|
Принципы воспитания, понятие. Принцип целенаправленности, принцип воспитания в коллективе, принцип опоры на положительное в ребёнке, их сущность и пути реализации на практике.Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Требования к принципам воспитания: 1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация. 2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса. 3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных
Принципы: 1) Общественной напрвленности воспитания. 2) Связи воспитания с жизнью. 3) Опоры на положительное в ребёнке. 4) Гуманизации воспитания. 5) Личностного подхода в воспитании. 6) Единства воспитательных воздействий. 7) Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив. 8) Единства уважения и требовательности. 9) Индивидуального подхода к личности.
I Принцип целенаправленности. Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности, учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования личности. Требованияэтого принципа успешно реализуются при выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную работу как путь достижения общей цели воспитании; 2) вести воспитание на основе формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей цели; 3) определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого мероприятия осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и воспитания. II Принцип воспитания в коллективе. Макаренко разработал этот принцип. Коллектив по-разному влияет на развитие личности. В коллективе должны создаваться здоровые отношения. В коллективе один за всех и все за одного. Создание в коллективе чувства защищённости. Т.е. если что-то случилось у ребёнка он должен чувствовать поддержку в классе, без осуждений. Создание условий д/коллективного творчества. Создание условий д/развития каждой личности в коллективе. Оказание помощи в самоутверждении личности в коллективе. Воспитание в коллективе, через коллектив.Сущность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива наличность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннееего знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессеколлективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этимпринципом должна быть направлена на организацию совместной деятельностидетей для достижения общественно значимых целей, а также на формированиесобственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательныхцелях. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход кпониманию сущности и организации воспитания. В западной педагогике продолжаетбытовать представление о воспитаннике как о замкнутой в себе единице, ивоспитательный процесс представляется в том случае только как процесстренировки. Критикуя подобный поход к пониманию сущности воспитания, советскаяпедагогика не исключает индивидуальной работы воспитания с отдельнымивоспитанниками, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя наученика. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнееувидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам иорганизовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное вниманиекаждому отдельному ученику. К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и онпопадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученикпо мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также можетприобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.
III Принцип опоры на положительное в ребёнке Отрицательные качества в ребёнке, такие как: лень, лживость, грубость могут соседствовать и с положительными кач-ми. Необходимо, находить положительные качества, на которые можно опереться в школьнике. Нельзя начинать процесс воспитания с конфликта и поиска отрицательных кач-в школьника. Сотрудничество воспитателя и школьника. Реализации на практике: Необходимо выявлять и развивать положительные кач-ва личности. Необходимо выявлять положительные интересы учащегося и с помощью их решать задачи воспитания. Необходимо создавать положительный воспитательный фон, спокойная деловая обстановка. Учить детей не только учиться, но и отдыхать Замечать и поддерживать в ребёнке положительное, т.е. хвалить его больше, доверять ему, оказывать поддержку при неудачах. Опора на положительное.Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затемопираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери кего душе и достигнете хороших результатов. Такие простые и емкие советывоспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрыепедагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительныекачества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов вформировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требованияпринципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги обязанывыявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие,недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества,доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философскаяоснова этого принципа — известное философское положение о «противоречивости»человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным,природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться имирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью,ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных»,людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного именьше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживаниеличности. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые иположительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа. Ввоспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя своспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника даютположительные результаты.Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках вповедении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот —выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надоосуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительныхчерт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегдавыгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные,эстетические, любовь к природе, животным и т.д.), при помощи которых возможнорешать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания.Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена ввоспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задачавоспитателя.Если, например, у ученика плохая успеваемость, но при этом он любит рисовать,то воспитатель должен использовать это качество как точку соприкосновении дляуспешного взаимодействия с ним. Акцентируя внимание на тех успехах, которыеон достиг в любимом занятии, педагог может внушить воспитаннику, что таких жерезультатов он может добиться и в других областях.Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить каксоздание положительного воспитательного фона. Сюда относится ижизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже«дух» (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная,деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает другдругу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому,уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманывсе мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливоеотношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять верув себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся накомплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируютхорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высокихрезультатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
ВОПРОС 10 Принцип – это общеисходное положение, в кот выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. Требования к принципам воспитания: 1) Обязательность принципа – обязательно принимать в любой воспитательной ситуации. Это не совет, не рекомендация. 2) Комплексность – предполагает их одновременное, а не поочерёдное использование на всех этапах воспитательного процесса. 3) Равнозначность – среди принципов нет ни главных, ни второстепенных
IV Принцип единства уважения и требовательности к личности. Макаренко: «Чем больше я уважаю личность, тем больше предъявляю требований». Коренным принципом гуманной педагогики является единство требовательности и уважения к детям. Уважение и требовательность к ребенку воспитывают в нем чувство человеческого достоинства, формируют представление о единственно возможной гуманистической форме человеческих отношений. В высокой общественной требовательности проявляется доверие к духовным силам, нравственной чистоте и творческой способности ребенка. В уважительности к детской личности выражается полное признание ее творческих возможностей, человеческих и гражданских прав. Педагогическое значение единства уважения и требовательности состоит еще и в том, что активное участие в важных общественных делах и ответственность способствуют самоутверждению, возвышают ребенка в собственных глазах, окрыляют и вдохновляют его.
V Принцип учёта возрастных особенностей. Успех воспитания в значительной степени зависит от учета возрастных особенностей детей. Реализация этого принципа в воспитании предполагает прежде всего отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся. Если классные руководители старших классов доверяют проведение политинформации самим учащимся, то учитель начальных классов проводит эту работу в основном сам, привлекая учащихся лишь для чтения и пересказа отдельных наиболее доступных и понятных им статей. С учетом возрастных особенностей детей учитель отбирает методы воспитания. Известно, например, что лекция, используемая в воспитании старшеклассников, не может быть применена в работе с учащимися младших классов. Однако это требование касается не только отбора методов, но и их конкретного применения. В отличие от лекции беседа широко используется в воспитании детей всех возрастов. Однако беседа в начальных классах отличается большей эмоциональностью, конкретностью, образностью. Она бывает, как правило, непродолжительной по времени, начинается с восприятия конкретных фактов и т. д. Возрастные особенности детей необходимо также учитывать при предъявлении требований к ним. Личностный подход.Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов:учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания наоснове индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследованияпоследних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столькознание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учетличностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подходпонимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важныедля воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностныеориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивыдеятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, нииндивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.),рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечиваютдостаточных оснований для высококачественного личностно ориентированноговоспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленностьличности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями.Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильныйучет данных качеств.Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:1. Постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенноститемперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;2. Умел диагностировать и знал реальный уровень сформированноститаких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностныеориентации, жизненные планы и другие;3. Постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него ивсе усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающейпрогрессивное развитие личности;4. Своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешатьдостижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить —оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихсяусловий и обстоятельств;5. Максимально опирался на собственную активность личности;6. Сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборецелей, методов, форм самовоспитания;7. Развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельностьвоспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлялведущую к успеху деятельность.При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностейприобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности,ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятныевозможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшемшкольном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тембольше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочнее подчиняется егоавторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрастевоспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду,дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую,открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активныи инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должныбыть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшеестремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развиваютвысокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущиерезультаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальныхвозможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения свозрастом пластичности нервной системы, нарастания психологическойсопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов.В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю,чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи,характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельноизучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желаетдобиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии,средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств неможет быть полным и конкретным.Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразныеинтересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только вобласти своей специальности, но и в области политики, искусства, общейкультуры, должен быть для своих воспитанников высоким примеромнравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковомвозрасте требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание,организация, методы и формы воспитания придут в противоречие с уровнемразвития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в ихдуше. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы.Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести кразочарованиям или, что намного хуже, к недостаточно полному, поверхностномувыполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычкаобходиться полудостигнутым.Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностныхкачеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельностии поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его наудовлетворение личностных и общественных потребностей.Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуетсялишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения.Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзязабывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться инеблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогдане следует, но внимание необходимо уделять всем.Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложнои не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайтеего своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путьдиагностики глубинных качеств.
VI Принцип гуманизации воспитания. Всеобщая декларация прав человека требует гуманного отношения к воспитаннику. Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними. Данный принцип требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) уважения права человека быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильственного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.) ПРИНЦИПЫ Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|