Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы воспитания, понятие. Принцип целенаправленности, принцип воспитания в коллективе, принцип опоры на положительное в ребёнке, их сущность и пути реализации на практике.





Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация.

2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса.

3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных

 

Принципы:

1) Общественной напрвленности воспитания.

2) Связи воспитания с жизнью.

3) Опоры на положительное в ребёнке.

4) Гуманизации воспитания.

5) Личностного подхода в воспитании.

6) Единства воспитательных воздействий.

7) Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив.

8) Единства уважения и требовательности.

9) Индивидуального подхода к личности.

 

I Принцип целенаправленности.

Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности.

Требованияэтого принципа успешно реализуются при выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную работу как путь достижения общей цели воспитании; 2) вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей цели; 3) определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания.

II Принцип воспитания в коллективе.

Макаренко разработал этот принцип. Коллектив по-разному влияет на развитие личности.

В коллективе должны создаваться здоровые отношения. В коллективе один за всех и все за одного.

Создание в коллективе чувства защищённости. Т.е. если что-то случилось у ребёнка он должен чувствовать поддержку в классе, без осуждений.

Создание условий д/коллективного творчества.

Создание условий д/развития каждой личности в коллективе.

Оказание помощи в самоутверждении личности в коллективе.

Воспитание в коллективе, через коллектив.Сущ­ность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива наличность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннееего знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессеколлективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этимпринципом должна быть направлена на организацию совместной деятельностидетей для достижения общественно значимых целей, а также на формированиесобственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательныхцелях. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход кпониманию сущности и организации воспитания. В западной педагогике продолжаетбытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, ивоспитательный процесс представляется в том случае только как процесстренировки. Критикуя подобный поход к пониманию сущности воспитания, советскаяпедагогика не исключает индивидуальной работы воспитания с отдельнымивоспитанниками, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя наученика. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнееувидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам иорганизовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное вниманиекаждому отдельному ученику. К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и онпопадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученикпо мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также можетприобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.

 

III Принцип опоры на положительное в ребёнке

Отрицательные качества в ребёнке, такие как: лень, лживость, грубость могут соседствовать и с положительными кач-ми. Необходимо, находить положительные качества, на которые можно опереться в школьнике.

Нельзя начинать процесс воспитания с конфликта и поиска отрицательных кач-в школьника.

Сотрудничество воспитателя и школьника.

Реализации на практике:

Необходимо выявлять и развивать положительные кач-ва личности.

Необходимо выявлять положительные интересы учащегося и с помощью их решать задачи воспитания.

Необходимо создавать положительный воспитательный фон, спокойная деловая обстановка. Учить детей не только учиться, но и отдыхать

Замечать и поддерживать в ребёнке положительное, т.е. хвалить его больше, доверять ему, оказывать поддержку при неудачах.

Опора на положительное.Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затемопираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери кего душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советывоспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрыепедагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительныекачества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов вформировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требованияпринципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязанывыявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие,недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества,доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философскаяоснова этого принципа — известное философское положение о «противоречивости»человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным,природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться имирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью,ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных»,людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного именьше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживаниеличности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые иположительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа. Ввоспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя своспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника даютположительные результаты.Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках вповедении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот —выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надоосуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительныхчерт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегдавыгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные,эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможнорешать многие задачи трудового, нравственного, эс­тетического воспитания.Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена ввоспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задачавоспи­тателя.Если, например, у ученика плохая успеваемость, но при этом он любит рисовать,то воспитатель должен использовать это качество как точку соприкосновении дляуспешного взаимодействия с ним. Акцентируя внимание на тех успехах, которыеон достиг в любимом занятии, педагог может внушить воспитаннику, что таких жерезультатов он может добиться и в других областях.Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить каксоздание положительного воспитатель­ного фона. Сюда относится ижизнедеятельность воспитанни­ков, и стиль воспитательных отношений, и даже«дух» (выра­жение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная,деловая обстановка, где каждый занят своим де­лом, никто не мешает другдругу, где высокая организация тру­да и отдыха способствует бодрому,уверенному движению впе­ред, где и стены воспитывают, потому что продуманывсе ме­лочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и забот­ливоеотношение друг к другу, не может не оказывать благопри­ятного воздействия.Воспитанники, которым часто напоминают об их недостат­ках, начинают терять верув себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся накомплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируютхорошее поведение, внушают уверенность в успешном дости­жении высокихрезультатов, оказывают доверие воспитанни­кам, ободряют их при неудачах.

 

 

ВОПРОС 10

Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация.

2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса.

3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных

 

IV Принцип единства уважения и требовательности к личности.

Макаренко: «Чем больше я уважаю личность, тем больше предъявляю требований».

Коренным принципом гуманной педагогики является единство требовательности и уважения к детям. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представление о единственно возможной гуманистической форме человеческих отношений. В высокой общественной требовательности проявляется доверие к духовным силам, нравственной чистоте и творческой способности ребенка. В уважительности к детской личности выражается полное признание ее творческих возможностей, человеческих и гражданских прав. Педагогическое значение единства уважения и требовательности состоит еще и в том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его.

 

V Принцип учёта возрастных особенностей.

Успех воспитания в значительной степени зависит от учета возрастных особенностей детей. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Если классные руководители старших классов доверяют проведение политинформации самим учащимся, то учитель начальных классов проводит эту работу в основном сам, привлекая учащихся лишь для чтения и пересказа отдельных наиболее доступных и понятных им статей.

С учетом возрастных особенностей детей учитель отбирает методы воспитания. Известно, например, что лекция, используемая в воспитании старшеклассников, не может быть применена в работе с учащимися младших классов. Однако это требование касается не только отбора методов, но и их конкретного применения. В отличие от лекции беседа широко используется в воспитании детей всех возрастов. Однако беседа в начальных классах отличается большей эмоциональностью, конкретностью, образностью. Она бывает, как правило, непродолжительной по времени, начинается с восприятия конкретных фактов и т. д. Возрастные особенности детей необходимо также учитывать при предъявлении требований к ним.

Личностный подход.Во всех педагогических руководствах подчеркивается значе­ние двух принципов:учета возрастных особенностей воспитан­ников и осуществления воспитания наоснове индивидуально­го подхода. Психолого-педагогические исследованияпоследних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столькознание воспитателем возраста и индивидуальных осо­бенностей, сколько учетличностных характеристик и возмож­ностей воспитанников. Личностный подходпонимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важныедля воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностныеориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивыдея­тельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, нииндивидуальные особенности личности (характер, темпера­мент, воля и др.),рассматриваемые изолированно от назван­ных ведущих качеств, не обеспечиваютдостаточных оснований для высококачественного личностно ориентированноговоспи­тания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направлен­ностьличности, безусловно, связаны с возрастом и индивиду­альными особенностями.Но только приоритет главных лич­ностных характеристик выводит на правильныйучет данных качеств.Принцип личностного подхода в воспитании требует, что­бы воспитатель:1. Постоянно изучал и хорошо знал индивиду­альные особенноститемперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;2. Умел диагностиро­вать и знал реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,установки, направленность личности, отношение к жизни, тру­ду, ценностныеориентации, жизненные планы и другие;3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него ивсе усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающейпрогрессивное развитие лично­сти;4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешатьдостижению цели, а если эти причины не уда­лось вовремя выявить и устранить —оперативно изменял так­тику воспитания в зависимости от новых сложившихсяусло­вий и обстоятельств;5. Максимально опирался на собственную активность личности;6. Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборецелей, методов, форм самовоспитания;7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодея­тельностьвоспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлялведущую к успеху деятельность.При личностном подходе учет возрастных и индивидуаль­ных особенностейприобретает новую направленность. Диаг­ностируются потенциальные возможности,ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятныевозможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшемшкольном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тембольше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется егоавторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрастевоспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду,дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую,открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, актив­ныи инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должныбыть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшеестремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развиваютвысокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущиерезультаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальныхвозможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения свозрастом пластичности нервной системы, нарастания психологическойсопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю,чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи,характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельноизучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желаетдобиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии,средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств неможет быть полным и конкретным.Учитывая возросший уровень знаний современных школь­ников, их разнообразныеинтересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только вобласти своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общейкульту­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ромнравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковомвозрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание,организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнемразвития воспи­танников, пока вредные привычки не успели укорениться в ихдуше. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы.Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести кразочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностномувыполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычкаобходиться полудостигнутым.Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностныхкачеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельностии поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его наудовлетворение личностных и общественных потребностей.Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивиду­альный подход требуетсялишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения.Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзязабывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться инеблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подо­зревать в этом никого и никогдане следует, но внимание не­обходимо уделять всем.Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложнои не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайтеего своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путьдиагностики глубинных качеств.

 

 

VI Принцип гуманизации воспитания.

Всеобщая декларация прав человека требует гуманного отношения к воспитаннику.

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

Данный принцип требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника;

2) уважения его прав и свобод;

3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5) уважения права человека быть самим собой;

6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

7) ненасильственного формирования требуемых качеств;

8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.)

ПРИНЦИПЫ







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.