 

- формирование системы эстетических представлений, суждений, эстетического идеала Эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

; овладение культурным наследием;

 

- формирование эстетических чувств (Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.) и отношений, восприятия и переживаний; (Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства.)

 

- формирование эстетического поведения, стремление быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в эстетическую творческую деятельность.

 

Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

 

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

 

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, (Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.)

эстетических умений, способностей, занятия искусством.

 

 

ВОПРОС

Физическое воспитание школьников. Задачи, содержание, формы, методы, средства.

Задачи и средства физического воспитания школьников. Физическое воспитание (ФВ) есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.

Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и античные учения о гармоническом развитии человека, где физическое совершенство рассматривалось в единстве с умственным и нравственным. ФВ в европейских странах опирается на эти традиции. В 19 веке русский педагог П.Ф.Лесгафт создал отечественную систему ФВ. Для совершенствования теории ФВ в современной России важно опираться на весь спектр культуры и знаний в этой области: на научные теории, народные традиции и культуру, философско-религиозные учения и системы совершенствования человеческого духа и тела.

К задачам и содержанию ФВ в школе относятся: - развитие основных двигательных умений и навыков, - обеспечение правильного физического развития, укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности, - воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой, - формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни, - формирование знаний в области здоровья, гигиены, спорта.

Систему ФВ в школе составляют физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства ФВ включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

Основными методами ФВ являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

Следует знать, что уроки физкультуры в России носят более академический, спортивный характер, чем в западных, особенно американских школах. Это имеет отрицательные стороны: не все дети могут выполнить нормы и потому "выпадают" из занятий. Более активное использование подвижных, народных и спортивных игр целесообразно на уроках физической культуры. Большие возможности для физического развития и просвещения детей в области физического самосовершенствования имеет внеучебная работа: кружки, секции, работа классных руководителей, оздоровительных центров. ФВ имеет особое значение для формирования здорового образа жизни школьников.

Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание, привитие культурно-гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Средствами формирования здорового образа жизни являются методы убеждения и организации деятельности детей. На Западе имеются многочисленные программы по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России был курс "Этика и психология семейной жизни", который отчасти выполнял задачи формирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частично решаются с помощью курса "Основы безопасности жизнедеятельности". Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направление воспитания. Другим важным средством формирования здорового образа жизни является организация внеучебной разнообразной деятельности детей, в том числе досуговой, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых.

К показателям физической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни.

Физическое воспитание — это целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре, содержание которой составляют: личная гигиена — навыки опрятности, чистоты и аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические упражнения, здоровый образ жизни.

 

Отсюда определяем задачи физического воспитания:

 

- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

 

- развитие и совершенствование природных двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам движения;

 

- повышение умственной и физической работоспособности;

 

- формирование потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом;

 

- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

 

- формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физкультуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,

 

Систему физического воспитания в школе составляют физические упражнения и знания в учебном процессе, на уроках физкультуры, биологии и некоторых других, во внеурочной деятельности. Исторически сложившиеся средства включают гимнастику, игры, туризм, спорт. К ним относятся также природные силы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питание, одежда, санитарные нормы в устройстве помещений).

Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример. С помощью последних у учащихся формируются знания, потребности, личные качества, способствующие их правильному физическому и общему развитию. Стимулирующее значение имеют осуждение, одобрение, соревнование и контроль за выполнением режима и норм развития школьника.

 

 

ВОПРОС

Понятие «дисциплина», её виды. Условия формирования сознательной дисциплины у учащихся. Причины нарушения учащимися дисциплины на уроке.

Дисциплина - это обязательное подчинение всех членов коллектива твёрдо установленному порядку. Это умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями.

Дисциплина выполняет следующие функции:

- запретительную

- предписывающую

- охранительную

- поддерживающую

- ориентирующую

- прогнозирующую

- регламентирующую

- упорядочивающую.

Виды дисциплины:

1)Школьная д - включает целую систему правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деяиельности, причем выполнение носит сознательный,анне принужденный характер.

Различают три стороны школьной дисциплины:

- дисциплина учебная, требующая соблюдения правил, касающихся отношения школьника к учению;

- дисциплина личного поведения;

- дисциплина общественных обязанностей, предполагающая выполнение учащимися общественных поручений.

Эти три стороны школьной дисциплины, взятые в совокупности, формируют отношение ученика к личному и общественному долгу.

 

Правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость. Формируется такое кач-во как дисциплинированность.

Дисциплинированность – это черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе.

Дисциплинированность подразумевает выдержку, твердость, настойчивость, умение себя сдерживать. Она имеет в своей основе волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организованность.

2)Сознательная дисциплина – знание учащимся правил поведения и установленного порядка в школе, понимание учащимся их необходимости и переход в устойчивые качества личности. Сознательная дисциплина предполагает осознание ребенком значения дисциплинированности, порядка как одного из необходимых условий для обучения.

Сознательная дисциплина – это качество личности, сформировавшееся на основе сознательного выполнения правил поведения, положительного и ответственного отношения к учению, управления своим поведением в любой обстановке в соответствии с требованиями; знание школьником общих положений о дисциплине, ее назначении в обществе, осознание им требований, норм и правил поведения в школе, дома, в общественных местах; убежденность, что эти правила надо обязательно и точно выполнять; проявление активной жизненной позиции, ответственности, товарищества, неравнодушия.

 

Уровень сформированности сознательной дисциплины учащихся в школе определяется следующими показателями: понимание учащимися необходимости соблюдения дисциплины в общественных местах, в школе, в личном поведении; готовность, а на самом высоком уровне ее развития и потребность в выполнении общественных требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины детского коллектива.

 

Условия формирования:

1) Включённость учащихся в самоуправление.

2) Формирование здоровых межличностных отношений.

3) Расширение самостоятельности школьников.

 

Основной путь воспитания сознательной дисциплины – организация воспитательных

мероприятий, цель которых – выполнение правил поведения, соблюдение

режима и определенного распорядка жизни, деятельности школьников. Правила поведения раскрывают смысл дисциплинарных требований и их значение. Одним из основных условий эффективного воспитания сознательной дисциплины является соблюдение режима, которое оказывает не только положительное влияние на физиологические функции организма, но и играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований.

Большую роль в формировании сознательной дисциплины школьников играет мо-

рально-психологическая атмосфера на уроке, его микроклимат. Психологическая атмосфера, или микроклимат урока – это эмоционально-психологическое состояние учащихся и учителя. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда на уроке ощущается радость общения между учителем и учащимися, между самими учащимися; бодрость и уверенность, взаимопонимание. «Здоровый» микроклимат урока характеризуется тем, что ученики не испытывают чувства страха перед учителем, они уверены в себе и убеждены, что найдут понимание и поддержку педагога и одноклассников. Вместе с тем, хороший микроклимат характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся. Нездоровый климат на

уроке – это пессимистическое настроение, неуверенность учащихся, скука, нервозность,

боязнь. Значение микроклимата трудно переоценить. В условиях позитивного микроклимата учащиеся не только лучше и плодотворнее трудятся на уроке, усваивая учебный материал, отличаются примерным поведением, но и меньше устают. Неблагоприятная атмосфера на уроке отрицательно влияет на психику школьников, приводит их в состояние душевной напряженности, к психическому стрессу, влекущему за собой грубое нарушение дисциплины.

 

Для воспитаия сознательной дисциплины необходимо:

• формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, потребности в

знаниях; самообразования и самовоспитания;

• формирование стремления стать активным, творческим, дисциплинированным

гражданином, способным принимать непосредственное общественно – созидательное

участие в жизни страны, преобразовывать действительность; решать задачи послешкольной жизни в соответствие с принципом связи школы с жизнью; достигать поставленных целей на основе высокой нравственности; быть самостоятельными личностями в условиях рыночной экономики, рынка труда;

• диагностирование воспитанности учащихся с целью своевременного объективного

выявления продуктивности процесса воспитания сознательной дисциплины;

• предоставление самим учащимся возможности оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности и свое поведение;

• подготовка учащихся к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения; к самостоятельной выработке качеств личности, необходимых для жизни.

 

Причины нарушения школьной дисциплины прежде всего нужно искать в крупнейших недочётах организации учебной работы. Не могу подробно останавливаться на всех вопросах организации учебной работы, но хотелось бы выдвинуть три положения, которые, как мне кажется, играют определяющую роль на этом участке.

Во-первых, у многих учителей, - мало подготовленных, мало искушённых в педагогической практике, - мы часто наблюдаем отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

Но есть и ещё ошибки, которые характеризуют постановку работы школы. К этому относится недостаточное внимание, которое уделяется в школе самостоятельной работе учащихся.

Отсутствие системы воспитания дисциплины в школе.

Поведение направленное на привлечение внимания…

 

причин нарушения дисциплины на уроках великое множество, но мы считаем, что это основные проблемные моменты, на которые необходимо уделить своё внимание каждому педагогу. Ещё раз уточним эти моменты.

1. Нарушение нервно-психической системы у детей, которые могут развиваться по разным причинам (в основе у большинства лежат остаточные явления раннего органического поражения, частые болезни).

2. Материнская депривация, то есть отказ от воспитания ребёнка и передача его в руки бабушек.

3. Попустительский стиль семейного воспитания.

4. Неправильная постановка акцентов в подготовке ребёнка к школе.

5. Нарушение дисциплины с целью привлечения внимания.

6. Установление детьми собственной власти над коллективом.

7. Месть как цель "плохого" поведения.

8. Избегание собственных неудач.

9. Эффект стадности, которому подвержен большой процент детей.

10. Негативное влияние СМИ, компьютера.

ВОПРОС

Дисциплинированность, понятие. Формирование дисциплинированности с учётом возрастных особенностей.

Правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость. Формируется такое кач-во как дисциплинированность.

Дисциплинированность – это черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе.

Дисциплинированность подразумевает выдержку, твердость, настойчивость, умение себя сдерживать. Она имеет в своей основе волевое начало, но включает также и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организованность.

Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности.

 

Какие возрастные особенности учителю приходится иметь в виду при воспитании сознательной дисциплины младших школьников?

В высшей нервной деятельности младших школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому детям легче выполнять указания воспитателей, которые побуждают их к определенным действиям. Период обучения детей в начальных классах является наиболее благоприятным для привития детям положительных навыков и привычек поведения. Учитель до деталей продумывает характер и объем навыков поведения, чтобы четко определить систему методов их формирования и закрепления.

Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших школьников, их импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением.

Младшие школьники очень подвижны и деятельны. Но они быстро устают от однообразных занятий. Эта их особенность требует от учителя смены видов и форм деятельности, использования разнообразных методов обучения и воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно в первый год, не привыкли еще готовить пересказ в уме, безмолвно выполнять упражнения. Поэтому они часто говорят вслух, подкрепляют свои умственные действия некоторыми движениями рук. С этим приходится также считаться при обучении детей умению коллективно работать. Учитывая образность мышления младшего школьника, приходится широко пользоваться в воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами, наглядностью и другими средствами.

Большая эмоциональная возбудимость младших школьников требует от учителя более широкого использования метода поощрения, сочетаемого с возрастающей требовательностью к их поведению. Но даже в пределах младшего школьного возраста методика воспитания учащихся существенно меняется. Методы воспитания учащихся I и II классов отличаются от методов работы со школьниками III класса.

При наблюдении за детьми учитель очень скоро обнаруживает, что одни капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы эти недостатки не превратились в постоянные черты характера, учителю важно направлять свои усилия на устранение этих условий. Но сделать это сразу не удается. Да к тому же только устранение условий не обеспечивает исправления недостатков в характере детей. Не следует забывать, что недостатки характера складывались постепенно и являются относительно устойчивыми. Каждый недостаток может быть исправлен определенной системой мер.

В работе с капризными и упрямыми детьми необходим ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают к такому отношению учителя, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов.

Застенчивых детей приходится постепенно включать в жизнь коллектива. Приучение, тренировка — наиболее рациональные приемы работы с медлительными, рассеянными учащимися.

Дисциплинированность является важной чертой характера и тесно связана со всеми другими свойствами личности. Особенно большое значение имеет воспитание выдержки у детей.

Важную роль в воспитании дисциплины играет учет интересов школьников, их использование для вовлечения в полезную и интересную работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы. Воспитательная работа требует от учителя большого внимания к детям, учета всех изменений в характере и поведении учащихся. Только тогда учитель безошибочно наметит план действий по отношению к своим воспитанникам.

 

Основы и методы воспитния сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся.

Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.

Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности.

Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений.

Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины.

Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.

Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности.

Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей.

Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения.

Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом.

Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ дисциплины учащимся, убеждение их в необходимости установленных норм и правил поведения. Основные нормы поведения сформулированы в Правилах для учащихся. Правила концентрируют внимание на ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п.

Разъяснение смысла правил — важнейшая область работы учителя. Лучшие учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае.

В ходе разъяснения учителю важно направлять свои усилия на формирование у детей положительных мотивов дисциплинированного поведения и создавать условия для разносторонней деятельности учащихся.

Воспитательное значение оценки поведения учащихся. Сравнительно давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки поведения учащихся в воспитании сознательной дисциплины. Выставление оценок поведения учащихся требует от учителя правильного методического подхода и педагогического такта. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил социалистического общежития.

 

ВОПРОС

Половое воспитание детей в семье, школе. Задачи, принципы, содержание, формы, методы.

Половое воспитание - система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни.

Это система мер воздействия на детей и подростков, с целью формирования у них правильных, уважительных взаимоотношений полов, и восприятие норм поведения в половой жизни.

Половое просвещение – усвоение детьми системы знаний о половых различиях, взаимоотношениях полов, о нравственных чувствах, о муж и жен качествах, сексуальных отношениях.

Задачи полового воспитания:

-формировать уважительное отношение к противопол полу.

-форм-ие муж-х и жен-х черт характера

-подг-ка к







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.