Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественная направленность воспитания.





Этот принцип требует подчине­ния всей деятельности педагога задачам воспитанияподраста­ющего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитанияи направляет деятельность воспитателей на форми­рование социально необходимоготипа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитательосуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государствен­ные иобщественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личнымиинтересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуруцелей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества иличности реализация принципа затрудняется, становится не­возможной. Увоспитателя недостает конкретного фактическо­го материала для полноценноговоспитания. Школа — не госуч­реждение, а социальный институт,общественно-государствен­ная система, призванная удовлетворять образовательныезапро­сы государства в той же мере, как общества и личности. Нару­шение этоговзаимодействия приводит к застою школы. Реализуя принцип общественной направленности воспита­ния, важно добиватьсяпрактически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословие, ибо воспитаниеосуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, гдескладываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опытповедения и общения, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая,спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающеезначение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивыдеятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то идеятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большойвоспитательный эффект.В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организациюразнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленнымформированием сознания воспитанников посредством слова, нравственногопросвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезнымипрактическими делам, положительным социальным опытом в общении и совместнойдеятельности с другими людьми. Один из эффективных путей реализации принципа — введение специальных школьныхпредметов и наполнение соот­ветствующим содержанием других школьныхдисциплин. В практику американской школы, например, прочно вошлопре­подавание Ушни-курсов продолжительностью от двух недель до несколькихмесяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. п.Наши возможности пока скромнее. Однако даже при недо­статке или отсутствиисоответствующих пособий процессы, происходящие в обществе, дают вполнедостаточный материал для осуществления эффективного гражданского воспитания.В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтомуи гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальнойответственности вырабатывается несколько позже — в школе второй ступени. Навсех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствиипреподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первойступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть»,«авторитет», «закон» ответственность», «правительство» и др., если ихформирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждаетсяпрактикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет,развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданскиекачества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам. Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания сжизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем.Он требует от вос­питателей активной деятельности в двух главныхнаправлени­ях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников собщественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2)привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видамобщественно полезной деятельности.Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателямвозможность достичь необходимого педаго­гического эффекта. Чем меньше возрастребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкиепривычки поведения; пластичность его нервной системы поз­воляет достигатьвысоких результатов при решении всех воспи­тательных задач. И.Л. Павловуказывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влияниемокружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал«жизненным воспитанием». Такое воспитание — «школу жиз­ни» — проходят всеподрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения,вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуетсясужено — как приобщение воспитанников к труду, посильному участию вобщественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает путидля полно­правного участия детей и подростков в решении важных для любогочеловека проблем: демократизации общества, соблюде­ния прав человека,сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд — этоодно из важнейших средств социализации личности, включения ее в системуоб­щественных отношений.Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагогаумения обеспечить:1. Понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека,значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов егограждан;2. Уважение к людям труда, создающим материальные и ду­ховные ценности;3. Развитие способности много и успешно трудиться, жела­ниядобросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственнуюпользу;4. Понимание общих основ современного производства,стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой иосновами научной организации труда;5. Сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности,выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственнымипотребностями;6. Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам,стремление приумножать своим трудом общественную собственность;7. Нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности,безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству,лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности иварварскому отношению к природным богатствам. 2.2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.Этот принцип был положен в основу организации работы советской школы с первыхлет ее существова­ния. Руководствуясь этим принципом, советская школаосуще­ствляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи сжизнью общества, с его борьбой за общественное благополучие. Начиная с первыхлет обучения школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют вобщественно-политической и культурно-массовой работе, в труде нашего народа.Принцип связи воспитания с жизнью требует постоянного об­новления содержанияи организации воспитательной работы. Участвуя в общем труде по строительствунового общества, молодое поколение приобретает определенный жизненный опыт.Связывая воспитание детей с жизнью, воспитатели дают детям возможность самимвырабатывать патриотические убеждения, отстаивать их. При такой постановкевоспитательной работы молодежь включается в систему общественнойзависимости, что способствует становлению личности учащихся.Этот принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих отдельныестороны проявления этого принципа:1. Следует преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовомвоспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности.Нужно иметь программу осуществления требований принципа на уроках и вовнеклассной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.2. Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объясняет каждомувоспитаннику, что его главный вклад в общественное производство — учебныйтруд, помощь дома и в школе. Не надо препятствовать желанию подростков июношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады,подрабатывать во время каникул.3. Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инертность, бездельечужды природе ребенка. Воспитатель, не учитывающий это, нарушает и сдерживаетпроцесс социализации личности.4. Реализация принципа требует широкого использования на уроках и вовнеклассной воспитательной работе местного краеведческого материала.5. Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важных вопросов,школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрееи успешнее формируются гражданские качества.Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо безпостоянного пересмотра и обновления содержания, организации и методикивоспитания в соответ­ствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйствестраны.Воспитательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы ребятачувствовали, что их труд нужен людям, обществу, чтобы он приносилудовлетворение.Например, можно привлечь учащихся к посадке зеленых насаждений. Во-первых имбудет приятно участвовать в общественно значимо деле, во-вторых, у нихпоявится чувство удовлетворенности своим трудом. В результате проделаннойработы они ощутят свою полезность. В итоге, у ребят появится понимание ролитруда в достижении благополучия общества. 2.7. Единство воспитательных воздействийЭтот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи иобщественности или, в другом вариан­те, принципом совместной деятельностиучителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающихпоколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты,причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникамсогласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя иусиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилийне достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляютсякрыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянуливоз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, апротиводействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этомиспытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, закем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влиянийправильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил,увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единствавос­питательных воздействий. Правила реализации принципа помогаютвоспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей,окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллективаи т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классномуколлективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить ио других сферах воспитательного воздейст­вия. Очень важно, чтобы требования,исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили однодругому.2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимностьотношений, индивидуальность воздейст­вий, неповторимость подходов к воспитаниюв сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знаютзначительно лучше воспитателей, никакими другими педагоги­ческими воздействиямизаменить нельзя. Недаром большинст­во педагогов согласны с формулой —по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюдатребование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее прирешении всех воспитательных задач, тщательно согласовы­вать воспитательныедействия. Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогическиправильное ведение этого докумен­та позволяет эффективно координироватьусилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались отдневни­ков, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведутдневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи —индивидуальные компьютерные карточ­ки, используемые в западных школах, врядли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить рольднев­ника, сделав его главным оперативным документом, отражаю­щим текущуюжизнь школьника.3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иногопути, как культивировать у себя те каче­ства, которые они хотели бы прививатьсвоим детям.4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когдавоспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семьяотрицательно относится к требова­ниям воспитателей. Часто родители сводят нанет усилия педа­гогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у нихпотребительскую психологию. Устранять недоразумения следу­ет, опираясь не нато, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллек­тива, общественныхорганизаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т. п. Всеэто не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений,личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимостиподдерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитетуколлектива.6. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системывоспитания как на занятиях, так и во вне-учебное время. Систематичностьпроцесса воспитания обеспе­чивается соблюдением преемственности ипоследовательности в формировании черт личности. В воспитательной работеследует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормыповедения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должныусложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье,консультируя родителей.7. Способ достижения единства воспитательных воздействий — координация усилийпричастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почемувоспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление ивосстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми:работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

 

ВОПРОС 11

Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация.

2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса.

3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных

VII Принцип индивидуального подхода к учащимся в процессе воспитания.

Принцип индивидуального подхода предполагает право ребенка быть самим собой, право на индивидуальный подход к себе. Каждый ребенок, как организм и как личность, неповторим, уникален. Реализация этого принципа предполагает предоставление детям широкого выбора способов обучения, его темпов, направленности, а также разработку индивидуальных программ развития, обеспечивающих ребенку возможность более полного самовыражениям и самореализации.

Под этим принципом понимается учёт индивидуальных особенностей личности таких как: темперамент, память, мышление, степень активности и пассивности, отношения в коллективе.

Учёт типа темперамента: холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики.

Холерики: Часто меняется настроение. При спаде настроения их надо подбадривать, поддерживать. Тон д б спокойный, подбадривающий.

Флегматики: дети менее самостоятельные и активные. Надо включать их в деятельность. Тон д б разрешающим, стимулирующим. Надо учить таких детей самоконтролю.

Сангвиники: они активны в деятельности, а иногда даже черезмерно активные. Они выражают своё «Я», которое зачастую идёт вразрез с коллективом.

Иногда им надо запрещать, применять более жёсткую педагогику, нельзя много хвалить их. Направлять их на деятельность в нужном русле

Меланхолики: неуверенны в своих силах и возможностях. Их надо хвалить, поддерживать, развивать чувство собственного достоинства, формировать своё собственное мнение, учить как надо переносить, воспринимать трудности.

Учёт активности и пассивности ребёнка:

1) Активные дети – те, которые откликаются на все дела и мероприятия. Любят организаторскую деятельность. Оказывают помощь другим людям. Активные дети – главная опора воспитателей.

Активность ребёнка зависит от степени его самостоятельности.

Активность ребёнка имеет как и “+”, так и “-“.

“-“:

- Авторитарные командные нотки в голосе. Он приказал – другие сделали. Пренебрежительное отношение к другим. Завышена самооценка. => Нужно обратить внимание на отношения в коллективе, если они плохие – то надо “лечить” актив. Могут ли активисты находиться в роли подчинённых или нет? (умение слушать). Обратить внимание на внутренние мотивы активистов

2) Пассивные дети – не принимают участия в мероприятиях.

Пассивные дети – это, как правило, застенчивые дети – для них нужно создавать условия для того, чтобы они себя проявили, поощрять их от лица коллектива.. И в результате такие детки начинают раскрываться.

Таким детям надо как можно чаще давать поручения от имени коллектива, хвалить их.

Нужно таких детей развивать, поддерживать, помогать им самоутвердиться в коллективе.

 

Ленивые дети – не хотят работать. За ними нужен контроль + понимание.

ВОПРОС 12







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.