Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В) Авторитет педагога, пути его становления. Виды ложного авторитета.





Авторитет –влияние, сила, способность максимально воздействовать на воспитуемого в силу определенных качеств личности учителя.

Авторитет У зависит от: общих качеств личности, возраста уч-ся, типа учителя (эмоциональный, волевой, интеллектуал, смешанный.

Виды ложного авторитета:

1) Учитель-администратор - уст-т дистанцию, исп метод угроз, дети его боятся. Временная дисциплина, на нач этапе.

2) Учитель-приятель – у молодых Уч. Как предъявляет требования, так и конфликт..дети любят, но не уважают.

3) Учитель-опекун – стремится выполнить всю работу за детей, считая, что они ещё маленькие.

4)Учитель- актёр- рисуется, хочет произвести впечатление..

5) Учитель-демократ – строит фамильярдные отн, отношения на равных, обращается на «ты», раздражает учащихся.

6) Авторитет подкупа актива- считают, что они их надежда и опора, завышают оценки..

7) Учитель-резонёр – действует методом нотаций, нравоучений.

8) Учитель-самореклама – говорит о том, какой он замечательный, о своих заслугах.

Пути становления авторитета учителя:

Становление авторитета учителя проходит через несколько этапов.

Учитель – источник информации. На этом этапе учитель в глазах воспринимается лишь с точки зрения ценности передаваемых им необходимых сведений. Его личностные качества при этом могут вообще не фиксироваться. Учитель является значимым для школьников лишь как источник важной для них информации.

Учитель – референтное лицо. В центре внимания учеников оказывается не только и не столько сама получаемая от учителя информация, сколько ее оценка учителем. Именно его мнение признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действий в условиях значимой для школьников ситуации. В этом случаи высокая референтность учителя не исключает возможности негативного отношения к нему как к личности.

Учитель – авторитетное лицо. Авторитетному учителю авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и привидится.

 

Если учитель обладает авторитетом, то это означает, что он одновременно выступает для учащихся и в качестве референтного лица и в качестве источника информации.

Авторитет учителя имеет разные основания в зависимости от возрастных особенностей школьников. В младшем возрасте они признают авторитет учителя в силу самой его ролевой позиции. За учителем признается право на принятие ответственных решений как в ситуации, значимой для данного ученика лично, так и в ситуации, значимой для класса в целом.

В подростковом возрасте уже недостаточно одного только авторитета роли учителя. Подростки более дифференцированно подходят к оценке его личности. Если за учителем признается право на принятие ответственного решения в ситуации личностной заинтересованности подростка и тем более в условиях внеучебной деятельности, то это можно расценить как подлинный авторитет личности учителя.

В старшем школьном возрасте чаще появляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на ролевой авторитет учителя. Даже у авторитетного педагога может возникнуть смысловой барьер по отношению к воспитательным воздействиям на отдельного ученика.

Понятие «смысловой барьер» было введено Л.С. Славиной при изучении психологических особенностей неуспевающих и недисциплинированных учащихся. Она дала такое определение: «Смысловым барьером мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая т умея выполнять то, что требует от него учитель, как ба не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать.

 

ВОПРОС 5

А) Педагогическая культура.

Педагогическая культура – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов пед деятельности, а также условия развития и реализации сущностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты:

1) Аксеологические - освоение и принятие ценностей пед труда. (психолого-пед знания, пед мышление, пед такт, мировоззрение и тд)

2) Технологический - способы приёмов взаимодействия участников пед процесса, использование современной техники и тд

3) Эвристический – спос-ть целеполагания, планирования, анализа и оценки своей деят-ти.

Понятие о педагогической культуре. Педагогическая деятельность теснейшим образом связывается с культурой. Высокой уровень культуры необходимое условие педагогического труда.

В педагогической деятельности проявляются три формы культуры деятельности человека.

Первая форма — культура созидающая и культура творящая деятельности педагога. Она направлена на саморазвитие личности педагога (самопознание, самопобуждение, самопрограммирование, само воздействие) и развитие личности обучаемых.

Вторая форма — освоение, овладение педагогам накопленных человеческой культурой богатствам. Она направлена на самореализацию личности педагога в управлении психическим состоянием, речью и т. д. Самореализация педагога невозможна без освоения накопленного человечеством опыта который является одной из ведущих воспитательных обучающих и развивающих сил общества. Третья форма — личности непосредственное действенное проявление педагогам собственной культуры непосредственно в педагогическом воздействии — общении и отношениях, передачи культурных ценностей обучаемым.

Педагогическая культура — рассматривается как сложное системное динамическое образование отражающее определенный уровень его развития, способы организации его жизни и деятельности на данном уровне, многостороннюю деятельность направленную на овладение педагогическим опытам представленным в самых разных формах с целью самопознания, самосовершенствования и подготовки к формированию личности обучаемых в соответствии с современными идеалами.

 

5. Педагогическая культура - высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности. Это личностно-опосредованный педагогический профессионализм позволяющий осуществлять педагогическую деятельность на высшем уровне её социальных, гуманитарных, нравственных, собственно педагогических, научных и специальных критериев. Верно говорят, что педагогический труд - это не профессия, а жизненное призвание. Педагог, обладающий высокой культурой, относится к педагогической деятельности не как к труду, профессии, а как к жизненному призванию, гражданской ответственности, образу жизни, своей жизненно-профессиональной позиции, а отсюда его увлеченность, страстность, самоотдача. Стремление к овладению и воплощению в делах показателей педагогической культуры должно быть присуще каждому педагогу, ибо в противном случае он недодает своим ученикам, даже в чем-то деформирует их, не выполняет не только профессиональный, но и человеческий долг.

II Педагогическая культура педагога (воспитателя) - это такая общая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

а) передачу знаний, умений, навыков обучающимся и воспитанникам, способствующих формированию мировоззрения;

б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер их психики;

в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

г) формирование эстетического отношения к действительности;

д) укрепления здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическая направленность личности педагога (воспитателя) - это его интергративная характеристика, отражающая предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в её ходе значимых и высоких результатов.

Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность педагога (воспитателя) - профессиональные качества, позволяющие ему достаточно хорошо и результативно разобраться в учебно-воспитательной деятельности.

Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога (воспитателя) - это сумма таких черт характера, как любовь к людям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность.

Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей её совершенствования - это интегративная характеристика его личности, позволяющая постоянно совершенствоваться в своей деятельности и улучшать учебно-воспитательную работу.

 

 

Б) Педагогическая этика.

Пед этика – это реализация педагогом в своей деятельности специальных нравственных требований, норм поведения, как во взаимоотношениях с коллегами, так и с другими людьми. Предметом исследования пед этики явл пед мораль.(отражение нравственных отношений)

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и

изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации

общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её

функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также

педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя

и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы

педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в

учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п.

людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

 

Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут

быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование

проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения

процесса формирования нравственных потребностей учителя, разработка

специфики нравственных аспектов педагогического труда, выявление

предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

 

Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам

профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями

педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики

– в изучении состоянии нравственного сознания педагога.

 

Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-

педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь

которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть

решены более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал,

необходимый для анализа педагогического процесса как процесса нравственных

отношений между его участниками.

 

Категории педагогической этики.

 

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий

педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно

назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести,

которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений,

нравственных достоинств и поступков людей и т.п. К педагогической

деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные

понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и

отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно

самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный

педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и

и педагогический авторитет.

Нравственное сознание педагога.

 

Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения,

характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой

личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и

привычках. Общественное сознание даёт обобщённое теоретическое и

идеологическое обоснование морали как общественного явления; в

индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды,

с которой человек постоянно взаимодействует.

 

Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью.

Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им

нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие

этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных

взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их

специфического отражения в педагогической деятельности.

 

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные

знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в

системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и

их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и

принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в

действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения,

являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по

целенаправленному формированию личности воспитанника.

 

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя

рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности,

характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по

отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного

процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности

и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя

можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым

объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое

профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности;

самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе

как представителю педагогической профессии; наконец, особую группу

составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического

процесса.

 

Нравственная деятельность педагога.

 

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность,

обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами

деятельности и может реализовываться в различных предметных формах:

нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное

самовоспитание.

 

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их

ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки,

раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру

ответственности личности за своё поведение и т.д.

 

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только

формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных

негативных установок.

 

В) Педагогический такт.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Педагогический такт предполагает:

- уважение к школьнику и требовательность к нему, умение видеть и слышать его, сопереживать;

- развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое

педагогическое руководство их работой;

- внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;

- доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

- педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в

деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это

нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий

поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более

лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда

творчество и поиск.

 

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя

можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность,

умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему,

уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях,

принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к

людям и т.д.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.