|
Особенности евангельского движения на Северо-Западе Российской империиСтр 1 из 3Следующая ⇒ До социалистической революции 1917 года в состав огромной Российской империи входили также земли Финляндии и Эстонии. Территория Финляндии была присоединена к России в результате русско-шведской войны 1808-1809 года, причем собрание представителей различных сословий Финляндии, созванное русским правительством в г. Борго (Боргоский сейм, 1809 г.) одобрило вхождение в состав Российской империи. Финляндия стала именоваться Великим княжеством Финляндским. Главой княжества стал российский император, один из титулов которого был Великий князь Финляндский. Представителем российского императора в Финляндии был генерал-губернатор, председатель местного правительства. Финляндия в составе Российской империи сохраняла за собой некоторые права на автономию. После Октябрьской революции, 18 декабря 1917 года, Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным признал независимость Финляндии и (в обмен на признание Финляндией легитимности правительства большевиков) - она была провозглашена суверенной страной. Влияние Реформации, которое неудержимо распространялось в Европе, начиная с 16 века, не могло не коснуться Прибалтики и Скандинавии. Протестантское понимание учение Евангелия о спасении человека не путем совершения религиозных обрядов или ритуалов, а через заместительную искупительную жертву Иисуса Христа, что является краеугольным камнем протестантизма, финскому народу принес еще в 1540 году ученик и сотрудник Мартина Лютера Михаэль Агрикола. Им был составлен первый букварь финского языка, в 1548-1552 года он выполнил перевод Нового Завета и некоторых книг Ветхого Завета на финский язык для своих соотечественников. В течение короткого времени католическое население Финляндии стало довольно быстро переходить в протестантизм, а в финских селах и городах появилось великое множество евангелическо-лютеранских церквей, которые мирно уживались с церквами католического и православного вероисповедания. Распространение Реформации в Финляндии проходило под знаком относительной веротерпимости, взаимного уважения к другим христианским конфессиям и не сопровождалось такими общественными потрясениями и кровопролитиями, как в некоторых других странах Западной Европы. В последующие века, в связи с появлением на территории Финляндии баптизма и методизма, дух сотрудничества и веротерпимости между разными христианскими конфессиями еще более укрепился, и в целом духовное положение в христианских церквах, их духовный уровень, были значительно лучше, нежели в других странах... В 1856 г. в Финляндии было совершено первое водное крещение по вере. Богоискательство и протестантская религиозность финского народа оказывала влияние также и на другие народы Российской империи, (в первую очередь – славянские) и это было особенно заметно на севере России, куда бежали многие приверженцы старой веры от преследований царской власти и официального православного духовенства. В их среде - в монастырях, в скитах, в крестьянских поселениях, среди многоликости старообрядческих «толков» и «согласий» зрело зерно некоей «Русской Реформации», усилилось искание истинного пути Божьего, усилилось искание познания его подлинной воли, подлинного евангельского учения на страницах Библии. Подобное влияние исходило и от Эстонии. Эту многострадальную землю в течение веков поочередно стремились подчинить себе иностранные захватчики, силою оружия насаждая ту или другую "истинную веру Христову" - и поэтому среди эстонцев можно было найти и католиков и лютеран. Дальнейшее развитие в Эстонии баптизма и методизма еще более способствовало тому, что подавляющая часть населения Эстонии избрала своим вероисповеданием протестантизм. Знакомство людей русского Северо-Запада с финнами и эстонцами - было по своей сути (сознательным или несознательным) столкновением их мертвяще-догматической православной религии с первыми лучами света истинного евангельского учения Иисуса Христа. Люди, которые традиционно, потомственно считали себя исповедниками самой лучшей христианской веры, открывали для себя - впервые! - реальную личность Иисуса Христа и его святое Евангелие Царствия Божьего. Эта радость спасения русского народа постепенно растет и созревает, обретая все новых и новых последователей, как в глухих деревеньках, так и в самой столице великой и духовно спящей империи. Эстония была занята русскими войсками и присоединена к России в ходе Северной войны 1700-1721 г. при Петре I, и это присоединение было официально закреплено Ништадским мирным договором 1721 года. В ходе гражданской войны после революции 1917 года в Таллинн прибыла английская эскадра, и с ее помощью эстонские контрреволюционные силы вытеснили части Красной Армии с территории Эстонии. 19 мая 1919 года было провозглашено создание Эстонской республики. В 1940 году в Эстонии начались массовые беспорядки и выступление просоветских сил, инспирированные спецслужбами Советского Союза, которые привели к свержению эстонского правительства. 21 июня 1940 года было сформировано новое правительство, которое через месяц приняло декларацию об установлении советской власти. Эстония была провозглашена Эстонской Советской Социалистической республикой. 6 августа 1940 года Эстония официально вошла в состав СССР. До некоторой степени подобной была и история присоединения Латвии к Российской империи. Стараясь «прорубить окно в Европу», как любил говорить Петр Первый, в ходе Северной войны российские войска отняли у шведов Ригу и часть Латвии, именуемой Видземе. Ништадский договор 1721 года закрепил право России на эту землю. Другие две части Латвии были отняты у Польши – Латгалия в 1772 году, а Курляндия – в 1795 году. Таким образом, к концу 18 века вся Латвия находилась под властью России. Идеи независимости стали достаточно широко циркулировать только после русско-японской войны 1905 года. Независимость Латвии была провозглашена в 1920 году и продолжалась не очень долго. 23 августа 1939 года между Советским Союзом и Германием был подписан Пакт о ненападении, секретные протоколы которого разграничивали территориальные интересы правительств этих стран. В соответствии с этим, Германия 1 сентября 1939 года начала вторую мировую войну. 17 июня 1940 года Латвия была занята советскими войсками и была присоединена к СССР в качестве Латвийской Советской Социалистической республики. Из-за тесных отношений, которые традиционно существовали с Германией, Швецией и Финляндией в Латвии широко распространился протестантизм и были очень сильны баптистские церкви, образовавшие свой большой церковный союз. В 19 веке в Финляндии и Карелии достаточно широко распространилось движение «скакунов» которые по своему вероучению очень походили на молокан- прыгунов. Достоверных сведений про их деятельность найти не удалось. Отмечены также проявления харизматических дарований Святого Духа в 1879 году во время духовного пробуждения в Эстонии. В сентябре 1907 года примкнул к пятидесятническому движению пастор Д. Пауль, который стал руководителем движения пятидесятников в Германии. В свое время он был священником в Равенштейле в Восточной Пруссии, затем - с 1899 года - как свободный евангелист и палаточный миссионер, переезжая с места на место, своими проповедями, статьями в журналах и брошюрах распространял учение пятидесятников - в том числе и в Эстонии, где он неоднократно бывал. Духовное влияние богоискательства и протестантизма, исходящее от Финляндии, Эстонии, Латвии и Восточной Пруссии в значительной мере приготовило почву для принятия протестантских верований и в среде русского народа. И неудивительно, что, начиная с 1873 года, именно на Северо-Западе России и в Санкт-Петербурге возникает мощный очаг евангельского движения, связанный с миссионерством английского лорда и проповедника Грэнвилла Рэдстока и деятельностью довольно большой группы влиятельной интеллигенции, обращенной миссионером (в том числе полковника русской гвардии Василия Пашкова, барона Модеста Корфа, графа Алексея Бобринского, а впоследствии - известного проповедника и способнейшего организатора Ивана Степановича Проханова). Уже отмечалась благословенна деятельность И.С. Проханова - видного проповедника, христианского поэта - он издал прекрасный сборник духовных песен (так называемый «Десятисборник»), в который вошли христианские гимны, частью им написанные, частью собранные или переведенные Прохановым с других языков. Этим сборником пользуются все евангельские верующие в бывшем СССР и до настоящего времени. В 20-е годы Проханов являлся бессменным редактором журнала "Христианин". И.С. Прохановым в 1913 году было разработано "Краткое изложение вероучения евангельских христиан", которое и по сей день является основой вероучения евангельских христиан-баптистов. При активном участии Проханова было создано множество церквей евангельских христиан в царской Российской империи, особенно большим и заметным был его личный вклад в благовествование на Северо-Западе России. В начале 20 века в этой местности было также большое количество баптистских церквей, которые находились под заботливым духовным попечением и влиянием выдающегося учителя, проповедника и богослова, пресвитера Петербургской церкви баптистов Ивана Вениаминовича Каргеля.. В 1908 году церкви евангельских христиан и церкви баптистов образовали соответственно два союза - Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ) во главе с И.С. Прохановым с центром в Санкт-Петербурге и Союз русских баптистов во главе с Н.В. Одинцовым. Руководство Союза русских баптистов находилось в Москве. В 1910 г. один из руководящих деятелей баптистского братства в России Вильгельм Фетлер опубликовал статистические сведения об этом движении. Статистика Фетлера была неполной. Она охватила 149 общин русских и 147 общин немецких, латышских и эстонских баптистов - всего 296 общин, между тем как число русских баптистских общин было в то время значительно большим, о чем предупреждал и сам Фетлер в своем издании.[1] По статистике министерства внутренних дел к 1912 г. общин было 89 с 14 926 членами в них; кроме того, в ней указывается, что 99 726 баптистов объединяются в общины, не зарегистрированные официально. Если условно принять, что незарегистрированные и зарегистрированные общины в среднем имели одинаковый численный состав, то, исходя из приводимых данных, в России имелось 590 незарегистрированных общин, а всего - 679. В баптистском журнале «Гость», руководимом В. Фетлером, Василий Гедеонов сообщал, что в России «по последним данным имеется 839 баптистских общин…» [2] В статье В. Павлова, опубликованной в 1911 г. в журнале «Баптист», значится следующее: «О количестве членов в России имеются точные сведения лишь у немецких баптистов, которых насчитывается более двадцати пяти тысяч». Однако, как сообщало «Русское слово» в июле 1913 г., Фетлер в беседе с директором департамента духовных дел Менкиным «указал, что в настоящее время в России с лишком 100 000 баптистов». [3] Видный деятель баптистского братства Степанов, выступая на европейском конгрессе баптистов в Стокгольме, подтвердил, что в России имеется 100 тысяч членов баптистских общин.[4] Этому, по-видимому, не противоречат данные, приводимые в конце 1914 г. Гедеоновым, который сообщил, что общее число «прихожан» приближается в баптистских общинах к 200 тысячам.[5] Число «прихожан», естественно, превышало число членов баптистских общин, так как к «прихожанам» могли быть отнесены так называемые «приближенные» (обратившиеся, но еще не крещенные по вере) или, наконец, просто сколько-нибудь устойчивые посетители баптистских молитвенных собраний. [6] Заслуживает особого внимания в статистических данных министерства внутренних дел указание на то, что за 1905-1911 гг. пополнение баптистских церквей выразилось в цифре 25 тыс. Иными словами, 23 % общего состава баптистского движения, распространявшегося в течение полувека, вошли в эти церкви за короткий промежуток времени с 1905 по 1911 г. В 1911 г. В.В. Иванов писал: «В России же большое движение баптизма началось с 1905 г., когда Бог даровал нам религиозную свободу. До этого времени мы, баптисты, были подавляемы. С 1905 г. в истории баптизма наступила эпоха, которую можно назвать эпохой открытого штурма. Под влиянием натиска баптистов во многих местах произошли существенные перемены». [7] В том числе – и на Северо-Западе России.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|